Нешаблонный «Шахтер»
28.09.2013

Нешаблонный «Шахтер»

В истории футбольного клуба "Шахтер" было много всяких моментов. О большинстве из них уже говорили много раз. О тех, которые будут освещены ниже — тоже. Так что публикация — явно не для любителей узнать что-то новенькое. Собственно, и замысла такого не было. А какой был? Да очень простой — продублировать мою публикацию из газеты "Пятница" за 2006 год, еще не размещавшуюся на сайте "Донецкий". Она была подготовлена в канун 70-летнего юбилея ФК "Шахтер".

 

Как "Динамо" "Шахтером" стало

 

Свой первый официальный матч в рамках чемпионата СССР (в группе В) донецкая команда провела 24 мая 1936 г. против казанского "Динамо". Проиграли 1:4. Команда называлась "Стахановец" — в честь знаменитого на всю страну передовика производства. 

 

Почему "Стахановец"? Кто придумал это название? За давностью лет достоверно это уже не установишь. Но решение было принято странное. По логике, команду следовало назвать… "Динамо". С позиций сегодняшнего дня это звучит вызывающе. Представляете себе "золотой матч" сезона 2005/06 в формате "Динамо" (Донецк) — "Динамо" (Киев)! Бред и святотатство. Но именно так должно было случиться, если бы все развивалось логично. Ведь основу первой официальной команды нашего города составили два "Динамо" — они существовали с начала 30-х и представляли Сталино и Горловку. Между прочим, в первые годы своего существования горняцкая команда играла в бело-голубой форме, что иначе как издевательством и не назовешь.

 

А теперь — простая задачка, которую я бы включил во все учебники по формальной логике. Что получится, если одно "Динамо" соединить с другим? Правильно — получится "Стахановец"! 

 

Как "Шахтер" с Днепропетровском три дня бодался

 

В 1947 году состоялся самый длинный матч в истории советского футбола. Участие в нем принимал "Шахтер" — к тому времени команда уже приобрела нынешнее название. Дело было в Днепропетровске, соперником нашей команды выступала местная "Сталь". Матч продолжался три дня, команды провели на поле 321 минуту.

 

Дело было так. 22 июня команды встречались в полуфинале Кубка Украины. Победитель проходил в финал. Дважды днепропетровцы выходили вперед (первый гол забил человек по фамилии Цадиков), дважды дончане сравнивали счет. Итоговый счет — 2:2. На следующий день команды вновь вышли на поле. После первого тайма — счет 3:1 в пользу "Стали". "Шахтеру" теперь надо отыгрывать два мяча — и он вновь проявляет свой знаменитый уже тогда  характер, вновь сводит мяч к ничьей. Героями стали два дончанина: нападающий Ермилов, забивший три гола (все три головой — вот где зарождались старухинские традиции!), и голкипер Сухих, отразивший пенальти при счете 3:3.

 

И вот — третий матч. Можно себе представить, как осточертели друг другу игроки двух команд. Но ничего не поделаешь — это Кубок, а значит, кто-то должен умереть… в смысле, проиграть. "Сталь" вновь открывает счет. "Шахтер" вновь идет вперед, надеясь отыграться. Но на сей раз не суждено. С поля удаляют одного дончанина, после перерыва — еще двоих. "Сталь" забивает второй гол, затем не реализует пенальти. Затем, уже по собственной инициативе, уходит еще игрок "Шахтер". В составе команды остались 7 человек, что правилами не допускается. 

 

Судья остановил игру на 81-й минуте. Судя по протоколу матча, в нем никто не умер. Что, честное слово, странно.

 

Как Сапронов чуть с Пеле не встретился

 

К середине 50-х годов в активе "Шахтера" была уже бронзовая медаль чемпионата и полуфинал Кубка СССР. Был и вылет из высшей лиги — минус на плюс. Но имелся еще один плюс. Такой плюс, который однозначно характеризовал "Шахтер" как команду весьма приличного класса. Нападающий "Шахтера", маленький Валентин Сапронов, был призван в сборную страны.

 

Случилось это в 1957-м, за год до чемпионата мира в Швеции, на котором блистали великолепные бразильцы с Пеле во главе. По данным донецкой футбольной литературы, Сапронов провел за сборную один матч — против Болгарии. Изданный в Москве в 1988 г. справочник "Все матчи сборной СССР", правда, фамилии Сапронова не содержит. Ничего удивительного — Москва всегда наши заслуги замалчивала. 

 

Как бы то ни было, Сапронов в сборную вызывался, тренировался рядом с такими великими людьми, как Нетто, Стрельцов, Иванов, Яшин. У него были все шансы поехать в Швецию и сыграть против Пеле. Почему не поехал? Опять-таки происки Москвы! Мы-то понимаем, что по своему уровню Сапронов вполне подходил сборной. Тем более после того, как лидеру ее атак Эдуарду Стрельцову дали десять лет за изнасилование. Может, именно отсутствие Сапронова и помешало сборной СССР победить великих бразильцев?

 

Как "Шахтер" Бубукина удивил

 

1962 год, Москва. Второй триумфальный для "Шахтера" кубковый финал. Странная команда из города Орехово-Зуево побеждена без особых трудов. А через четыре дня у дончан — игра чемпионата страны. Здесь же, в столице, с "Локомотивом". И команда принимает решение: из Москвы не уезжать, пожить четыре дня в гостинице.

 

Поселяются в каком-то московском отеле, укладываются, в конце концов, спать… А наутро каждый, проснувшись, увидел перед собой двоих товарищей по команде, державших по подносу с шампанским. Оказывается, у этих двоих счастливчиков накануне родились дети — в один день. И они обходили все номера по очереди, предлагая "обмыть" новорожденных как следует, по-донбасски, но с некоторым московским изыском.

 

В общем, команда гуляла все четыре дня так, что вся Москва об этом говорила. А потом вышли на матч и одолели совсем не слабый тогда "Локомотив" — 2:1. Игравший за железнодорожников Валентин Бубукин, член сборной и известный балагур, от души изумлялся: "Вы что, двужильные?" Ну что ж, Москва нас всегда недооценивала…

 

Как Лобановский дончан радовал

 

Великий тренер Валерий Лобановский в памяти донецких болельщиков остался не только как специалист высочайшего уровня, но и как человек, попортивший им крови, как никто другой. Пока он был жив, "Шахтеру" так и не удалось стать чемпионом Украины.

 

Среди них, болельщиков, далеко не каждый уже вспомнит, что в свое время Лобановский, наоборот, радовал донецкие трибуны. Потому что почти два года (1967-1969) выступал в футболке "Шахтера". В 64-м его выжил из "Динамо" Виктор Маслов, в игровую концепцию которого Лобановский не вписался. Сначала киевский форвард оказался в "Черноморце", потом попал в "Шахтер". Тренером тогда у нас был Олег Ошенков — человек, которому Лобановский обязан местом в основе киевского "Динамо". Казалось бы, безоблачное донецкое будущее гарантировано! И действительно — Лобановский играл, забивал (14 мячей за два года), наконец, превратился в плеймейкера универсального типа — ну, почти Круифф. Но в конце концов, его свободомыслие, которое станет затем легендарным, сработало и здесь. Не сошлись характерами форвард и тренер — и Лобановский покинул "Шахтер". А заодно — и футбол. В 29 лет.

 

Между прочим, Ошенков-то при всем том, что, конечно, дал Лобановскому путевку в жизнь, но еще в киевский период критиковал рыжего форварда. Вот, например, что он сказал на одном комсомольском собрании в 1959 г.: "Хочу покритиковать и члена ВЛКСМ Лобановского, который презрительно относится к своим однокашникам. Быть непримиримым к своим недостаткам — обязанность каждого комсомольца". Так что их донецкий "раздрай" — совсем не случайность.

 

Как Горбунов Барселону осматривал

 

1978 год, "Шахтер" играет в Кубке кубков (впервые, между прочим) и сразу нарывается на "Барселону". Первый матч — выездной. Испанцы камня на камне от "Шахтера" не оставляют — 3:0. В соответствующем настроении на следующий день после матча команда собирается в холле гостиницы, готовясь ехать к отъезду. Проверяют все ли на месте — и обнаруживают, что нет защитника Валерия Горбунова. Проверяют в номере — нет. Звонят на мобильный… Тьфу, что это я — какие мобильные в 1978-м? В общем, нет нигде Горбунова. А самолет ждать не будет. И руководители делегации принимают решение — отправляться в аэропорт. А Горбунов пусть догоняет — записку для него оставили у портье. 

 

Горбунов настиг команду уже в Донецке и только через три дня. Добирался через советское посольство. Что он делал в Барселоне, говорить не станем. Ходили слухи, что он загулял, и его в пьяном виде сфотографировали папарацци, а потом фотография была дана на главных страницах испанских газет с подписью: "Вот так развлекается советский футболист". Это наверняка слухи, распускавшиеся москвичами, — они всегда были не прочь позлословить на наш счет. Мы-то знаем, что Горбунов, потрясенный красотами Барселоны, слишком увлекся осмотром великого творения Гауди — собора La Sagrada familia. Донецкие футболисты были всегда не чужды прекрасного! Правда, тяга к достопримечательностям вышла ему боком: Горбунова сделали невыездным, исключили из состава сборной СССР, куда его только что пригласили, и на год отлучили от "Шахтера".

 

Как "Шахтер" Кубок потерял

 

В 1983 г. "Шахтер" в очередной раз взял Кубок СССР. В Москве на Лужниках он победил харьковский "Металлист". Мы с другом Васей присутствовали на этом матче. Стотысячный стадион был почти пуст — хохляцкий междусобойчик столицу вообще не заинтересовал. Нам было все равно — радость наша была при нас. И мы пошли отмечать в кафе "Остоженка".

 

В тот день гуляли не только мы. Как рассказал нам на следующий день один москвич, "Шахтер" в полном составе закатился в ресторан "Арбат", на тот момент один из лучших в столице. Посидели плотно. Так плотно, что даже забыли после гулянки забрать только что завоеванный Кубок. Говорят, метрдотель гнался за донецкими героями полквартала, умоляя вернуться за трофеем. 

 

Такова, еще раз подчеркну, версия москвича. Врал, наверное. Москва всегда на нас напраслину готова была возвести.

 

Как в Донецке памятник Старухину не поставили

 

В 2000 г. умер лучший футболист в истории "Шахтера" — Виталий Старухин. Ему были отданы положенные почести, чуть позже на кладбище, где его похоронили — возле Донецкого моря, установили красивую гранитную плиту. Но настоящим болельщикам этого явно мало.

 

Несколько донецких журналистов (среди них — и наш коллега Александр Тимошенко) пытались пролоббировать установку памятника Старухину возле стадиона "Шахтер". Успеха эти попытки не имели. И, наверное, к лучшему. Стадион "Шахтер" все равно сносить скоро будут. А вот водрузить памятник "Бабусе" в парке Ленинского комсомола — у нового стадиона (лучшего в Европе, если кто забыл), я думаю, будет правильно. Чтобы каждый приезжий москвич знал: у нас великая команда, в которой играли (да, кстати, и играют) великие футболисты. Не хуже Анри там какого-нибудь или Роналдиньо. Как полагаете?

 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. sembond
    sembond 28.09.2013, 07:59

    Фото хорошее. Классика для Донецка как портрет Че в мире. Нравится.

  2. Харьковский
    Харьковский 28.09.2013, 11:25

    Полагаем, что Старухин достоин памятника!

  3. Ясенов
    Ясенов Автор 28.09.2013, 11:49

    Харьковский,
    Это легко. Собираются подписи, составляется петиция в горсовет. Желательно, конечно, найти финансирование. На сессии вопрос с радостью утверждается. Проводится тендер, который выигрывает скульптор Скорых или кто-то в этом духе. В мастерской его за 4 месяца изготавливается объект и под бравурные марши И. Крутого устанавливается перед кассами старого стадиона Шахтер

  4. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 28.09.2013, 13:21

    Ясенов,
    ... а еще лучше сразу на сессию привезти готовый памятник, отлитый за счет средств членов инициативной группы...
    Зато потом -  на открытии памятника попиарятся все, кто только может и даже те, кому нельзя, при этом членов инициативной группы не подпустят к памятнику на пушечный выстрел и даже руки не пожмут...

  5. Ясенов
    Ясенов Автор 28.09.2013, 13:33

    отлитый за счет средств членов инициативной группы...
    Утопия

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.