Море
Отрывок из книги, написанной ровно 10 лет назад к 80-летию Донецкой области…
…Однажды много лет назад в донских степях появились гунны. В поисках дичи наткнулись они на лань и погнались за ней, прижимая к берегу моря. Лань бежала вначале по траве, потом по песку вдоль косы. Кончился песок – но лань не остановилась, бросилась в воду. Увидев это, вождь гуннов Аттила понял, что идя по следу лани, может найти еще не разграбленную страну. Гунны последовали за ланью — вначале по мелководью, потом лошади поплыли. Наконец, показался берег — узкая песчаная коса. И первой жертвой гуннов на новом берегу стала лань-проводница: ее сразила стрела Аттилы. С этой косы и хлынули гунны в степи Северного Приазовья. Так говорит легенда…
Меотида – так называли Азовское море древние греки. Окраина ойкумены, за которой происходят самые удивительные вещи, какие только себе можно представить. Амазонкам требовалось найти место на периферии цивилизации – и они были помещены античными географами именно сюда. Край света, о который разбиваются волны мелкого, теплого, маленького и доброго моря…
«Меотида» — так называется сейчас ландшафтный парк, принятый в состав «Федерации Европарков». Двухкилометровая полоса вдоль побережья – от Белосарайской до Кривой косы. Поросшая тростником болотистая долина у Ялты, где гнездятся редкие виды цапель. Шикарные сосны у Юрьевки. Солончаки, камыш и озера Белосарайки. Кривокосский лиман со своими уникальными куликами. Новоазовские бакаи – соленые лагуны с мелким дном, настоящий рай для водоплавающих пернатых. Невиданный «птичий базар» на Кривой косе – такого во всей Европе не найдешь. «Меотиду» создавали для того, чтобы сберечь это природное богатство.
Представление об Азовском море зачастую ограничивается знанием того, что мариупольские промышленные гиганты сбрасывают в него свои отходы, а также впечатлением от неухоженных пляжей Мелекино или Седово. Путешествие по «Меотиде» позволяет понять другое, прекрасное лицо азовского побережья.
Тихо и безлюдно было на азовском берегу до прихода греков и прочих православных из Крыма. Редкие рыбацкие деревушки, одиноко стоящие хижины с сетями, растянутыми на берегу. В устье Кальмиуса – подвижные казачьи посты, старавшиеся контролировать побережье. Где-то здесь, под Мариуполем, на берегу Кальмиуса, есть Гайдамацкая пещера – в ней казаки находили приют, в ней складывали добычу после своих удачных операций. До сих пор вокруг нее витают легенды о золотых кладах, скрытых в ней или поблизости, о казацких кораблях с драгоценностями, лежащими на дне Кальмиуса у его впадения в Азовское море…
Мариуполь был основан по указанию Потемкина – даже точное место он выбрал. Город должен был «закупорить» вход в Кальмиус и стать «генеральным контролером» побережья. Так и получилось: главный город Приазовья господствует на этом море и, принеся ему немало экологических проблем, взамен превратил его в место активного судоходства и рыболовства. По всему побережью разбросаны поселки, также основанные греками: Урзуф, Ялта, Старый Крым. Перебравшись из Тавриды, люди уносили с собой память о тех краях и здесь, в Приазовье, называли свои поселения так, как привыкли. Аналогично поступали в те же годы американские колонисты из разных европейских стран в Новом Свете…
С другой стороны Кальмиуса, к востоку – другой мир. Цепь приморских поселков здесь возникла в подчинении Области Войска Донского – до 1917 года земли на левобережье Кальмиуса принадлежали этой административной единице. Так возник Новоазовск – как казачья станица, которая со временем развилась в советский районный центр. Более скромная история у Широкино – но зато рядом с ним есть достопримечательность, выделяющая этот поселок из общего ряда. Это гора Шпиль, связанная с именем А. С. Пушкина. Здесь великий поэт отдыхал по пути в ссылку, отсюда вынес свой знаменитый образ «Лукоморья» — то есть изогнутого, как лук, побережья: именно так выглядят многочисленные косы азовского берега.
А между Широкиным и Новоазовском – артефакт совсем из иной эпохи: здесь без устали вращаются лопасти энергетических установок ветряной электростанции, одной из крупнейших в Украине. Впечатляющая картина: на зеленых невысоких пологих холмах и в долинах между ними «молотят» голубое южное небо ослепительно белые «ветряки». Стоит вспомнить, что примерно здесь же сорок лет назад собирались построить электростанцию куда менее приятную глазу и куда менее безобидную – атомную. Тогдашние власти Донецкой области сумели доказать, что этот проект «похоронит» курортную сферу Приазовья, а главное – будет серьезным «пробоем» в системе обороноспособности страны.
В общем, курортный Донбасс был спасен. И на азовских берегах ежегодно появляются тысячи отдыхающих, ценящих прелесть этого скромного моря. Да, его вода не так прозрачна, как в Адриатике, это и невозможно при столь малых глубинах – но она теплая и малосоленая, значит – меньше раздражает кожу и больше пригодна для детского отдыха. А наличие в воде многих полезных минералов делает купания еще и полезными. Кроме того, утверждают, что песчаные ванны на азовском берегу крайне благотворны для организма. После обрушения курортной системы СССР Приазовью понадобилось какое-то время, чтобы самоорганизоваться в новых экономических условиях. Сейчас на всем побережье можно найти весь спектр курортного комфорта – от вилл и частных пансионатов, где можно отдохнуть не хуже, чем в той же Адриатике – до «эконом-вариантов»: местное население с удовольствием сдает свои площади за разумные цены, как, собственно, делало это всегда.
Много ли в Азовском море рыбы? Спросите об этом у обычного человека – и вряд ли вы получите оптимистический ответ. На самом деле, Азов – один из самых рыбных регионов в мире, а по уровню улова с единицы площади – и вовсе номер один. Условия для жизни в его водах все еще остаются вполне сносными, несмотря на грандиозные промышленные выбросы в последние советские десятилетия. При максимальной глубине в четырнадцать метров, Азовское море имеет площадь около сорока тысяч квадратных километров. Наибольшая его протяженность – четыреста километров от Арабатской стрелки до устья Дона, а ширина составляет около двухсот километров. Через Керченский пролив и Черное море оно связано с мировым океаном, что обеспечивает постоянство уровня воды в нем. Соленость воды намного ниже, чем в соседнем Черном море, из-за большого притока пресной воды из Дона и Кубани, а также рек Приазовья. Кроме пресной воды, реки несут в Азовское море большое количество питательных веществ. Так и образуется благоприятный подводный микроклимат.
В результате, рыбы в Азове много, и она разнообразная — более семидесяти видов. Осетровые нерестятся в поймах рек — белуга, осетр, рыбец, севрюга. В низовья рек заходят лещ, судак, сазан, тарань. Есть рыба чисто морская — тюлька, камбала, бычок, хамса и сельдь. Рыбалка на Азовском море, в лиманах и плавнях – великолепный отдых.
Азовское море, вместе с Северским Донцом, окаймляет Донецкую область своеобразным водным кольцом. В этой оправе сияют настоящие самоцветы – то, что мы называем «чудеса Донетчины.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.