ФОНТАНЫ
С наступлением в Донецке настоящей весны, заработали фонтаны. В этом году их запустили даже раньше обычного – не 1 мая, а 26 апреля. Видимо, в качестве компенсации за грубо усеченную весну. Заработали все многочисленные струи парка Щербакова. Шумит и пенится фонтан в Музыкальном парке. Готовят к запуску фонтан на площади Ленина, который должен запеть голосом Фредди Меркюри и группы InGreed. Фонтанов в городе становится все больше, и это – еще одно свидетельство того, что Донецк движется в правильном направлении. Ведь без фонтанов, хороших городов не бывает!
Об этом – в новой статье рубрики «Донецкая энциклопедия» …
Фонтан — природное или искусственно вызванное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на нее давления, вверх или в сторону.
Немного истории
Фонтан считается одним из главных признаков городской цивилизации. Некоторые смелые эксперты даже склонны считать его существенным элементом демократически устроенного общества. Но это, пожалуй, перебор. Города самых жестоких тоталитарных государств были заполнены фонтанами не меньше (а то и больше), чем в самых свободных государствах.
Фонтаны начинались еще до появления городской культуры – в священных рощах, где специально оформленные источники служили для совершения религиозных обрядов. С появлением городов, фонтаны стали исполнять другую, более практическую функцию: через них в специальные резервуары подавалась под давлением вода из расположенных ниже (или выше) источников. Кроме этого, фонтаны почти сразу стали восприниматься как городское украшение, а также исполнять санитарную функцию (освежения воздуха). Самый древний фонтан обнаружен в Месопотамии, в городе Лагаш – вода исторгалась в емкость, высеченную в скале. Построили его пять тысяч лет назад…
До революции
Первый фонтан на территории города возник… Трудно сказать, где это случилось. Известна точная дата сооружения только одного из трех кандидатов на первенство. Донецкий историк Валерий Степкин открыл, что первый из двух фонтанов имения Трудовое, принадлежавшего помещику Карпову, начал действовать в 1902 году. К Юзовке эти земли тогда не имели абсолютно никакого отношения, но сейчас находятся на территории Петровского района, а значит – формально, в черте города.
Примерно тогда же появился фонтан в Горсаду – в самом центре, там, где сходились в круговой аллее восемь дорожек этого протопарка. Кроме того, существовал еще легендарный фонтан на приусадебной территории дома Юзов. Точное его местоположение известно нынешним старикам с крепкой памятью. Есть сведения, что в воде его бассейна плескались золотые рыбки. Желания они вряд ли исполняли, но декоративным элементом служили.
Таким образом, до революции мы видим на территории нынешнего Донецка два фонтана поместного типа и один – сугубо городской. Ни один из них до нашего времени не дожил. Однако именно они позволили поселку впервые ощутить себя городом. Как знать, присвоили бы Юзовке соответствующий статус, не имей она фонтана в Горсаду…
До войны
Благоустройство Сталино, развернувшееся в 30-е годы, привело к появлению целого ряда фонтанов, более того – к целой фонтанной стратегии. В основе ее лежали три момента: украшательство, помпа и идеология.
Первый момент иллюстрирует фонтан на Пожарной площади, которую власти Сталино быстренько поименовали в честь Ф.Э.Дзержинского. В начале 30-х годов была произведена полная реорганизация этого пространства, и на голом месте появился цветник, эстрада и большой фонтан. Известно, что оформляла его бригада Амелина из художественной мастерской «Горкомхоза».
Второй момент – это сооружение фонтанов в новом парке имени Постышева. Еще до войны их там появился целый каскад. Один из фонтанов парка был украшен статуей трех атлетов, держащих в руках чашу. Войну это гидротехническое хозяйство не пережило, но впоследствии было восстановлено, и нынешнее шикарное многоструйное чудо стоит именно «на костях» первородного каскада.
Третий момент – это фонтан в сквере Павших Коммунаров. Он возник на месте взорванного Свято-Преображенского храма году примерно в 1934-35. Фотографий его обнаружить пока не удалось, а по описаниям, которые имеются в краеведческом музее, его снабдили целой скульптурной группой, в которой были мама с ребенком, девочка с бабочкой и мальчик с сачком. По совсем уж легендарным данным, фигура мамы с неплохо развитым бюстом пользовалась успехом у хулиганов мужского пола. Причем особенно захватанной была правая грудь: считалось, что прикосновение к ней увеличивает мужскую силу.
Таким образом, до войны город получил столько фонтанов, сколько требовалось для минимального самоуважения. Но жизнь требовала большего.
До Дегтярева
И это большее город получил после войны. Еще не было покончено с самыми насущными задачами жилищного строительства, а в Сталино уже начали появляться новые фонтаны. Исходя из нынешнего состояния, их можно разделить на три вида: процветающие, влачащие существование, сгинувшие.
К первому виду относится, безусловно, фонтан на площади Ленина. Его запустили в 1958 году, и с тех пор его струи бьют практически не переставая (если не считать планового отключения на зиму и прочую необходимую профилактику). Кто-то считает, что инициатором его сооружения был тогдашний секретарь обкома партии Казанец, кто-то – что идея не осуществилась бы без председателя горисполкома Бахаева. Как бы то ни было, до появления памятника Ленина, именно фонтан был смысловым центром главной площади города.
Ко второму виду причислим фонтан во дворе горбольницы №5 (водолечебницы). Это очень странное сооружение. Его венчает сложная композиция из черепахи, змеи и совы. По идее, она должна была символизировать что-то медицинское. Довольно примитивно исполненная, она все-таки дожила до наших дней. Покрытая черной краской, она производит довольно гнетущее впечатление, усиливающееся пересохшим бассейном.
В третий вид зачислим исчезнувший с лица Донецка Фонтан мира. Его построили в 1957 году на пересечении бульваров Пушкина и Шевченко, к 40-летию Советской власти, и это был, как писали, подарок комсомольцев к светлой дате. Здесь тоже не обошлось без скульптурного сопровождения, но с совершенно прозрачным символизмом: несколько сидящих фигур (в том числе – ребенок) и одна стоящая (в руке – голубь). В конце 70-х годов, примерно к 60-летию Советской власти, фонтан снесли. Есть версия, что его подземная машинерия мешала прокладке циклопических подземных коммуникаций, сопровождавших сооружение нового здания обкома КПУ (нынешняя облгосадминистрация).
До Горбачева
Потом началась новая эпоха. При секретаре обкома Владимира Ивановиче Дегтяреве масштабы обновления города превзошли все привычные размеры. Фонтанное дело на этом этапе характеризуется тремя тенденциями: модернизация, глобализация, стандартизация.
Первую тенденцию иллюстрирует фонтан в виде трехлучевой звезды (если смотреть сверху), устроенный напротив стадиона «Локомотив». Век его оказался короток: при сооружении памятника Бубки с ним решительно разобрались. Можно сказать, одна звезда похоронила другую. Фонтан у «Локомотива» был исполнен в стиле торжествующего минимализма, столь характерного для городской культуры брежневских мегаполисов.
Вторая тенденция может быть легко представлена каскадом фонтанов перед зданием горисполкома. Их ввели в строй одновременно с самим «белым домом» — в 1965 году. Четыре уровня фонтанирования, по три «соска» в каждом – установка впечатляла! Этот фонтан можно воспринимать как своеобразный индикатор состояния городского бюджета. Когда бюджет приходил в упадок, фонтан начинал работать с большими перебоями. Но, если струи били весомо, грубо, зримо, вы могли не сомневаться: деньги в городе имеются!
Третья тенденция восторжествовала на примере фонтанов перед управленческими зданиями некоторых шахт. В 60-70-е годы, как рассказал мне один ответственный работник, город имел специальную программу, выполнение которой гарантировало появление фонтана перед каждым крупным предприятием. И в бюджет закладывалась соответствующая статья расходов. Но легкомысленное отношение руководящих товарищей к этому вопросу привело, в конце концов, что «фонтанные» деньги использовались в основном для затыкания всяческих бюджетных дыр. В итоге, программа «сдулась».
Наши дни
Расцвет Донецка в первое десятилетие нового века привел к бурному прогрессу фонтанов. Их можно разбить на три основные группы: государственные, частные и ахметовские.
Яркий пример государственных фонтанов – это шикарный «свадебный торт» в южной части парка Щербакова, а также устроенная чуть позже в его северной части композиция в японском стиле с водопадом и каналами. Кроме того, целый ряд разномастных фонтанов появился на бульваре Пушкина. Наличие этих объектов сделало парк и бульвар самыми европейскими местами Донецка. И это глубоко закономерно. Европа без фонтанов невозможна, как Иван Ургант – без Сергея Светлакова.
Наглядных примеров частных фонтанов несколько. Это устройства для распыления воды речки Дурная в прекрасном сквере у фирмы «Конти». Это динамичный фонтан у ресторана «Эль-Фреско» вблизи гостиничного комплекса «Виктория». Это львиная морда в парке «Сокол». Это авангардистский фонтанчик напротив все того же памятника Бубке – на другой стороне улицы Артема, у загадочного сооружения неправильной формы и офисного содержания. Появление большого количества подобных штучек – явный признак того, что финансовые потоки в Донецке хорошо разработаны и не иссякают.
К ахметовским фонтанам мы, конечно, отнесем несколько водных объектов, прилегающих к «Донбасс Арене». Самый масштабный из них – это каскад со стороны улицы Челюскинцев. Но самый примечательный – громадный мяч из тиргартенского гранита, вращающийся напором воды у главного входа, на аллее со стороны проспекта Мира. Это уже не просто фонтан. Это символ города, у которого фотографируются люди, специально приехавшие в Донецк, чтобы посмотреть на «Донбасс Арену». Таким образом, фонтаны города прошли полный идеологический круг развития, от помещика Карпова до капиталиста Ахметова.
Нерожденные и мертвые
Но круг этот совсем не закончен. Донецк продолжает развиваться, как говорили в бойкие советские времена, «опережающими темпами». А город, который растет, обязательно делает это и за счет фонтанов тоже. В рождающемся на глазах Музыкальном парке запланирован танцующий фонтан. В обнародованной компьютерной модели это выглядит как нечто в высшей степени уникальное.
Говоря о будущем, можно вспомнить несколько несостоявшихся проектов, которые были задуманы с любовью и эстетично. Но… К сожалению, мы не увидим скифский сквер в парке на Калиновой балке, где планировался фонтан водопадного стиля. Не получился и грандиозный парк по всему течению реки Бахмутка – от Ветковских до городских ставков. Безусловно, фонтаны должны были появиться и там, у подножия ветковских терриконов, которые, по красивой фантазии главного архитектора Донецка Владимира Кишканя, предлагалось засадить цветами и прочей растительностью.
С другой стороны, рассказ о фонтанах города был бы неполным, если бы мы обошли вниманием несколько пересохших произведений этого жанра. Например, сложные сооружения у Дворца молодежи «Юность» и обладминистрации. Последнее – просто стыд. В самом центре города, у главного его административного здания уже лет 15 (да больше, больше!) прозябает фонтан, превратившийся в мусорник. О чем это говорит? Не о том ли, что областным властям глубоко безразличен город, где они базируются. Не о том ли, что им неизвестна примета, проверенная веками: пересохший фонтан – в разных культурах — знак несчастья, а также духовной и физической импотенции? Впрочем, может быть, проблемы потенции для ответственных лиц Донецка уже не актуальны?
Нечто подобное было в начале эпохи блистательной независимости у здания Киевского райисполкома. Каскад фонтанов, на глазах приходивших в карфагенское состояние. Но районные чиновники проявили силу воли, нашли немного денег. Сейчас фонтан у Киевского РИК струится и пенится, а по вечерам еще и подсвечивается разноцветными огнями.
Поэтический постскриптум
Фонтаны – это поэзия, овеществленная в живой воде. Поэтому лучший способ закончить наш рассказ – это привести стихи моего товарища, донецкого поэта Игоря Ус-Лимаренко, который является основателем Общества ценителей садово-паркового и фонтанного искусства Fontis и инициатором проекта «Фонтан будущего». В рифмах Игоря, которые звучали в свое время со сцены Донецкой филармонии (а потом еще транслировались по телевидению) – отзвук всех фонтанов города в целом и каждого по отдельности.
Сначала – пара слов от самого Игоря:
— Вода… Она струится через наше существование – и не хватит слов описать ее простоту. Потому, что она – все… «Все вещи в воде», говорил древний грек Фалес. Вода – субстанция сущего. Человек всегда желал, чтобы вода была рядом, он ее лелеял, приручал, играл с ней… Он построил акведуки – и она поила Рим, она пенилась в колодцах на городских площадях и в оазисах персов, индусов… Завораживающее зрелище движущейся воды пленяло поколение за поколением…
Черты небесной гармонии и обаяние вечности воплотили в себе фонтаны. Они и символ нашего рвущегося к утраченному небу бытия, и его пенящаяся радость. Для меня фонтан – бурное соединение образов цивилизации, культуры и личного человеческого существования, творящихся во Времени, которое, желая быть воплощенным, принимает их форму.
Я стремился к тому, чтобы в моем «Фонтане» форма и содержание продолжали друг друга, как вид и звук брызжущей, трепещущей, вспыхивающей, блещущей, вращающейся, исчезающей и вновь возникающей воды фонтана.
А теперь – собственно, стихи.
Поэтическая симфония «Фонтан»
Тогда, струясь из каждой вещи,
Жизнь пенит светлый кубок свой,
И все, что рвется, все, что плещет,
Есть вечный в Господе покой!
И.В.Гете
I
Широкая чаша
Не вином до краев, но водою
наполняема. Не подвержен сбою
источник. Ему не страшен
палящих лучей легион, предающих все зною.
Украшена
чудесной резьбой
чаши поверхность: нимфы, амуры,
переплетенье стеблей. Струй каламбуры
переговариваются сами с собой.
И рябь на воде, что Корана суры,
изменяет свой строй.
В глубине фонтана,
как монетки, сверкая, плавают рыбки.
Красавицы, чьи движения плавны и гибки,
обворожившее юного Пана,
чей мраморный ротик застыл в улыбке.
Струя ж неустанна.
Трубит
мальчик в рог.
Шум воды несмолкаем. Визги
нимф и амуров резвящихся заглушают брызги
дробящейся влаги. И возникает бок
семицветного колеса, и сизый,
во влажном дыму перламутровом,
голубок.
II
Сотня мощная струй
бьет прицельно и метко в основанье фонтана.
Кто творит произвольно и властно здесь? Это – Вода!
Солнце плавает в небе, словно огненный буй.
Бьет стоустой молвой.
Влажной, шумной, зело говорливой, несущейся ниц.
Только шум, влажный дым, и не видно ни зги
выражения лиц,
увлекающих нас за собой.
К основанию чаши.
Или, может, сказать по – иному: бокала стопе,
Где сливаются в пенную ванну и эти, и те,
и чужие, и наши.
То ли Аргуса взор,
что стооко на солнце блистает горящим зрачком,
наблюдая, как строится временный дом,
возникая из воздуха пор.
Там струя серебра,
от удара звеня, образует, в мгновенье, жемчужную клетку,
где поет и щебечет сама же, но влажная сетка
не закроет добра,
что похитит зрачок.
А светило шлифует сапфиры, топазы, алмазы…
что без устали сыплются, льются из вазы.
И сощурен сетчатки сачок.
…Выбиваясь из строя.
Голубь к чаше летает. И вот
сядет с краю, как предок, в ковчег прилетевший
в миниатюре потоп.
Резвый ток
мчит немолчно без устали, падая вниз.
Пыль бриллиантовых брызг и сиянье немокнущих риз,
усмиривших поток.
Перлы, руны воды…
То Валгалла и Рим соревнуются, борются в бурном потоке…
Да, как струи вина, ударяют порой стихотворные строки,
из воды создавая сады.
Глянь, о темно-зеленый
бьются волны о мол одна за одной,
не щадя живота в битве влажной, толпясь и слиясь меж собой
и приветствуя гибельно оный.
Ты, инфанта, — фонтан!
Стебли атласа, шелк, пена рюш, колокольный наряд…
Светлый утренник, праздник, где друг дружку ангелы зрят,
в кавалеров играя и дам.
Вкруг тебя толчея…
Всех движенье влечет, шум, волненье и блеск.
Прозревая как будто себя
и ладоней своих восторженный плеск,
что несется сюда
из-под сводов стоящих поодаль храмин искусств.
Но бессмертьем вода
превышает и смертных, и Муз.
Па воды!
Вот вращенье и взлет…
Там – поддержка и в кружеве пенные пачки.
Здесь излишни уменья и искуснейшей прачки:
для воды нет понятья «следы».
Зрим картину иную.
Зрачком замирая, с душой отрешенной стоя.
Кто скажет: «Струя, что щебечет, дугою летит, — это я…» —
не смущаясь, что всуе.
Что стремится взлететь
и, взлетая, поймать, преломить сета горсть,
полагая, что ты в этом мире всего только гость.
И обязан успеть
в напряжении дивном
достичь траектории взлета, струи полноты,
чтобы после боли и страха упасть с высоты
и с улыбкой легко навсегда смешаться с иными
в всплеске времени и воды…
Полнись звоном, фонтан!
Строй из струй струны лир и твори музык звук.
Напои всех, кто жаждет, скрипичным ключом
животворных наук,
каковым обучался ты сам.
III
Посреди каменного моря,
Как чудо, он возник. И вот,
Морям и водопадам вторя,
Фонтан играет шумом вод.
Висят серебряные дуги,
Усильем собственным держась.
И реют голуби и фуги,
На землю не боясь упасть.
А где-то глубоко под ними
Иные арки возвели,
Чтобы огнями золотыми
Наполнить города земли.
Здесь светлый рай порою жаркой
И слух, и взгляд пленяет вид,
И вот уже жемчужной аркой
Живая радуга горит!
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Фонтан в Парке Павших коммунаров.
ай да Ус, ай да Лимаренко!
авторы молодцы!
Aryason,
Точно в парке Щербакова? Не в сквере Павших коммунаров?
Еще есть непонятная аллегория на бульваре: ялик, который стекает в пропасть. Или подплыл к водопаду.
Еще большой комплекс у цирка. В свое время думал, что он повторит судьбу ОГАшного.
Из забытого: в парке Щербакова тоже был большой фонтан на верхней площадке. Сейчас его закатали под плитку. Перестал существовать при реконструкции. И вспоминается не фонтан, но теже редкость из 30-х - была в дальнем углу парка, где сейчас упомянутая "японская" крастота, бетонная клумба на ножке. Очень я боялся, что её снесут. Так и вышло. Но фото осталось.
sembond,
Покажете фото?
фонтанчики на территории травматологии, за часовней Варвары (практически в первозданном виде сохранился), недоразумение между домами 122 и 120 по Артема,
технологический фонтан у бывшего кинотеатра "Донецк", такой же - у ОблСтата (более известного как Собес), новый фонтан у драмтеатра ("за рукой", вместо дуба), тоже нестарая белая девушка в сквере за спиной у Ленина... дали будэ
JohnAdmin,
Посараюсь порыть архив дома. Сразу не нахожу.
Хорошо, что есть этот сайт !!! Лечит и освежает память. Это ведь не просто история города, это история нашей жизни. А у кинотеатра "Кристалл", со стороны билетных касс тоже ведь фонтан был ?
VASYL,
там рядом даже стадион был((
VASYL,
Был, только я ни разу не видел его работающим, по-моему
Фонтан напротив 1-й школы. Раньше являлся частью охладительной системы вычислительного оборудования, установленного в высотке напротив.
город фонтанов!
Zhoock Off,
Подмечено точно. "Был" можно применить не только к фонтану, но и к стадиону, и к сожалению ко многому другому. Кинотеатр, кстати, тоже "был".
Ай карамба - попутал. конечно в парке Павших коммунаров
Добрый день.Фонтан Мира на бульваре Шевченко снесли не к 60-летию Великого Октября,а ,судя по всему, раньше.И он никак не мешал строительству нового обкома-к тому моменту фонтана уже не было.
На самом деле там была не только клумба на ножке но еще и маленький бассейн, наполняющийся из природного источника.
вот так был оформлен источник
вот так выгладел бассейн
а вот так выглядела та самая клумба на ножке со стороны бассейна
Единствнное что вызывает сомнение, что клумба родом из 30-х годов. скорее из пятидесятых.
Кстати, в статье приведена фотография фонтана работы.Я.Рыка - атлеты с волеболисткой. Это фото с открытки 1938 года, а в 1939 году волейболистку со щита сняли - по причине того, что она начала отлымываться. В последствии её заменили круглым фонарем.
P.S. Что бы у Дмитрия марченко не возникла мысль о моем самопиаре хочу сразу оговориться, что девушки на фотографиях показаны только по той причине, что они на этих фотографиях были, а не по какой либо другой.
Dima,
"Судя по всему" - не аргумент. Судя по чему? Мне люди рассказывали о его существовании еще в 70-х
Aryason,
Да, она, поросшая бурьяном. И Источник был. Вспомнил.
Aryason,
все-таки правдоруб)) можно было придумать версию про жену председателя окружкома и любовницу-волейболистку. Причем чью любовницу - не уточнить))
А?
да не на Вашей фотке - на щите))
Кстати, а что на первой фотке за фонтан
Aryason,
Фонтан в имении Трудовое
Aryason,
ну главный же вход в Щербакова - у Амстора
Ага, спасибо. Из какой то газеты или книжки умной?
умеете же вы загадками говорить. Нифига за ходом вашей мысли не поспеваю. Что главный вход Щербакова?
Aryason,
Из книжки Степкина "Иллюстрированная история Донецка"
Aryason,
Кстати, а что на первой фотке за фонтан
я и ответил.
еще ж не упомянут сентиментальный фонтан на Поляне Сказок
То не совсем фонтан. То скорее декоративный пруд. Вроде того, что в первомайском сквере
Всё пытаюсь её найти. Адресок подскажите?
По поводу фонтана Мира. Была одна открытка, вроде как с памятником Шевченко, на которой был виден кусочек фонтана. Похоже было на "последнее упоминание". Вспомню, проиллюстрирую.
Aryason,
согласен.
Есть в среде Донецких краеведов такой человек Семен Левада - который о фонтанах знает очень и очень много. он все грозился статью про них написать, да видно не судьба
Dima,
есть иное мнение в сети:
Фонтан мира в Донецке http://infodon.org.ua/pedia/537
А в Белом Лебеде в старом корпусе был, а может и есть еще интересный капельный водопад. Считаем?
sembond,
Почему нет?
О. Мы уже считаем Донецкие фонтны? будем визаулизировать или так, на словах обойдемся?
Aryason,
Думаю стоит подкрепить фактами.
Так что Евгений Юрьевич - сделаем из статьи фотоальбом?
Aryason,
Легко! Есть маленький вопрос - кто оплатит, но то такое
JohnAdmin,
что оплатит? кто? Вы о чем?
Aryason,
Не-не, то я так:)
JohnAdmin,
На всякий - актив скинется. За правду ничего не жалко :)
"У нас с собой было".
Что то я ваще ничего не понимаю. Я предлагал в коментарии насувать фотографий Донецких фонтанов, а Вы чего подумали?
Aryason,
Да неважно уже! Почему бы в комментарии не насувать фотографии?
Хех! Наполнить! :)
а по поводу
скорее о необузданном трафике. Съест сессия много.
Потому как сайт вроде как не мой. у меня лично давно собран альбомчик донецких фонтанов. Далеко не полный, вернее ваще не полный, но сувать на сайт, что ни попадя 1) во-первых, не коректно, 2) во-вторых, попахивает самопиарм, а я так люблю пиариться, что спасу просто нет.
Aryason,
Давайте, давайте! Можно ссылкой.
Если ссылкой - то вот http://fotki.yandex.ru/users/kashkaha/album/147743/.
Хорошая подборка. Надо пополнять.
Надо. Есть недостоющие фонтаны? Только желательно из старых источников. а не современные
Я так и думал! Видно настоящего ценителя! Сегодня постараюсь посмотреть в архивах.
Из новоявленных забыли про свето-музыкально-динамический фонтан на территории ДМЗ. Кстати, уже утвержден внешний вид нового фонтана перед дворцом Ленина (то есть - дворцом культуры металлургов).Сроки строительства сжатые и обещают грандиозность зрелища.
Aryason,
Спасибо за фото Венеры из сквера Павших Коммунаров! Сколько раз я ее описывал, а увидел впервые сегодня. Александр, вот я чувствовал, что она не из парка Щербакова:)
Да и в некоторых центральных дворах тоже были фонтаны. В моём бывшем дворе по Ильича, 1119 был неплохой фонтан, используемый как охлаждение для ЭВМ в автоуправлении. И во дворе тоже был неплохой микроклимат. Правда, местная босота частенько туда кидала мусор...
Максим,
Точно, и друг из дома по бульвару Пушкина такое же рассказывал
Ну формально - спасибо товарищу Степкину, это он её где то откопал, а я просто использовал в своих корыстных целях. Как всегда
Кстати. а вот так выглядели фонтаны парка щербакова в июле 1943 года
http://img-fotki.yandex.ru/get/4608/kashkaha.a/0_69726_5f215be8_orig
Кое что накопал. Не было времени отсканировать.
JohnAdmin, если посчитаете лишними - выносите :)
Мы в основном видим то, что есть или стало, а вот как оно было до создания (фонтан возле цирка, цирк сам еще в стройлесах):
А этот работает, но изменился:
Напртив, через дорогу тоже функционирует.
А этот закатали под плитку, т.е. так он выглядел при жизни:
Этот тоже вроде как не живой, а так ничего, красиво было:
Позже попробую отыскать неопубликованное ранее и показать здесь. Если можно.
Aryason, если хотите, отправлю вам все, что есть, а есть в разных ракурсах извесное и малопопулярное.
sembond,
Да можно, без проблем. Можете в "Народных новостях" наконец-то отметиться
Хочу. Отправте пожалуйста на ардес aryason@rambler.ru
"Насладитесь! Это ваша коронная ария" (с) :)
sembond,JohnAdmin,
sembond,
JohnAdmin,добрый день.На Инфодоне также мой коммент-вопрос по поводу Фонтана Мира.Судя по тому,что трампарк сносили, примерно,в 80-м году.А фонтан ещё был разве?
Золотые слова Козьмы Пруткова: - "Если у тебя есть фонтан, заткни его!" Ну это шуточки, а если в серьез, то я могу предложить уважаемому JohnAdmin мою детскую фотографию возле Венеры в сквере Павших Коммунаров для публикации. Фото ориентировочно 1954-55 года и довольно высокого качества.
спасибо товарищу Aryasn за фото фонтана с Венерой. Интересно, что имели в виду архитекторы, сооружая эту странную композицию, что она символизировала? Полуголая Венера и рядом двое одетых явно не по-древнегречески детишек))) причем Венера более-менее чистая, а детишки не то захватаны посетилями либо замурзаны по недосмотру легкомысленной матери либо приблудные....в общем вариантов много, веселая композиция.
Добавлю несколько неупомянутых и просто неожиданных ракурсов.
База "Шахтера"
Каскад "Виктории". Ну неужели не понимали, что получится? "Привет лунатикам":
И тогда и сейчас. Летом жарко:
А возле нового "Шахтера" фонтан будет?
Ну, и всем известный, но отсель невиданный:
А вообще их в донецких публикациях не мало. Как оказалось.
В Сталино 50-х уже без тётьки. Могли и замазать?
Молодец Сембонд!
Ой! Бульвар забыл же!
Фонтан тоже, непонятный символ...
Федор,
Уважаемый JohnAdmin примет это фото по адресу js63@yandex.ru
Zhoock Off,
Сембонд молодец - не то слово!
JohnAdmin,
Buton,
Детишки на первом плане - это отдельная группа, стоящая на камне. Возле самой статуи расположены еще две детские фигуры, которые, судя по немецким фотографиям выполнены в едином с основной статуей стиле и расположены на одном пьедестале.
Судя по положению рук статуи - это не Венера,а, вероятно Артемида (Диана). Правая рука, заведенная над головой, скорее всего тянется за стрелой. Колчан должен быть у нее за спиной. Но это можно проверить только, если найдутся фото с иных ракурсов. Похожее положение руки встречается у статуй раненых амазонок.
алекс,
Конечно, это больше похоже на Артемиду, просто несознательное местное население называло ее Венерой
Пора уже засветить эту статую по всякому, а то одни разговоры вокруг неё
Aryason,
Но кто это сделает?
Ну, я уже начал, дело за остальными кто хвалился этой фотографией
Если это статуя Артемиды то сразу становиться непонятно - причем здесь дети? Скорее всего это статуя Деметры, богини плодородия.
Скажем пуританская интопритация вот этого
Aryason,
Известна как «охотница за душами». Артемида всегда носит с собой лук и стрелы и большую часть своего времени проводит на природе с лесными нимфами. Она защищает всякого, кто обратится к ней за помощью, в особенности она заботится о незамужних молодых девушках, детях и животных. Однако ее зашита ненавязчива. Единственное ее оружие — мудрость. Артемида считается богиней природы, плодородия и Луны.
Возможно, у нее в ногах не дети, а нимфы, туды их в качель.
Деметра никогда не изображалась с таким поворотом рук.
Возможно. Возможно все.
К примеру то, что наш фонтан оказывается составной.
Оказывается скульптурная группа "Мальчик с девочкой" стоящая по переду Деметры-Артемиды -Венеры - широко распростроненный элемент паковой скульптуры конца 19-начала 20 века.
В оригинале мальчек держал в руках зонт и дети под ним прятались.
Крупненько. для сравнения.
Это в Самаре
Это в Гурзуфе
еще его следы нашлись в Челябинске и Уфе. А оригинал вроде откудато из заграницы привезли
Ага. после непродолжительных поисков отыскался и авто - наш, русский Фёдор Фёдорович Каменский
http://hamord.moy.su/news/fontan_pervaja_ljubov/2010-08-09-108
Aryason,
Прекрасный аргумент. Одна тайна фонтана раскрыта. Остается вопрос: что появилось раньше - Артемида или "Первая любовь"? И зачем было нужно объединять две разнородные композиции?
алекс,
А также возникает серьезное опасение за точность даты возникновения фонтана в сквере Павших Коммунаров
алекс,
Aryason,
ну, художественная ценность обеих композиций, видимо, позволяла не особо париться по поводу их размещения - совместного ли, разобщенного ли...
- да и уровень озабоченности скульптурной темой в то время в целом - "вот тут у нас культура, вот тут вот еще..." (Масяня)
Zhoock Off,
Вопрос не в художественной ценности, а в краеведческой.
Zhoock Off,
Конечно, каждая из скульптурных групп не относится к мировым шедеврам, однако и та и другая исполнены весьма профессионально (я имею в виду оригиналы, а не их массовые парковые повторения).
Скорее всего, не парились недалекие умы, принимавшие решение о соединении несоединимого.
А кто может точно указать место, где этот фонтан стоял?
Aryason,
Он стоял на аллее возле правой группы захоронений, ближе к Донгорбанку.
В этом случае получается, что фонтан стоял на месте памятника "Борцам"?
Обратите внимание на клумбу на заднем фоне в виде чаши. точно токая видна позпди фонтана
Aryason,
как-то возраст деревьев противоречит
а так - налицо фонтан на заднем плане
Aryason,
Не совпадает дерево справа от круга. Слишком толстое на первом снимке.
Есть еще версия. Аллея от двух мужчин к фонтану идет параллельно Первой линии и фонтан стоит лицом к Донгорбанку.
а может, это вид с разных концов аллеи? или с разных аллей?
Если это богиня плодородия, то наличие детей возле нее как раз уместно. И вполне возможно, существовала примета: фотография на ее фоне и рядом с детьми будет способствовать прибавлению потомства))
Спасибо краеведам-любителям за внятную версию. Почему-то меня эта скульптурная композиция напрягала своей нелогичностью.
Отдельное спасибо Сембонду за фотки фонтанов не виданных ранее и тем более за ракурсы!
Ну а самое большое спасибо автору за эту тему. Даешь книгу о фонтанах!))) (в соавторах и материале недостатка не будет)
Так, гаспода и панове становиться ясно и по второй скульптуре.
На 90% я уверен, что это переработка т.н. фонтана "Рождение Венеры", презентованного впервые на всемироной выстовке в чикаго в 1893 году. Скульптура-фонтан произвела тогда фурор, была широко растеражированна и установленна во вмногих городах мира.
Вот фонтан с фотографии А.Пешехонова
А вот аналог из Прусского города Тильзит, сейчас город Советск в калининградской области.
Судя по тому, что все статуи имеюю дореволюционные корни - меня начинают терзать сомнения, что в тридцатых годах Советы устроили фонтан с явно буржуазным наполнением. Что то тут не вяжется
Buton,
Книгу - не книгу, а отдельную тему по фонтану в сквере ПК уже пора делать, благодаря Алексу и Ариасону
Уже не тему пора делать, а статью писать А Вы спрашивали кто будет фонтан раскручивать...
Aryason,
У Вас на любую версию или информацию имеется свой рояль в кустах. Приятно иметь с Вами дело.
Вот, фото нашего глубокоуважаемого фонтана от пользователя Федор
Фото сделано в 1954-55
JohnAdmin,
На фото №117 из Вашего архива (1 мая в городском сквере) есть интересное место. Макет земного шара с надписью СССР, звездой и мужской фигурой с флагом имеет в основании (видна его левая часть) фрагмент, похожий на круглый борт ванны фонтана. Может быть это фонтан "Первая любовь", накрытый наглядной агитацией? В этом случае место фонтана - справа от могил, ближе к Донгорбанку.
алекс,
Не понял, что за фото вы описываете?
А пользователь Федор нам не скажет где находился фонтан?
Кстати первым, судя по положению скульптурной группы в самом центре чаши, появился фонтан "Первая любовь", а "Рождение венеры было уже достроено.
Если фонтан дореволюционный, то он вполне мог стоять лицом к Кобозева, т.к. там находился центральный вход в Свято-Преображенскую церковь.
Хотя с таким же успехом он мог стоять до 1957 года в районе современного памятника "Борцам..."
Я спросил об этом уважаемого Федора. Вот ответ: "На моей фотографии за спиной у стоящих видно какое-то здание, по виду это бывший Госбанк, ныне "Донгорбанк". Если это так, то фонтан располагался ближе к кинотеатру "Комсомолец" и фигура женщины обращена лицом к кинотеатру."
JohnAdmin,
Фото из донецкого архива, которое вы любезно передали мне с другими Вашими фотографиями.
В архиве это фото снабжено такой подписью: "Общий вид городского сквера во время празднования 1-го Мая в г.Сталино."
Что за сквер, можно только догадываться. Но ваша версия вполне реальна
Во! Весна! Начался круговорот фотографий в среде краеведов! Раздают всем или только избранным?
А вполне может быть и так. Этим можно объяснить и разное расстояние от фонтана и памятника, до круглой чаши в центре парка.
У меня будет одна небольшая просьба к алекс, как к архитектору - пробить информацию об фонтане "Рождение Венеры". Дай те кому нибудь такой реферат накропать, вро де как по истории архитектуры родного города
JohnAdmin,
Два ряда заборов справа на фото №117 очень похожи на заборы с фото №118 (Сквер у Донгорбанка).
алекс,
Логично
Может пора уже выйти на местность и провести рекогносцировку?
И снова я задаю тот же вопрос - что Вы там делать собираетесь? Там уже так все изменилось, что и сравнивать несчем
Хотя бы на уровне "было" - "стало". Я думаю, не все окончательно утрачено. Постараюсь завтра там прогуляться.
sembond,
Для начала попробую почистить выложенные здесь фотографии. Есть пара идей, может удастся разобраться с деталями и фрагментами.
алекс,
да там все очевидно с самого начала). Вероятность ошибки - минимальная, ракурс просто другой, фонтаны - те же.
три факта в входе дискуссии свели уже)
Какие три факта свели? Вы о чем?
104 комментария уже, ого!
ну это один фонтан на всех фото, дополненный позже скульптурной группой, снятый с различных ракурсов.
Еще что-то упомянуто в комментариях - не успеваю написать - картина по ходу комментирования меняется, но факты те же)
Все вы сделали много работы - теперь только упорядочить.
Точно, - мы все. Так Дмитрию Марченко будет спокойнее спать.
К сожалению для полной ясности осталось ответить на очень маленький ряд вопросов.
1. Где точно находился фонтан.
2. В каком году он был установлен
3. Кто автор такого чудного фантанового микса (кому в башку такая бредовая идея пришла?)
3.Если окажется, что фонтаны достраивались в разные годы сразу вопрос- кто был инициатором установки первого и второго фонатан.
5. Кто автор скульптуры "Рождение Венеры".
6. В каком году фонтаны был снесен
7. По какой причине.
Вот тому кто ответит на все эти вопросы и можно будет кричать "Браво, Автор!!!"
Aryason,
"Ну ты, барин, задачи ставишь..." (с)
Я думаю, большинство требований невыполнимы. :(
Ну, еще совсем недавно широкому загалу и внешний вид памятника был неизвестен, а за вчера вон сколько откопалось. Если к этому делу подключить товарища Степкина, то этот крот много сможет нарыть
Aryason,
Лично я не против.
Aryason,
а чего по поводу круглого фонтана на заднем плане нет вопросов?
или он мне одному мерещится?)
ответ на третий вопрос не будет дан никогда) Хотя история донесла до наших дней имя "идеолога" постройки одного из символов Харькова - сооружения над т.н. "Зеркальной Струей" - тоже загадочное такое.
...а на седьмой вопрос ответ очевиден - ветхость фонтана (дело обычное), несоответствие месту (близость к могилам), да и просто композиционная нелепость достала, может. Зато теперь там храм и коммунары.
По поводу второго фонтана есть подозрение, что это была клумба с чашей, вроде той что стояла в парке Щербакова
Aryason,
вполне похоже. А на другой фотке там уже беседка какая-то, или ларек. Или нет)
Zhoock Off,
Очень похоже, судя по тому изображению, что есть. Автор сайта и А.Пешехонов, он же Алекс, обладают фотографиями в более высоком разрешении им и карты в руки
Вот эта чаша в центре сквера Павших Коммунаров, присланная тем же Федором. Видно, что это не фонтан, а именно чаша с цветами
JohnAdmin,
ох, дядьки импозантны!
Zhoock Off,
Ну, донецкие мужики
Как оказалось - наша "Венера" имеет сестер по всему миру. Поимимо Прусии, Прибалтики и России с Украиной, её копии нашлись в Америке и даже в Австралии. где она стоит в ботаническом саду. Судя по всему, у Венеры немецкие корни - на выставке в Чикаго в 1893 году, она стояла в Германском повильоне, но источники из Сиднея утверждают, что их фонтан был установлен в 1879 году, за 14 лет до выставки.
Венера в Сиднейском ботаническом саду
А вот другой ракурс из Риги
Как видим от советских канонов очень далеко. Думаю с этой венерой связан не один пахабный случай, о которых мы уже, наверное, никогда не узнаем
Aryason,
Значит, корни надо искать в Англии. Не иначе, Юз привез идею
JohnAdmin,
Возможно, но пока все стрелки сходяться на Всемирной выставке фонтанов в Вене.1889 или 1898 годов.
Тут без помощи серьезного искуствоведа не разобраться.
Единственное, что мне удалось отыскать так это три названия фонтана
"Рождение Венеры"
"Венера, выходящая из моря"
" Галатея" (непонятно, правда, с чего такое название)-
Но даже если мы найдем корни оригинала, остается под вопросом имя скульптора. убравшего от лиц наших мальчиков их раковины, т.е. того, кто сделал этот фонтан для Юзовки-Сталино
Aryason,
По одной из версий, Галатея - нереида, дочь Нерея. Морская нимфа. В этом случае путти тоже уместны.
спасибо за мифологический экскурс. Правда, при хорошо развитых пальцах и знания адреса Гугла, он несколько излишний, но все равно спасибо
Фигуры явно дореволюционного рождения...
И вот здесь возникают НО...
- сквер кафедрального собора местечка не мог в дореволюционное время нести в массы такие архитектурные композиции как скажем полуобнажённую женщину, ещё и олицетворяющую богиню "поганского" языческого пантеона...
- время появления составной скульптурной группы в сквере относится к эпохе тотального наступления на религию и "старый" строй...
Отсюда предположение:
в конце 20-ых - начале 30-ых очень модным фичем Советской власти было выставление на общее обозрение и в какой то мере пользование народом предметов обихода, культурных ценностей и прочего и прочего из достояния дворян-помещиков-буржуев. Помните "Бронзовую птицу", Двенадцать стульев", "Собачье сердце"?
Так вот с высокой долей вероятности можно предположить что указанные артефакты доставлены в сквер из поместья Софьи Ивановны Рутченко. Широко известно, что младший отпрыск Рутченко из вояжа по Италии привёз порядка полутора десятков скульптур, которые были размещены на территории парка в Григорьевке и непосредственно в родительском доме. Практически несомненно, что скульптуры мраморные /поэтому так и залапывалась грудь Венеры/ имеют итальянские корни и выполнены на рубеже 1870-1880 гг., что совпадает со временем того самого "культурного рутченковского вояжа". По крайней мере к паре двойнят мальчик-девочка это относится достаточно точно.
Скульптуры, скорее всего, как и все их собртия, стоящие по всему миру, были выполненны из цинкового сплава, а мальчик с девочкой - это чисто Российское детище, хотя Ф.Ф.Каменский, действительно, воял их в Италии.
Возможно, эти фонтаны действительно перекачевали в центр Сталино из парка в Рутченково, а взможно, что и нет. Зачем было тянуть голую тетку к могилам павших коммунаров, если в Рутченково был свой большой Дворец Труда? С такимже успехом, фонтан "Рождение Венеры" могли перенести из Горсада, при тамошней реконструкции. а фонтан "Дети под дождем", вполне мог стоять в сквере и до революции.
Одни загадки, короче
Искать логику в партийно-хозяйственный решениях - это как играть в русскую рулетку. Точно так же - как и гадать, была ли Венера рутченковской или нет:) Возможно все, пока не доказано. Будем искать. Вопрос интересный
Я уже обощил, то что нарыл.
В качестве пиар-акции,
http://www.dntsk.net/news/shownews/?id=102
Aryason,
Вот и славно
Рутченково- это не всегда Площадь Свободы и ДК Франко.
На тот момент родовое имение Рутченково и Григорьевский сад это район Боссе. Дом сохранился до нынешнего времени. - База ФК "Олимпик".
Что каксается цинкового сплава то его в Италии практически не использовали. И упомянутый Каменский своих "детей дождя" ваял в мраморе. Цинковый сплав шёл в основном на ура-патриотические композиции типа широко известного юзовского монумента государя - батюшки Александра Освободителя, который как утверждают некоторые и рухнул благодаря цинковому сплаву.
Во я блин опять улыбаюсь! Как обычно пришел Славомир и давай пургу нести.
Димуля, я этим вопросом уже две недели занимаюсь и про эти фонтаны знаю уже совсем не мало. В каких городах стояли, из чего отливали, когда убирали, когда восстанавливали, а еще походу всплывает куча информации о производстве скульптур и памятников концы 19 века, которые тоже довольно часто отливали из цинка, так что не беспокойте Александра 2 и не надо мне рассказывать, что Каменский детей из мрамора ваял, все фонтаны "Дети под дождем" были отлиты из цинкового сплава, да и почти все "Венеры" - тоже из того же материала (единственное за какую не отвечаю так это за Рижанку)
Пургу несёт зимой ветер с севера.
Не хочу спорить со специалистом, но одна маленькая ремарка.
Цинк - химически очень активный элемент, который интенсивно корродирует в агрессивной окружающей среде, какой несомненно являлась Юзовка с его шахтами и заводом НРО. Наверняка это знали и городские власти, ведь недаром господин Менделеев посещал местечко, за рюмкою официального чая кое чему местных в области неорганической химии и поднатаскал.
Опять же если это элемент поместной скульптуры то буржуазный класс предпочитал мрамор, как впрочем и сейчас наблюдается.
Но однозначно утверждать о материале не берусь. Доступные фото отражают вроде как единое исполнение в плане материала несущей конструкции и скульптур.
Пролить свет на этот вопрос вполне могут ещё живые очевидцы /тот кто щупал/, чего нам попусту пыль гонять высокими материями.
Да, а Фёдорыч, тот который автор, скульптуру действительно ваял из мрамора. Первичка была гипсовая, а чистовая- мраморная. Так было принято. Не грешите, коллега.
Слушай, раскажи эти ремарки тем, кто к, примеру. устанавливал памятник Павлу1 в Павловске, отлитый из цинкового сплава, или скульптору из Вашингтона и Сиднея
, которые сделали из Цинка фонтан "Рождение Венеры". Нафиг мне твои ремарки, если я кроме как из пластилина и дерева скульптур не резал?
Слушай, я уже начинаю трошечки беспокоиться за твое, так сказать , здоровье. Зрение с моторикой в порядке? Рефлексы не заторможенны?
Читай пост № 71. Там в конце ссылка, http://hamord.moy.su/news/fontan_pervaja_ljubov/2010-08-09-108 если на ссылку нажать, то перейдешь на другой сайт (это я на всякий случай), а на том сайте, можно прочитать гениальную фразу
"1869 - "Дети под дождём"
1868-1869 - повторяет из мрамора "Детей под дождём" и "Вдову с ребёнком"
А в посте №125 тоже есть ссылка http://www.dntsk.net/news/shownews/?id=102 которая тоже нажимается ( о чудо!) и тоже открывает новый сайт, где я уже черным по белому пишу "Им является русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913), который в 1869 году, находясь в Италии, создает скульптуру «Дети под дождем» сначала в гипсе, а позже повторяет её в мраморе."
Дальше продолжать? Или сам допетраешь, что мне известно из чего была сделана скульптура? Или может надо пояснить, что фраза имет целью сказать, что ФОНТАНЫ были отлиты из цинковго сплава?
Давайте подождём ветеранов-очевидцев...
slavomir,
Давайте. Пока никого не слышно
Могу прислать фото Фонтана 1947г
eis,
Вышлите, пожалуйста, если не трудно на мыло aryason@rambler.ru
Уже вам выслала и модератору тоже
eis,
Спасибо за фото. Теперь понятно, почему на Сталинском фонтане мальчики-путти не трубят в раковины. У них отломаны руки
http://fotki.yandex.ru/users/orestlb/album/95696/ буде бажання - наші сучасні фонтани крізь моє бачення
После ремонта компьютера были извлечены на свет обещанные фотографии парковой клумбы. Работаем под девизом "Лучше позже, чем никому" :)
Если есть у кого-то есть фото фонтана "Хозяйка медной горы" и колоннады парка на Боссе, пожалуйста, выложите. Фонтан, если я не ошибаюсь, был построен еще при Катериниче, в начале 90-стых находился в полуразрушенном состоянии, а потом был вовсе ликвидирован вместе с колоннадой и парком.