Звезда в созвездии Лебедя
Какое астрономическое событие, связанное с Донбассом, вы считаете главным? Почесав голову, многие вспомнят горловский метеорит. Давно это было. Году в 1973 или 1974. Он упал, как говорят, строго по заказу на улице Астрономической и чуть не прибил мужика-шахтера, чинившего крышу дома. Камень, оплавивший асфальт, тут же растянули на сувениры, и только случайно несколько дней спустя местный физик обнаружил неземную природу одного из фрагментов. И уж тогда приехали комиссии, которые подтвердили, что таки да, метеорит. И дали ему название «Горловка».
Но есть люди, более тонко знающие астрономическую ситуацию. И они вам скажут: главное событие в этой сфере, связанное с Донбассом – это открытие группой юных донецких астрономов в 1975 году Новой звезды в созвездии Лебедя. Об этом нам рассказывает один из участников группы Сергей Белый. Вся его астрономия – в глубоком прошлом, но открытие он помнит и им гордится.
Для начала я попросил своего собеседника ответить на тупой, в своем стиле, вопрос: «Какое созвездие больше всего подходит Донецку?»
— Созвездий у нас, если мне память не изменяет, 88. Может быть, быковатый Телец? Самый мощный из всех небесных образов. И немного упрямый. Именно таков донецкий характер, — задумчиво сказал Сергей Белый, а потом прибавил, что все аналогии тут будут условны и притянуты за уши: древние греки, по мифологии которых называли созвездия, вкладывали в эти образы совсем другой смысл.
А какой смысл вкладывал сам Белый в свои занятия астрономией? Слово ему. Перебивать больше не будем….
— Откуда у нас в те времена бралась любовь к астрономии? Конечно, из любви к небу. Из романтики первых космических полетов, за которыми мы следили, затаив дыхание. Из романа Ефремова «Час Быка» — его опубликовали в журнале «Техника молодежи», и мы зачитывали его до дыр. Попасть в космонавты мечтали все, но явно не все могли. Астрономия предлагала нам интересный компромисс — и к небу близко, и в космос летать не надо.
В Донецк я приехал в 1971-м, возрасте 14 лет из-под Бреста, где отец служил начальником погранзаставы. Учился сначала в 9-й школе, возле филармонии. Узнал я как-то, что во Дворце пионеров есть астрономический кружок, записался.
Именно там, на пустыре за дворцом пионеров, где сейчас новый планетарий, я впервые увидел кольца Сатурна. Это случилось в самом конце 1971 года. Получается, это место уже тогда было астрономически «намолено».
Вскоре при планетарии решили открыть какую-то более солидную формацию юных любителей астрономии, на базе установленного там полупрофессионального телескопа АВР-3 (что значило – «ахроматический визуальный рефрактор, модель 3»). Так появился клуб «Космос» и одним из его «отцов» был учитель физики Илья Федорович Шумило.
Чем-то мы там занимались, что-то пытались фотографировать, с удовольствием болтали о небе. А потом из армии вернулся Юра Онищенко, и дело пошло гораздо энергичнее! Юрка был энтузиаст и лидер, и он раскрутил наше дело, перенес его на более серьезный уровень, превратил это из говорильни в строго организованную корпорацию, насчитывавшую всегда 10-15 человек, в основном старшего школьного возраста. Там был график, расписание, занятия, отчеты.
Юра сумел пробить нам отдельное помещение на областной станции юных техников, на Калиновке, у трамвайного кольца, возле террикона старой шахты. Еще там был знаменитый пивбар – и мы развлекались, пуская по склону отработанные автомобильные скаты в направлении выходящих из заведения мужичков. На станции мы заняли хорошее помещение на втором этаже. И в веселой, творческой обстановке приступили к исследованию неба. Фотографировали объекты, пытались найти ответы на некоторые вечные вопросы астрономии. Душевно общались, вместе отмечали праздники, варили картошку в чайнике… В общем, есть что вспомнить.
Несколько штрихов к портрету Юры Онищенко. Человек был большой романтик, но и очень хороший организатор. Весьма одаренный, прекрасно знал физику и математику, на раз щелкал задачи, над которыми другим (например, мне) приходилось подумать. Имел явные наклонности настоящего ученого. Недурно рисовал. Прекрасно фотографировал. Хорошо работал с текстом, мог, в принципе, стать хорошим журналистом. При этом, с некоторыми завихрениями, как и всякий талант. Например, страшно уважал деятелей Третьего рейха. В итоге, наша компания поголовно получила немецкие клички. Я, например, был Вайсман – потому, что Белый. Рисовал удостоверения, каллиграфическим почерком вписывал туда наши данные, клеил фотографии. Запросто можно было со всем этим загреметь на улицу Щорса.
Астрономией мы занимались в свое удовольствие. Но благодаря Юре, была у нас как минимум одна настоящая научная программа – наблюдение покрытия звезд Луной.
Кроме этого занимались астрофотографией планет, Луны и затмений (солнечных и лунных), других небесных явлений. Получалось очень неплохо – профессиональные астрономы-фотографы не верили, что наши снимки сделаны в Донецке, а не в горах. Снимали на разную пленку. Была такая особая , низкочувствительная, профессиональная «Микрат», с нее получались очень «мягкие» изображения.
Фиксировать небесные явления приходилось и в темное время дня, после этого возвращался домой очень поздно, а жил я к тому времени уже на Раздольной. И мама сильно нервничала, если я так задерживался, начинала мне рассказывать о том, как много убили в нашем микрорайоне людей по вечернему времени. Отпроситься на ночные наблюдения было еще сложнее – ночью ведь людей убивали еще больше. Но один раз, в начале октября, я все-таки умолил маму и отправился на наблюдение метеорного потока Драконид. Помню, было уже довольно холодно. Мы лежали в спальных мешках на земле возле обсерватории планетария и считали метеоры по специальной методике. Для меня это было что-то невероятное! И плевать, что на следующее утро надо было идти в школу по самому обычному графику – там мои астрономические дежурства никого не волновали.
А потом мы начали конструировать свои телескопы. Первыми шли какие-то совершенно кустарные изделия. Приделывали к школьному телескопу разные конструкции, пытались точить зеркала из иллюминаторных стекол с константиновского «Автостекла». Потом был второй, уже более серьезный, с червячным колесом, причем некоторые детали делали сами, лично я вытачивал что-то на токарном станке. Но главные, самые точные работы выполнял слесарь-токарь Вася – мужичок средних лет, который страстно любил астрономию и прибился к нашему кружку.
Так мы и докатились до открытия «Новой Лебедя» — звезды сезона 1975-го.
Это сделали Миша Плоскоголовый, Петя Сергиенко и Андрей Покладов, макеевский парень — уж не помню, как, все вместе или независимо. 29 августа 1975 года рванула Новая в созвездии Лебедя. Рванула очень интересно: объект 19-й звездной величины вырос практически до единички – такой же, как Альтаир. И ее было прекрасно видно – на том месте, где еще вчера ничего не было!
Как все случилось? Мы поснимали Луну. Вечер стоял теплый, ясный. Поснимали, разбежались отсыпаться. На следующий день звоню Юрке Онищенко, нашему лидеру – он мне и сообщает сенсационную новость о звезде в созвездии Лебедя. «Приезжай, мы тут ее пытаемся идентифицировать», — говорит. Приезжаю – пацаны уже фотографируют участок неба с новой звездой, определяют ее координаты. И тут возник вопрос о приоритете открытия! Это делалось тогда посылкой сообщения в официальное астрономическое учреждение, которое имело полномочия регистрировать такие вещи. Юрка написал телеграмму, и мы ее послали сначала в одну инстанцию, а потом в другую. Ну, а как же – вдруг первая телеграмма не дойдет? И вот эту вторую телеграмму доверили отправить мне. Так меня сделали «первоткрывателем» звезды. Моя телеграмма пошла в ЛИТА – Ленинградский институт теоретической астрономии. Причем была история – на почтамте у меня ее отказывались принимать, требовали печать, потому что сообщение шло в официальное учреждение. Так я с ними и не договорился, вернулся на Калиновку и в почтовом отделении номер 3 все-таки отправил сообщение в ЛИТА. Но то ли был уже на взводе, то ли по расхлябанности – забыл указать время открытия. О чем и было сообщено в циркуляре АН СССР, который у меня до сих пор хранится, в личном архиве. Но так или иначе, мы, донецкие астрономы, попали в число открывателей Новой звезды. Которых, если честно, оказалось очень много по всему Союзу…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Замечательное событие. Изложено очень хорошо. Спасибо!
Очень хорошо изложено
"Освещает целый мир Звезда дружбы-Альтаир".(с)
у трамвайного кольца, возле террикона старой шахты
И снова террикон шахты 5-6 ,в который раз,напомнил о себе.
О пивбаре впервые упоминается.Где же он был?
О пивбаре упоминается не впервые, а как минимум в третий раз.
Один:
Влево от нас, на Запад уходит улица капитана Ратникова. Стоя здесь, примечательность места не ощутить. Обычный перекресток с деловитыми грузовиками. А для жителей старой Левобережной эта улица открывала путь в альтернативную реальность. Налево свернешь – в «Соски» попадешь… Там, на конечной остановке 9-го трамвая всякого, кто мог, ожидали два легендарных пивбара, «Верхние Соски» и «Нижние Соски», о которых рассказывать и рассказывать. Их расположение для народа с Левобережной было очень удачным: туда приходилось идти в гору, но трезвым, а оттуда – не совсем, но под гору. Это называлось «скатиться к Кальмиусу». Кроме того, рядом с «Сосками» располагался большой базар. В общем, там был центр. Там было все, и даже церковь.
Из статьи
http://donjetsk.com/progolki/1363-levoberezhnaya-na-zarechnoy-ulice.html
Два:
Кольцо трамвая девятого маршрута. Рядом – почти срытый шахтный террикон, который в свое время вывозили, чтобы вместо него построить квартал высоток. В годы расцвета Рыковки здесь был рынок и церковь. Здесь происходило все самое важное – покупка коровы, отпевание погибших на подземном производстве, знаменитый пасхальный бунт 1928 года. Расцвет Рыковки закончился в 50-е года, когды ее переформатировали в Калиновку и переориентировали на другие вектора – Макеевское шоссе и бульвар Шевченко. Церковь стала домом юных техников. Базар превратился в хилую цепь гадюшников, среди которых выделялись два легендарных «пивняка» - Верхние и Нижние «Соски».
Из статьи
http://donjetsk.com/progolki/881-progulki-po-donecku-3-rykovka-cifir.html
Три:
Найти пиво в 70-е годы было непросто. Калиновка считалась одним из самых надежных мест. Поиски начинались с «Нижних Сосков»: так неофициально назывался пивбар сразу за «Грузией», где из-за близости областной больницы на краник был надет катетер Пеццера (так лучше наливалось). Начинать отсюда имело смысл, потому что здесь было самое дешевое в городе пиво – 22 копейки бокал. Если что, рядом, у трамвайного кольца «девятки», имелись другие «Соски» - «Верхние».
Из статьи
http://donjetsk.com/progolki/301-prospekt-pavshikh-kommunarov.-rykovskijj-az
imut.html
Да, в былые годы это был эпицентр жизни
ДИМА,
Ели память не изменяет,приблизительно это место.
Ясенов,
Igor R,
я ,даже,с Вами обоими не буду спорить.Я несколько лет читаю этот сайт.
Но.тут есть одно "но".
Вы представляете,какая траектория была у скатов?Через дорогу и трамвайную линию?
Может быть,речь идёт о другом пивбаре?С другой стороны террикона?
С уважением.
Ясенов,
логично.Но,дорога террикон огибает,фактически,вплотную.
ДИМА,
Думаю, про траекторию скатов вам лучше объяснит сам Сергей Белый. Надеюсь, он тут скоро появится. Но думается мне, насчет пивбара разночтений не будет и речь идет именно о знаменитых "Верхних Сосках", ссылки на тексты о которых я вам присылал
Ясенов,
я их прочитал. Сразу.Спасибо.
СЮТ построена,вроде бы как,на фундаменте Храма .
А где шахтный двор был 5-6?
Узнаете?
Спасибо.
И что теперь на месте ствола?
А помните прикол про китайцев и 1915-й год?
finkelstein,
Нет!
Ясенов,
Славомир тут однажды зарядил. Что Шанхай на Рыковке был назван так потому что там поселили особых китайцев для работы на 5-6. Взамен мобилизованным нашим. Аккурат 100 лет назад.
Мне очень нрав., хоть бы и неправда.
finkelstein,
Это зарядил не Славомир. Но зарядил, да
Определённо! Я узнал её.. по ноге..
Юзовский,
" - Это он! — закричал одноглазый. — Ура! Ура! Ура! Я узнаю великого философа-шахматиста, доктора Ласкера. Только он один во всем мире носит такие зеленые носочки" (с)
ДИМА, Где был упомянутый Евг.Юрьичем "сосковый пивбар" ? Напротив террикона и был. За трамвайным кольцом и дорогой к Безалкогольному. Точные координаты уже не вспомнить. Вот и катились те скаты с террикона, подпрыгивая на обрыве горы породной, через дорогу и трамвайные пути чуть ли не ло самых витрин пивбара.. Я всегда был против таких "шуток", но разве можно было азартных астрономов остановить от подобных шалостей ? :-)
Ясенов,
Это был, не Славомир, а Ариасон, и не китайцами, а как оказалось - калмыками, что не "неправда, а - факт, подтвержденный фотографиями из обл архива.
Алюрка,
не представителями малых народов Крайнего Севера - и то хорошо.
Странно у меня запоминание устроено стало. Калмыков не запомнил... Автора перепутал. Облархив вообще не увязываю с публикациями на этом сайте про поселок Шанхай.
Это из-за того, что нет норм. компа. Наверное.
sergeivl,
спасибо.И не лень было каждый раз восходить на террикон 5-6!Настоящий донецкий (г)астрономический характер.
finkelstein,
у Вас не компа нет,а компаса,чтобы показывал,где дорога в Китай,а где на Север.
Так что на месте ствола теперь?
ДИМА,
пивной погребок "Лао-Цзы"
finkelstein,
не может быть!(с)
ДИМА, Ну так энтузиазма у нас тогда было море и не только в области небесных фантазий !
А затащить "Небольшой " !! скат.. от трактора "Беларусь" - это же так по-донецки !
Вот реальный прикол про китайцев. Не смог удержаться, чтобы не скопировать в партархиве. (ГАДО. Ф.П-9. Оп.1. Д.265. Л.62) Идёт заседвние Бюро Сталинского окружного комитета ВКП(б), докладывает т. Сергеев о работе среди нацменьшинств (не Артём, а однофамилец):
У китайцев большой процент авантюризма, они курят опиюм и торгуют партбилетами. Даже Дедушку упомянули: "старший брат-старик".
Dedushka,
Да... Информация по представителям коренных для Украины национальностей должна содержать не менее ценные перлы. Швобода. Швамбрания. Точка. И ша!