Музей в Прелестном
20.09.2022

Музей в Прелестном

Отрывок из книги, написанной ровно 10 лет назад к 80-летию Донецкой области…

Первый вопрос – а почему Прелестное? Действительно, название этого села в Славянском районе, на берегу Сухого Торца необычно выделяется. Что вокруг? Былбасовка, Александровка, Майдан… И вдруг – Прелестное! Откуда такая поэтика?

Легенда утверждает – от императрицы Екатерины II (от которой в Донбассе вообще немало проистекает). Вроде бы ехала правительница России из Крыма – и остановилась здесь. Увидела поместье помещика Бантыша с прилегающим парком. И воскликнула: «Ах, какая прелесть!»  Бантыш в честь визита царицы и переименовал село Веселое, которое основал незадолго перед тем, в Прелестное.

Владимир Васильевич Бантыш, поручик от инфантерии, происходил из молдаван, переселившихся в Россию после Прутского похода Петра I. На берегах Сухого Торца он обосновался в 1768 году, выйдя в отставку. Поместье свое развивал с фантазией и любовью. Парк был настоящим чудом в этих краях. Специально нанятый садовник пестовал каждое дерево – за труды его благодарные хозяева после смерти поставили ему памятник. Сейчас от этого памятника осталось только четырехгранное основание. От парка – существенно больше, хотя в последние годы он – без присмотра, и заметно одичал. Тем не менее, сохранились дорожки, по которым ступала нога как помещиков Бантышей, так и победившего пролетариата, который после революции отнял усадьбу у владельцев (и в порыве праведного гнева чуть не сжег).

С семьей Бантышей связана легенда, которую здесь с удовольствием пересказывают. Мол, была у одного из потомков Владимира Васильевича дочь – прекрасная, как трудно сказать что. И вот однажды появился в усадьбе гость – харьковский помещик, а также литератор Григорий Петрович Данилевский (известный нам по своим повестям «Сожженная Москва», «Мирович» и «Княжна Тараканова», а также по переводам Шекспира). Прошла пара недель – и между гостем и хозяйской дочкой вспыхнула любовь. Узнал об этом отец – и сказал свое категорическое «нет!» Не ровня, мол, Данилевские Бантышам. Поняв, что переломить отцовскую волю не удастся, девушка пошла к пруду посреди парка и… И утопилась. С тех пор называется этот  пруд – озером Любви. Данилевский с горя написал повесть «Девятый вал». Домик, где он жил, остался и до сих пор служит местной достопримечательностью. И озерцо есть – теперь оно наполовину заросло камышом, и в него упирается тропинка парка, обрываясь мостками (не с них ли топилась несчастная жертва любви?). Да и усадьба все еще стоит, хотя тоже несколько подзабыта, и бледно-зеленоватое здание с облупившимися колоннами выглядит оставленным навсегда, хотя и находится под ведомственной охраной…

Музей народного быта – вроде бы тоже замороженная история, но состояние его не в пример лучше. Белоснежная хата, крытая камышом, слева – мельница во вполне рабочем состоянии, с другой стороны – деревянный амбар, шедевр плотницкой работы – все бревнышки одно к одному, с резьбой и даже с колоннами. Заходим в хату. Внутри – чистота и порядок необыкновенный. Чуть ли не половину дома занимает печь, в крестьянском хозяйстве она играла доминирующую роль, вокруг нее был организован весь дом. На столе стоит утварь – самовар, кувшин, деревянная миска с ложками. На окнах – рушники. В углу, тоже под рушниками – иконы. Так жили крестьяне Слобожанщины – северо-восточной части Украины, южный край которой проходил как раз по этим местам, по Сухому Торцу.

Музей есть музей! Вас везде проведут и все расскажут, а особо желающим позволят ощутить себя хотя бы на малую часть жителями Слобожанщины непростого XIX века. Эффект присутствия можно закрепить, прокатившись на бричке и отведав настоящих украинских блинов со сметаной.

Как возникло это «маленькое Пирогово», как называют музей в Прелестном столичные журналисты? В 1983 году краевед-энтузиаст Александр Иванович Шевченко решил, что может сделать кое-что для сохранения памяти о прошлом. У Шевченко была своя философия. Например, он считал глубоко порочной мысль о том, что человек должен взять все от природы, не дожидаясь ее милостей. «Человек – не царь природы, а ее дитя», — говорил он. На фундаменте своей философии Шевченко и удалось создать уголок прошлого, которому удивляется уже не только Украина. Все сооружения музея – подлинные, созданные жителями различных деревень Слобожанщины. Самый удивительный экспонат – мельница, ей 200 лет, ее передало музею село Бригадировка Харьковской области. «Ветряк» разобрали, предварительно пронумеровав составляющие, а потом на месте, в Прелестном, собрали – деталь за деталью…

Философией Александра Шевченко пронизано все, что так или иначе касается музея. В его мировоззрении важное место занимал юмор. Это нашло отражение, например, в названии экспонатов на поляне «философских камней».  Здесь и скифские бабы, и жернова, и просто интересные по форме глыбы дикого камня. У каждого экспоната есть  шутливая легенда, рожденная ассоциациями с его формой. Каменное колесо из мельницы назвали «вкладом украинских политиков в швейцарском банке», прямоугольный обломок песчаника – «хатынкой Кравчука».

Приезжайте в Прелестное — музей живет, удивляет и открыт с 9 до 16 часов кроме понедельников и вторников.


Теги Славянск
Ясенов

Ясенов

Комментарии

Комментариев нет! Вы можете первым прокомментировать эту запись!

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.