Как Хачатурян в Донецк японскую скрипачку привез
16.02.2017

Как Хачатурян в Донецк японскую скрипачку привез

Очередные подробности о донбасских гастролях очередного великого артиста. В начале 1967 году у нас побывал дирижер и композитор Арам Хачатурян. О чем и рассказывает Анатолий Жаров. Читаем…

 

Великий композитор и дирижер пятьдесят лет назад с успехом выступил в нескольких городах Донбасса. Арам Хачатурян вместе с музыкантами симфонического оркестра Донецкой государственной областной филармонии в марте 1967 года дал концерты в Донецке, Жданове, Славянске, Константиновке, Краматорске и Новоэкономическом.

 

«Зацепка» из архива Донецкой филармонии

В архивных документах Донецкой государственной академической филармонии хранятся приказы по кадрам. В одном из них за №59 от 9 марта 1967 года за подписью заместителя директора филармонии В.Дюбы записано: «зачислить на временную работу на время гастролей композитора А.Хачатуряна в симфонический оркестр тов. Нестерова Н.». Таким образом, в этом документе четко указано о предстоящих гастролях на донецкую землю Арама Ильича Хачатуряна (06.06.1903 – 01.05.1978) – выдающегося советского и армянского композитора, дирижера, педагога. Тогда уже Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий выступил у нас со своими авторскими концертами.

После просмотра в библиотеке Крупской подшивки главной областной газеты того времени «Социалистический Донбасс» удалось найти подтверждение архивным документам из филармонии. В номере газеты за 11 марта 1967 года было размещено рекламное объявление о предстоящих концертах композитора в Донецке. «Концертный зал филармонии. 12 и 13 марта – авторские концерты Народного артиста СССР Арама Хачатуряна. 12 марта действителен абонемент №1. 13 марта действителен абонемент №2. Начало в 19 час. 30 мин…», — сообщалось в нем. На той же странице была помещена и маленькая заметка под названием «Арам Хачатурян – наш гость». В ней говорилось, что на авторские концерты в Донецкую филармонию «впервые приехал выдающийся советский композитор, лауреат Ленинской премии, Народный артист СССР, профессор Арам Ильич Хачатурян». «Вчера, после репетиции с симфоническим оркестром, Арам Хачатурян прибыл в Дом печати, в гости к журналистам областных газет. Во время встречи, которая проходила в теплой, дружеской обстановке, Арам Ильич рассказал о музыкальной жизни страны, поделился своими впечатлениями о зарубежных поездках. Авторские концерты А.Хачатуряна состоятся также в Жданове, Новоэкономическом, Краматорске, Славянске, Константиновке», — написали в газете.

Как видим, приезд такого выдающегося музыкального деятеля в наш регион уже накануне его выступлений стал большим событием в культурной жизни области. И его концерты много освещались в печати. Но, как-то так получилось, что через полвека о них у нас фактически забыли. И в этой статье постараемся напомнить о тех концертах.

 

«Замечательное искусство» в Донецке

Рецензию на первый концерт Хачатуряна, в воскресенье 12 марта, в концертном зале Донецкой филармонии написал в «Соц. Донбасс» через два дня Заслуженный деятель искусств УССР Анатолий Ушкарев, тогда художественный руководитель нашей филармонии. Свою статью он назвал «Замечательное искусство». Автор рассказал, что начал первое отделение своего концерта в Донецке композитор и дирижер «Одой памяти Ленину», написанной Хачатуряном к документальному фильму «Владимир Ильич Ленин». В 1967 году в Советском Союзе с большим размахом отмечали 50-летие со дня Октябрьской революции.

«В прозвучавшей затем симфонической сюите «Сталинградская битва» композитор стремился воплотить стойкость и мужество советского народа, его патриотизм, несгибаемую волю к победе. И это ему вполне удалось. Первое отделение закончилось исполнением фрагментов из балета «Спартак» — произведения, особенно ярко воплотившего в себе творческую индивидуальность композитора… Во втором отделении исполнялся Концерт для скрипки с оркестром в трех частях… В заключении концерта прозвучали танцы из балета «Гаянэ», написанного композитором в годы Великой Отечественной войны. Необыкновенная эмоциональность, лиричность, народность – вот характерные черты музыки балета…», — писал Ушкарев. Далее он отметил, что авторский концерт Арама Хачатуряна в Донецке прошел с большим успехом. «Слушатели восторженно приветствовали крупнейшего советского композитора… Выдающийся композитор и дирижер уже встречался с донецкими горняками… «Такие встречи, — заявил он, — имеют неоценимое значение для творчества. Они помогают узнать лучше душу народа, для которого мы, советские композиторы, создаем свои произведения…», — говорилось в статье.

В свой приезд в Донецк тогда Арам Ильич не только играл музыку и репетировал с симфоническим оркестром. Он также более подробно знакомился с нашим городом. Так, у донецких краеведов сохранилась фотография известного нашего фотокорреспондента Григория Навричевского, на которой он зафиксировал посещение Хачатуряном нашего торгового комплекса «Белый лебедь». Там композитор присматривал туфли. Только вот уже неизвестно – купил он их или нет? Кстати, Арам Хачатурян приехал в Донбасс с авторскими концертами не один, а со своей ученицей — японской скрипачкой Йоко Сато.

 

Юное дарование из Японии

В Донецке семнадцатилетняя Йоко Сато была солисткой во время исполнения Концерта для скрипки с оркестром. «Донецкие слушатели вторично встретились с молодой японской скрипачкой Екко Сато (так напечатано в «Соц. Донбассе» — Прим. автора) – воспитанницей Центральной музыкальной школы и Московской консерватории, лауреатом Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Она является одной из лучших исполнителей этого концерта Хачатуряна…», — написал в своей статье Анатолий Ушкарев. Он отметил, что молодая скрипачка в Донецке блестяще выступила. Из газетной статьи видно, что в наш город она приехала не в первый раз.

У этой девушки интересная история ее появления в СССР. Йоко Сато родилась в 1949 году, а в 1958 году во время гастролей по Японии советский скрипач Леонид Коган увидел талантливую восьмилетнюю скрипачку. Он был просто очарован юным дарованием.

Правдами и неправдами Леонид Коган уговорил маму Йоко приехать в Советский Союз, где талантливая девочка продолжила учиться музыке. Она до 1971 года занималась в классе Когана в Московской консерватории. В 1966-м Йоко стала обладательницей 3-й премии на конкурсе Чайковского, а в 1972-м 2-й премии на конкурсе Паганини. В 13 лет она стала играть скрипичный концерт Арама Хачатуряна. Даже сохранились телевизионные записи этого выступления.

Вдова Валентина Ежова Наталья Готовцева, сценариста «Баллады о солдате» и «Белого солнца пустыни», вспоминала о том, что в ее мужа была просто влюблена эта молодая скрипачка. Если верить японской периодике, то Йоко Сато училась не только игре на скрипке, но и вокалу, живописи. А потом следы этой скрипачки теряются…

 

Чуткая ждановская публика

На следующий день после концертов в Донецке, 14 марта 1967 года, Арам Ильич вместе с симфоническим оркестром областной филармонии и Йоко Сато выступил в городе Жданове (сейчас городу вернули его первое имя Мариуполь). Концерт состоялся в недавно построенном Дворце культуры завода тяжелого машиностроения (ныне «Азовмаш»). В номере за 21 марта городской газеты «Приазовский рабочий» есть подробности того выступлении. «Музыка, покорившая сердца» так называлась газетная статья об авторском концерте Арама Хачатуряна в Жданове. Там есть фото композитора с директором завода имени Ильича Вячеславом Онуфриевичем Куликовым, который, по словам журналистов «ПР», был другом выдающегося музыканта. «Дирижировать огненной симфонией на металлургическом заводе – тоже большое искусство», — такова подпись словами Хачатуряна к тому фото.

«Чуткая и взыскательная аудитория горячо встретила одного из популярнейших композиторов современности. Впечатление – неизгладимое. Под сводами зала звучала новая, доходчивая, искренняя музыка. Скупые и точные жесты дирижера были понятны и музыкантам, и слушателям…Можем смело утверждать, что его авторский концерт помог даже неискушенному в симфонической музыке понять и полюбить ее…», — рассказывали журналисты подробности о концерте. Арам Ильич выступил с той же программой, как и в Донецке. Однако, после вручения ему приветственного адреса и сувенира от машиностроителей, взволнованный и растроганный, он снова поднял дирижерскую палочку, — зазвучал «Вальс» к драме Лермонтова «Маскарад». Слушатели ответили восторженной овацией.

 

В здании бывшего Дворянского собрания

В газете «Коммунист» Славянска сообщалось, что 17 марта в город приезжает Арам Хачатурян с творческим концертом. А через несколько дней на странице этого периодического издания дан был отчет об этом выступлении, прошедшем во Дворце культуры имени Ленина. Это не совсем обычное здание – у него есть своя история. Оно было построено в 1913-1914 годы и там до Октябрьской революции располагалось Дворянское собрание. К сожалению, в последние годы этот дом пришел в упадок. В ходе боевых действий в 2014 году здание также пострадало.

 

Стеклянный портрет Ленина

В городской константиновской газете «Знамя индустрии» за 22 марта сообщалось, что творческая встреча композитора и дирижера с жителями этого города состоялась во Дворце химиков. «Под восторженные овации композитору были вручены памятные подарки. Среди них – портрет Владимира Ильича в стекле, сделанный константиновскими стеклоделами. Давно окончился концерт, а люди не расходятся. Автографы, автографы, автографы… Арам Ильич, оставляя их на программках, открытках, говорит: Мне очень приятно, что константиновцы любят и ценят серьезную музыку, в частности, мою. Огромное творческое удовлетворение испытал я от встречи с вами и от теплого приема. От всей души желаю трудящимся индустриальной Константиновки больших успехов», — такие подробности концерта Хачатуряна записал местный журналист.

 

Хоровая капелла в Краматорске

О выступлениях композитора и дирижера в Краматорске рассказал журналист М.Бобровский в статье «Ритмы музыки и труда» в городской газете «Краматорская правда» в номере за пятницу, 24 марта 1967 года. Он сообщил, что Арам Хачатурян пробыл в этом городе два дня и после своего авторского концерта встретился с коллективом хоровой капеллы Новокраматорского машиностроительного завода. «Отличный хор! – так отозвался гость о капелле. – Редко в каком из смешанных хоров можно слышать столь стройное и слитное звучание голосов. Большой похвалы заслуживает динамическая сторона исполнения, тонкая нюансировка. Я рад, что руководителю капеллы Александру Петровичу Петросяну удалось добиться всего этого. Ваш хор дышит музыкой, ее смыслом. Певцы выражают самую мысль музыкального произведения, его дух, без чего, как известно, любое музыкальное произведение останется лишь техническим мастерством», — записал журналист городской газеты. Далее в «Краматорской правде» сообщалось о том, что Арам Ильич с похвалой отозвался о солистах хоровой капеллы – Марии Базаровой и Анатолии Гиле. Композитор сказал и о концертном зале ДК НКМЗ: «Я много выступаю за рубежом. Такие прекрасные залы, такие поистине дворцы искусства, как новокраматорцев, встретишь там не часто».

 

Надо только их найти…

На второй день своего пребывания в Краматорске Арам Хачатурян побывал на самом заводе и встретился с сотрудниками центральной лаборатории. Там он подробно рассказал о своей работе, в том числе и о том, как создавался балет «Спартак», о традициях и новаторстве в музыке. В газетной заметке сказано: «После беседы в ЦЗЛ гость отправился в первый механический цех, где встретился со сборщиками и станочниками, познакомился с Героем Социалистического Труда Петром Васильевичем Головко. – Здесь, на заводе, у вас скрыты целые симфонии. Надо только их найти, — сказал композитор на прощанье».

 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. finkelstein
    finkelstein 16.02.2017, 18:06
    знал, что самая интрига будет в Новоэкономическом! Там она, эта интрига, и скрылась.
  2. Dedushka
    Dedushka 17.02.2017, 15:07
    сейчас городу вернули его первое имя Мариуполь
    Мариуполь — это второе название города. До этого он назывался Павловск (Павлоград).
  3. ЕЕК
    ЕЕК 18.02.2017, 12:40
    До этого он назывался Павловск (Павлоград).
    На одном из мариупольских сайтов говорится, что в 1778 году поблизости от Кальмиуской слободы (до 1776 года казацкого поста Домахи) был заложен уездный город Павловск и проживало в нем в тот момент 75 жителей. Этот год считается годом основания Мариуполя. В грамоте, жалованной императрицей Екатериной II 21 мая 1779 года, город назывался Марианополь. На плане от 20 октября 1779 года была надпись "город Мариу-поль, выгонная земля города Мариу-поля". 24 марта 1780 года по настоянию митрополита Игнатия город был окончательно переименован в Мариуполь в честь Марии Федоровны, жены наследника царского престола, будущего императора Павла I. В 1782 году город насчитывал 2948 жителей. 22 октября 1948 года город был переименован в Жданов, а 13 января 1989 года вернул свое прежнее название.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.