Как сын иконописца нам почтамт построил
Спроектировал здание человек, который впоследствии станет всесоюзно известным – Аркадий Григорьевич Мордвинов, «мастер музыки в пространстве», «придворный архитектор Сталина», отец реконструкции центра Москвы, идеолог поточного скоростного строительства, послевоенный президент Академии архитектуры СССР. Сын иконописца из нижегородской губернии сделал успешную карьеру, получил две Сталинских премии и до самой смерти был «при делах». А тогда, в конце 20-х годов, он завершал учебу на инженерно-строительном факультете МВТУ и набирался практического опыта на Украине. Помимо прочего, сделал проекты двух почтамтов – в соседних городах Харькове и Сталино. И оба здания исполнены в одной, весьма модной тогда стилистике – конструктивизма.
Это направление, как пишут словари, «характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика». Много бетона, минимум декора, почти полное отсутствие нежных округлостей, своеобразное угловатое изящество. Для того, чтобы понять конструктивизм на донецких примерах, можно вспомнить первый корпус ДПИ (или ДонГТУ), а также дворец культуры имени Ленина (или ДМЗ). В 20-х годах конструктивизм считался направлением очень модным и очень пролетарским по духу («революционный аскетизм» и так далее). В следующем десятилетии все изменилось, чересчур радикальные движения в искусстве стали осуждаться, и корифеи движения были подвергнуты гонениям. Однако кое-кому удалось прекрасно встроиться в эпоху, когда восторжествовал «сталинский ампир». Сумел это сделать и Аркадий Мордвинов, автор проекта нашего главпочтамта.
На самой ранней своей фотографии вновь выстроенное здание выглядит так, будто только что обгорело. На самом деле, это работает простота форм и материалов. Смотрелся почтамт немного резковато, но Сталино, не избалованное архитектурными вычурностями, вполне украшал. Не говоря уже о том, что масштаб почтовых услуг предлагал неслыханный. Еще до войны здесь открылся первый в городе междугородный телефон-автомат (за ним вскоре последовал второй – в гостинице «Донбасс»). В конце 30-х почтамту придали более оптимистический вид: оштукатурили, побелили, облагородили интерьер. «Судя по фотографиям, внутри он напоминал зимний сад с обилием пальм в кадках. В конце высокой лестницы посетителей встречала большая статуя В.И. Ленина», – пишет Жанна Крыжная, начальник отдела областного краеведческого музея.
На первых фотографиях освобожденного Сталино мы видим здание главпочтамта вновь в черных тонах – пожар его не пощадил. Однако именно почтамт был восстановлен в первую очередь, наряду с Домом Советов. Значение телефона и телеграфа власть понимала прекрасно. Более того, здание расширили, приделав крыло по Комсомольскому проспекту. В таком объеме оно и дожило до наших дней. Обшитое парадным пластиком, оно весьма отдаленно напоминает то упражнение в конструктивизме, которое выполнил в городе Сталино столичный архитектор Аркадий Мордвинов.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Цирк космос - типовой проект, такие строили по всему союзу. Я в Кривом Роге видел точно такой, аж слеза прошибает - кусочек родины.
Вот что было написано по поводу цирка на этом сайте
http://donjetsk.com/letopis/268-kak-ci...jj-sdelali.html
Было здание в стиле - конструктивизм, а стало в стиле - безликий пластиковый саркофаг, за который будет стыдно перед потомками. Та же участь постигла 1й гастроном "Москва". Гостиница «Донбасс» тоже была построена в стиле конструктивизм, а то что было построено вместо неё, не имеет ничего общего с прежней гостиницей «Донбасс».