Фонтан «Рождение Венеры»
Автор — Владимир МАРТЫНЕНКО
Больше статей, чем о фонтане в имении Арчибальда Бальфура написано только о фонтане «Рождение Венеры» в сквере Павших коммунаров.
Справедливости ради нужно сказать, что это один и тот же фонтан, который перенесли в сквер из имения. Точнее не весь фонтан, только скульптуру.
Рассказать что-то новое об этом фонтане почти невозможно. Но попытаться стоит…
Начать статью стоит с плана сквера, который разыскал донецкий краевед Юзовский. [1]
На плане видно два фонтана. В центре был фонтан с чашей (обведен красными кружками), а ближе к 1 –й линии – фонтан «Рождение Венеры» (обведен синим кружком).
По правилам ландшафтного дизайна парков главным фонтаном должен быть фонтан в центре сквера. Но его сделали невзрачным: небольшой бассейн с чашей посредине. Причем в чаше были посажены цветы.
Главным фонтаном сквера стал фонтан у входа. В фонтане установили скульптуру обнаженной женщины, слегка прикрытую покрывалом. А рядом с фонтаном расположены могилы (отмечены красными прямоугольниками).
Придумать логичную версию такого соседства автор этих строк не смог. Лучшая из не логичных версий: в спешке строители перепутали места установки чаши и скульптуры. Проверяющая организация не досмотрела… Фонтаны торжественно открыли… Переделывать не стали… Конечно полный бред. Но по-другому это объяснить невозможно!
Если предположить, что в центре сквера должны были установить Венеру, тогда все становится логичным.
Возле братских могил фонтан с чашей. В чаше огненно-красные канны, или яркие красные герани-метеоры, или бордовые петуньи… В этом случае фонтан функционально отделял бы пантеон от территории сквера. Одновременно он бы являлся составной частью мемориала. А скульптура в центре сквера выглядела бы более гармонично.
История фонтана «Рождение Венеры» неразрывно связана с историей сквера Павших коммунаров.
Автор этих строк благодарит донецких краеведов Валерия Степкина и Анатолия Жарова за разрешение перепечатать материал о фонтане, который они опубликовали в статье «История первого сквера Донецка». [2]
«Безымянный сквер получил название по решению окружных советских и партийных органов в 1921 году. В книге о памятниках города сказано следующее: «Гражданская война закончилась победой советского народа, но ожесточенная непримиримая борьба продолжалась, она лишь приняла иные формы. Одной из такой форм борьбы … был бандитизм. … Особенно активно эта форма борьбы использовалась в Донбассе. Большевики Юзовки и других городов губернии объявили бандитизм врагом номер один. В борьбе с ним погибло немало замечательных сынов революции». [3]
Людей, погибших в феврале 1921 – мае 1922гг. в результате подслеповатой политики «военного коммунизма», похоронили в центре Юзовки. А так как светлым будущим представлялась коммуна – в память о погибших сквер назвали именем Павших коммунаров.
В июне 1924 года была предпринята попытка сделать сквер детским. Читаем объявление: «В воскресенье 8-го июня сего года состоится открытие городского сквера имени Павших коммунаров для детских гуляний. Сквер будет открыт с 7 утра до 9 часов вечера. Вход в сквер бесплатный». [4]
В 1925 г. вход в Городской сад и сквер Павших коммунаров для посетителей сделали платным. Стоил билет 5 копеек. В одном из майских номеров газеты «Диктатура труда» было напечатано распоряжение Сталинского окружного отдела местного хозяйства, в котором до членов профсоюзов и граждан города доводился запрет на самостоятельное посещение Горсада и сквера Павших коммунаров детьми в возрасте до 15 лет, «ввиду того, что дети являются в сад и сквер без родителей или вожатых и шалят, а также производят поломку деревьев и вытолачивание травы и прочее». [5]
Детей, в их праве самостоятельного посещения очагов культуры, не ущемили. По оперативному плану работы Сталинского горсовета на октябрь — март 1927 года, предполагали открыть новый сквер возле Окружного исполнительного комитета (начало ул. Артема) с тем, чтобы сделать из него детский, а сквер имени Павших коммунаров перепрофилировать в сквер для взрослого населения. [6]
Сквер возле Окрисполкома так и не открыли, зато через несколько лет на месте старого кладбища сделали детский сквер имени Флеровского, а еще чуть погодя облагородили пустовавшее пространство между проспектами Павших коммунаров и Садовым и нечетной стороной ул. Кобозева, обустроив там детский сквер.
«10 февраля — День памяти А.С. Пушкина. В 1937 г. к 100-летию памяти великого русского поэта в Сталино его именем были названы строящийся клуб на Будённовке, городской детский сквер, Новомартеновская улица и даже областная библиотека». [7]
Сейчас детский сквер имени А.С. Пушкина называется сквер «Сокол».
Долгое время сквер Павших коммунаров оставался главным сквером города, но в идеологическом плане он на десятом году революции был не на высоте. Горсовет 20 мая 1927 года в третий раз рассматривал вопрос о сооружении здесь памятника Ленину. Претензии предъявили к техническим службам города, но они их отвергли. [8]
На заседании научно-технического совета при Сталинском горкомхозе 9 апреля 1935 года рассматривали смету на постройку фонтана в сквере Павших Коммунаров и в детском сквере. Рекомендованная смета составила 2348 рублей 74 коп. [9] Мы считаем, что в сквере Павших коммунаров хотели установить фонтан «Рождение Венеры», а в детском сквере – «Детей под дождем». Краевед архитектор А.Л. Пешехонов провел работу и показал, что фонтан «Рождение Венеры» перенесли из бывшего имения А. Бальфура (район ул. Левобережной). В окрестностях Сталино нашли и «Детей под дождем». То, что скульптуры специально не заказывали, подтверждает и небольшая сумма расходной сметы на строительство. По какой-то причине решили соединить «Рождение Венеры» и «Детей под дождем» в единое целое». [2]
Вот дети и стали гулять возле фонтана. Для детей фонтан стали называть «Дети под дождем».
А для взрослых он назывался «Рождение Венеры».
Версия, почему «Детей» подселили к «Венере», только одна. Деньги на строительство фонтанов в детском сквере и сквере Павших коммунаров горкомхоз получил (без денег не стали бы строить). Скульптуру «Детей» привезли и взяли на баланс. Фонтан в детском сквере не построили. Деньги на балансе зависли. Их необходимо было реализовать. …
Вот и подселили «Детей» к «Венере». А для удорожания проекта еще и основания скульптур обложили бутовым камнем. Причем и здесь сжульничали. Бутового камня много только спереди скульптур.
Вот так наш город на 22 года обзавелся оригинальным фонтаном.
О скульптуре «Дети под дождем» подробно написано в статье «Фонтан из сквера Павших коммунаров». [11]
Чтобы работал фонтан – нужна вода.
Осенью 1926 года горсовет был сильно обеспокоен тем, что сквер Павших коммунаров не благоустроен. В планах городского совета на 1927 год был подвод сюда воды, что и сделали в октябре этого же года. [12]
А теперь немного теории строительства фонтанов.
В 20 — 30-е годы прошлого века фонтаны были разделены на две категории: фонтаны замкнутого цикла и фонтаны проточные. Сейчас проточные фонтаны не строят.
Для фонтанов замкнутого цикла устраивался машинный зал с насосами, которые качали воду из бассейна фонтана в форсунки.
В проточных фонтанах вода их городского водопровода через форсунки попадала в бассейн. А из него уходила в канализацию. Для поддержания воды на постоянном уровне обустраивалась переливная труба. Иногда, когда в водопроводе было слабое давление, устанавливали подкачивающий насос.
Расход воды у фонтанов такой системы был огромен.
При проектировании проточных фонтанов использовали небольшое число форсунок. А визуальный объем фонтана заполняли или декоративной вазой или скульптурой. Если в фонтане была чаша в виде водного каскада, то, как правило, форсунки в бассейне не устраивали.
Для экономии воды ограничивали и время работы фонтанов. Их включали в воскресенье и праздничные дни. В остальные дни в фонтан выглядел как бассейн с водой.
Фонтаны в сквере Павших коммунаров были проточной системы водоснабжения.
У фонтанов были обустроены форсунки по кругу бассейнов. Форсунки в скульптуре-фонтане «Рождение Венеры» не использовались. Может быть о том, что скульптура есть фонтан, проектировщики просто не знали. Очень маловероятно, что они обследовали скульптуру до начала проектирования. Форсунки фонтана были вмонтированы в пасти дельфинов и морские раковины.
А о том, что в одном из фонтанов будет установлена скульптура в греческом стиле, проектировщики знали наверняка. Подставка для фонтана «Чаша» изготовлена в виде колонны греческого храма с капителью.
Многие краеведы считают, что «со временем фонтан обветшал и пришел в негодность и был демонтирован в средине 50-х годов».
Позволю себе не согласиться с ними. Фотография «Фонтан «Рождение Венеры» Вид сбоку» выполнена в 1955 году. В бассейне фонтана видна вода.
И вновь фрагмент статьи «История первого сквера Донецка».
«В 1937 году, к 20-летию Октябрьской революции, был объявлен конкурс на проект памятника погибшим борцам за власть Советов. В конце мая президиум горсовета рассмотрел вопрос о сооружении памятника. Памятник хотели видеть высотой 5-6 метров на пьедестале из местного гранита, скульптурные группы и барельефы из бронзы. Монумент предлагали установить «на месте ныне стоящего фигурного фонтана (речь идет о фонтане «Рождение Венеры» — автор), который будет перенесен в другое место…
Одновременно архитектурно-планировочное управление разрабатывало план реконструкции сквера. Ответственными за реконструкцию назначили начальника горкомхоза Минина и главного архитектора Головченко. Открыть памятник предполагали к 1 мая 1938 года. [13] Горкомхоз даже приобрел специальные станки для шлифовки гранита, которые прибыли в Сталино в августе 1937 года. Закладка памятника должна была пройти в дни октябрьских торжеств, но что-то не срослось…
К идее сооружения памятника вернулись через 20 лет. 19 сентября 1957 года на заседании исполкома Сталинского горсовета рассматривался вопрос «Об утверждении сметы на строительство памятника-надгробия на могиле Павших коммунаров». Докладывали председатель горисполкома Алексей Бахаев и главный инженер Горкомхоза. Смету представлял трест «Зеленстрой». Рассмотрев представленную трестом смету в сумме 163 278 рублей на строительство надгробия на могиле Павших коммунаров, составленную на основе калькуляции завода «Ремкоммунэлектранс», исполком решил ее утвердить. [14]» [2]
«… В воскресенье, 3 ноября, к скверу Павших коммунаров пришли многочисленные делегации трудящихся районов города…» Так начинается заметка в газете «Социалистический Донбасс» за 5 ноября 1957 года. И далее:
«С 11 часов утра юные пионеры несут у могилы почетную вахту. Торжественно звучат революционные мелодии духовых оркестров…
Представители трех поколений – член КПСС с 1914 года Никон Дмитриевич Воробьев, комсомолец Анатолий Огий и пионерка Таня Беленькая медленно снимают с памятника покрывало. На цилиндрической части памятника надпись: «Борцам за Советскую власть».
Памятник открыт. Слово предоставляется члену КПСС с 1915 года… и т.д. и т.п.» [15]
От принятия решения до открытия памятника прошло 45 дней. Не будем вдаваться в подробности, как за такой короткий срок изготовили «обелиск из черного полированного гранита со ступенчатым основанием (высота обелиска 3,5 м, размер плит 60 х 120 см)».» [16]
Просто констатируем факт: фонтан «Рождение Венеры» был ликвидирован в период с 19 сентября по 3 ноября 1957 года. Куда дели скульптуру неизвестно. Могли сдать на цветмет. Все-таки бронза. И бронза XIX века. Могли отправить в какой-нибудь санаторий Крыма. Вариантов много…
Фонтан с чашей сохранили. На фотографии он виден вдалеке.
«В связи с 60-летием Великого Октября исполком горсовета 2 ноября 1977 г. решил: «С целью увековечения памяти борцов за Советскую власть, … обязать городской отдел коммунального хозяйства провести реконструкцию братской могилы в сквере Павших коммунаров согласно предложению городской организации Общества охраны памятников истории и культуры». [17]
На могилы поставили новые гранитные плиты, а в отношении старых чугунных на исполкоме приняли резолюцию: «Разрешить спецкомбинату коммунально-бытового обслуживания населения снос и списание надгробного сооружения борцам за Советскую власть стоимостью 16 тыс. 265 рублей». [2]
Реконструировали и сквер. Заменили светильники. Спилили старые деревья. На аллеях сквера заменили покрытие. Убрали и фонтан с чашей…
Так закончилась история фонтанов сквера Павших коммунаров.
Литература
- Ясенов Е. Венера на плане // Сайт «Донецкий» URL: http:// donjetsk.com/retro/3166-venera-na-plane.html (дата создания: 08.03.2016).
- Степкин В., Жаров А. История первого сквера // Сайт «Донбасское географическое общество» URL: http://dongeosociety.ru/история-первого-сквера-донецка/ (дата создания: 14.09.2015).
- Шапиро В.И. Вечно живые. Памятники Донецкой области. Донецк «Донбасс», 1972.
- Газета «Диктатура труда». — 1924. — 5 июня.
- Газета «Диктатура труда». — 1925. — май.
- ГАДНР, Ф-Р279, оп.1, д.30, л.2
- Имени А.С. Пушкина // Газета «Сталинский рабочий». — 1937. — 16 февраля. — С. 4.
- ГАДНР, Ф-Р279, оп.1, д.52, л.363
- ГАДНР, Ф-Р279, оп.1, д.1213, л.5
- В сквере им Павших коммунаров // Газета «Социалистический Донбасс». — №147. — 1939. — 30 июня. — С. 3.
- Кашкаха А.Ю. Фонтан из сквера Павших коммунаров // Сайт «LiveJournal» URL: http://kashkaha.livejournal.com/883.html (дата создания: 04.01.2012).
- ГАДНР, Ф-Р279, оп.1, д.26, л.108.
- Газета «Сталинский рабочий». — 1937. — мая — август. — С. 3.
- ГАДНР, Ф-Р279, оп.3, д.1617, л.23
- Памятник борцам за Советскую власть. // Газета «Социалистический Донбасс». — №262. — 1957. — 5 ноября. — С. 4.
- Учетная карточка на памятник «Борцам за Советскую власть». Донецкий областной краеведческий музей.
- ГАДНР, Ф-Р279, оп. 4, д. 1129, л. 86.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.