Как в Юзовку точное время доставляли. Часть 2
Автор — Владимир МАРТЫНЕНКО
— Нужно ли человеку знать точное время?
— Чтобы не опоздать на поезд – да!
Возможно Козьма Прутков.
«Барышня, который час?»
В конце XIX века в Юзовке появился еще один способ проверки часов.
На заре телефонизации, когда все соединения делались вручную с помощью телефонисток.
«Любопытно, что в телефонистки брали исключительно барышень из благородных семей. Для них существовал целый свод правил. Например, они не должны были быть замужем. По скандинавским традициям, замужней женщине не подобало шататься по телефонным станциям, пусть и самым передовым, а надлежало ублажать супруга пирогами и имбирным печеньем. Кроме того, они должны были быть прекрасно образованы и иметь хорошо поставленную речь. Одевались они исключительно скромно – никаких украшений.
Говорить им на посторонние темы с абонентами строжайше запрещалось». [1]
Единственное, что разрешалось барышням в общении с абонентами – сообщать последним «точное время». Но это не считалось посторонними разговорами. Информация о «точном времени» входила в обязанности телефонных барышень.
В Юзовке первый телефон появился в 1891г. на заводе НРО.
«Открытие действия телефонов Новороссийского Общества состоялось в 1891 году на основании разрешения Ростовского на Дону Почтово-Телеграфного Округа». [2]
В 1892г. было «телефонное сообщение в отчетном (1892г – автор) году вновь устроено:
На ветви железнодорожной линии Новороссийского общества завода Юза от станции Заводской до ст. Юзово, Донецкой ж.д., на расстоянии 8 вер. и 50 саж.» [3]
Развитие промышленности, торговли в Бахмутском уезде требовало неотложной, быстрой связи предприятий с Бахмутом, Екатеринославом, Харьковом, Ростовом-на-Дону.
«В 1895 г. в Бахмуте появилась первая телефонная станция на 120 номеров. Получение каждого нового номера телефона было связано с обязательным решением Думы» [4].
«Ходатайство Управы поступило Главному Управлению почт и телеграфа Министерства связи России. Вердикт министерства был, что за казенные средства провести телефонизацию уезда с устройством центральной станции в Бахмуте невозможно. Земского землемера Гринера срочно командировали к владельцам шахт, предприятий для ознакомления с проектом, обсуждения запланированных расходов. 20 августа 1899 г. земская Управа подписала соглашение с представителем фирмы «Сименс и Гальске» о подготовке сметы и плана магистральной сети в уезде.
Земство выделило 500 руб. для разъездов 3 десятников, 6 рабочих. Предусматривалось проектом «Сименс и Гальске» 76 конечных станций. Центральные — Бахмутскую, Щербиновскую, Константиновскую, Горловскую, Юзовскую». [5]
В Юзовке была обустроена телефонная станция с двумя коммутаторами Эриксона. Они проработали вплоть до конца 30-х годов, когда была введена в эксплуатацию автоматическая телефонная станция (АТС).
Первый коммутатор:
«Коммутатор системы Эриксона с местным на 100 и многократным на 200 номеров полем местной батареи с самозакрывающимися клапанами и к ним приспособленными междугородними блинкерами на 6 двухпроводных и 6 искусственных линий с 2-мя индукторами на 2 рабочих места с одной микротелефонной трубкой и прибором на испытание штепселей и шнуров фоническим вызовом». [6]
Второй коммутатор:
«Коммутатор системы Эриксона с местным на 60 и многократным на 200 номеров полем местной батареи с индукторными вызывными и отбойными клапанами с местным приспособлением на 6 междугородних линий и с 2-мя индукторами, с 2-мя рабочими местами с микротелефонной трубкой, прибором на испытание штепселей и шнуров фоническим вызовом». [6]
Одна телефонистка, сидевшая за таким коммутатором, отвечала за соединение группы из 200 абонентов (звонки от которых поступали только на этот коммутатор). Звонивший называл свой номер и номер абонента, с которым он хотел поговорить, а телефонистка соединяла их между собой простым пересоединением контактов: каждое отверстие соответствовало одному номеру. Средняя скорость ответа телефонистки составляла 8 секунд, за час она могла обслужить 160–170 абонентов, так что работа эта была довольно напряженной.
Поэтому барышням и запрещалось говорить с абонентами на посторонние темы, кроме информации о «точном времени».
Перед тем как продолжить рассказ о телефонном «точном времени», небольшой экскурс в историю телефонии.
«25 января 1878г. компания Белла открыла первую телефонную станцию. Обслуживалась она вручную. Служащий должен был ответить на вызов и соединить абонентов с помощью специального штекера. Для этой работы решили набирать молодых парней. Ну да, у них сила, ловкость, реакция, техническая смекалка – а работка была не из легких: знай мечись туда-сюда среди стальных проводов, включай-выключай. И все же от желающих устроиться телефонистами не было отбоя — тут ведь тебе и техническая игрушка, и чувство власти, и при этом анонимности.
Работа тяжелая, интересная – однако работнички ухитрялись посреди всего этого развлекаться борьбой, пивом и перестрелками жеваной бумагой. А еще – разъединением звонков, соединением абонента не с тем или с самим собой… А чо, весело же!
Журналист Герберт Кассон так описывал проблему:
«Мальчики-операторы оказались полным провалом. Их ошибок и грехов хватило бы на целый том. Они раскорябали распределительный щит, ругались и отпускали шуточки в адрес абонентов, путали провода и постоянно орали как оглашенные… И ничего с ними невозможно было поделать».
1 сентября 1878г. на работу в бостонскую телефонную компанию выходит первая девушка, 18-летняя Эмма Миллс Натт. А через несколько часов – вторая в истории телефонистка, ее сестра Стелла. «Барышни» показали себя куда лучше: они не хамили, отвечали вежливо, справлялись расторопно.
Притом, что тяжесть работы никуда не делась. Шесть дней в неделю по 11 часов, в час до 600 звонков. Принять, ответить, найти нужное гнездо, соединить – на все про все 8 секунд. Тут требовалось крепкое здоровье, высокий рост (чтобы дотягиваться до верха) – и отменная стрессоустойчивость». [7]
Через десять лет началась «борьба с телефонными барышнями». Случай оказался курьезным.
«10 марта 1889г. Элмон Строуджер получает патент на автоматическую телефонную станцию, становится «отцом АТС» и открывает, по сути, новую эру в связи. А ведь был всего лишь владельцем похоронного бюро в Канзас-Сити! Что же открыло в американском «Безенчуке» неожиданный талант?
А дело было в том, что телефонисткой на станции трудилась жена его конкурента. И любой поступивший ей звонок типа «барышня, мне нужно похоронное бюро!», разумеется, переключала на своего супруга. Вот и не утерпел Строуджер такой обиды. И дал страшную клятву избавить общество от этого зла – коварных телефонисток.
Взял и совершил прорыв и в технике, и в своей карьере – основав компанию Strowger Automatic Telephone». [7]
Замена «коварных телефонисток» в г. Сталино произошла в октябре 1939г. В Сталино была введена в эксплуатацию автоматическая телефонная станция. Барышни-телефонистки «ушли в историю». А с ними исчезла и услуга «точного времени».
Кроме центральной телефонной станции в Сталино были и заводские и шахтные коммутаторы. Они просуществовали вплоть до конца 60-х годов. Была ли на них организована услуга «точного времени» неизвестно. Вполне возможно, что и была, так как, в основном, телефоны были у руководства предприятий.
Еще телефонистки остались на междугороднем телефоне. Их функции были те же, что и у «барышень» начала прошлого века. Только оборудование было значительно удобнее в эксплуатации. И телефонные гарнитуры были значительно легче.
Проблема телефонного «точного времени» в Донецке была решена в начале 1962 года. Об этом событии в газете «Социалистический Донбасс» была опубликована небольшая заметка «Говорят… часы» [8]:
«С некоторых пор в городе Донецке это делается очень просто: человек поднимает телефонную трубку и набирает четыре цифры «95-55», и женский голос сообщает точное время.
Как же все это происходит, неужели часы говорят? Представьте себе, да. Только они не научились, а их заставили заговорить группа молодых инженеров, механиков, монтеров дистанции связи управления Донецкой железной дороги – Людмила Клименко, Станислав Шевцов, Михаил Супрунов, Вениамин Этин, Алексей Малай и другие. Около двух лет трудились они в неурочное время над осуществлением задуманного и добились того, что часы заговорили.
Что же сделали связисты? Заглянем в комнату, куда днем и ночью беспрерывно звонят тысячи людей и откуда на любое расстояние доносится человеческий голос, хотя в комнате нет ни души.
В полутора метрах от стены стоит металлический стенд высотой около трех метров и шириной примерно 80 сантиметров.
Внимание вошедшего в комнату привлекает вращающийся на стенде алюминиевый барабан с какими-то коричневыми витками. Их 32. Это магнитофонные ленты, на которых в определенном порядке записаны слова от одного до двадцати, затем тридцать, сорок, пятьдесят и слова «часов», «час», «минута», «минуты» и т.д. – то есть все, что необходимо, чтобы сообщить время. Вверху над барабаном установлено устройство, которое снимает звук с этой магнитофонной пленки. По бокам пристроились полукруглые щетки, ощетинившиеся металлическими рычажками. Это искатели – минутный и часовой. А еще выше на стенде – коробки, коробочки.
Инженер по автоматике Людмила Степановна Клименко раскрывает коробочки и поясняет:
— Вот это усилитель, куда поступает звук, снятый с ленты барабана, выше — реле управления схемой и еще выше — пять абонентских или соединительных линий.
У противоположной стены стоят большие электрические часы. Через каждую минуту от них по специальным проводам поступает импульс электрического тока на минутный и часовой искатели времени. От этого соответственно меняется комбинация фразы, снимаемые с барабана звукозаписи.
Дважды повторив, который час, установка сама отключает абонента».
Донецкая «Служба точного времени» несколько раз меняла номер. Сначала нужно было набрать на телефоне «95-55». В конце 60-х номер «Службы времени – говорящие часы» на «3-97». В конце 70-х «Говорящие часы» имели номер «0-58». В конце 80-х «в связи с приведением справочно-информационных служб города к единой сокращенной нумерации службам присвоены следующие номера: «Служба времени — «0-60».
Смена телефонных номеров была связана с перегрузкой оборудования. Особенно нагрузка была почти критической утром, когда все, собираясь на работу, проверяли свои часы.
Первая установка могла обслужить одновременно пять абонентов. Желающих было гораздо больше. Из-за постоянного подгорания ячеек АТС, линии периодически переключали на другие номера.
В начале 70-х годов установка уже не справлялась с количеством звонков. На АТС установили новую систему «говорящих часов». «Точное время» стали получать из Харькова.
В Харькове существует Научный центр «Институт метрологии». В институте хранится эталон единиц времени и частоты.
Здесь начали проводить первые в Советском Союзе исследования времени и частоты еще в 30-е годы прошлого века. По эталону времени и частоты, находившемуся в «Институте метрологии», сверяла время вся советская страна, в том числе сигналы точного времени и начало передач по радио. Только в 60-е годы столица времени поменяла прописку, когда исследовательский центр с новым общегосударственным эталоном создали в подмосковном поселке Менделеево.
Харьковский институт и АТС-93 соединили десятью прямыми выделенными телефонными линиями. Установили новое оборудование. Эта система просуществовала до начала 90-х годов.
Услуга «точного времени» была бесплатной. Все расходы за аренду выделенных линий и оплату услуг института ложились на бюджет «Телекома». Нехватка финансов для оплаты услуг по организации работы «Службы точного времени» привела к прекращению работы «Службы».
В начале XXI века руководство «Телекома» решило восстановить телефонные часы. Обошлись своими силами.
Взяли компьютер. Установили соответствующую программу, доработав ее под существующую систему телефонизации города. И «тетенька» стала сообщать жителям города точное время.
Нужно набрать номер «121» и трубке вы услышите: «В момент звукового сигнала точное время будет 18 часов 39 минут 40 секунд. Сегодня четверг 9 июля. Пи-и-ик».
Литература.
- Фокина К., Время женское // Газета «Вечерняя Москва». — 2017 — №37 – 28 сентября — 5 октября.
- ГАДНР Ф-2 Оп.1 Д.11 Л.18 «Письмо Начальнику Юзовской Почтово-Телеграфной Конторы №5560 от 26-го февраля 1915г. от Новороссийского Общества.»
- Обзор Екатеринославской губернии за 1892 год. – Екатеринослав : Типография Губернского правления, 1892.
- Отчет по телефонному капиталу Бахмутской уездной земской управы. – Бахмут : Типо-Лит. М.М. Крамарева, 1905.
- Близнюков А. А., Очерк устройства земского телефонного сообщения в Бахмутском уезде. — Бахмут : Типо-Лит. М.М. Крамарева, 1902.
- ГАДНР Р-1146 Оп.1 Д.73 Л.278 «Опись №1 Сталинскому Окружному Телефонному предприятию, как Городскому, так и имеющимся линейно-воздушным сообщениям пригородных линий, передаваемых Окрисполкому по состоянию на 1 февраля 1925 года.»
- Шекет Ю., Опасные связи: как женщины спасли телефонную сеть // Сайт «Pics.ru» URL: https://pics.ru/opasnye-svyazi-kak-zhenshhiny-spasli-telefonnuyu-set?utm_referrer=mirtesen.ru (дата создания: 16.02.2016).
- Петров Г., Говорят… часы // Газета «Социалистический Донбасс». – 1962. — №26. — 31 января.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.