Первый донецкий киевлянин
В советские времена из киевского «Динамо» в «Шахтер» попадали не так уж часто, но и не столь уж редко. А открывает этот список Александр Алпатов — звезда 50-х, возможно, самый умный игрок той команды и уж конечно самый работоспособный. Мы вспоминаем этого человека…
Надо сразу честно сказать: Алпатов — никакой не киевлянин. В «Динамо» он попал из Луганска. Точнее, не так. Из Луганска он попал в Киев, но сначала в «Спартак» (была такая команда). Проведя там совсем немного, был замечен динамовцами и взят в команду, которая в то время только восстанавливалась как боеспособная сила. В ней Алпатов пришелся удивительно ко двору.
Но сезон у «Динамо» получился так себе. Итоговое 13-е место чуть не стало катастрофой — лишь одна ступенька турнирной таблицы отделила киевлян от понижения. Спасла лишь лучшая разница мячей, чем у финишировавших 14-ми ереванских одноклубников. Алпатов в том сезоне сыграл 29 матчей и забил 2 гола. Но команда была сырая, ее явно требовалось перестраивать. Пришедший тренер Олег Ошенков начал пробовать новых людей — он на протяжении всей своей тренерской карьеры, которая тогда только начиналась, отличался умением вытягивать откуда-то новых людей. А Алпатовутем временем поступило предложение, которое он принял, не особо раздумывая.
На тот момент «Шахтер» выглядел как более благополучный клуб. В чемпионате СССР 1950 он стоял не намного выше «Динамо» (на 11-м месте, набрав всего на 2 очка больше), но материальные условия были не в пример лучше. Всерьез взявшийся курировать «горняков» министр угольной промышленности Александр Засядько создавал для игроков условия, которых и в столице не всякий мог иметь. Короче говоря, Алпатов, перспективный 23-летний полузащитник, принял решение переместиться в «Шахтер».
Карьера у него складывалась как-то турбулентно. В 1944 он стал игроком луганского (тогда — ворошиловградского) «Дзержинца». В 1947 перешел в местное «Динамо». В 1949 переехал в Киев. И вот в 1951 он уже в Сталино. Города и команды мелькали, как в калейдоскопе. Но в «Шахтере» он задержался основательно — собственно, до самого конца карьеры (последний матч которой он сыграл 14 июня 1959).
Любопытно, что самый первый гол в высшей лиге Алпатов забил как раз в ворота «Шахтера». 22 июня 1950 в Киеве на стадионе «Динамо» команда из Донбасса потерпела форменный разгром — 1:4. И счет в матче уже на 8-й минуте открыл как раз герой нашего романа…
А вот в ворота киевлян за все годы пребывания в «Шахтере» Алпатов не забил ни разу. Наверное, из вежливости. Хотя обидел за эти годы 12 команд, в том числе — такие неслабые, как московские «Спартак», «Торпедо», ЦСКА. А вот киевское «Динамо» — как-то нет.
В «Шахтере» Алпатов сразу стал ключевой фигурой. «Бронзовый» сезон 1951 он начал с первых туров и отыграл практически от звонка до звонка, без замен (провел 26 игр из 28). Правда, один матч не доиграл. 29 мая «Шахтер» принимал ленинградское «Динамо». Матч развивался без особых проблем, именно Алпатов открыл счет на 41-й минуте. А на 80-й, уже при 2:0, он был удален за грубую игру. Больше ничего подобного в его карьере не случалось.
Он был довольно темпераментным игроком, хотя скорее будет уместно другое определение — был очень энергичным. Иногда энергия выливалась в нарушения. Но намеренной грубости Алпатов себе не позволял. Собственно, силен он был больше в конструировании атак, чем в разрушении. Без него линия нападения «Шахтера» не чувствовала себя полноценной — он числился великолепным «подносчиком снарядов».
Его основным партнером по полузащите стал Мирослав Думанский, который был на 2 года моложе и на 2 года позже пришел в «Шахтер». Из них получилась очень гармоничная пара. Тогда в полузащите действовали, как правило, всего двое, и обоим по этой причине полагалось иметь лошадиную выносливость. И Алпатов, и Думанский этому вполне соответствовали. Оба получали и союзное признание, попадая в списки 33 лучших футболистов Союза. Алпатову это удалось в «бронзовом» 1951, Думанскому — в 1955, когда «Шахтер», вернувшись в высшую лигу, сразу занял 7-е место, опередив и тбилисское «Динамо», и «Зенит». В общем, из них сложилась великая пара полузащиты, возможно — лучшая за весь советский период в «Шахтер.
Доигрывал Алпатов, правда, уже с другими партнерами — Думанский в 1957 уехал в родной Станислав (ныне Ивано-Франковск). 31-летний Алпатов все еще считался игроком «основы», полностью провел 17 из 22 матчей чемпионата СССР 1958. Но уже в следующем сезоне пришлось завершать карьеру: получив травму 19 апреля 1959 в матче с «Динамо», он вроде бы к лету пришел в себя, но тренер Константин Щегоцкий уже начал экспериментировать с линией полузащиты, и ветерану в ней места не нашлось, да и последствия травмы оказались серьезнее, чем думали врачи поначалу.
Команда 50-х — очень симпатичная и всенародно любимая — завершалась на глазах. Ее герои уходили один за другим. Александр Алпатов сделал это одним из первых. Он уносил с собой противоречивую память десятилетия, в котором было все — и немыслимый «бронзовый» взлет, и падение в нижнюю лигу, и непростое возвращение, и 4 года подряд в топ-8 лучших команд Союза. Огонь, вода и медные трубы, в полном смысле этой фразы…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.