Дедушкины пирожки. Увидеть сквозь время (эпизод І)
— Думаете, я выдумываю?
— Я этого не говорил. Я лишь прошу описать что-нибудь из 1943 года.
— Я опишу что угодно, для меня это было вчера.
(Фильм «Филадельфийский эксперимент»,
реж. С. Рэффилл, New World Pictures, 1984)
После публикации на сайте фотографий из альбома наследников Юза (части1,2,3,4,5,6) закономерно стал вопрос об идентификации запечатлённых на них событий, их географической привязки и датировки. Из-за того, что часть снимков была снабжена подписями, сделанными, скорее всего, через годы, возможно даже лицами, не присутствовавшими при фотосъёмке, встал также вопрос о соответствии подписей изображениям. Дедушка попробует вместе с фотографом и читателями заглянуть сквозь время на 110 лет назад и установить истину. Сможем ли мы распознать то, чего никогда не могли видеть? Для этого нам не потребуется выход в астрал, кундалини, третий глаз и прочая белиберда. Только максимум старых фотографий, планов города, справочной литературы издания начала ХХ в. и работы современных историков.
Разбор некоторых снимков уже произведен в комментариях к указанным выше редакционным статьям. Сейчас мы продолжим рассмотрение наиболее спорных фотографий, так как объём доказательств выходит за рамки отдельных комментариев.
Обе фотографии подписаны одинаково. Правда, кем добавлен вопросительный знак не совсем понятно, но особого значения это не имеет. Съёмка произведена в одном и том же культовом сооружении. Об этом свидетельствует характерное разделение плитки покрытия пола. Вероятно, наФото 2снят северный придел той же самой церкви, что и на первом снимке (алтарь всегда направлен на восток, а дневной свет в данном случае падает слева). Гармоничные на первый взгляд фотографии содержат, тем не менее, ряд противоречий.
НаФото 1мы видим, что так называемые «Царские врата» открыты настежь, молящихся прихожан удалили, скорее всего, для производства снимка. Согласно церковному уставу Царские врата могут быть открыты вне службы только в пасхальную неделю. В любое другое время Царские врата закрыты и открываются священником на непродолжительное время в определённые моменты богослужения. Исходя из того, что только в это время годичного круга богослужения Царские врата держат открытыми, можно было бы предположить, что снимок выполнен в первые 7 дней после Пасхи. Однако открытыми держат все без исключения врата, ведущие в алтарь, включая пономарские и диаконские двери. Царские же врата северного придела наФото 2закрыты. ЛибоФото 1и2сделаны не в один и тот же день, либо Царские врата главного алтаря отворили по просьбе фотографа. Последнее было бы несколько странно, так как подобное нарушает церковный устав. Тем не менее, благодаря этому не до конца понятному факту, мы видим ещё один момент: сквозь открытые врата видна роспись средней части центрального полукружия алтаря (за Горним местом). Как правило, туда принято было помещать образ Евхаристии — Христа, преподающего причастие святым апостолам, или образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. Однако здесь, похоже, мы видим икону Воскресения Христова (см.Фото 3).
Оба снимка (Фото 1и2) точно выполнены не в день крестного хода, когда сделаны фотографии с колокольни во дворе церкви и на площади перед воротами. Хоругви находятся в церкви и расставлены у колонн, поддерживающих свод, тогда как наФото 4мы видим хоругви во дворе:
Если это те же самые хоругви, то и церковь одна и та же, разве что снимки 1-2 и 4 сделаны не в один день. Рассмотрим пристально подготовку к крестному ходу (Фото 5):
1. Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света. На снимке два фонаря, видимо из-за того, что церковь имеет два придела. При формировании колонны крестного хода фонари направят вперёд процессии.
2. Запрестольные кресты. В обычное время крест на древке хранится в алтаре справа за престолом (отсюда название). В Преображенском храме было два придела, а, следовательно, и два престола, значит и запрестольных крестов также два.
3. Слева за престолом в алтарном помещении находится запрестольная икона Богоматери, как и крест укреплённая на древке. По числу престолов их должно быть две, но видна нам только одна. Вторая, видимо, повёрнута к нам боком, и из-за этого её не видно. В том, что она там непременно есть можно не сомневаться. Запрестольные крест и икона будут двигаться в процессии за фонарём.
4. Парчовые хоругви. По смыслу — это военные штандарты христова воинства. Наряду с металлическими хоругвями — аналогом значков римских легионов и манипул — были, как правило, парными. Во дворе церкви мы видим четыре тканевые хоругви.
5. Металлические хоругви квадратной формы. Внешне напоминают запрестольную икону, но с существенными отличиями: древко хоругви крепится не снизу, а сбоку, лик на хоругви может быть не только Богородицы, а любого святого (напр. изображение св. Георгия Победоносца, поражающего копием змия), вокруг лика помещаются ажурные украшения.
6. Металлические хоругви круглой формы. Имели лик Христа или любого другого святого в «лучах славы». Изготовлялись методом выпиловки или литья, часто из серебра или золота, украшались эмалью. В первые годы советской власти все они будут изъяты государством.
7. То же, что п.6. Сделанные методом литья металлические (серебрянные) хоругви имели слишком большой вес для одного человека, поэтому, чтобы постоянно не сменять хоругвеносцев, древко их иногда оборудовали приспособлением для носки вчетвером. Можно полагать, что металлические хоругви, отмеченные как «7» — это именно тот случай: на фото видно что-то типа подпорок к их древкам.
Итого во дворе церкви находится 6 металлических хоругвей всех форм. Теперь вернёмся в церковь и пересчитаем металлические хоругви там (см.Фото 6и7). Для удобства одинаковые типы хоругвей обозначены теми же цифрами, что и наФото 5.
Внутри церкви их 10, причём в центральном нефе на переднем плане мы видим хоругви, имеющие вид скруглённых восьмиконечных звёзд (помечены цифрой «8»). Хоругви такого типа вообще отсутствуют на улице. Если бы крестный ход организовывался в той церкви, интерьер которой запечатлён наФото 6и7, были бы вынесены все хоругви. Мы можем допустить, что не видим одной запрестольной иконы из-за того, что она повёрнута к нам боковой гранью только потому, что её там просто не может не быть. Распространить такое допущение ещё на четыре хоругви было бы недопустимой натяжкой. К тому же у нас нет фото всей церкви внутри, в частности её южного нефа, где наверняка были ещё какие-то хоругви, но на улице их нет.
Теперь рассмотрим иконы.
Христианская традиция оформления такой важнейшей части церкви, как иконостас, разработана веками и является глубоко устоявшейся. Это говорит о том, что иконы, присутствующие в так называемом «местном», т.е. нижнем ряду иконостаса нам прямо скажут: храм это Спаса Преображения (как в Юзовке), прп. Александра Свирского (как на Щегловке), св. Николая Чудотворца (как в Григорьевке и на Рутченково) или же это вообще не наш город. Слева от Царских врат в любой церкви, как бы она там ни называлась и кому бы она ни была бы посвящена, находится икона Девы Марии, справа от врат — икона Иисуса Христа. Правее Иисуса— так называемая «храмовая икона», т.е. икона того святого или религиозного праздника, которому посвящена церковь.
В Спасо-Преображенском храме Юзовки мы увидели бы правее иконы Христа (1) икону Преображения Господня, однако наФото 8мы видим в том месте икону какого-то святого (2). Икона Преображения представляет из себя шестифигрную композициию, что является устоявшемся многовековым церковным каноном. То есть, по-просту говоря, икона Преображения ни при каких условиях не может выглядеть как-то иначе, кроме какканонически.
Икона правее Иисуса не является «праздничной», т.е. не связана с каким-либо религиозным праздником (Рождества, Вознесения, Крещения, Сретения, Преображения и т.п.), а посвящена какому-то святому, либо, что маловероятно, архангелу (не видно есть ли на иконе крылья). В православной иконографии святых каждый чин имеет свой атрибут, по которому его легко узнать на иконе: свиток апостолов, красные одежды и крест мучеников, книга и омофор святителей, чаша бессребреников, чётки преподобных и т.д. Кто это может быть в нашем случае? Это фрагмент иконы мужчины (т.е. явно не Богородицы, не какой-либо мученицы, блаженной, святой и вообще не женщины). Мужчина одет в плащ тёмного, скорее всего тёмно-зелёного или багряного цвета. Это наиболее употребительные цвета в иконографии святых мучеников и архангелов. У ноги святого мы явно видим либо копьё (тупой стороной древка), либо так называемый «тростниковый крест» Иоанна Крестителя (3). В последнем случае перед нами — св. Иоанн Креститель, а собор, соответственно, Иоанна Крестителя. Атрибут этого святого — власяница или одежда из шкур, но иногда и тёмно-зелёный плащ. Но вобщем-то это может быть и любой святой-воин, изображаемый с копьём (св.мч. Иоанн Воин, св. благ. кн. Александр Невский и др.), и каждый читатель вправе предложить свой вариант. Весьма, например, похожа по композиции фигурасв. мч. Андрея Стратилата(см.Фото 9).
Нельзя сказать, что отсутствие храмовой иконы справа от Христа невозможно вовсе. В очень редких случаях такое бывает. Например в домовых церквях дворцов или в монашеских скитах, где размер иконостаса очень ограничен. В этих случаях левее иконы Богоматери и правее Иисуса Христа находятся сразу северная (пономарская) и южная (диаконская) двери с парными иконами архангелов или архидиаконов в полный рост, при этом стихарь (одежда) диаконов скрывает ноги до пят, а у архангелов, разумеется, будут крылья, что не слишком согласуется сФото 8. В нашем случае иконы наФото 8не похожи на одностворчатые двери, а вопрос с их открытием и закрытием мы затрагивали выше.
Ещё один аргумент: в работеСтёпкин В.П., Гергель В.И. Полная история Донецка. Донецк: Апекс, 2008. С.152приводится страховая оценка Преображенской церкви Юзовки, где сказано, что пол в ней терракотовый. Утверждать, что наФото 1и2запечатлён именно терракотовый пол было бы неверно. Сходного мнения придерживается иАлюрка, имеющий в этом вопросе не только теоретические, но и практические познания. Хотелось бы узнать точку зрения юзовских плитколюбителейsembond‘a иfinkelstein‘a (см. комм.36-37).
Под терракотой в то время, как, впрочем, и сейчас подразумевали неглазурованную плитку из обожжённой глины(См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.ХХХІІІ (65). СПб: Изд. И.А. Ефрона, 1901. С.63). То, что мы видим на снимках, не выглядит как терракотовая плитка ни по тону и насыщенности цвета ни по фактуре.
Вывод: на этих фото вовсе не Преображенский собор. Храм явно не маленький и по размерам сопоставим с юзовским, а поскольку все остальные церкви были ещё меньше Преображенского собора, то, скорее всего, это вообще не Юзовка. Может быть это Екатеринослав, Ростов-на-Дону, например, или Мариуполь. Фотографии соборов в этих городах, как это уже было установлено вкомментариях, находятся в альбоме наряду с юзовскими. Можно хоругви, иконостас и плитку пола списать на совпадения и недостатки ракурсов, но при этом вероятность того, что наФото 1и2запечатлён Преображенский собор Юзовки будет не более 5%.
Съёмка произведена в другом месте. Юзовский совершенно верно сделал привязку к частям света, определив, что завод находится севернее церкви с небольшим смещением к востоку (см. комм.26). Однако почему-то не стал развивать мысль дальше. Воспользуемся выполненным им чертежом для определения места съёмки:
По местоположению церкви на фото видно, что завод также расположен по линии запад-восток. Рутченковский коксохим же вытянут с северо-запада на юго-восток и из положения от церкви выглядел бы несколько по-другому. Вот оккупационное фото Рутченковского коксохима с улицы Петровского, которое даёт наглядное представление о том, на сколько большом расстоянии от завода должна была бы находиться церковь, чтобы он выглядел так, как на юзовском снимке.
Ещё раз подчеркнём, что церковь сФото 10может находиться только южнее завода, а значит, в случае с Рутченковским коксохимом была бы расположена где-то за шахтами №14, №12 или Красным хутором, что явно невозможно. Николаевская церковь при Рутченковских рудниках находилась где-то в центре Рутченковского посёлка, в районе пл. Свободы(Стёпкин В.П., Гергель В.И. Указ.соч. С.155).
Таким образом, на снимке не Рутченковский коксохим, а металлургический завод НРО.
Церковью, находящейся южнее завода на похожем расстоянии может быть только Николаевская церковь села Григорьевки. Дорога, видимая наФото 11— это одна из улиц волостного центра, может даже та самая нынешняя ул. Речная, в районе которой, как известно, церковь и находилась. Расстояние до завода, расположение храма относительно частей света и особенно ландшафт местности полностью совпадают. Мы не знаем доподлинно точного места расположения церкви. Источники указывают три варианта её местонахождения, но эти варианты отличаются друг от друга незначительно. Такой разброс на привязку церкви к заводу Юза не влияет.
Отдельностоящий дом на дальнем плане правее церкви расположением относительно церкви и завода (1) напоминает усадьбу помещиков Рутченко (2). При желании можно рассмотреть и контур дома Свицына на пригорке (3), хотя это вполне может быть и не он, и какие-то конструкции завода Боссе (4):
Из-за помех на фотографии трудно разобрать, что же это такое. Это могут быть и надшахтые сооружения рудника Погорелова или шахты Ольга. Однако это только догадка. Если дать волю фантазии, то в небе над церковью при большом желании можно увидеть даже парящую надпись арабской каллиграфией «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» (5), поэтому перейдём к фактам.
В упомянутой работе В.П. Стёпкина и В.И. Гергеля(С.154-155)приводится страховая оценка церквей села Григорьевки и Рутченковского рудника (обе посвящены св. Николаю Чудотворцу) с описанием их размеров. Таким образом, у нас есть возможность сравнить пропорции зданий, получив соотношение их общей длинны к высотам их колоколен. Переведём размеры для удобства в десятичную систему (в документе обмеры приводятся в саженях и аршинах). Соотношение длин церквей к высотам их колоколен представлено вТаблице1. Церковь на Рутченковских рудниках в сравнении с григорьевской на 4 метра короче и на 3 м выше, однако, нас в данном случае интересует последний столбец таблицы — соотношение величин.
Поместим фотографию церкви в программу Adobe Photoshop и, вооружившись инструментом «Линейка», начнём электронные измерения. Промерим длину здания и высоту колокольни до шатра по фотографии электронной линейкой Photoshop’a. Так как измеряем мы не реальное здание, а лишь его изображение, причём, не зная масштаба, мерить мы должны в пикселах. Полученные значения пересчитаем по формуле из таблицы. В результате получим величину соотношения размеров, соответствующую церкви с. Григорьевка. Каждый может получить при измерении электронной линейкой в пикселах различные результаты (зависит от разрешения снимка и самого монитора), но соотношения этих величин будут составлять всё ту же цифру: 2,22 или близкую к ней. Получить соотношение равное 1,62 как у церкви при Рутченковских рудниках не получится даже при желании подогнать результат, так как разница в пропорциях зданий существенная. Обращаю внимание тех, кто будет самостоятельно проводить измерения: мерить высоту колокольни нужно не до маковки, а до карниза крыши, т.е. до шатра. Именно такие обмеры указаны в страховой оценке здания.
Таким образом, мы установили, что перед нами не Николаевская церковь при Рутченковских рудниках, но и не доказали безусловно, что это именно церковь села Григорьевки, поэтому продолжим анализ фотографии.
Из страхового описания мы также знаем, что церковь «деревянная на каменном цоколе, крыта железом» и окрашена краской, досок мы не видим, так как она «оштукатурена внутри и снаружи». На снимке действительно видно кровельное железо, а не тёс или черепица. Из текста описания: «Колокольня в 2 яруса, каменная»(Там же. С.154). Оттенок цвета каменной колокольни и деревянной церкви на фото немного отличен, что является дополнительным подтверждением разницы материалов исполнения.
Важным, если не решающим, для определения соответствия описания церкви её фотографии является количество и величина окон. Например, в церкви Макарьевского рудника на Рыковке было 22 больших окна и 16 средних. В церкви при Богодуховской группе шахт окна располагались в 2 яруса: на первом было 30 окон, на втором — 14 и под куполом 8 окон. В случае с церковью на Боссе (Григорьевке) мы должны иметь 14 больших окон и 8 малых в куполе.(См.: Там же. С.154-156). Берём фотографию и считаем окна:
1. Окна трапезной. Их 5, понятно, что с другой стороны церкви их столько же.
2. Боковое окно притвора. Если притвор в церкви один, ещё одно окно, скорее всего, просто выходит из четверика на север, если же с севера есть ещё один притвор, то окно симметрично расположено во втором притворе. Хоть мы его не видим, нелогично допускать мысль, что с другой стороны здания в этом месте нет ни одного окна.
3. Южное окно алтарной части. Такое же выходит и на север с другой стороны здания.
Выходит, что окон 14.
4. Обозначим отдельно икону над дверьми притвора, чтобы никто не принял её за ещё одно окно.
5. Это также не окно, а икона на наружной стене нижнего яруса колокольни, оформленная в едином стиле с обрамлением окон,типа этой. С северной стороны колокольни должна быть симметричная. Вход в колокольню традиционно находится с западной стороны, поэтому там не будет окна. Фрагмент двери виден на снимке. На всякий случай отметим, что ни так называемые «слухи», ни «звоны» окнами никогда не считались. Слухи — это проемы в гранях шатра колокольни, напоминающиеслуховые оконца, а звоны — проёмы на ярусе колокольни, предназначенном для подвески колоколов.
6. Каждая грань восьмерика под главным куполом этого храма прорезана малыми окнами (иногда бывает, что окна чередуются с глухими гранями, но здесь не так). Соответственно, малых окон тоже 8.
Таким образом, в храме 14 больших и 8 малых окон (в куполе) — в точности столько, сколько их было в Николаевской церкви с. Григорьевка. В случае с Николаевской церковью на Рутченковских рудниках мы должны были бы видеть 8 больших окон, 8 полуокон и 2 малых окна(См.: Там же. С.155).
Вывод: перед нами церковь св. Николая Чудотворца в с. Григорьевка (ныне — район Боссе).
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Вот это я поинмаю - детальный разбор! Спасибо)
donrace,
даже я вот это понимаю! Дедушка - ученый.
Великолепная работа! Спасибо, Владимир Николаевич!
Плитка на полу храма, расположение колонн (фотографии 1 и 2) поразительно похожи на их аналоги, которые существовали в храме Покрова Богородицы в селе Старомихайловка до последней его реконструкции. Храм был освящен 14 октября 1911 года. Вот только храмовая икона на фотографиях 1 и 2 не является иконой Покрова Богородицы. Сравните икону Покрова Богородицы с иконой из статьи Дедушки
Десятая фотография из данной статьи подписана так, может быть, что храм располагался неподалёку от имения Рутченко?
Pavelech,
Вот интерьер храма в Старомихайловке:
Здесь на мраморном иконостасе как раз нет места для храмовой иконы, и она находится где-то в другом месте.
По обе стороны от Девы Марии и Иисуса Христа сразу расположены диаконские двери, причём они и выглядят именно как двери, даже в закрытом состоянии.
Dedushka,
Вы привели изображеня современного внутреннего убранства Старомихайловского храма. До реконструкции там было совсем не так!
Dedushka,
снимаю шляпу, Владимир Николаевич!
С глубочайшим почтением и уважением
Dedushka, супер !
Единственный ньюанс - на чертеже Юзовского ,указанном в Вашей статье (его комм. № 26) стороны света указаны не так ,как на Вашем исправленном чертеже по ссылке на увеличенное изображение этого же чертежа. Там у него ось Север - Юг расположена слева-направо (как и в моем предположении) . У Вас же на увеличенном фото направление оси исправлено согласно исследованию в статье .
Вы имеете в виду Фото 1 и 2? Это одна церковь. Вот сравнение фрагментов:
Цитата Юзовского : "Только завод смещён относительно церкви юго-восточнее "
А точно рельеф совпадает на фото 10 с местностью на которой расположен завод НРО?
slavomir,
Ну не то, чтобы совсем, но Кальмиус на своём месте и завод в районе пригорка. Перед заводом Закоп.
А расстояние от церкви до завода?
А вход в притвор всегда располагается с южной стороны ?
Dedushka,
Какой по-вашему могла быть ширина плитки на полу собора?
Входов может быть несколько. Со всех сторон, кроме востока. В Преображенском соборе, например, был только с запада, через притвор под колокольней. Бывает, что в церкви 2 притвора, но чаще он один и с западной стороны, а остальные двери используются только в праздники.Совершенно верно. Расстояние от бывшей церкви в районе ул.Пухова до старого заводского производства порядка 3,5 км.
Примерно такое же расстояние по прямой от точки съёмки на ул.Петровского до Рутченковского КХЗ на фото 12.
Визуально разница в удалённости объекта раза в 2-2,5. Или я ошибаюсь?
Dedushka,
Завтра проверю размеры по чертежам храма и сравню с фотографией ширину барабана главного купола и высоту от пола до барабана.
slavomir,
На Петровского расстояние км 2,5-3. Хотя в 1905 году и Рутченковский завод тоже, наверное, был маленьким и в принципе мог казаться таким, как на фото. На оккупационной фотографии — новые высокие трубы, вот он такой и большой.
Dedushka, я в вас не сомневался. Ну, честно, сначала сомневался, потом нет. А сейчас ещё больше зауважал. "Теперь по Борщову". Я когда смотрел эти фото в галерее - прыгал с лупой вокруг нескольких фотографий. Один из моментов, привлеших моё внимание - это плитка в церкви. И не только там. Ну, и раз вы анонсировали подробный разбор полётов не стал лезть поперед Дедушки.
Да, мне показалось, что плитка именно та самая. Мало того. Образцы её были обнаружены ещё на трёх фото:
Машинный зал электростанции
И скорее всего там же мужики разговляются на Пасху:
Популярный был материал.
Это пока вброс. Завтра осмысленно.
Такая работа по плечу, либо научно-исследовательскому институту со множеством тематических кафедр или же нашему глубоко и заслуженноуважаемому
Dedushka (е).
sembond,
Скорее всего и в храме, и на полу электростанции, и в Рыковской больнице уложена одна и та же плитка. Вот эта:
алекс хочет знать её размеры.
Dedushka,
По нашим расчетам внутренний диаметр барабана главного купола примерно 7 метров.
Dedushka,
Спасибо! Оличная работа! Не могу много заниматься и вникать в материалы. Нас непрерывно обстреливают со всех сторон. 3 дня без света, интернета и пр. Чудом остался жив. Сейчас голова ничего не соображает.
Спасибо всем за положительные отзывы!
Вы ж там аккуратнее. Донецкому краеведению Вы нужны целым и здоровым.Dedushka,
Всем вам, друзья, удачи и здоровья. Пусть Господь хранит вас!
Если не ошибаюсь , самое старое фото Рутченковского коксохима , дошедшее до нас , сделано в 30-х годах :
" Зачем нам война - пошлем ее на " - слова из песни Сергея Галанина ("СерьГа" ).
Dedushka,
спасибо! Прорвёмся! Донецкие - никогда не сдаются!
Плитка стандартная. Рулетка всегда со мной. "Как только будет подходящий труп попадётся, сразу на стол"
Скорее всего размеры плитки были привязаны к дореволюционным внесистемным единицам. Поскольку малые величины измерялись в вершках (4,44 см), то скорее всего и размеры плитки будут кратными такой величине.
Dedushka,
Вершки? У Бергенгейма? Хм.. Я бы оспорил. Дюймы, сантиметры. Что-то более европейское.
Ладно. Надо просто вычислить математически. Я выронил знания по геометрии вместе с аттестатом. Подключите младшее поколение в район седьмого-восьмого классов :) Или сами?
Задача. Есть восьмиграннник с четырьмя сторонами порядка 6 см.
Вопрос: определить размеры фируры хотя бы приблизительно.
А вообще, я вами восхищаюсь. Вы наверное не имеете аккаунтов в соц сетях. Вот и используете своё время с пользой. День, когда в Украине запретят Фейсбук я буду считать государственным праздником.
Если Вы установили, что a = 6 см, то длина стороны плитки s = 14,48 см. Приблизительно.
Pavelech,
Мерси!
Добрый день. Я сделал поиск по сайту по ключевым словам и ничего не нашел. Смотрели ли вы "Симфонию Донбасса" ( "Энтузиазм" ) Дзиги Вертова ? Там в первых кадрах есть съемка собора, но суда по всему, эта часть снята в Питере ( кадры Спаса на крови ). Фильм есть в ютубе, но на трекере качается версия чуть покачественнее :
https://www.youtube.com/watch?v=PXZI4_icmz8
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?p=10487138#10487138
Мне кажется, что фильм даст новый толчок неутомимым исследователям истории Донбасса..
Там много довоенных съемок Сталино и окрестностей, заводов и шахт.
Собственно, почему я вспомнил - с 11 минуты там товарищи разносят и грабят церковь, а потом делают из нее клуб. Возможно, это обсуждаемый храм. А может и нет - может в где-нибудь области съемка была. 1930 год выпуска, певый звуковой документальный фильм СССР. В общем, взгляните!
По поводу кадров фильма: см. комментарии к статье "Письма с Дикого поля".
Dedushka,
И я уже никогда не выпью с Дедушкой...
Юзовский,
Что случилось?
Точная цитата: "Глючный сайт!" Но, конечно, допустимы вариации
Вообще, наверное, есть смысл сделать отдельный пост по фильму Дзиги Вертова. Чтобы легче было искать:)
Ясенов,
Dedushka,
Очень сложная обстановка... В любой момент можно умереть...
Это нормально. Ничего страшного в этом нет...
Юзовский,
Обязательно выпьем! Тем более, что мы ещё и победим.
Юзовский,
Dedushka,
И это правильно! И выпьем, и победим!
Юзовский,
Третьего дня мы же с Вами немного употребили Откуда такой пессимизм?
Dedushka,
Pavelech,
ага
Это со мной иногда бывает Употребили, кстати - душевно! Как всегда!
алекс,
Dedushka,
Если плитка не идёт к Дедушке, то sembond идёт к плитке.
Так как это произведение стандартное и поставлялось ко двору "кого только не поставлялось", то мои ожидания были вознаграждены в ближайшей центральной поликлинике городо К.
Прикладываю масштабный листок и даю маленькие картинки.
П.С. Дедушка, присовокупите ваш электронный адрес, я вам дам крупнее. Получите ещё от меня!
Малая:
Большая:
Простите, а кто такой Илья Гонимов? Это же - литератор. Он что - угодно мог опубликовать. Не стоит так серьезно привязки делать к его труду. (это я - в общем. О всём его творчестве).
Простите, на Гонимова столько упоминаний и не только как на литератора. Давайте быть объективными.
Не забывайте, что сразу за заводом по линии юг-север начинается возвышенность (до современной 1-й горбольницы и 1-го корпуса ДонНТУ), поэтому на фотографии трудно понять где сам завод, а где дома Юзовки за ним. Также на этой линии съёмки, но уже перед заводом, и опять-таки на пригорке должен быть силуэт дома Юза (если он уже построен). Может он там и есть, но разобрать это невозможно. Трубы же и домны в любом случае будут торчать выше любых строений на любых пригорках, что мы и видим. Все эти объекты но направлению вектора съёмки слиты вместе примерно на одной линии, поэтому и кажется, что "завод, как фунтик стоит на горке".
Конечно, давайте.
Ничего не могу возразить на Ваши золотые слова!
И.Шульман, Вы ехали когда-нибудь автобусом семьдесят шестого маршрута от посёлка Машзавода на пл. Свободы? Вы чинно садитесь на остановке за 76-й школой и, переехав балку, медленно ползёте в крутую гору аж до ул. Куприна.
Мы не знаем датировки снимка, поэтому можем предположить, что строения появились уже после этого описания.
Вы мне это серьёзно говорите или решили подзадорить? Если серьёзно то я сделаю вам одолжение что этого не расслышал
Вы мне
На 16 снимке от четвёрки и влево видны какие-то строения. Да, труб там нет, но можно предположить, что они слева за кадром. К слову сказать, труб и сейчас там нет. И на снимках 50-х гг. в старой части завода их тоже не было (фото 43, 49, 50). Вот Вам ракурс съёмки на фото 14:
Стёпкин с Гергелем подвязаны потому, что у них в работе находится описание внешнего вида церкви и её размеры.
Каждый школьник, который не скурил учебник истории на большой перемене знает. Изначально завод Боссе закладывался как литейный, а уж потом превратился в машиностроительный. На литейном производстве трубы быть обязаны.
Подельникам Юза ничего не мешало делать замечательные снимки и в 1869 году, в чём проблема? А фотография как таковая была изобретена ещё раньше.
Похоже, что да
Ну, это Вы находитесь в плену стереотипов: лес труб виден не должен быть. Трубы есть, но видны они не всегда, как и на Боссе. Вот, например, металлургический завод в Ижевске (тогда — промышленника Березина):
Ну так и не поднимайте вопрос тогда. Мало ли у кого какие возможности и желания.
"В чём проблема?" В том, что Вы заняли неконструктивную позицию и отрицаете всё подряд, лишь бы только что-нибудь возразить. В погоне за отрицанием Вы утратили всякую логику: если подельники Юза сделали свои замечательные снимки в 1869 году, то какие трубы завода Вы хотите видеть на снимке? Завод Боссе будет заложен ещё через 20 лет!
Кальмиус течёт от Ямы к Боссе, следовательно оно ещё ниже Ямы. Мы сейчас не можем посносить все дома и посмотреть с Речной на завод — похоже или не похоже. Можно только предполагать. Я не утверждаю, что завод стоит на возвышенности. В её качестве мы можем видеть как Закоп, так и саму Юзовку, а трубы завода все равно будут торчать из Ямы над строениями, стоящими на возвышенности (возвышенностях). На проекции снимка всё сливается в один массив.
Вторично обращаю Ваше внимание, что на снимке нет ничего, чего не могло бы быть на Речной. И строения и ландшафт сходны. Сходно их взаиморасположение, а обмеры церкви указывают на то, что это именно Боссе.
В случае с Преображенским храмом я допускаю это потому, что это снимок интерьера, а не внешний вид с привязкой к заводу. В Ростове, Екатеринославе, Харькове нет заводов одиноко стоящих посреди степи, да к тому же на фоне церкви по обмерам и описанию, совпадающей с григорьевской.
Но на ДМЗ количество и высота труб только увеличивалась, а на Боссе нет.
Хорошо, а я допускаю, что он сделан именно на Речной, в связи с этим тогда не спрашивайте где трубы Боссе: завод ещё не построен.
Вспоминайте арифметику. Вот снимок, где видно течение Кальмиуса в сторону Боссе. Заводские трубы никакие возвышенности не заслоняют:
На снимках один и тот же храм, но это его разные нефы — центральный и северный. Главный алтарь находится, понятно, по центральной оси храма, а второй алтарь со своим иконостасом (кому посвящён не видно) находится слева в северном приделе. На сравнительном фото частей обоих снимков (см. комм.10) видно, что это именно один храм, а не два разных: фрагменты частей здания с разных снимков идентичны.
Кроме того, что вы на основе разницы в исполнении иконостасов и росписи стен делаете вывод, что это разные храмы, никаких аргументов, тем более веских, приведено не было. Это просто ваше личное видение проблемы. Одинаковый стиль элементов оформления интерьера вас в качестве доказательства тождественности храма не удовлетворяет. У Дедушки тоже нет других, бесспорных аргументов, поэтому считайте эти фотографии сделанными в разных храмах. Дедушка будет считать их фотографиями одного храма. Такой подход не меняет выводов, сделанных в статье. Даже если это и разные церкви, под описание Свято-Преображенского храма они плохо подходят: на одном снимке храмовая икона не та, на другом иконостас слишком низкий (должен быть 8,5 м).