Горы и леса
Отрывок из книги, написанной ровно 10 лет назад к 80-летию Донецкой области…
Швейцарией Донбасс вроде бы тоже не назовешь. Однако есть и горы, и леса. Да и название «донецкая Швейцария» — совсем не выдумка. «Пейзажи волшебны. Напоэтизировался я по самое горло: на пять лет хватит… Тут можно вылечиться от 15 чахоток и 22 ревматизмов, потому что лучшего воздуха ни в каких Крымах и Кавказах не найдете…», — писал в 1887 год А. Чехов, побывавший в Святогорье. Именно он уловил сходство этого района с альпийскими пейзажами, что и зафиксировал в своих путевых заметках.
Леса и горы. Горы и леса. Таково Святогорье, и подобного пейзажа, вплоть до Карпат, в Украине не найти. Но донецкие горы – совершенно уникальны. Такими их делают выступы меловых пород. Белоснежные грани Святых гор, возвышаясь на несколько сот метров над речной долиной, создают ощущение волшебства, нереальности пейзажа. Леса, в том числе – очень древние, покрывают склоны, деревья намертво вцепились в камни, нависая над обрывами. Здесь, в районе Святогорья, находятся единственные в Украине боры с реликтовой меловой сосной.
Сочетание меловых скал, густых дубрав, сосновых рощ с поющим от чистоты воздухом, медленно текущего Донца… Незабываемая картина, очарованию которой невозможно противиться! На многих поколениях проверено: Святогорье обладает тем, что психологи называют «Иерусалимским синдромом» — притягательностью места с духовной аурой. Раз побывав здесь, хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Параллельно моральному притяжению действует и туристическое. Вот две святогорских достопримечательности из разных эпох и разных идеологий – Николаевский храм, неприступно стоящий на скалах, и огромный конструктивистский памятник Артему работы скульптора И. Кавалеридзе, установленный на вершине одной из гор. Обе стали объектами туристического паломничества, подчеркивая уникальность этого место – каждая по-своему.
Возвышенность вдоль Донца – след геологических процессов, шедших много миллионов лет назад. Южнее, по территории области, разбросано много свидетельств такой природной деятельности. Одно из них – Белокузьминовские скалы, невероятный породный 25-метровый выступ посреди степи, напоминающий руины грандиозного замка с целой системой пещер. 90 миллионов лет – примерно таков возраст этого образования.
На юго-западе области, последи степи, на территории заповедника «Каменные могилы» — две гряды куда более почтенного возраста, приблизительно в 2 миллиарда лет. Тогда, после извержения вулкана, здесь образовалась целая каменная фантазия. Это настоящий горный комплекс в миниатюре, со своими ущельями, каньонами и пиками. Сюда стоит приехать в мае, когда цветет ковыль. С вершин этих возвышенностей, с высоты 50-70 метров открывается потрясающий вид – такой полноцветной степь бывает совсем недолго.
На юго-востоке – другая картина, не менее впечатляющая. Гранитные скалы, выступающие из степной равнины, берущие в «клещи» русло Кальмиуса, чтобы вновь выпустить его на простор… Уникальные пейзажи этих краев долго оставались самоценными, но незащищенными. Недавно, однако, район сел Старая Ласпа и Гранитное стал заповедником «Кальмиусская». Цель его создания – сохранить уникальную геологию этого региона. Центр заповедной зоны – село Первомайское. Здесь живописный и удобный участок берега, на нем всегда останавливаются проплывающие по Кальмиусу на байдарках туристы. Недалеко от реки есть несколько родничков с прозрачной питьевой водой…
Какие из скал Донецкой области – самые знаменитые? Наверное, все-таки – Зуевские, ставшие в последние десятилетия полигоном донецких альпинистов. Природа как будто специально создавала их для тренировок скалолазов – участки разного свойства и разной «степени тяжести», вплоть до сложнейших «отрицаловок» (с минусовым углом наклона) позволяют подготовиться к выполнению самых разных задач. В сочетании с водной гладью Ольховского водохранилища скалы создают характерную противоречивую гармонию.
Зуевская скала – одна из самых живописных «песчинок» Донецкого кряжа, а сам кряж – это монументальная возвышенность, на которой расположился центр промышленного Донбасса. Самые высокие точки кряжа – в Луганской области. Наивысшие отметки Донецкой области — возле Дебальцево, Шахтерска и Снежного. Высота Саур-Могилы достигает 277,8 и над уровнем моря. Донецкий кряж — это не горная страна, но местами что-то от горных пейзажей здесь вдруг нет-нет и мелькнет. Вот – скалистый утес по течению Крынки. Вот – село Благодатное, в ложбине между высоких холмов оно смотрится как кавказская деревенька. Вот – нависающие с обеих сторон берега Ханженковского водохранилища, крутые, стены ущелий плато Колорадо. И вся эта гамма обманчиво горных пейзажей – в плену у степной растительности…
Флора Донбасса, достаточно разнообразная, но неброская, всегда заставляла человека думать о чем-то большем. Иногда из этого возникали великие проекты. Одним из них стал в середине XIX века Великоанадольский лес. Заложил его в 1834 году выдающийся лесовод В. Графф, выбравший донецкую степь в качестве объекта для своего благородного эксперимента – озеленить безводные территории. Старания Граффа увенчались великолепным результатом. Сейчас Великоанадольский лес – заказник государственного значения площадью 2,5 тысяч гектаров, с зарослями дуба, ясеня, клена, липы. Встречается масса других пород – от сосны до березы. Здесь же работает музей леса и лесной техникум. Музей располагается в здании, построенном по приказу Николая I для метеорологической обсерватории. В сердце Великоанадольского леса – чистейшее «озеро Любви», на берегах которого в 2004 году открыли гостинично-оздоровительный комплекс «Форрест-парк». Современный комфорт забавно сочетается с природной первозданностью: на лесных тропинках можно ненароком встретить оленя (вот кто, на самом деле, является хозяином этих мест! ).
Не исключено, что вскоре Великоанадольский лес заблистает еще одной гранью. Здесь находится единственный в юго-восточной Украине источник радоновых вод, весьма полезных для восстановления некоторых функций как мужского, так и женского организма…
Если бы таких энтузиастов, как В. Графф, было больше… Можно только помечтать, сколько красоты добавилось бы в аскетичный облик Донбасса. К сожалению, сейчас территория Донецкой области только на 8% покрыта лесами. Это более чем вдвое меньше среднего общеукраинского уровня. За последние два года заметно возросли темпы воспроизводства лесных массивов. Но все-таки, их маловато. Тем ценнее донецкие лесные островки, рассредоточенные по всей территории области – от приазовского Володарска до берегов Северского Донца. Там, в районе Красного Лимана – настоящее лесное царство. Рядами на протяжении многих десятков километров стоят элитные сосны, каждая из которых достойна стать объектом специальной охраны.
А, возможно, самый удивительный лес в Донецкой области находится рядом с Торезом. В нем деревья украшены… барельефами, они – произведения местного резчика по дереву Владимира Арнаутова. Этот сказочный лес возник не просто так. Владимир Арнаутов считает свои работы – изображения богатырей и лесовиков — своеобразным оберегом от вырубки деревьев. Донецкие леса нуждаются в любой защите – пусть даже с привлечением таких вот сверхъестественных сил…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.