Старые шахты Рутченково
Рассказы и воспоминания некоторых коренных жителей и краеведов, а также отдельные случаи описания старых шахт и провалов поверхности в основном в местах нахождения их стволов, размещенные в специализированных источниках, побудили коллегу Бублика к написанию не просто отдельного комментария к какой-то из статей, а полноценной публикации с различными картами, схемами, изображениями и снимками. Слово ему…
Вначале вкратце необходимо напомнить читателям о некоторых из случаев оседания и провалов почвы в данной местности на территории нынешнего Кировского района. Так, в 1963 году на шахте «Лидиевка» неожиданно провалилась часть шахтного двора на месте старого ствола, образовался огромный провал. Подобный случай также произошел через некоторое время после ликвидации старого ствола шахты № 30, который был построен еще в 1872 году. Тогда, в 1979 году, образовалась воронка диаметром 21,7 м и глубиной 9,3 м., в которую провалилось надшахтное здание вместе с пристройками. Авария была вызвана повреждением кирпичной крепи ствола и усадкой закладочного материала в результате заполнения пустот, образованных в процессе его засыпки.
А вот о проседании почвы рядом с рутченковским Горным техникумом практически нет никаких сведений, как и о провале поверхности на 11-ом поселке в районе улицы Державной. Во втором случае лишь известно только, что обнажившийся старый шурф (когда еще по ней не проходила автомобильная трасса) потом несколько дней подряд засыпали при помощи многочисленной автомобильной и строительной техники.
Известен также случай в районе этой же улицы, когда местный житель немного расширил сливную яму на своем участке для сантехнических нужд. В результате вода стала уходить словно в какую-то бездну и житель уже на протяжении около 15 лет до сих пор не видит там хоть какого-то ощутимого поднятия уровня жидкости.
Также на сайте описывался случай в районе Мариупольской развилки возле уже несуществующей шахты №15, где один дом находился практически в устье наклонного ствола и жильцы каждый день ощущали все «прелести» этого соседства, в основном акустического и «сейсмического» воздействия. А на шахте №27 после засыпки ствола в 1958 году спустя 34 года также случился провал и была произведена досыпка образовавшейся воронки породой. По обновленной информации, небольшие оседания почвы в этом районе местности произошли снова.
Уже описывался также случай повреждения копра шахты «Октябрьская», когда произошло разрушение крепления устья вентиляционного ствола из-за вымывания и эрозии и образовавшихся вследствие этого трещин и деформации от перепада сезонных температур.
Автор также лично помнит в 80-х до закрытия позднее «Нового» ствола шахты «Кировской» (17-17-бис) его обследование. Стояли на открытой площадке медленно опускающегося скипа, грунтовые воды лились потоками через щели и трещины в деформированных конструкциях бетонного ствола, проверку осуществляли в прорезиненной спецодежде и каске с удлиненным бортиком и пелериной, защищающей заднюю часть шеи от воды.
Описанные выше случаи заставили в очередной раз обратиться, но уже значительно пристальнее, к карте оседания поверхности над горными работами из статьи 2014 года «…А осадок остался«. Пытаясь, как казалось автору, совместить почти несовмещаемое при ее использовании, вдруг неожиданно при наложении двух карт обнаружились интересные подробности. Вопреки существующему расхожему мнению о неточности этой схемы, известные всем нам шахты нанеслись на плане на самом деле практически в те же точки, где они и должны были находиться в реальности. Ну, за исключением двух-трех не очень точных моментов и нескольких спорных или ранее неизвестных названий шахт. Поэтому это дало возможность с большой долей вероятности определить местонахождение еще нескольких старых шахт, попутно утолив информационную «жажду» в вопросе о том, где и какие оседания поверхности могут теоретически случиться в описываемом районе местности уже не приблизительно, а при использовании конкретного участка современной карты.
Таким образом также дополнительно подтвердилось, например, местонахождение шахты № 22, нанесенной на совмещенной карте оседания поверхности (см. изображение 1). Когда-то на сайте Донбасского географического общества появился материал с планом земельных владений в Юзовке и окрестностях, размещенный потом также и на этом авторском сайте под названием «Пути и земли«. Вот эта шахта и есть там в виде метки (точки), но она не подписана на этом плане как в старом оригинале, так, естественно, и при наложении на современную карту. Еще также по крайней мере две шахты не обозначены на оригинальном плане в этом районе — это шахта № 26 (о ней пойдет разговор ниже) и шахта, на схеме оседания обозначенная как «Ливенка». На самом деле о точном названии этой старой шахты речь пока не идет, но то, что она, по всей видимости, использовалась позднее как вентствол шахты №37, расположенной рядом — это вероятнее всего.
Что касается этих нескольких древних неподписанных меток на оригинальном плане ДГО — возможно, конечно, что это и совпадение и там изображены какие-то случайные помарки в виде точек, но расположены они именно в нужных местах, соответствующих положению на современной карте и довольно точно — на соответствующей местности, судя по спутниковой фотографии.
Все изображения в публикации открываются в полном размере при открытии картинки в новой вкладке.
Изображение 1.
Стоит обратить внимание на расположение шахт №№ 5, 4 и с нечитаемым номером, которые на известном плане инж. Н.С. Авдакова обозначены рядом под известными названиями «Малолетняя», «Алексеевская» и «НШ» — новая шахта, предположительно №11 (см. изобр. 1 и изобр. 4).
Кроме того, места расположения некоторых старейших шахт решено было сравнить тем же путем совмещения карт с известной картой Шуберта-Тучкова 1878-1888 года (см. изобр. 2). И здесь никаких неожиданностей не произошло и расположение некоторых известных шахт всем нам оказалось хорошо знакомо. Подтвердилось к тому же местоположение ранее неизвестных шахт №№ 9 и 26, а также было подтверждено расположение старейшей шахты №29 Рутченковского Горнопромышленного общества, образованного в 1898 году (речь не о шахте №29, открытой в 1928 г., см. карту М. Гринера, 1908 г. — ее отрывок). Поблизости находилась еще также шахта №8.
На этом же участке местности, но чуть далее, сейчас находится также и некоторое слегка вытянутое образование в виде небольшого кургана, поросшее травой и на котором не растут деревья, отчетливо видимое и на топографической карте 1965 года.
Что касается местонахождения другой шахты №9, то существует также информация, что она находилась значительно севернее, в районе хутора Флора и относилась уже к Лидиевскому руднику.
А на карте 1886 года Екатеринославской губернии Ф.А. Лесевича, тоже опубликованной на известном сайте «Шахты и рудники Донбасса» , недалеко (как кажется) от ж/д ветви станции Рудничной, отмечена «аспидная разработка» Древицкого (см. ссылку на отрывок карты Ф.А. Лесевича с метками).
В публикации была также использована часть совмещенной автором карты из статьи «Спят курганы темные», также посвященная в том числе и определению мест нахождения старых шахт на этой местности.
Изображение 2.
Также в этих целях для более исчерпывающего ответа для интересующихся данной темой людей была предпринята еще одна попытка определения местоположения некоторых старых породных отвалов путем совмещения немецкой оккупационной карты 1942 года с современной, на этот раз еще более точная и тщательная.
Результат, судя по предыдущим попыткам совмещения с менее информативной современной картой, оказался также предсказуем — немецкая карта, как уже и было выяснено автором ранее, показала и в этот раз немецкую точность и педантичность — все объекты расположены практически максимально верно. Это касается и недавно появившейся информации о названии и местонахождении шахты Горкомхоза, по некоторым данным, именуемой, может быть, в простонародье — «Куба» (информация — Ларин Д.).
Изображение 3.
В результате обобщения перечисленных данных решено было отметить полученные результаты на современной карте. А всю спорную и неизвестную на данный момент информацию указать на этой схеме знаком вопроса. Необходимо также сказать, что в подавляющем числе случаев на карте отмечено именно расположение терриконов, так как нахождение стволов этих шахт, особенно очень старых, определить не всегда представляется возможным.
Приблизительная точка нахождения шахты №18 была вычислена и спроецирована на современную карту благодаря схематичному и неточному плану участка Рутченковского рудника инж. А.М. Терпигорева, опубликованного им в 1914 году. Эта шахта (либо располагавшаяся недалеко шахта №22) также отмечена на совмещенном ранее автором плане инж. Н.С. Авдакова под буквой S. По новым данным, шахта №18 находилась в районе распланированного террикона на спортплощадке школы №97 на «Текстильщике».
Ввиду отдаленности в схему не вошли шахты Кировского района «Южная», им. А.А. Скочинского («Петровская-Глубокая», строительство начато в 1962 году, первый уголь — в 1975), им. Е.Т. Абакумова («Петрово-Лидиевка», «Гигант», строительство началось в 1931 году, по другим данным — Е.Т. Абакумов присутствовал при закладке шахты в 1928-ом), шахта №40 треста «Рутченковуголь» и их вентиляционные стволы.
Изображение 4.
На этой современной карте был использован масштаб изображения, при котором улицы и объекты видны более-менее отчетливо. При этом северная часть карты оказалась несколько урезанной, что повлекло за собой создание новой схемы на основе карты Шуберта и современной спутниковой (см. изображение 5).
На указанную на изобр. 4 карту практически не попал район поселка шахты «Лидиевка» и находившиеся там с 1892 года шахты инженера О. Шена на землях, арендованных у помещицы Д.И. Горбачевой (в девичестве — Нестеровой) и перешедших к Южно-русскому Днепровскому металлургическому обществу в 1900 году (учреждено в 1887 г. для постройки сталелитейного завода в г. Варшава, соответственно правление находилось в Варшаве). В 1900 году был заложен новый ствол шахты 2/7 «Лидиевка», которая в 1904 году дала первые тонны угля.
Изображение 5. Изображение в белом овале расшифровывается на спутниковой карте ниже.
Публикации на серьезные исторические темы ну никак не могут обойтись без навязчивых иногда цифр, дат, фамилий и всяческих технических подробностей, поэтому позволим себе здесь еще немного такой скучной, но так необходимой информации. Можно читателям, конечно, и пропустить не очень интересные для некоторых данные, как иногда в детстве и юности мы частенько лишь «одним глазком» просматривали какой-то один чрезмерно долгий абзац красочного описания различных пейзажей и погодных явлений, чтобы добраться поскорее до сути основного сюжета книги.
Поэтому по возможности кратко приступаем к не совсем любимой для многих технической стороне дела, позаимствованной из материалов «Горного журнала» различных годов и выясняем, что горные работы велись в конце 60-90-х годов 19-го столетия на глубине в основном от 24 до 100 саженей (около 50-200 м) стволами прямоугольного сечения размерами около 1.80 х 2.80 м (на шахте № 19 — стволом круглого сечения диаметром 4.3 м., выложенным из кирпича). Копер, крепь и направляющие этих шахт почти всегда были дубовые. Проветривание таких старейших шахт в основном использовалось естественное, поддерживалось печами, установленными на поверхности. На шахте №19 первым в Донецком бассейне было внедрено механическое проветривание при помощи центробежного вентилятора французской фирмы системы Ser.
Изображение 6. Использованы снимки, сделанные в 2015 и 2016 годах из прогулок автора по рутченковским окрестностям. На снимке — бывший террикон неустановленной пока шахты. Сейчас здесь — стадион школы № 97, вдали виднеется угол футбольных ворот. Справа — гаражный кооператив. По новым данным, уже изложенным выше, это — террикон старейшей шахты №18.
Освещение выработок старых шахт поддерживалось открытыми лампами, спуск и подъем рабочих осуществлялся в железных клетях, на отдельных шахтах снабженных парашютами Фонтена. На некоторых шахтах также уже начали устанавливать насосы для откачки воды вместо подъема железных ящиков и паровые подъемные машины вместо конных воротов.
Изображение 7. Остатки промзданий шахты №19 на фоне террикона, снимок автора 2015 г.
Как следует из информации все того же «Горного журнала», шахтой №19 заведовал горный инженер Н.Ю. Ган (заложена в 1876 г.), №30 — горн. инж. К.Л. Абраам (1872 г.), №29 ГПО — горн. инж. И.О. Епифанов, №28 — техник Ф.Г. Лонг. Директор Рутченковской копи французского ГПО — французский инженер г. Барбье, помощник — франц. инж. г. Омар, директор по коммерческой части (проживающий в г. Харьков) — горн. инж. Н.С. Авдаков. Шахта «Глубокая» заложена в 1874 году инженерами Ауэрбахом и Таскиным, месяц спустя — начало строительства шахты «Удача» (№10). В те годы шахты «Малолетняя» и «Ивановская» уже дают уголь, восстановленная и углубленная шахта «Алексеевская» начинает работу в 1875 году. Шахта №31 начинает строиться в 1872 году, шахта №27 — в 1888 г.
Изображение 8. Отрывок из публикации автора 2015 г. Бывший террикон шахты №39.
Составитель пластовой карты Донбасса, окружной горный инженер А.А. Носов в “Горном журнале” за 1876 год сообщал, что в 1874 г. действовали такие шахты: №№ 1, 2, 5, 6, 8 и №10 («Удача»). В то же время Н.С. Авдаков в 1877 году писал, что шахты Алексеевского рудника “были заложены и проведены обер-штейгером Кульчицким и бывшим владельцем г. Рутченко” и дополнительно стали восстанавливаться и углубляться уже Французским Горнопромышленным Обществом в 1874-1875 годах (образовано Французское ГПО в 1873 году).
Изображение 9. Первоначальная версия — что это местоположение наклонного ствола шахты №28-бис. По уточненной информации — это построенный полигон для обучения студентов Горного техникума.
По общепринятой ранее версии считалось, что наклонный ствол шахты №28-бис находился совсем рядом со зданием Горного техникума им. Е.Т. Абакумова. Но совсем недавно в соцсетях видимо причастная к персоналу музея техникума пользователь Татьяна сообщила, что это якобы совсем не наклонный ствол шахты, а всего лишь построенный позднее полигон для обучения студентов техникума.
Поэтому остается озвучить еще такую версию, совпадающую с изобр. 1 и изобр. 4 — шахта №28-бис располагалась на территории существующего и поныне, но не действующего промышленного двора, расположенного и отмеченного стрелкой (на карте выше) немного севернее.
Изображение 10. Снимок Дмитрия Марченко («Славомир»). Опубликован им в виде ссылки в 2014 году на этом сайте, где он сообщал, что это, возможно, отвал шахты №21 на южной окраине Жилкопа. В коллаже также использовано совмещение на основе советской топографической карты 1943 года.
Сейчас уже можно утверждать, что в районе школы №89 и границы территории АТП 11422 находилась шахта №38 (приблизительно на этом месте сейчас расположена футбольная площадка возле школы). Поэтому отвал какой же из шахт сфотографировал Д. Марченко на Жилкопе — остается невыясненным, ведь по новым данным шахта №21 находилась в районе пос. Победа (см. изобр. 1 и 4). По другим данным, это снимок глея шахты Горкомхоза или отвал поблизости совхоза «Азалия» (см. изобр. 4).
Изображение 11. Отвал шахты №13, снимок автора 2015 года (по другим данным — это террикон шахты № 6).
Недавно в районной группе одной из соцсетей появились также любопытные сведения из одного старейшего сборника статистических сведений, где сообщается, что в 1880 году проведены еще две ж/д ветви к шахтам №№ 11 и 18 (длиной 1050 саж.), а в 1884 году главная добыча угля велась именно на шахтах № 11 и № 18. Другие подробности о найденном в группе документе обещают раскрыть немного позднее.
Ранее об этих данных также сообщалось в статье 2016 года «Рутченковка позапрошлого века: шахта №11 (см. инф. о «Горнозаводском листке», 1890 г.) Но именно сведений о двух ветвях к этим шахтам в данной газете тогда автором обнаружено не было. Все это может несколько повлиять на определение более точного местонахождения шахты №11 — эти ж/д ветви вроде бы не фигурируют ни на одной из старых карт 19 века, но в то же время ветвь к Касьяновке и рядом расположенному Красному хутору обозначена на карте 1926 года и на двух небольших участках местности существует и поныне (в том числе проходившая, по всей видимости, и рядом с шахтой № 11 треста «Рутченковуголь», называемой краеведом и исследователем Д. Марченко «Пивзаводской»). По новым сведениям, недалеко от шахты № 13 находилась также шахта № 6.
В этом «Горнозаводском листке», издававшемся в Харькове (редколлегия — горн. инж. Авдаков, Ауэрбах, Иловайский, Барон Клодт, Мевиус, Стемпковский, О.М. Шен и др.) за 1890-й год сообщается также о существовании уже на то время шахт №15 и №16. Кроме этого, даны сведения о шахтах №№ 11, 17, 18, 19, 20, 26, 27.
Кстати, всплыла также одна противоречивая информация о якобы существовании еще одной шахты поблизости от Рутченковского пивзавода. Но, по непроверенным данным, она была не такая уж и старая, судя по присвоенному ей порядковому номеру.
Изображение 12. Снимок Д. Марченко, опубликованный им в старых комментариях на сайте и в фотоальбоме на Яндексе. Отвал шахты №11, называемой им «Пивзаводская».
И в заключение хотелось бы добавить, что приветствуются все пожелания, замечания, возникшие вопросы и тем более данные на них ответы, а также какие-либо другие дополнения и всевозможные новые версии местонахождения старейших рутченковских шахт и любые иные интересные истории и неизвестные гипотезы, относящиеся к теме данной публикации.
Валерий Петров (Бублик)
Использованные источники:
1. Феофанов А.Н. Проблема старых горных выработок и пути ее решения. УкрНИМИ НАН Украины. Донецк. 2007 г.
2. Циганек Г., Ярембаш И. Ф., Пилюгин В. И., Ворхлик И. Г. Основные технологические этапы ликвидации вертикальных стволов при закрытии угольных шахт. Издание «Уголь Украины», №6, 1999 г.
3. Сост. А.М. Терпигорев. «Описание Донецкого бассейна. Т.2. Разработка месторождений.» – Екатеринослав, 1914 г. Размещено на сайте «Шахты и рудники Донбасса».
4. Материалы «Горного журнала»: 1877 г., №2; 1893 г. (ш. №№26, 27, 28); 1897 г. (ш. №№ 19, 29, 30 и ш. № 10 «Удача»).
5. Н. И. Гаврилов. Справочная книга „Фабрики, заводы и рудники» Екатеринославской губернии. Издание 2-е исправленное и дополненное — Екатеринослав: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1903. – 402 с. Размещено на сайте «Шахты и рудники Донбасса».
6. Справочник «По Екатерининской железной дороге (выпуск 2-ой)». Издание Управления Екатерининской железной дороги. Екатеринослав. 1912 г.
7. Стемпковский И.А. “Рутченковское каменноугольное месторождение”, “Горнозаводской листок”, № 6 (Харьков), 1890 г.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.