Большая жара на стадионе Шахтер
Во времена чемпионата СССР противостояние «Шахтера» и «Зари» приобрело эпические масштабы — здесь было столкновение амбиций, превратившее футбольные матчи в настоящие гладиаторские сражения. Пика это достигло 29 июля 1973 на стадионе «Шахтер» в присутствии 29 тысяч взволнованных донецких зрителей. Вспоминаем дела давно минувших дней…
Сначала — о столкновении амбиций. Мы об этом уже упоминали пару раз, но надо повториться. Две соседние индустриальные области — Донецкая и Луганская (в отдельные годы — Ворошиловградская) конкурировали между собой, желая выглядеть лучше соседки в глазах окружающего мира. Такая конкуренция существовала всегда, но с приходом в 60-х годах к власти новых амбициозных руководителей превратилась в настоящую битву на всех фронтах. Донецкий босс Владимир Дегтярев и луганский — Владимир Шевченко видели в спорте один из самых очевидных способов самоутверждения. А в футболе — прежде всего.
«Шахтер» присутствовал в высшем союзном дивизионе практически всегда. «Заря» появилась там только в 1967, но сразу же начала прогрессировать, а в 1972 добилась немыслимого — стала чемпионом страны. «Шахтер» в том сезоне обретался классом ниже. Но за год вернулся в компанию сильнейших, где в 1973 опять столкнулся с луганским недругом.
До того, как в 1971 «Шахтер» покинул Высшую лигу, преимущество было на его стороне (5 побед в 8 матчах), но при этом «Заря» уже имела победу со счетом 5:1, и вообще, луганская команда в то время выглядела куда более привлекательно и места занимала более высокие. Под руководством тренера Германа Зонина она стала одним из лидеров советского футбола и пару раз останавливалась в шаге от пьедестала — в то время как «Шахтер» тяжело барахтался в турнирном болоте, стараясь выжить (что ему, в конечном итоге, и не удалось).
Но в июне 1973 соперники были в сравнимых кондициях, и места накануне своего очного противостояния занимали близкие («Шахтер» 7-е, «Заря» 8-е). Луганчане после «золотого» сезона слегка сбавили ход, команда не всегда имела настроение играть, как могла. Это приводило к странным потерям очков. Дончане, наоборот, после возвращения «с того света» выглядели свежо и под руководством Олега Базилевича демонстрировали вполне современный футбол.
В сезоне 1973 «Заря» сначала принимала «Шахтер» дома — и победила 2:1. Потом последовало двухраундовое кубковое противостояние, в котором дончане опять-таки уступили — 0:2, 1:0. Таким образом, для «горняков» домашний матч чемпионата приобретал важнейшее значение. Убедительная победа в нем давала ощущение не зря прожитого сезона, ничья или поражение окончательно портила дело.
Поединок этот «Шахтер» выиграл со счетом 3:1, вознесшись после этого на 4-е место (а «Зарю», соответственно, спустив на 9-е). Поведя в счете 2:0 после голов Александра Васина и Виталия Старухина, «горняки» пропустили с пенальти, а потом с пенальти же точным ударом Анатолия Конькова установили окончательный счет. И говорить еще что-то об этом нечего было бы, не случись на поле события, прогремевшие на всю страну.
Газета «Социалистический Донбасс» дала такое описание: «Еще в первом тайме получил предупреждение за удар по ногам ворошиловградец Куксов, его партнер Малыгин не стеснялся в выборе средств в борьбе с нападающими «Шахтера». Достойно сожаления и осуждения, что «Шахтер» принял «приглашение» соперника к неспортивной манере поведения. Судья Ю. Черников (Москва) довольно бесстрастно фиксировал локальные столкновения и не почувствовал, что страсти накаляются … На 53-й минуте после свистка судьи Жуков («Шахтер») попал мячом в стоящего метрах в 15 спиной от него ворошиловградца Кузнецова. Тот с кулаками демонстративно бросился на своего «обидчика» и толкнул его, что послужило сигналом к всеобщему «выяснению отношений», ничего общего не имеющего с футболом. Сойдясь в углу поля, футболисты затеяли «объяснения» недозволенными приемами, начисто забыв об уважении … Не проявил свой авторитет капитан команды А. Коньков … То, что произошло выходит за рамки футбола и свидетельствует о низком уровне культуры футболистов, о плохой воспитательной работе в командах, за что в первую очередь несут ответственность руководители коллективов, комсомольские организации».
В то время драка на футбольном поле была событием куда более чрезвычайным, чем сейчас. О том, почему до нее дошло, мне рассказывал один словоохотливый игрок «Шахтера», присутствовавший на поле и тоже помахавший кулаками — как, впрочем, большинство из присутствовавших. По его словам, перед матчем команда получила основательную «накачку» от руководства, и установка была проста: умереть, но не проиграть. Но, как уверял мой собеседник, луганчане/ворошиловградцы имели такую же задачу, только еще и подкрепленную куда более серьезным, чем у «Шахтера», денежным призом. В результате, когда игроки «Зари» увидели, что приз от них ускользает, нервы их не выдержали…
Так или иначе, но именно игра 29 июля 1973 стала кульминацией донецко-луганского противостояния, в котором отразилась битва амбиций областных партийных секретарей. В дальнейшем она шла уже не на таком высоком уровне: «Заря» скатывалась на дно, «Шахтер» поднимался наверх, и хотя донбасское дерби все равно проходило остро, ставки в нем серьезно упали. То, что случилось 29 июля 1973, действительно стало кульминацией. И показало, до чего могут довести футбол «игры меценатов»…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.