От всей души, или История одной фотографии
Вместе с Еленой Божко мы получаем шанс окунуться в 1983 год. Перед вами — материал, потребовавший от Елены времени, терпения и незаурядной журналистской настойчивости…
В 2018 году краевед Валерий Петрович Степкин подарил государственному архиву книгу «Яблони в цвету Евгения Мартынова» (автор младший брат Юрий Мартынов) в преддверии мероприятия, посвященного 70-летию со Дня рождения советского композитора, эстрадного исполнителя.
Кроме воспоминаний Юрия Григорьевича о семье и старшем брате, в ней имеется немало фотографий.
Особое внимание меня привлек снимок, на котором изображена творческая группа некогда очень популярной на всю страну передачи «От всей души». Задумка была удачная (автор и режиссер Кира Прошутинская), так как передача приобрела всенародную любовь. На фотографии, среди организаторов этой программы, областного руководства, шахтеров были еще Евгений Мартынов (приглашен на передачу, как земляк, где впервые исполнил песню «Земля цветов») и звукорежиссер Донецкого телевидения Владимир Мензелевский. На удачу, мы с Володей не утратили связь, я тут же набрала его. Тогда он только вкратце подтвердил, что помнит о приезде творческой группы из Москвы. Владимир любезно предоставил несколько электронных копий своих фотографий.
Мероприятие прошло на ура.
Прошло некоторое время, и я решилась на просмотр этой передачи.
Итак, в YouTube эту программу я с легкостью нашла. С той поры минуло без малого 37 лет. Кардинально изменилось все: люди, мода, ценности, технические возможности. И то, что я увидела эту программу именно сейчас, усилило мои впечатления. На Центральное телевидение тогда равнялись все без исключения областные студии.
<a href="https://
Съемки проходили в Донецком театре оперы и балета. Постановочная часть (оформление сцены и многое другое) была выполнена художниками безукоризненно. Впечатляли задники (так называют на телевидении декорации), которые погружали зрителей и участников передачи в реальную горняцкую атмосферу.
Я снова окунулась в 80-е годы. В кадре периодически появлялись партийные, советские руководители (среди них я узнала Геннадия Петровича Ерхова, секретаря Донецкого обкома партии, Александра Филипповича Фенченко, заведующего отделом пропаганды и агитации обкома партии, своего шефа — Виктора Николаевича Шаршакова, заместителя председателя Донецкого облтелерадиокомитета и некоторых других) привычно аккуратны, строги, интеллигентны. А вокруг шахтеры, их жены – обычные открытые люди (немного скованные – телекамеры и микрофона боялись все, кто не сталкивался с эфиром ежедневно).
В телефонном режиме мне удалось поговорить с людьми, которые, так или иначе, причастны к этому (и не только) событию:
— Виктор Федорович Вовенко, в ту пору инструктор отдела культуры Донецкого обкома партии, поделился со мной воспоминаниями и пролил свет на некоторые нюансы подготовки к приезду москвичей.
«Донецкий обком партии (в лице его секретаря Геннадия Петровича Ерхова, заведующего отделом культуры Игоря Васильевича Каменца) полностью взял на себя все организационные вопросы. Шахта «Трудовская» в то время гремела на всю страну, поэтому выбор был сделан однозначный. Кажется, тогда директором был Владислав Андреевич Антипов».
Я уточню, В.А. Антипов на момент съемок занимал пост генерального директора объединения «Автоматгормаш», а директором шахты он был немного ранее. Аркадий Владимирович Ачинович возглавлял тогда шахту. На фотографиях проводов группы на вокзале, он есть.
Шахта «Трудовская» (о которой шла речь в программе) обеспечила доставку и установку шахтного оборудования в театре (думаю, что материальные затраты тоже легли на плечи шахты). К примеру, на сцене стояла настоящая вагонетка на рельсах, которая придала интервью с одним из старейших рабочих, коногоном, особый колорит. Запись программы длилась несколько часов, с перерывами на переоборудование сцены, и так как Виктору Федоровичу необходимо было возвращаться на рабочее место, то он не увидел всех героев программы.
— Владимир Мензелевский, звукорежиссер Донецкого телевидения, друг семьи Валентины Михайловны Леонтьевой.
Вооружившись фотографиями, которые прислал Владимир, меня, интересовало: доля участия в этой записи Донецкого телевидения.
Творческая группа Центрального телевидения была мобильна и не нуждалась в помощи местных специалистов. Но техническое обслуживание записи программы меня интересовал больше всего. Вопрос о работе донецкой ПТС (передвижной телевизионной станции) на этой передаче пока оставался открытым. Мне кажется, что ПТС таки работала. Запись вне телецентра, проводилась тогда исключительно с помощью ПТС. Я бы охарактеризовала ПТС, как мини-телевидение на колесах. Это было зрелищно и всегда привлекало внимание прохожих, когда по городу проезжал автобус с надписью «ТЕЛЕВИДЕНИЕ».
Владимир поделился личными воспоминаниями: «Валентина Михайловна побывала в гостях у нас дома, о чем говорит фотография, где она сидит в кресле с собакой, которого звали Джой. Судьба этого милого песика непроста».
Гуляя по бульвару Шахтостроителей с братом, Володя заметил мальтийскую болонку, голодную, брошенную. Собака почувствовала добрую душу прохожих и привязалась. Так бездомный пес остался жить в тепле и добре хозяев. Джой был невероятно умным – подпевал под песни Дина Рида, произносил звук, похожий на слово «папа». Стал популярным, так как его сняли в программе «Взгляд», поучаствовал в производстве рекламного ролика магнитофона «Скиф». Вот какого героя держала на руках диктор Центрального телевидения у себя на руках.
— Людмила Ивановна Царевич, диктор Донецкого телевидения.
«Помню выступление Валентины Михайловны Леонтьевой в актовом зале на четвертом этаже. Она стояла на трибуне. Но ее так опекало партийное руководство, что подойти к ней было невозможно. Хотелось поговорить о профессии.
Ранее (в 1967 году) я с ней встречалась в Москве на курсах повышения квалификации дикторов телевидения и радио, на Шаболовке. Была такая практика — дикторы со всего Союза выходили в эфир в дневное время по Центральному телевидению, объявляли программы. Это была наша стажировка».
У Людмилы Ивановны сохранился конспект лекций. Одну из таких лекций читала Валентина Леонтьева. Накануне ведущая вернулась из Соединенных Штатов и рассказывала об американском телевидении, о жизни американцев.
Некоторые выдержки из лекции приводим здесь:
Что-то подобное происходит ныне на наших экранах.
Но мы вернемся к приятным воспоминаниям.
Советский Союз заключил договор с Францией на внедрение цветного телевидения по системе SEKAM (этому предшествовал приезд в СССР президента Франции Шарля Де Голля).
Людмила Ивановна рассказывает:
«Шла подготовка к пробным передачам. Во дворе на Шабаловке был цветной павильон. И мне посчастливилось дважды объявлять на французское телевидение о пробных передачах Центрального телевидения (первый был документальный французский фильм о цветах, а второй раз – выступление министра связи СССР и дефиле из Дома моделей в Москве). Между моими выходами на Францию было несколько дней. Ольга Сеземон, диктор французского телевидения, переводила мои объявления на французский язык. Когда по графику в очередной раз я собиралась выходить в эфир на Союз, в дневное время (в тот день вечером меня должна была сменить. Анна Шатилова, но я с ней так и не встретилась), меня снова забрали для выхода на Францию.
Пришел человек, который произнес:
— А где тут девочка с Украины?
— Ой, это я!
— Так, вы нам нужны! Сегодня даже Шарль Де Голль будет смотреть! Идите в гримерку, переоденьтесь. Я была в свитерке, меня переодели, взяли кофточку у какой-то девушки.
Так получилось, что дважды на Францию я объявила о начале новой эпохи — цветного телевидения в СССР (в эфире эти пробные выходы не показывали).
В газете «Советская культура» была небольшая статья об этом событии и моя фотография. Из этой газеты у меня осталась на память вырезка».
Воспоминания, которые достойны внимания.
— Алевтина Михайловна Ворожцова, редактор Донецкого телевидения:
«Я была лично знакома с двумя телеоператорами Центрального телевидения, которые снимали эту программу. Это Владимир Радзиевский и Юрий Костовецкий (их фамилии есть в титрах). Я познакомилась с ними в 1971 году на передаче Александра Маслякова «Алло, мы ищем таланты!», запись которой проходила в нашем цирке, где я работала с москвичами. На встрече с Валентиной Леонтьевой меня не было».
— Владимир Филиппович Стеблиненко, главный редактор общественно-политических программ Донецкого телевидения:
«На записи программы «От всей души» я не присутствовал. Но помню, что Валентина Леонтьева выступала перед сотрудниками. По-моему, она говорила, и даже сожалела о том, что опыт не кому передавать. Да, Донецкий обком партии много сделал для их приезда к нам».
— Николай Николаевич Сердюков, технический директор ДОГТРК:
«Я пришел на телецентр в 1992 году. Но с полной уверенностью могу сказать, что в 80-е годы на выезде запись осуществлялась исключительно с помощью ПТС, и телекамеры, наверняка, были наши, стационарные. VHS камер тогда еще не было».
Я получила ответ на вопрос, который меня так волновал.
И, наконец, не менее интересный эпизод программы — приглашение на передачу футбольной команды «Шахтер».
В 1983 году наш «Шахтер» только-только завоевал Кубок СССР. И этот эпизод очередной победы горняков столичные телевизионщики не могли упустить.
Сначала показали отрывок из матча на Кубок СССР 1980 года (а за кулисами Котэ Махарадзе озвучивал последние минуты первого тайма «в живую»). Зал был в изумлении, когда на сцену вышел сам Котэ Махарадзе! Он с гордостью представил четырехкратных победителей Кубка СССР.
Для меня пока остается загадкой, почему нашу команду представлял именно Котэ Махарадзе? У нас был свой собственный, не менее талантливый спортивный комментатор — Марк Левицкий. Возможно, потому, что творческая группа программы включила финальный момент игры на Кубок СССР 1980 года, когда «Шахтер» выиграл у «Динамо» Тбилиси (2:1)? А может быть не хотели спускаться до местного уровня? И наш комментатор, как говорят, не имел аккредитацию на такое выступление? Думаю, что Марк Юрьевич представил бы команду не менее эффектно! Конечно, все было не случайно!
В те годы основным контингентом, переживавшим за «Шахтер» были горняки – народ горячий, умеют уголек добывать и от души болеть за родную команду. И самым прекрасным отдыхом для них было посещение футбольных поединков. Это сейчас их называют фанами, ультрас – а тогда – болельщиками. На матчи организовывали транспорт от шахты. В сторону города шла целая колонна автобусов на стадион «Шахтер».
На телевизионную встречу с любимой командой пригласили братьев Зуевых, которые не пропускали матчи не только в Донецке, но и далеко за ее пределами. И знали назубок все ключевые поединки – кто забивал голы, с чьей подачи, результаты игр и т.д. В их арсенале были посещения выездных игр в Ростове, Краснодаре, Москве, Симферополе, Ворошиловграде и других городах. В благодарность футболисты подарили им мячи с автографами команды.
Когда камера переходила на присутствующих в зале горняков «Трудовской», как было заметно оживление в их глазах, они загорались тем огоньком, который можно наблюдать и на стадионе.
Я попыталась идентифицировать игроков команды, которые пришли на встречу с болельщиками.
Это — начальник команды Михаил Васильевич Калинин, старший тренер Виктор Васильевич Носов (их посадили отдельно за столиком). Из игроков я узнала капитана Михаила Соколовского, Сергея Ященко, Владимира Пархоменко, Сергея Акименко, Александра Сопко, Владимира Пьяных. Еще заметила, что не присутствовал Виктор Грачев. Возможно, еще кого-то пропустила из основного состава, пусть меня простят истинные знатоки «Шахтера».
Эта часть передачи заметно была яркой и для горняков, и для всех присутствующих в зале, я уверена, осталась у них в памяти надолго.
А завершилась программа рассказом о дважды Герое Социалистического труда, бригадире проходческой бригады Иване Ивановиче Стрельченко. Тут, как говорится, без комментариев.
О фотографиях победы ФК «Шахтер» в Кубке СССР 1983 года (и не только) рассказал мне Денис Соколовский, сын капитана команды, полузащитника Михаила Соколовского:
«Отец всегда рассказывает много чего интересного с тех времен. Из жизни, игры того поколения, с кем играли вместе, но подробности участия в программе «От всей души» не припомнил.
А я помню, когда в 1983 году ехал на бронетранспортере с Кубком СССР по городу, мне 4 года было. На фото, где на бронетранспортере по главной улице города проезжали игроки «Шахтера» с Кубком СССР. хорошо видно Игоря, сына Владимира Пьяных. Мы дружили. Но в 1999 году он погиб в районе «Красной шапочки».
Еще об одном фото, которое прислал Денис Соколовский, в двух словах хочется сказать, хотя конкретно к этой передаче оно не имеет отношения.
Победа «Шахтера» в Кубке сезона СССР в 1984 году. Встречались чемпион СССР 1983 года «Днепр» и обладатель Кубка СССР – «Шахтер». По результатам двух матчей: 2:1 (победа «Шахтера», гол забил Сергей Морозов и автогол Иван Вишневский) и 1:1 (ничья, гол забил Михаил Соколовский) обладателем Кубка сезона впервые стал «Шахтер».
Такая вот история получилась – одна фотография из книги рассказала о стольких событиях, людях, достижениях моих земляков. Горжусь!
Всем добрым людям, кто помог мне в сборе материалов на эту тему, огромное спасибо!
Елена БОЖКО
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.