Джеймс Бонд. Алмазная пыль
12.08.2016

Джеймс Бонд. Алмазная пыль

Где только не приходилось оперировать Джеймсу Бонду! Он побывал на всех континентах и в условиях вечной мерзлоты. Он поднимался в космос и спускался под воду. Он прошел корейские застенки и пустыни египетские. Но он ни разу не был в Донецке. И мы задумались: а что было бы, случись такое?

Скажем, в 1993 году, когда в наших краях назревала сенсация мирового уровня…

Задание, которое Бонд мог выполнять в Донецке, никак не было связано с угольной промышленностью или черной металлургией. Ему не ставили задачу вывести из строя путиловский ДЗТМ – этот важнейший оплот оборонной промышленности. И «Топаз» был ему неинтересен. Задание Бонду дали бы более изящное, связанное с югом Донецкой области, где, по сведениям Ми-6, началась какая-то непонятная возня, связанная с залежами алмазов.

Как известно (а может, и неизвестно), на юге Донбасса алмазы находили еще задолго до распада СССР. В 30-е годы там как-то совершенно случайно наткнулись на огромный драгоценный камешек размером чуть ли не в тысячу каратов (во всяком случае, так тогда показалось). Алмаз назвали «Мазепа» и задумались: а откуда он взялся? Начали искать, но ничего толком не нашли.

Следующий всплеск — конец 60-х, когда советская пресса заискрилась информацией о находках алмазов в Приазовье. Правда, они были маленькие и, как говорится, промышленного значения не имели.

В начале 1992 года у Старой Ласпы специалисты Приазовский геологоразведочной экспедиции нашли кимберлиты — породы, часто содержащие алмазы. Потом они нащупали выходы двух «трубок взрыва» — вертикальных кимберлитовых тел, образующихся при прорыве газов на поверхность. Когда геологи доложили о своем успехе, грянула национальная сенсация, на которую тут же слетелись и международные стервятники. Предполагаемое месторождение алмазов оценивалось как одно из крупнейших в мире. Легендарный алмазный синдикат «Де Бирс» (имя нарицательное в этой отрасли) подсчитал, что Украина могла бы ежегодно получать от продажи приазовских алмазов на мировом рынке до 18 миллиардов долларов.

Из всего этого мог бы получиться потрясающий бондовский сюжет, в котором, например, знаменитые на весь мир донецкие бандиты похищают эмиссара «Де Бирс», прибывшего в наши края для рекогносцировки. Все вводные параметры жанра в Донецке были налицо: отчаянная экзотика (окрашенная в нашем случае в постиндустриальные краски), криминальный накал, блеск больших денег, глобальный вес проблемы, красота местных женщин. Девушку Бонда сыграла бы, конечно, не актриса драмтеатра имени Артема – привлекли бы кого-то из своих, из голливудок, но из таких, кто мог предъявить восточнославянских предков в не слишком дальнем колене. Какую-нибудь Гвинет Пэтроу, которую тогда никто еще не знал (что важно для кастинга на роль девушки Бонда).

В фильмах об «агенте 007» часто нужен, условно говоря, «чокнутый профессор» — какой-нибудь одержимый ученый, на самом деле гениальный, но кажущийся обывателю ненормальным. Прототип такого в Донецке тоже был. Кафедрой «Полезные ископаемые и экологическая геология» в ДПИ заведовал Борис Панов, доктор геолого-минералогических наук. О донбасских алмазах он знал все, потратил много сил, чтобы доказать целесообразность их промышленной разработки. Имел «тяги» среди экспертов всех континентов, в том числе – и в «Де Бирс». Он (точнее – созданный по его подобию герой) мог бы многое порассказать Бонду и направить его туда, куда надо.

На поселке шахты «Октябрьская» и на Северном можно было бы отыскать огромное количество аутентичных локаций для съемок эпизодов о похищении, содержании и освобождении эмиссара «Де Бирс». Там имелись роскошные притоны, с хозяевами которых продюсер мог запросто договориться за 1000 долларов об аренде на месяц. А были такие люди, как, например, знаменитый «Бакал», который позволил бы голливудской команде работать у себя в двухэтажном доме на Миргородской просто так – для престижу, для понту, чтобы потом пацанам было о чем рассказать.

Наконец, в степи под Тельманово, где, собственно, и нашли кимберлитовые трубки, продюсеры нашли бы просто непревзойденные пейзажи для съемок сцен погонь, драк и прыжков над обрывом. Каждый, кто был в тех местах, знает, что некоторые тамошние каньоны – такие, что хоть сейчас в «Золото Маккены» вставляй, а выходы гранита на поверхность создают абсолютно фантастические, неповторимые виды.

Это мог быть роскошный Джеймс Бонд. К сожалению, этот проект не состоялся. Как ничего не вышло и с алмазными приазовскими планами в реальности. О кимберлитовых трубках в Донецкой области писали еще не раз – и в 2006 году, и даже в 2012. Все упиралось в огромные деньги, потребные для проведения серьезных геологических изысканий, которые могли бы показать реальную перспективность месторождений. На это ушли бы многие годы, пришлось бы перелопатить тонны земли – но возможности рисовались ослепительные. К сожалению, не нашлось человека, готового вложить в это миллиарды. Хотя, по другой версии, люди такие были, но не обещали правильных «откатов» – в результате, донбасские алмазы лежат, где лежали.


Теги 1936, 1992, ДонНТУ
Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. Pavelech
    Pavelech 13.08.2016, 03:51

    "люди такие были, но не обещали правильных «откатов»"

     Так и не стал Яковом Яшка.

  2. alex-burmak
    alex-burmak 13.08.2016, 16:21
    Лет 70 назад на окраинах Донецка, в условиях строжайшей секретности, проводились лихорадочные геологоразведочные работы. А начались они сразу после того, как в шахтерской столице случайно нашли алмаз массой в 1,003 карата (1 карат — 200 миллиграммов). Находке дали имя «Мазепа». Дальнейшая судьба его неизвестна (по сегодняшним меркам он оценивается в 500 миллионов американских долларов).

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.