«Сегодня здесь играют джаз!»
24 мая 1967 года в Доме работников культуры состоялось первое заседание Донецкого джаз-клуба «Донбасс-67».
В соответствующем постановлении горкома комсомола за подписью его секретаря С.Поважного (известного ныне в городе человека) назначались руководители из числа местных джаз-энтузиастов, однако в последнем пункте говорилось: «Контроль за работой джаз-клуба «Донбасс-67» возложить на отдел пропаганды и культурно-массовой работы горкома комсомола». Таким образом, появление не совсем идейно выдержанной музыки сопровождалось необходимыми формальностями. Без комсомола джаз в Донецке (и в Союзе) тогда был невозможен, как Шерлок Холмс – без доктора Ватсона. В донецких условиях, это действительно получилась формальность. Не так уж вмешивался тот горком комсомола в те дела…
Вот как описывал рождение джаз-клуба корреспондент «Комсомольца Донбасса» С.Середницкий: «Кто был в актовом зале Дома работников культуры, тот знает, что вместимость его не ахти какая. Стояли в дверях, стояли на сцене, в проходах между рядами, но все равно всех желающих слушать и смотреть джаз вместить было невозможно. Первые аккорды сделал оркестр торгового института под управлением Валерия Рубана. Оркестр исполнил произведения двух композиторов – Каунта Бейси и Дюка Эллингтона. Любители джаза по достоинству оценили искусство исполнения столь сложных в своем творчестве джазовых композиторов».
Вся эта радость была бы невозможной без Виктора Дубильера – человека, любившего джаз и обладавшего двумя важнейшими из организационных искусств: предприимчивостью и умением договариваться. Сам он играть не умел, а джаз любил беззаветно. Но просто любить ему было мало. Он хотел иметь столько джаза, сколько просила душа. Сделать это в советских условиях казалось немыслимым. Но Дубильер относился к тому типу мужчин, о которых Высоцкий пел: «Уж если я чего решил – то сделаю обязательно!» Он нашел способы контактировать с зарубежьем (причем иногда – весьма дальним), активно обменивался пластинками, составил дома огромную коллекцию любимой музыки. На квартиру к Дубильеру приходили толпы тех, кто только там и мог послушать джаз.
Как шутит Дубильер, он основал джаз-клуб потому лишь, что устал принимать бесконечные депутации меломанов и захотел перенести прослушивание своих пластинок в какое-то другое помещение.
Появление джаз-клуба стало началом процесса, сделавшего Донецк музыкальным центром союзного значения. Без клуба не было бы фестиваля, который впервые проведут два года спустя – и пораженная страна увидит город синих терриконов и таких же жителей культурным очагом. В 1967 году создатели джаз-клуба еще не мыслили такими масштабами. О ближайших планах Дубильер и его заместитель Александр Макаренко говорили скромно: «Выработать репертуар, который мог бы быть представленным в ближайшее время на суд зрителей. Популяризировать произведения композиторов советского джаза и зарубежных мастеров ». Жизнь расширила эти планы запредельно и сделала Донецк столицей отечественного джаза.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
В любом разговоре о джазе в Донецке непременно возникает фигура Виктора Дубильера. И это верно. Жизнь расширила эти планы запредельно и сделала Донецк столицей отечественного джаза. Когда-то так и было, сейчас - вряд ли...
Кусто,
Ну, сейчас сам джаз немного подсдулся. Сам Дубильер в разговоре со мной грустно сказал: "Джаз умер"
JohnAdmin,
очередь за Рианной: "поп-мюзик ис дэд нау"
JohnAdmin,
"Джаз умер"
Может быть...В том смысле, что ничего нового не происходит. Чесно говоря, джаз после войны уже никогда не был популярным даже у себя на родине в США, скорее - элитарной музыкой. Но, скажем, Артемий Троицкий тоже самое сказал о популярной музыке вообще в последние 10 лет. Но мы, любители джаза пока живы )
Здрасьте! А Фаермана, Фаермана не упомянули! :)
Да, и неплохо выглядим :)
"Рок-н-рол мёртв, а я ещё нет!" (с)
Джазовые фестивали в 70-х в Донецке забыть невозможно!
Сначала штурм дворца, а потом погружаешься в Океан Джаза.
Сейчас эпоха не джазовая.Нам хоть есть что вспомнить, а современная молдежь по-настоящему джаза и не знает.
eis,
У молодежи сейчас другие пристрастия и приоритеты в музыке. Когда вы увлекались джазом, у старшего поколения были воспоминания о каком-нибудь фокстроте или чарльзтоне и джаз они считали диким. Каждое новое поколение берет и потребляет по мере текущей необходимости.
Буквально на прошлой неделе были в филармонии на концерте-экзамене.
Зал полный, много молодежи, концерт очень сильно затянулся, так что еще что-то есть)
ДОНЕЦК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЖАЗОВЫЙ ГОРОД...
М..да... И люди, способные организовать джазовый фестиваль разбрелись. Дубильер
уехал в Москву и умер "Донецк -1..", Серый в Киеве - и нет "ДоДж"а. Я еще успел снять 3 передачи "Джаз+Jazz" с Дубильером в середине 90-х. Грустно...