ЕВРЕИ
Евреи– один из нескольких народов, представленных в Донецке на всем протяжении его истории
Исследователь еврейского вопроса в дореволюционной Юзовке, израильский историк Теодор Фридгут отмечает наличие представителей своей нации с самых ранних этапов развития металлургического завода. «Евреи хорошо были знакомы с языком, нравами и обычаями русских рабочих, но в то же время, считались чужаками, а потому капиталист мог чаще всего быть уверен, что евреи не объединятся против него вместе с рабочими», — объясняет их двойственное положение ученый. Эта дистанция играла как на руку евреям, так и против них. Во время Холерного бунта 1892 года недовольство народа против врачей, «моривших народ в больничках», быстро трансформировалось в антисемитский порыв – моментально были разгромлены все еврейские лавки, держатели которых, по версии инсургентов, «спаивали народ». Национальность имела значение: прокурор Валериан Родзянко описывал ситуацию, когда в разгромленной лавке восставшие, выяснив, что хозяин – славянин, тут же заплатили ему за все выпитое и разбитое.
Впрочем, евреи в Юзовке не только торговали. Были среди них и инженеры, и даже промышленники. Правда, по закону, владеть предприятиями евреи не могли, но некоторые умудрялись делать это фиктивно, через подставных лиц.
В дореволюционной Юзовке евреев было от 15 до 25 процентов населения. После революции этот процент, как минимум, не уменьшился, но статус народа радикально изменился: из вечных «козлов отпущения» — в один из братских народов, и даже в один из самых братских. Все-таки среди вождей революции было изрядно «сынов Израилевых». В дальнейшей истории города евреи встречаются во всех отраслях человеческой деятельности – от проходки до секретариата обкома партии. Больше всего, наверное, их было среди творческой и технической интеллигенции: архитекторы, скульпторы, музыканты, артисты, поэты, фотографы… Числится среди евреев и несколько героев Советского Союза, в том числе – легендарный подводник Владимир Коновалов и артиллерист Абрам Смоляков.
Самыми известными донецкими евреями стали два совершенно непохожих друг на друга человека. Натан Щаранский – правозащитник, жертва советского режима, эмигрировавший в Израиль и ставший там видным государственным деятелем, лидером партии и министром нескольких правительств. И Ефим Звягильский – горный инженер, доросший до всесоюзно известного директора шахты, а впоследствии до исполняющего обязанности премьер-министра Украины – и, как ни смешно, в итоге тоже вынужденный удалиться в Израиль. Какое-то время два знаменитых донецких еврея существовали на одной территории. Но недолго. После нескольких лет изгнания Ефим Леонидович вернулся на родину, сумел встроиться в политический истеблишмент и вернуть себе фактическое руководство шахтой Засядько.
Щаранский и Звягильский олицетворяют два важнейших и, на первый взгляд, взаимоисключающих качества еврейского менталитета – несгибаемость и гибкость. В таком городе, как Донецк, от евреев больше требуется первого. Но, не будь у них второго, они бы не пережили даже Холерного бунта 1892 года…
«Большая Донецкая энциклопедия» — совместная акция с газетой «Сегодня»
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Адамов. И молодец и остальные молодцы.
Кусто
Колесников,по-моему,не еврей.
Свирепствовал государственный и бытовой антисемитизм.
В статье ни слова о том, что запрещался еврейский язык