Год 1994-й. Щербани, бойня и свет от Писарева
За 25 лет мир может измениться до неузнаваемости. Последние четверть века в нашей жизни – именно такое переломное время. Наш проект "25 лет" — о том, как окружающий нас мир стал другим. Год за годом, мы проследим за тем, как из вполне социалистического Донецка получилось то, что мы видим сейчас. Шестой год — 1994-й… К официальной власти в Донецкой области пришли люди, у которых денежный ресурс был доминирующим. То, что происходило это на фоне нарастающего криминального беспредела, накладывало специфический леденящий отпечаток на весь процесс…
Щербань – губернатор
Этот год наглядно показал, как работают деньги на выборах. Владимир Петрович Щербань, в 1990-м – директор гастронома "Украина", в 1992-м – заместитель председателя Донецкого горисполкома, был избран губернатором области.
Денег в выборы вложили действительно очень много, это было очевидно даже дилетанту. Лицо Щербаня смотрело отовсюду, особенно впечатляющей стала массированная реклама в недавно основанной рекламно-информационной газете "РиО" (ее тираж был, кажется, под 100 тысяч, и Щербань несколько раз покупал полосную рекламу под себя). Гениальный слоган "Вылитый губернатор!" был придуман так, что никого не мог оставить равнодушным. Он и не оставил.
И все-таки, денег одного Щербаня могло не хватить. И тогда, руководствуясь проверенным правилом "Двое почти всегда лучше, чем один", в одном порыве объединили усилия два Щербаня. К Владимиру Петровичу добавился Евгений Александрович. На презентационной конференции они, довольно улыбались, называли себя "сладкой парочкой" (реклама "Твикс" как раз тогда была на пике популярности). Это дало результат: соединенными силами, Владимир Щербань был проведен в губернаторы (кстати – первый и последний случай всенародного избрания на этот пост). Во втором туре он набрал 61,1% голосов, а его соперник Владимир Логвиненко – всего 33,7%. Любопытно, что лучше всех за Владимира Петровича проголосовал Мариуполь, где он получил около 75%…
Кучма – президент
Вопреки многочисленным прогнозам и мощной поддержке, президентом Украины не стал Леонид Кравчук. Его поддерживали в Донецке мощные, влиятельные фигуры, в том числе – Ефим Звягильский (главный угольный генерал) и Владимир Следнев (главный генерал металлургический). Его конкурента Леонида Кучму в Донецке админресурс не подпирал. И тем не менее, он финишировал первым. Более 70% населения Донецка проголосовало за него.
Это был удивительный для нас пример, когда народ взял судьбу выборов в свои руки. Кравчук имел имидж "западника" во всех отношениях – и внутриукраинском, и внешнеполитическом. Кучма, напротив, позиционировал себя (и воспринимался населением) как пророссийский кандидат. Симпатии к России в тогдашнем Донецке был доминирующим фактором. Кравчука просто не имел шансов пари условии свободного волеизъявления. Оно и было тогда свободным. Почти…
"Червоний кут" и другие
1994 год – пик "криминальных войн". Во второй половине года стреляли настолько часто и густо, что газетные сообщения об очередной жертве уже перестали вызывать у публики особый отклик. Самым картинным стало убийство 2 сентября в ресторане "Червоний кут" в начале бульвара Пушкина известного авторитета Эдуарда Брагинского по кличке "Чирик". Молодой длинноволосый брюнет в кожаной куртке прибыл к "Куту" на мотоцикле, спокойно вошел, достал короткоствольный автомат из пакета и хладнокровно сделал свое дело, после чего тихо удалился. Голливуд!
Чего только не говорили о причинах убийства Брагинского. Разумеется, фигурировала и версия о ссоре с Аликом Греком (тогда этим объясняли почти все происходившие несчастья). Любопытно, что "горячий" 1994-й начался с покушения на Грека (то есть, Ахатя Брагина) в его даче на поселке Пески. Киллерам успех не сопутствовал: Греку удалось отлежаться в голубятне.
Беспредел нарастал. В мае людьми, как предполагает прокуратура, печально известного Гиви Немсадзе устраняют директора Пролетарского рынка Кархана Толебаева. Летом был убит Сергей Глебов, директор фирмы "Моздок", в прошлом – друг легендарно-покойного Яноша Кранца. 6 сентября убирают близкого к криминалитету предпринимателя Михаила Дворного (опять же, предположительно – дело рук Немсадзе). В середине сентября на площади Буденного ликвидировали авторитетного не только в тех краях Евгения Минайлука (и оказавшегося рядом Марика Померляна). В декабре на Красном Пахаре расстреляли Евгения Фролова, сына знаменитого "Фрола" — парень во всеуслышание обещал отомстить какому-то сильному человеку за убитого чуть ранее отца… Таков далеко не полный список кровавых событий года.
Завершим его стоящим отдельно инцидентом на бульваре Шахтостроителей 30 ноября 1994 года. В девятом часу вечера сильнейший взрыв потряс Калининский район. Это взлетел на воздух автомобиль, напичканный взрывчаткой… Взрыв был такой силы, что в округе вынесло окна (в некоторых местах вместе с рамами), сорвались с петель двери близлежащих подъездов, частично разрушился забор детской областной больницы … Через несколько секунд после взрыва, от которого, к счастью, никто не пострадал, опять громыхнуло, но уже послабее. Запылал джип "паджеро" темно-вишневого цвета, припаркованный невдалеке от дома № 15. По нему выстрелили из гранатомета. Затем взорвался еще один автомобиль. Прохожие бросились на землю, прижав ладони к ушам и отползая под любые прикрытия. Наконец, застрочили автоматы. Выстрелы пришлись по автомобилю, стоявшему в нескольких десятках метров от пылающего джипа. Один из автоматов бил трассирующими пулями, которые в вечерних сумерках яркой нитью полосовали чьи-то "жигули". Огонь велся под прикрытием двух белых автомобилей", — описывает картину сражения журналист Сергей Кузин. По информации, попавшей в прессу, охотились за человеком по имени Ренат. Именно так. Через букву Е.
"Шахтер" в руках Брагина
В августе у единственного тогда футбольного клуба Донецка появился новый (и первый частный) хозяин. И какой! Это был тот самый Ахать Брагин, о котором много и преимущественно шепотом говорилось в тогдашнем городе. Человек, о котором почти все слышали, но мало кто его видел (да и хотели ли?). И вот, Брагин вышел на свет.
Он стал давать интервью, а потом и устраивать пресс-конференции. Забавно было наблюдать, с какой опаской ему поначалу задавали вопросы. Брагин первым озвучил намерение сделать "Шахтер" чемпионом. Кто-то пустил слух, что он хочет вернуть из "Манчестер Юнайтед" Канчельскиса. Ахать Хафизович выразился патриотично: "Настанет время, и футболисты уровня Канчельскиса не захотят уезжать из Донецка! Наша задача – создать такую команду и такие условия, чтобы так и было".
Неоднозначность брагинского бизнеса привела к тому, что в конце года о нем говорили больше совсем не в футбольном контексте. Новый начальник городской милиции Аркадий Болдовский вступил с ним в открытое противостояние. На фирму "Люкс" нагрянули с проверкой (никто не мог поверить в то, что такое возможно). Болдовский дал интервью газете "Город", где утверждал, что за организованной преступностью города стоит Алик Грек. Ахать Хафизович в ответ заявил, что да, он, действительно, Алик Грек, но не тот. Болдовский пошел на попятный, уточнив, что ничего такого не говорил, а вообще, в области 27 человек известно как носители этой клички. Брагин подал в суд и выиграл дело.
А "Шахтер"… Тут тоже наметилось нечто новое. "Шахтер" стал подавать голос. В сентябре чуть не снялся с чемпионата Украины из-за предвзятого судейства. Курьезно, но поддержало его… киевское "Динамо". "Шахтер" еще не был настоящей силой в украинской футболе, но давал всем понять: это не за горами. С таким-то президентом!
Смена власти на ДМЗ
Предприятие, с которого начался Донецк, пережило лихорадку, кризис и некоторый катарсис. Был уволен многолетний директор Владимир Следнев и назначен новый – Александр Рыженков. И за всем этим, конечно, стояло гораздо большее, чем просто металлургический вопрос.
В 1993 году завод попал в такой переплет, что казалось – уже все. В результате, численность персонала сократилась почти вдвое. Встали прокатный, мартеновкий цеха, доменный еле дышал. В феврале 1994 года металлурги вышли на митинг, где выразили недоверие Следневу (который, по их словам, занимается Бог знает чем, только не делами трудового коллектива), назвали узурпатором и потребовали лишить депутатского мандата.
Конфликт развязался в августе, когда Следнева отправили в отставку. Тем временем, в стране сменился президент, и большой следневский друг Леонид Кравчук тоже остался не у дел. Защищать интересы директора ДМЗ стало некому. В октябре место главы завода занял Александр Рыженков, председатель Ленинского райисполкома (хотя трудовой коллектив хотел "своего" Владимира Терещенко). В истории ДМЗ начинался новый период. Вскоре на завод придут пакистанцы, новые технологии и новые схемы. Старый завод уже не вернется никогда, и спасти его было невозможно уже тогда, в 1994-м.
"Звезды балета"
В этом году, когда танцевали немногие, Донецк впервые принял фестиваль, который станет знаковым и переживет все перипетии украинской истории. По инициативе Вадима Писарева город принял "Звезд балета".
Из-за ремонта оперного театра фестиваль прошел во Дворце молодежи "Юность". Ремонт, растянувшийся невероятно, завершили к концу того же года. Как вспоминает приближенный тогда к Писареву журналист Михаил Каганович, программа фестиваля была еще не вполне сбалансирована, помимо танцевальных талантов, приехали всякие прочие, вела программу детская телеведущая Ангелина Вовк… В общем, разнобой. Стильным и изысканным фестивалю еще предстоит стать.
Писарев был в тогдашнем Донецке человеком, решавшим вопросы. Возможно, единственным сильным человеком, кто не был связан с промышленностью или с криминалом. Писарев показывал пример того, как в Донецке можно "раскрутиться" на делах чисто духовного свойства. И в этом смысле, он был необходим тогдашнему Донецку, как воздух. На одном фланге тогдашней жизни гремели выстрелы и громыхали взрывы. А на другом – звучал Григ и Чайковский…
Кроме того, в 1994 году
В 1994 году в Донецкой областипрошел (одновременно с выборами в Верховную Раду Украины) так называемого опроса по поводу федерализации страны(за нее высказалось 79,69% населения).
Евгений Щербань избран народным депутатом. Это единственный либерал, прорвавшийся в Верховную Раду от Донбасса: подавляющее большинство наших народных избранников представляли коммунистов и примкнувших к ним социалистов.
Представительница дома Романовых, Великая княгиня Леонида Георгиевна погостила в Донбассе, побывала в Славяногорске.
В парке шахтоуправления "Октябрьское" заложена мечеть, которой мусульманская община дала имя "Аль Фаддан", в честь миссионера, принесшего ислам болгарским народам (когда-то жившим на территории Донбасса).
Донецк отметил 125 лет со дня основания самым масштабным празднованием Дня города за последние годы. Деньги в городском бюджете нашлись…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Это тогда на Люкс с БТРом приезжали?
sembond,
Нет, в следующем
sembond,
Фу на ты, Семен Евгеньевич
На БТРе генерал Гавриленко ездил в гости к братьям Долидзе в Енакиево . А в Люкс - так то "Альфовцы" заносили Алику приглашение в Генпрокуратуру
Ясенов,
А самого Фрола расстреляли 18 июня, когда его "Вольво" заезжал во двор на Тренева. Я бы даже сказал аккурат накануне визита в Донецк министра МВД генерала Василишина
С уважением
И в том же году, кажется, было принято решение о строительстве главного храма епархии, но перебирались многие места. Претендовало и нынешнее, и автостанция на Крытом, и историческое место...
Ясенов,
Ну, раз Вы оценили важность сией детали - то занесите в анналы, что министр приезжал в область с 23 по 25 июня - как раз перед выборами , за которые Вы уже написали
С уважением
Ясенов,
Занавес!
Уважаемый finkelstein,
После Вас и добавить нечего!