Говорит Донецк…
Слэнг стал привычной и порой неотъемлемой частью повседневного общения дончан. Специфичный язык донецкой молодежи, донецких шахтеров и чего уж там — феня донецких уголовников заслужили массу публикаций и комментариев, порой весьма глубоких, обширных и, не побоюсь этого слова, фундаментальных. Но блеснуть мудреным словечком умеют не только они. В этом можно вполне убедиться далеко «не отходя от кассы», как говорил наш любимый шеф. Стоит только прислушаться… Я, например, прислушался к разговорам донецких музыкантов, донецких шабашников и донецких же коксохимиков и вот что услышал…
Начнем с незаслуженно забытой «мастерами эпистолярного жанра» творческой части народонаселения любимого города….
Сразу оговорюсь, что нижеприведенные выражения объективны именно для «ветеранской» части музыкального и околомузыкального движения Донецка, и возможно у молодого поколения музыкального бомонда могут вызвать легкое недоумение.
Лабухи– музыканты, в подавляющем своем большинстве баянисты, активно работавшие с конца 70-ых до начала 90-ых на праздничных мероприятиях, как-то свадьбы и юбилеи, проводы в армию, на пенсию, за решетку и тому подобное. Отсюда и выражениелабать. Основными инструментами являлись электронные баяны типа «Эстрадин — 2М», ритм-приставки, а позднее и синтезаторы «Ямаха» легендарной серии PS и PSS.
Быця– начинающий лабух, не имеющий должного музыкального образования и известного количества творческого вдохновения. Со временем матерел или напротив, уходил из непроизводственного сектора народного хозяйства страны. Иных или компромиссных вариантов за редчайшим исключением не встречалось.
Халтура– собственно работа по музыкально-речетативному оформлению намеченного торжества у трудящихся. Как правило, выполнялась в свободное от основной работы время, поскольку за тунеядство /отсутствие постоянного места работы в течении 2-х календарных месяцев/ в Союзе ССР можно было запросто загреметь «под фанфары» на принудительные работы под чутким руководством и отеческим надзором сотрудников исправительной системы.. Отсюда ихалтурить— заниматься музыкальными приработками по вечерам и на выходных. Собственно, в массах достаточно известно и значение слова халтура — как некачественная, сделанная на скорую руку работа, однако производная форма у этого значения – халтурить к нашим героям не имеет ни малейшего отношения.
Лажа– неквалифицированное исполнение музыкальных композиций, обычно начинала проявляться на трезвую у молодых, начинающих лабухов, либо у опытных и матерых, но ужекирнувших.
Кир– алкогольные напитки, причем исключительно водка и портвейн, иные горячительные к светлому образу кира не причислялись. Собственно, — основа словакирнуть– немного выпить илизакирять– надолго уйти в запой, наплевав на работу, как на основную так и халтурную.
Берлять– принимать пищу за торжественным столом на халтуре. Для музыкантов отводилось отдельное место, как правило с краю, но в закусках был самый полный ассортимент. Музыка на празднике, для широкой славянской, да чего уж там, и неславянской души – святое.
Кач– промежуток времени между халтурами, отсюдакачумать– не работать, отдыхать, бездельничать. Основная работа, как правило в Дворцах культуры, театрах, ансамблях песни и пляски, видимо, и работой среди этой части творческой интеллигенции по настоящему не считалась.
Скулежка– сборище лабухов в количестве трех и более.
Занулить– испортить воздух, вполне справедливое выражение для человека слегка кирнувшего и как следует поберлявшего.
Шноровьеилишара– фотографы, тамады, и иные специалисты сферы услуг, работающие отдельно, не в связке с музыкальным оформлением. Отсюда и выражениешаровики-затейники.
Сэм– человек, сватающий лабуху заказы на музыкальное оформление. Обладал немыслимым уровнем коммуникабельности и потрясающим уровнем бескорыстия. Традиционной формой и нормой вознаграждения сэма являлось 2 бутылки кира, как правило, «Столичной» или «Посольской».
Букрей– чистый вокалист, не имеющий достаточной техники владения музыкальным инструментом. Работал в устоявшейся годами связке с лабухом,- разгружал последнего от вокально-речевой нагрузки, но одновременно нагружал стол, ибо обладал на редкость отменным аппетитом.
Смур– состояние подавленности, угнетенности и общего отсутствия настроения. Различалось две основные формы: похмельный смур и качевой смур. Первый возникал по причине избытка работы, второй- ввиду ее отсутствия. Иногда применялось в отношении к нелюдимым, замкнутым людям, к примеру,-смурной чувак.
Гребенщик– электронщик, специализирующийся на кустарных переделках синтезаторов с неактивной и неполнооктавной клавиатурой, с целью приспособления ее под гибридное использование с механическими баянами типа «Вельтмайстер». Путем мудреных манипуляций гребенщика в электронных мозгах «Ямахи» и механических внутренностях «Вельтмайстера» заурядный баянист с шахтного Дворца Культуры превращался в человек-оркестр. Выражение справедливо ко второй половине 80-ых. Ранее не использовалось ввиду полного отсутствия матчасти.
Продолжение следует….
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Если коллектив играет тоскливее некуда - их дразнят "жмуровиками", "вам только на жмурах играть!". Если беспросветная лажа от музыканта - то тоже, "сэр, ваш потолок - жмуры!"
Вот что значит коллективная форма общения - никто не забыт и ничто не забыто!...
А вообще то у работников советского общепита то же был свой сугубо профессиональный слэнг, как минимум - в целях конспирации от тружеников ОБХСС.
У слова "халтурить", был еще один синоним "играть на хаснях". Хасни, халтура - cвадьбы, проводы и т.д. Репертуар как правило "Дядя Ваня", "Обручальное кольцо", позже "Утки", "Зайцы"...
А слово "лабать" - от цыганского " тэ дилабас" (петь, исполнять песню).