Отец абакумовских курантов
Елена Божко предоставила нам свое очередное исследование на абакумовскую тему. Герой этого текста — человек, создавший часы, по которым поселок несколько десятилетий сверял свою жизнь…
По воле случая мы с главным героем этого материала однофамильцы. Это простое совпадение. Мы не родственники. Но судьба этого человека меня заинтересовала. Я не жалею, что потратила столько времени, чтобы узнать хотя бы на чуточку больше, чем в первый день ознакомления с документами о нем. Мои походы на шахту, в библиотеку, штудирование интернета и сайта Минобороны б. СССР, встречи с родственниками, разговоры, беседы (порой надоедливые), дали свои положительные результаты. На поиски информации, сложившейся в выстроенную логическую цепочку ушло почти три года, но я счастлива, что об этом человеке я узнала много хорошего (а плохого уже нет, и никогда не будет, двадцать лет назад кадрового военного не стало среди нас).
Зовут его Федор Гурьевич Божко. Родился он 7 февраля 1912 года в селе Михайловка, сейчас Новомихайловка Марьинского района (в ту пору Бахмутского уезда Екатеринославской губернии).
Из скромных сведений ресурса «Память народа» известно, что поступил на службу в Красную Армию в 1934 году, в июне 1941 года был мобилизован на войну из Сталинского городского военкомата. В наградном листе указано: инженер-капитан кино и радио политуправления 47-й Армии Северо-Кавказского фронта (СКФ). За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Ф.Г. Божко награжден орденом Красной Звезды приказом командования № 0321/н от 16 октября 1943 года. Других наград и ранений на тот момент не имел. Второй раз орденом Красной звезды Федор Гурьевич уже в чине подполковника был награжден после окончания войны в 1949 году.
Еще имеется информация о награждении орденом Отечественной войны II степени. Где и когда боевой офицер учился инженерному радиоделу, не удалось узнать.
Ф.Г. Божко принимал участие в оборонительных операциях в 1942-1943 годах: на Севастопольском, Краснодарском направлениях, в боевых действиях наступательной операции Краснодарско-Новороссийского направления с января по май 1943 года и многих других боевых действиях. Прошел Великую Отечественную с первых дней до самой Победы.
Супруга старшего сына Федора Гурьевича, Валентина Алексеевна, рассказала о том, что ее свекру довелось воевать вместе с Леонидом Брежневым на Малой земле, впоследствии ставшим генеральным секретарем ЦК КПСС. Подробностей о боевых операциях Валентина Алексеевна не знает, но факт остается фактом.
Федор Гуреьвич был человеком одержимым, в хорошем смысле этого слова, находясь еще на службе в рядах СА, продолжал заниматься любимым делом. Его изобретение «приемник-магнитофон «Примаг» был удостоен дипломом второй степени на 10-й Всесоюзной выставке творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ в 1952 году.
После увольнения в запас в 1960 году приехал на родину.
Устроился на шахту им. Абакумова слесарем электромеханического отдела. Меня глубоко тронуло, что такой заслуженный человек влился в ряды рабочего касса. Интересно, в настоящее время, какой бы подполковник запаса пошел бы трудоустраиваться слесарем? Федор Гурьевич проработал на шахте без малого 14 лет, с 1960 по 1974 годы. Сначала слесарем на поверхности, а позже подземным. Так что кадровый военный знал не понаслышке, что такое подняться на-гора. Для человека, который большую часть своей жизни отдал военной инженерии, думаю, не так-то и страшно было спуститься в недра нашей земли.
Просматривая подшивку газеты «Слово шахтера», которая более сорока лет на своих страницах освещала жизнь, производственные проблемы шахты, постоянно рассказывала о горняках, их семьях, о событиях на поселке, я много узнала о том, как работал Федор Гурьевич, помимо основных обязанностей был рабкором стенгазеты «Механизатор», политагитатором, рационализатором.
21 февраля 1963 года в газете вышла заметка «Новый телефонный аппарат», которую написал Ф.Г. Божко. В материале он рассказывал о том, что на шахту поступили новые телефонные аппараты типа ТАШ-60Ц6, предназначенные для работы в подземных выработках. Такие аппараты обеспечивали работу при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов по Цельсию, при влажности воздуха до 98 %. Единственным недостатком таких аппаратов было то, что они устанавливались только в вертикальном положении. Автор публикации выражал надежду, что связисты-абакумовцы будут думать над усовершенствованием данного недостатка новой телефонной установки.
Но главной целью моей была — найти информацию о часах-курантах, установленных на здании административно-бытового комбината. Инициатором изобретения, которых и был Федор Гурьевич. Мне повезло, в подшивке газеты сохранился номер от 18 мая 1967 года, с таким вот текстом:
«К 50-й годовщине Великой Октябрьской революции на нашей шахте войдут в эксплуатацию уже третьи по счету шахтерские часы-куранты. Каждые полчаса они будут играть мелодию песни «Славься, шахтеров племя!», а каждый час, проигрывая ту же мелодию отбивать точное время.
Основная аппаратура изготовлена и проходит испытания. Абакумовцы уже слышат бой часов-курантов в табельном зале.
Ко Дню шахтера, намечено такие часы, установить на здании административно-бытового комбината, у главного входа, а к 50-летию Октября – на фасаде Дворца культуры.
Инициаторами создания шахтных часов-курантов являются известные рационализаторы – электрослесарь связи Ф.Г. Божко и энергетик А.Ф. Ян. Им активно помогают в работе электрослесарь А.Е. Жук и мастер связи А.Ф. Божко».
Сразу же возникли новые вопросы. Третьи по счету? Среди фотографий бывшего музея шахты есть очень примечательное фото. В центре производственного помещения установлен аквариум-фонтан, где на стене висят часы. Неужели это те самые, о которых упоминается в заметке?
Часы-куранты таки были установлены только не у главного входа, а ближе к углу стены комбината. На фотографии это хорошо видно.
На здании Дворца культуры часы повесили под именной вывеской Дворца.
Выходит, что двое часов-курантов находились на территории шахты и одни в поселке.
Символично, что в 1968 году в гостях у горняков побывал композитор Тихон Хренников (автор Марша шахтеров), об этом свидетельствует фото и небольшой комментарий в газете «Слово шахтера».
Еще одно фото с портретом Ф.Г. Божко размещено в номере газеты за 16 ноября 1968 года с сообщением о присвоении слесарю электромеханического отдела шахты им. Е.Т. Абакумова звания «Заслуженный работник культуры УССР» в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета УССР от 26 сентября 1968 г.
Как же не гордиться таким человеком?! Лично я горжусь, что на нашей шахте трудились такие люди.
Шли годы, судьба распорядилась так, что вначале 70-х Федор Гурьевич переехал в Одессу.
По рассказам родственников он составил завещание, по которому повелевал похоронить его на родине. Федор Гурьевич прожил большую, сложную, но такую насыщенную, интересную жизнь. Его не стало в 1998 году. Областной военкомат помог в транспортировке тела. Покоится подполковник запаса, участник Великой Отечественной войны Ф.Г. Божко на старом кладбище возле школы в Старомихайловке.
Ранним летним утром, когда поселок еще «полуспал», звон курантов был слышен почти на весь поселок. Вот только мелодию Марша шахтеров мало кто может вспомнить. Причину отсутствия звучания этой мелодии сейчас очень трудно установить.
Часы-куранты отбивали свой ритм уже для новых поколений шахтеров и жителей поселка вплоть до 2011 года. Со временем они стали барахлить. По инициативе директора шахты А. В. Волкова начались работы по восстановлению часов-курантов специалистами шахтной АТС.
Часы снова заработали, но остановились в канун 2015 года, (по известным нам причинам), на которых отразилось время 13 часов 14 минут…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.