Без пальмы
В октябре 1923 года возрожденный Юзовский металлургический завод поучаствовал в первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
Время было, как говорится, тяжелое, молодая страна, скажем без обиняков, надрывала все силы. Но советское правительство сочло нужным провести демонстрацию тех достижений, которыми уже могло похвастать. Все-таки гражданская война осталась позади, НЭП привел в порядок хозяйственные тяги. Что-то как-то начинало работать. Совсем неплохо было убедить хотя бы самих себя, что дела налаживаются.
Для Юзовского завода участие в выставке имело свой особенный смысл. Завод едва-едва выполз из жуткого периода, в течение которого было решительно непонятно, выживет он ли нет. В 1921 году ничего еще не работало. Чтобы как-то чем-то занять своих людей, заводское руководство организовало производство в одном из цехов… одежды и обуви. О металлургии пока речи не шло – две попытки задуть домну закончились ничем. Деньгами платили редко, да они немногого и стоили. С продуктами наблюдался полный мрак. Голодали все, и все были недовольны. На многочисленных собраниях толпа неоднократно была на грани самосуда над начальством. В общем – абсолютный развал, но терять завод Москва не хотела. И в Юзовку прислали кризисного менеджера, проверенного большевика Ивана Макарова, который стал первым «красным директором» в истории предприятия.
Возрождались медленно. В 1922 году смогли ввести в строй только одну домну. В первой половине следующего — пустили большинство мартеновских печей. И тут – Всесоюзная выставка. Надо было показать товар лицом, пусть даже завод еще толком не встрепенулся. Ну и, конечно, постарались.
Исследователь славного заводского прошлого К. Захаренков писал об этом тридцать лет спустя: «Юзовский завод изготавливал в 1923 году уже почти все выпускавшиеся в стране профили сортового проката. Выставочный комплект образцов прокатываемого заводом металла нарезался, шлифовался и полировался в механическом цехе под руководством главного механика завода Маркияна Денисовича Кошеленко. О нем следует сказать особо. Выходец из семьи украинского крестьянина, человек, не имевший технического образования, Кошеленко проявил себя на заводе как даровитый самоучка-механик…».
Образцы металла для выставки пестовали, как собственных первенцев. Их никелировали в электроцехе. Их закрепили на щитах, предварительно обитых синим сукном с надписью «УССР» — выглядело, как коллекция старинных сабель на домашнем ковре. И все это дело нежно переправили в Москву.
Конечно, пальма Мерцалова в свое время произвела более яркий выставочный фурор и больше сказала о возможностях завода. Но, учитывая время и обстоятельства, тоже получилось неплохо. Видные щиты с блестящими образцами, рядом – застекленная витрина с образцами железных руд, угля и кокса, флюсов и огнеупоров. И, что важно – фотоснимки заводского подсобного хозяйства «Пески». Юзовский завод был жив, теперь в этом могли убедиться все, кто в этом еще почему-то сомневался.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
прекрасный материал, спасибо.
Исследователь славного заводского К. Захаренков прошлого
полагаю, надо исправить инверсию)
ismaell,
Или воспринимать ее как изысканный литературный прием!