Точка замерзания
Меня сюда привел коллега Юзовский. У него вообще обостренный нерв, он тонко чувствует, что у города болит, и периодически тыкает меня в эти язвы, за что ему спасибо, конечно. Он так эмоционально расписывал ужасы этого заведения, что я подумал: наверное, приукрашивает, не может быть так. Но все оказалось чистейшей правдой! Юзовский еще поскромничал…
Заведение называется Центральная научно-техническая библиотека. Расположено по адресу: улица Серова, 56 (рядом с Дворцом детского и юношеского творчества). Это уникальное заведение умирает на глазах равнодушного общества.
Немного истории. 15 июня 1948 года Совет Министров СССР издал распоряжение "О создании в г. Сталино филиала ГНБ Министерства высшего образования СССР". 1 октября того же года филиал приступил к обслуживанию читателей. В 1958 году на базе этого филиала и библиотеки Дома техники была образована ЦНТБ Донецкого совнархоза. В январе 1966 года ЦНТБ передали в ведомство Министерства угольной промышленности УССР. Со дня своего основания ЦНТБ не имела собственного помещения. Библиотечный фонд хранился в различных зданиях города и подвалах, приспособленных под книгохранилища. В 1965-м Донецкий совнархоз принял решение о строительстве для ЦНТБ специального здания. В 1967-м был заложен его фундамент. В июле 1971-го строительство было закончено. 27 августа состоялось торжественное открытие здания площадью 8300 квадратных метров емкостью в 700 тысяч экземпляров.
Вот несколько кадров из истории библиотеки:
Они вырезаны из этого ролика:
Входим в здание. Минуем заведение под хватающим за душу названием "Морфушин буфет". Дальше, по идее, нас должен встречать вахтер в стеклянной будочке. Будочка есть, а вот вахтера нет и в помине. Поднимаемся по лестнице. Достигаем второго этажа, входим зал, где вдоль длинной стены – ящики сводного каталога. Никого! Звоним по имеющемуся у нас телефону. К нам выходит библиотекарь Наталья Николаевна Зубленко – фактически единственный активный сотрудник библиотеки, в связи с чем ей приходится выполнять обязанности и дежурной, и уборщицы.
В помещениях – адский холод. В разных помещениях термометры показывают от 2 до 5 градусов тепла. Это еще не предел. Иногда бывает минусовая температура. В общем зале – кадки с погибающими и уже погибшими растениями. Раньше, по словам Натальи Зубленко, здесь цвел настоящий ботанический сад, полюбоваться на него приходили специально люди из соседних контор. От него осталось только вот это кладбище…
Идем дальше. Вот читальный зал библиотеки. На стойке выдачи – записка, оставленная одним пораженным посетителем: "Это ужас! Война, что ли?" В зале – ни души. Ряды пустых столов производят угнетающее впечатление. Раньше случалось, здесь яблоку было негде упасть. Библиотечный фонд у ЦНТБ уникальный, по объему – второй в области после библиотеки Крупской. Составляли его в расчете на "живую" промышленность и техническую науку. Сейчас и то, и другое испытывают хронические проблемы. Это привело к уменьшению резкому клиентов ЦНТБ. Ну, а в такой холодный зал может прийти заниматься с литературой только самоубийца. Их, как мы убедились, нет.
Наталья Николаевна демонстрирует нам толстую пачку писем, которые в разные годы ЦНТБ направляло руководителям области и отрасли, всячески пытаясь разжалобить их и добиться стабильного финансирования. Начиналось все еще в 1997 году, когда в связи с реструктуризацией углепрома стало совсем плохо, а губернатором был С. Поляков (кто о нем сейчас помнит?):
Потом писали всем отраслевым министрам, например, Ю. Бойко:
Вообще, в свое время, в середине 60-х, ЦНТБ перевели в структуру Минуглепрома УССР как раз по той причине, что министерство богатое, а значит – светлое будущее библиотеки обеспечено на века. Но через 30 лет все изменилось до неузнаваемости.
В попытках обратить на себя внимание ЦНТБ дошла даже до самого Леонида Даниловича:
На все письма следовали однообразные отписки. Вот одна из них:
Последней надеждой стал Азаров, который мог помочь по старой памяти – когда он работал в Донецке, часто обращался к услугам ЦНТБ как директор НИИ. Вот письмо:
Теперь уже и Азарова нет. Зато есть обещание передать библиотеку в госпредприятие "Углеииновация", которое, по идее, объединит всю отраслевую науку:
Что из этого выйдет, особенно в связи с новыми политическими поворотами – сказать невозможно. Но вряд ли ЦНТБ стоит ждать хороших новостей.
Динамику нарастания коммунальных проблем Наталья Зубленко изображает так:
— До 2008 года мы еще как-то жили. Но произошла смена директора, потом предыдущий директор через суд вернулся, и после этого окончилось всякое финансирование из Министерства. В 2011-м начались проблемы с отоплением, но тогда мы смогли решить проблему, обратившись к Азарову — нас подключили. В 2012 году при наступлении холодов нас опять оставили без отопления. И с тех пор его нет.
Теперь, для того, чтобы подключиться, видимо, придется менять всю систему. Батареи "мертвые", из них вывалились огромные куски металла. Одна из батарей выглядит как будто развороченная изнутри мощным взрывом.
В хранилище – куча редкой литературы. Далеко не вся она существует в оцифрованном варианте, далеко не вся! Там же – некоторые технические диковинки, как будто сделанные как реквизит для фильма жанра стимпанк, вроде светокопировального механизма – огромная "бандура" с почти кузнечными мехами:
На книги холод действует убийственно. Они отсыревают. Для хранения книг необходим специальный режим по температуре и влажности. Здание строилось с учетом этих факторов, а также вентиляции и прочих параметров. Несколько лет "глубокой заморозки" – и весь архив можно будет выбрасывать на свалку:
Поднимаемся выше, на верхний этаж. Там – огромный территориальный патентный фонд. Таких теперь осталось только два – у нас и в Киеве. Его создали в 1964 года после скандала с "Москвичом", когда оказалось, что у этого чуда советского автопрома нет ни одного узла, ни одной детали, которая была бы сделана без нарушения авторских прав. Тогда, во избежание аналогичных ляпов, по всей стране возникли филиалы-копии Центральной патентной библиотеки. Есть уникальные вещи – невостребованные изобретения, позволяющие и сейчас решить актуальные проблемы во всех областях техники. Мы получали огромное количество информации со всего мира.
Нас встречает Лариса Ивановна Николаева, заведующая патентным фондом. Она кутается в шубу – климатические условия у нее в отделе примерно те же самые, что и этажом ниже. Лариса Ивановна работает здесь со дня основания, влюблена в свое дело, но в последние годы неоднократно думала о том, чтобы уйти:
— Но каждый раз останавливаю себя, потому что надо подготовить себе смену – фонд уникальный, особая специфика, нужно передать опыт надежному человеку. Но кто сюда пойдет, в такие условия? Наш нормальный штат – 20 человек, сейчас осталась я одна. Фонд мы создали своими руками, и теперь просто больно смотреть, как этот наш ребенок умирает у нас на глазах. Есть патентные данные 50-х годов ведущих индустриальных стран – они уникальны, в интернете их точно не найдешь.
Умирает фонд, разваливается здание:
— Три дня назад лопнула пожарная труба. Был настоящий потоп, вода лилась на два этажа, мы с Наташей сами черпали и выносили воду. Каждый день, идя на работу, думаем: что у нас с водой? Не прорвало ли опять?
Идем в хранилище патентного фонда. Портрет Энгельса над входом, сбоку от двери – репродукция иконы Божьей матери. Чего там только нет, в этом хранилище! ГДР и Австралия. АРЕ и Ирландия. Таинственная Болгария и совсем уж загадочный Афро-Малагасийский Союз. Весь мир у наших ног, никому не нужный…
Лариса Ивановна объясняет масштабы бедствия:
— Здесь зарубежные патенты по 59 странам – все на микропленке. Она уже начинает крошиться. Впрочем, бумажный носитель тоже портится. Всего у нас здесь 22 миллиона патентов. Это огромный массив информации, который в цивилизованном мире считается обязательным к сохранению! Везде все аналогичные патентные фонды живут на дотациях государства, которое понимает их необходимость и выделяет деньги для их выживания…
Смотрим наверх. Лучше туда, конечно, не смотреть. Крыша отошла от стены сантиметров на 30…
Везде следы полного развала. Огромная трещина в стене – отходит целое крыло. На выходе из патентного отдела – огромное мокрое пятно на паркетном полу. С потолка капает вода. Активно так капает. На полу стоит штук десять пустых коробок из-под микрофильмов, куда собирается эта капель. Краска отслаивается от стен огромными пластами. Окна прогнили, их просто опасно открывать – рассыплются.…
— Сохранить хотя бы воду и туалеты, иначе – вообще смерть. Кое-как отогреваем трубы, чтобы вода не замерзла, — жалуется Наталья Зубленко.
С тяжелым сердцем уходим из этого цапрства печали. На лестничной площадке нас провожает чеканный барельеф с цитатой Ленина "Книга – огромная сила". Тут же объявление, предлагающее обращаться по всем острым вопросам к директору учреждения А. Лепехину.
На самом деле, это огромный вопрос – к кому сейчас обращаться, чтобы спасти библиотеку, которой гордился Донецк?
__________________________________________________________________________
ЦНТБ на карте города:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Надо же, троюродную тётю в фильме про ЦНТБ посмотрел. Она там 10 лет проработала. Есть на двух снимках 50-х гг.
"это огромный вопрос – к кому сейчас обращаться"
Ко мне обратитесь, только будете ли рады?
Да уж...
Полный зведопад.
Добавлю немного своих фоток.
Такое письмо ниписал глохонемой посетитель библиотеки:
Поднятый паркет:
Как-то мы обсуждали рекламу 20-х, 30-х гг. А именно, почему, там часто было написано слово "требуйте во всех магазинах!" и тд. и т.п. Может это от того, что люди постоянно что-то читали в библиотеках?
А это уже патентный отдел:
Вот настолько отошла краска со шпатлёвкой без отопления помещений. Такая картина происходит от избытка влаги в воздухе в неотапливаемых помещениях. Влага проникает в краску, а при отрицательных температурах влага кристализуется и отрывает краску от стен.
Вот такие батареи во всём здании.
Одна из батарей не то что лопнула, а лопнула со взрывом. Т.е. от избыточного внутреннего давления льда, концентрические трещины в чугуне образовались в ограниченный промежуток времени и имели определённый лавинообразный момент. В результате чугунный осколки отлетели на несколько метров от батареи.
Теперь, здесь проводят тайные сходки, любители истории и библиотек!
А я давно говорил, что с библиотекой обходятся крайне несправледливо! Такому собранию книг, - пусть и преимущественно по горной тематике, - начиная с 1820-х г.г., - позавидует облгосархив! Да и библиотека им. Крупской также нервно грызёт ногти и курит в сторонке, когда речь идёт о фондах ЦНТБ! И тут - на тебе, - такое отношение...
Кстати, недавний разговор с работником библиотеки, - в т.ч. на тему "полюса замерзания":
- ... Ужас! Вам хоть зарплату платят?
- Платят!..
- Хоть это радует!
- Вот, за ноябрь выдали 20 грн.
- ???
- Да! За октябрь - 80 грн., за ноябрь - 20 грн.! Нельзя же сказать, что совсем не платят, - платят же!..
Pabel,
С каждым днём всё хуже и хуже. С этого месяца работникам оплачивают пол ставки и у библиотеки сокращённый рабочий день, до 14.00.
А насчёт замерзания - это да! Приходилось ходить в библиотеку прошлой зимой довольно часто, поэтому помёрз там немного. Стою у выдачи, ожидаю книги, смотрю на термометр - 5 градусов. Думаю - непорядок. Дохнул на термометр - уже 10, 15, 25 градусов... Ну всё, - думаю, - теперь работать можно... А если серьёзно - система отопления от постоянных морозов требует полной замены. Если в ЦНТБ подать воду, то книги и вовсе утопнут!
Юзовский, летом прошлого года рабочий день в ЦНТБ был с 8:00 до 11:00! Так что, очередное улучшение)))
Кстати, а почему бы краеведам не собраться в ЦНТБ? На экстрим... Ведь у библиотеки сейчас неважные дела не только с отоплением и оплатой труда библиотекарей, - читателей там также не очень... Народ ищет информацию где угодно: в Интернет, в архиве, в библиотеке им. Крупской, - но только не в ЦНТБ! Всякие там "пятые каналы" можно пока что не приглашать, но показать самим краеведам, что им, самим краеведам, небезразлична судьба библиотеки - для самих краеведов дело чести!
Можно и собраться, но там и сейчас, ещё не совсем тепло, а в общественном месте, чтобы согреться, нельзя распивать спиртные напитки.
Дело в том, что здесь материальная поддержка нужна, а это же, не могила Гонимова. Краеведы, такой объект не потянут.Понятно, пока что краеведам скидываться не предлагает никто. На то есть спонсоры, общественные организации, партии... А согреться после экскурсии по библиотеке можно и в ближайшем кафе. Например, у входа в библиотеку...
Ото ж! Почему я и предложил Евгению Юрьевичу обратить на библиотеку внимание общественности, потому, что дело идёт о том, чтобы с ней не случилась какая-нибудь неприятность, например пожар... А затем, место за пол-цены, выкупит какой-нибудь дядька и построит здесь гостиницу или очередной бизнес - центр... Тьфу тьфу, тьфу!
В смутное время живём... Блин!
Оцифровать "зеркалшкой" и выложить в просторы нэта - это не дело.На сколько я понял, есть желающие прибрать к рукам на дурняк эти фонды. Здесь комиссия нужна...
Жаль, такую библиотеку потеряли...
Ответ глухонемому посетителю очень давно дал Виктор Цой."Две тысячи лет война.Война без особых причин."Дальше знают все.
Харьковский,
эх, Андрей. Да всё давно произошло(
Ясенов,
Прям вижу на дверях библиотеки записку "отдам в хорошие руки".
Всё теперь от деректора зависит.
finkelstein,
еще не произошло, списки ещё даже не поданы и не рассмотрены
Харьковский,
И я не вижу.
Тут более глобальная проблема. Она накапливалась годами и никакой директор, в одиночку, её не сможет решить, если конечно, это не Ренат Леонидович
уж лучше предать огню...
А если уж библиотека имеет дейтсвительно уникальные издания, которые, беспорно, пользуются повышенным спросом один раз за десять лет, то можно еще организовать платное использование фондов. Только сделать это надо по уму, что бы не пришлось для оплаты читательского взноса ехать в Киев.
Александр Юрьевич, книги невозможно сдать в храилище. Хранилище занимает площадь в шесть этажей. Для него и построили специально это здание. И на эти шесть этажей библиотеки, сейчас только один библиотекарь.
Юзовский,
Во-первых, это яркий показатель востребованности, А во-вторых, представляете, что будет, когда этот единственный библиотекарь отуда уйдет? Могу "Березку" показать вместо пояснения, хотя здание библиотеки выглядит ненамного лучшеЯ имел в виду хранилище не этой именно библиотеки, а архивы и другие библиотеки. Такая специализированная библиотека не нужна очень давно, и жалко, что никто не набрался смелости это признать.
Насчёт аренды. Здание нельзя сдать в аренду. Там низкие потолки и нет окон. Разве, что под склад. Нет. И под склад нельзя. опять же низкие потолки. Сложно что-либо складировать. Вон работники библиотеки ленточки повесили, чтобы головой не биться об трубы и ригеля. Неудобное здание для бизнеса. Его проще снести и построить что-то другое...
Я бы сказал, что этот показатель искусственный. Никто не ракламирует эту библиотеку.
Все знают Крупскую.
У ЦБНТИ просто нет денег. Здание по ул.Артёма, тоже не в блестящем состоянии. Его вроде бы только благодаря ЕВРО 2012 Горсовет подкрасил, а так - всё грустно.
Но это все молочи жизни, было бы желание, что-то делать
Это самое главное!
Ясенов,
И на третий... Библиотека теперь работает через день и этот день - неполный...
Выпуск новостей телеканала Донбасс от 26 марта о библиотеке - https://www.youtube.com/watch?v=aZrBW_Ds5rM&feature=youtu.be или тут - https://www.youtube.com/watch?v=eG4dF9mcYwk