Рождение Венеры
Неделю назад, публикуя исследование Александра Пешехонова о локализации дома Бальфура, мы пообещали еще одно, попутное открытие, сделанное им во время анализа снимков этого объекта. После окончательный уточнений настало время сказать, о чем речь. Речь – о судьбе знаменитой Венеры из сквера Павших Коммунаров.
Вопросы, вопросы…
В свое время мы плотно обсуждали судьбу этого фонтана, который в начале дискуссии казался почти мифическим, а потом (прежде всего, благодаря усилиям покинувшего нас Ариасона) обрел вполне реальные очертания и нюансы. Тогда с Венерой стало ясно все, кроме трех несущественных моментов:
- Когда и почему он там возник?
- Где он находился?
- Когда и почему его оттуда убрали?
Второй вопрос вычислялся логически. По анализу имевшихся фотографий, с учетом позднейшей структуры сквера, получалось, что фонтан находился на месте нынешнего памятника Павшим Коммунарам. Чуть позже в архивах института «Донбассгражданпроект» нашлось четкое утверждение, что так оно и было, и что памятник установлен на месте Венеры. Анализируя схему сквера середины 50-х годов, мы видим подтверждение этому:
На этой схеме мы видим два круга, один из которых теоретически должен обозначать фонтан. Но круг, расположенный западнее, после всех анализов как на сайте «Донецкий», так и вне его был признан круглой клумбой в середине сквера, видной на нескольких снимках.Например, на этой:
Значит, фонтан располагался на восточной стороне сквера – там, где сейчас памятник.
Покончив с этим, перейдем к третьему вопросу. Когда и почему фонтан с Венерой убрали из сквера? Никаких документов на сей счет пока не найдено. Зато мы знаем, что 3 ноября 1957 года был торжественно открыт памятник Павшим Коммунарам. Почти наверняка фонтан ликвидировали при монтаже этого объекта. Могли, конечно, чуть раньше. Это мы в свое время обязательно узнаем. Может быть, поймем также, куда его дели после демонтажа (не на дачу ли товарища Казанца, тогдашнего областного босса?) и вообще что с ним случилось в дальнейшем.
Сенсация от лорда Бальфура
И здесь мы переходим к главному пункту нашей сегодняшней программы. А он тесно связан с ответом на первый из поставленных вопросов. Когда и почему в сквере Павших Коммунаров возник фонтан с Венерой?
Всегда было трудно предположить, что его туда водрузили при большевиках. Все-таки уж слишком далек он от социалистической символики и стилистики. Поэтому казалось, что сделать это успели до революции. Но, даже если это и так, то теперь можно почти со стопроцентной уверенностью сказать: случилось это не ранее середины 1913 года. Почему? Да потому, что 4 февраля 1913 года этот фонтан еще стоял… в доме Бальфура (или, если угодно, доме дирекции Рыковских копей)! Именно в этом и заключается открытие, сделанное Александром Пешехоновым при анализе сохранившихся фотографий дома Бальфура.
Вот одна из фотографий дома Бальфура , предоставленная музеем ДМЗ. Видите конструкцию в центре кадра, в конце аллеи?
Приближаем ее:
И что мы видим? До боли знакомый облик, как сказал бы Костик Ромин. Не наша ли это Венера, повернутая к нам своим тылом? По всем параметром выходит, что она. Поднятая над головой рука, придерживающая кусок материи, струящийся вниз и ничуть не скрывающий ягодиц. Левая рука, отведенная назад. Подогнутые в движении ноги. И щекастые путти, расположенные у ее подножия и восседающие на дельфинах. Кстати, отметим попутно, что по древнегреческой мифологии, это тритоны, а им полагалось сопровождать совсем не Венеру, а Амфитриту, жену морского бога Посейдона. Тем более, что в классической позе (скульптура в Лувре) Амфитрита пребывает почти в «юзовской» позе – рука поднята вверх и держит кусок ткани за головой. Но не будем усложнять. Договорились, что Венера – значит, Венера.
Внешнее сходство – конечно, сильный аргумент. Но Александр Пешехонов как человек обстоятельный решил доказать идентичность двух Венер с цифрами в руках. И вот как он это сделал (слово архитектору – без добавлений и изъятий).
Идентификация статуи
Принцип идентификации статуи Венеры в сквере Павших Коммунаров со статуей фонтана в саду дома Дирекции Екатериниского Горно-промышленного Общества (дом Бальфура): приведение всех фотографий (дореволюционных, довоенных и послевоенных) к одному масштабу и определение реальных размеров статуи.
Фото из архива ДМЗ.Высота статуи рассчитывается, исходя из модуля кирпичной кладки стены здания (модуль 3: два кирпича и два шва — всего 150 мм).
Параметры перспективы снимка. Линия горизонта (высота расположения объектива фотоаппарата) совпадает с отметкой земли круглой ванны фонтана. Штатив фотоаппарата установлен на отметке примерно на 1,5 — 1,8 метра ниже линии горизонта.
Расстояние от места установки фотоаппарата до фонтана — 35-40 метров.
Расстояние от статуи до западной стены дома — 7-8 метров.
Учитывая большой разрыв между стеной дома, по которой определялся модуль 3 до статуи, перспективные искажения могут составить 10-15%.
Высота статуи (от края головы без учета высокого пучка волос до ступней) без перспективного искажения модуля 3 — 1725 мм.
Высота статуи с поправкой на перспективное искажение в сторону увеличения высоты статуи на 10 — 15% колеблется в пределах от 1898 до 1983 мм.
Фото из сквера.Высота статуи определяется, исходя из антропометрии головы человека (модуль: расстояние между зрачками — 62 мм).
Проверялось по двум фото:
Фото 1. Вид в фас с женскими фигурами на первом плане. Фигуры максимально приближены к статуе и искажения незначительны. Модуль 1 — расстояние между зрачками взрослой женщины. Модуль 1 укладывается в высоте статуи (от края головы без учета высокого пучка волос до ступней) 32,5 раза, что соответствует высоте фигуры Венеры в 1953 мм. Высота статуи с учетом поднятой над головой правой руки — 2193 мм. Общая высота скульптурной группы с учетом пьедестала — 3441 мм.
Фото 2. Вид в фас с мужскими фигурами на первом плане. Фигуры расположены на расстоянии 8 — 10 метров от статуи. Искажения могут быть большими, потому за модуль приняты размеры женского лица на втором плане. Расчет высоты статуи производился по модулю 2. Параметры статуи совпадают с параметрами фото 1.
Результаты анализа фото 1 нанесены на отдельное фото фонтана, полученное из архива института «Донбассгражданпроект».
Единственное послевоенное фото статуи в сквере, снятое с ракурса, совпадающего со снимком из музея ДМЗ, практически совмещается как по габаритам, так и по углу наклона (67 градусов) линии, соединяющей голову путти и верх правой руки Венеры над ее головой.
Высота статуи находится в пределах допустимых погрешностей, полученных на восстановленной перспективе фото из музея ДМЗ.
Но зачем ее убрали?
Здесь — конец цитаты Александра Пешехонова и продолжение наших рассуждений.
Итак, можно считать доказанным, что в доме Бальфура в начале 1913 года стоял фонтан с условной Венерой, в основных чертах идентичный тому, что зафиксирован на нескольких фотографиях жителями Сталино (и на одной фотографии немецких оккупантов). Можно также утверждать с некоторой долей вероятности, что в какой-то момент он перекочевал в сквер у Свято-Преображенского собора. Хотя есть, конечно, соблазн допустить, что в Юзовке в начале века было установлено сразу два таких фонтана (один – в сквере, другой – в усадьбе дома Бальфура), но такая гипотеза не будет ничем подтверждена. По крайней мере, пока.
Кстати, большой вопрос: а фонтан ли это? Ни на одном фото не просматривается устройство для распыления воды. Только на фото из дома Бальфура видна некая трубка, по которой влага могла стекать в чашу. Скорее всего, после переноса в сквер, да еще при существовавшем дефиците воды, чаша заполнялась водой эпизодически и совсем не по фонтанному принципу.
Риторическим остается вопрос – зачем надо было убирать Венеру из дома Бальфура – ведь до войны дом еще существовал как цельный объект (что подтверждает немецкая аэрофотосъемка 1941 года)? Есть версия, что это было сделано после перепрофилирования здания в детский дом. Чтобы, значит, не развращать воспитуемых женскими частями. Но даже если это так – почему было просто не отослать Венеру на свалку истории? Зачем было водружать ее в самом центре города – и не просто в центре, а в непосредственном соседстве с могилами павших борцов за Советскую власть? Как со всей этой революционной святостью вязалась буржуазная похабщина (которой, вне всякого сомнения, являлся фонтан)?
Странно все это. Как ни крути тему юзовской Венеры, на ней еще остается куча загадок. Хорошо, что время работает на нас, и рано или поздно, мы со всеми этими загадками справимся.
_________________________________________________________________________
Расположение фонтана с Венерой в сквере Павших Коммунаров:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Впечатляет скурпулезность исследования.
Супер! Хотя, как обычно, тайн и загадок нашего городка меньше не стало
Anatoliiz,
Тем интереснее!
Риторическим остается вопрос – зачем надо было убирать Венеру из дома Бальфура – ведь до войны он еще существовал как цельный объект (что подтверждает немецкая аэрофотосъемка 1941 года)?
Вы, уж извините, Александр Пешехонов, но после столь скупулезного исследования на предмет идентичности, задавать такой вопрос...
Что значит "существовал, как цельный объект" ? Где существовал? В доме Бальфура? Но если фонтан один и тот же, то как объяснить наличае фонтана в сквере Павших коммунаров в тридцатые и сороковые годы? Да и что мы видим на аэрофотосъемке? Некое круглое размытое пятно, которое может быть пустой чашей
Перед Александром Пешехоновым остаётся только снять шляпу. Исследование конечно огромное! А я почему-то думаю, что фонтанов было два. И у дома Бальфура и в сквере. Но это моё личное мнение, конечно.
Алюрка,
Это писал уже не Пешехонов, а я. Мне простительно. Под цельным объектом имелся в виду не фонтан, а дом Бальфура
JohnAdmin,
Тогда еще раз прошу прощения.
Кстати, я не совсем помню, но Жаров в своей статье кажется расследовал, что коммунары в сквере появились уже после войны, или где-то так?
Алюрка,
не все - в 1977 году туда перенесли Ходаковского и еше 7, а также якобы 13 погибших красноармейцев от войск Шкуро (на самом деле их 52) и 4 красных партизана. А первые коммунары там были похоронены в 20-е годы
Алюрка,
Мое личное мнение: статую перенесли в сквер после того, как в доме Бальфура устроили детский дом. Это могло произойти в тридцатые годы. В статье я всего лишь доказывал идентичность Венеры, но на аэрофотосьемку ссылался, как на место расположения самого фонтана, но не статуи - ее действительно там увидеть невозможно.
У меня есть подозрение, что на первомайском фото Первой линии за декоративным оформлением скрыта Венера. Фото выложу вечером.
Алюрка,
Вполне возможно. Хотя на сей счет существует и другая версия:
http://donjetsk.com/letopis/1139-zhertvy-atamana-shapovalenko.html
Хотя в книге "Донецк" 1969 года, откуда был взят материал для текста про жертвы атамана Шаповаленко, место захоронения описано так, что допускает варианты: "Сквер в центре города, позже называнный именем Павших Коммунаров"
oksumoron,
Ну, зато становиться понятным, что хоть в чем-то Ариасон оказался прав - памятник перекочевал не из имения Нестеровых, как утверждал Марченко.
А вообще интересное место получается, этот сквер павших коммунаров - тут вам и разрушенный храм, и могилы коммунаров, и памятник Венеры, и немецкие "герои". "Все смешалось в доме Балконских"
Алюрка,
Не скромничайте. Ариасон - это серьезный бренд.
oksumoron,
Был.
Отличное, высокопрфессиональное исследование!
Может быть в сквере стояла именно копия Бальфуровского фонтана? Всё-таки железобетон с арматурой - типичный материал для ранних советских скульптур, вроде женщины с веслом. А в доме Бальфура был, например, бронзовый оригинал? Согласитесь, на фотографиях по цвету они различаются довольно сильно - тёмный на дореволюционном снимке, и светлый (бетонный) на до- и послевоенных фото.
Да, кстати, Евгений Юрьевич. когда-то посылал такую вот фотку по которой хорошо видно, в каком состоянии пребывал фонтан в 54 году
Алюрка,
Да, было дело, спасибо!
Когда и почему в сквере Павших Коммунаров возник фонтан с Венерой?
Всегда было трудно предположить, что его туда водрузили при большевиках. Все-таки уж слишком далек он от социалистической символики и стилистики. Поэтому казалось, что сделать это успели до революции. Но, даже если это и так, то теперь можно почти со стопроцентной уверенностью сказать: случилось это не ранее середины 1913 года. Почему? Да потому, что 4 февраля 1913 года этот фонтан еще стоял… в доме Бальфура (или, если угодно, доме дирекции Рыковских копей)! Именно в этом и заключается открытие, сделанное Александром Пешехоновым при анализе сохранившихся фотографий дома Бальфура.
А не кажется вам, что ещё труднее предположить что-бы "такое бесстыдство" в виде полуобнажённой женщины, и языческой богини, разместили до революции рядом с основным православным храмом Юзовки?
Redman,
Кажется. Еще как кажется! Но все равно придется выбирать из двух невозможных вариантов
С таким же успехом перенос могли осуществить и в самом начале революции. Передположим, как подарок городу, в честь присвоения этого статуса. Короче версий тут много, и гадать о них дело неблагодарное
Voler,
Я тоже такого мнения как и Вы. При такой усадьбе - дворце как у Бальфура ( или директора Екатерининского общества) с огромным забором, сторожевыми башнями по- современному -на понтах и какое-то ж/б произведение? Как-то не вяжется. Там должно быть литьё как минимум. Бальфур все-таки имел какое-то отношение к металлургическому производству. У них на заводе даже пальму из рельса изваял рабочий, а тут ж/б ?! Да и пролетарии наврядли смогли бы качественно перенести конструкцию. И даже если и ж/б, то во время гражданской либо калединцы, либо пролетарии могли бы разрушить её. Ведь дом Бальфура был в центре военных действий. Только копия. Как-то так.
Это конечно смешно, но мальчик внизу слева, на фото Алюрки - вылитый В.И.Ленин со звёздочки октябрёнка! Что-то мне везде Ленин мерещится... Может, благодаря сходству с молодым Лениным его и поставили там пролетарии?
Уважаемые. У меня сохранилась фото моей мамы на фоне этого фонтана, снятое в 1951 г. По крайней мере на обратной стороне фото в уголочке карандашом полуистёрто написано "51". Не знаю сколько мне было лет, но бывая с родителями в тех местах, это я помню отчётливо, всегда кричал: -" Мам, а ты здесь сфотографирована!" Помню, что это было в сквере, но точного места не помню. Не может он быть снесён в 1957. Есть фото отца 58 года уже возе памятника
старый,
А Вы думаете, что этого не может быть? Ответьте тогда на вопрос - почему нет фотографии памятника "борцам за советскую власть" в шикарном цветном фотоальбоме за 1962 год
Алюрка,
На это я ответить не смогу, а фотку отца у памятника 58 или 59 года я поищу
А ещё интересно - какого чёрта он, находящийся в одном из центральных скверов никогда не работал как фонтан? ( хотя генетически был создан фонтаном). Что явствует из многочисленных снимков, предоставленых коллегами.
Алюрка,
Издеваетесь, да?:)
старый,
А разве кто-то утверждал, что Венеру демонтировали в 1957? Это всего лишь одна из возможностей. Позволю себе процитировать себя: "Когда и почему фонтан с Венерой убрали из сквера? Никаких документов на сей счет пока не найдено. Зато мы знаем, что 3 ноября 1957 года был торжественно открыт памятник Павшим Коммунарам. Почти наверняка фонтан ликвидировали при монтаже этого объекта. Могли, конечно, чуть раньше".
Как видите, про 1957 год тут говорится только в связи с открытием памятника. Все, что касается ликвидации Венеры, пока что в тумане.
Кстати, вот еще один кадр с Венерой от Александра Бурмака. Дата съемки - 1 мая 1954 года:
Да, ситуация. Возле фонтана сфотографированы, наверное, сотни людей. Многие его видели , но уже никто не помнит где же он находился?(как я, к примеру ) когда его убрали? Неужели память человеческая действительно так коротка? Умерли те кто немного постарше нас и всё. Так вот и дома Юза, Бальфура и др. Но они исчезли раньше, а здесь каких то 50 лет.
JohnAdmin,
И опять без воды! Такое культовое место. Все рядом с ним снимаются. А оно выглядит каким-то неполноценным. Не могу видеть что-либо неработающее, поломанное. Сразу хочется починить!
старый,
Ничего! Всё найдем! Нашим дружным коллективом единомышленников. В нашем городе вообще с историей всё более-менее хорошо. Я вот когда по Белому Лебедю искал материалы, столкнулся с тем, что в некоторых городах-миллионниках России вообще бардак творится в этом плане.
Юзовский,
В Донецке с историей вообще отлично - ее просто нет:)
Могла ли быть Венера под бутафорским глобусом? По крайней мере просматривается часть круглого бортика чаши бассейна.
http://fotki.yandex.ru/users/al-peschehonov/view/538298/
Фото 1934 года.
Юзовский,
JohnAdmin,
А действительно, видно борт, с левой стороны, при увеличении! Даже бегло, если соразмерить среднюю высоту людей, возле сферы, и высоту её, то туда можно было спрятать даже танк!
Юзовский,
oksumoron,
По высоте немного сомнительно, правда, Александр?
JohnAdmin,
Почему? Там высота верхнего луча звезды около пяти метров. А высота дядьки с поднятой рукой ещё на насколько метров выше. Кстати, кого в Сталино поставили на ось земную, выше звезды? На Ленина не похоже, может Киров? И ещё, приятно видеть, что от церкви хоть забор остался.
Юзовский,
На ось земную поставили товарища Артема!
Алюрка.
"Ну, зато становиться понятным, что хоть в чем-то Ариасон оказался прав - памятник перекочевал не из имения Нестеровых, как утверждал Марченко."
Во первых Марченко никогда не утверждал, что памятник приехал из поместья Нестеровых, а предполагал, что он мог принадлежать роду Рутченко. где в Григорьевском имении была собрана достаточная коллекция скульптуры. И предполагалось это в контексте идеи о появлении композиции в сквере на заре советской власти. Тогда любили богатства проклятой буржуазии делать достоянием трудового народа.
Во вторых. Когда мы с вами дискутировали о материале цинк-не цинк, бетон - не бетон или что то ещё, то стала появляться информация о производстве объектов парково-ландшавтной скульптуры на основе каолиновой глины умельцами из болгарской общины. Небольшой фаянсовый заводик находился в Птичьей балке. Об этом я упоминал Е.Ясенову в прогулке по Нестеровке. Удалось установить и разрабатывавшиеся месторождения - карьеры тугоплавкой белой глины в непосредственной близости от производства,- в Первой балке и на Успеновке. Если было производство то была унификация, шаблон, стандарт, литьевые формы для серии фигур. То есть они имели одинаковые геометрические размеры. И точно сказать, что именно эта фигура из серии однотипных приехала в имение Дирекции Рыковских копей, а оттуда в сквер невозможно. Пока на пыльном чердаке не обнаружится "товарно-транспортная накладная"... :)
Ведь композиция в сквере Павших Коммунаров - солянка сборная. "Влюблённые дети" то же ведь откудато приехали...
Кстати, Евгений Юрьевич, не рассмотрел на фотографиях устройства для распыления воды, хотя, принимая во внимание, что вода истекала из ртов дельфинов и рожков, в которые дули путти (у наших мальчиков эти руки вообще отсутсвуют) - рассмотреть там вообще по определению ничего не возможно, но это дело такое.
Отнюдь.Согласно официальной версии, из многих книжек, еще советского издания, памятник в сквере Павших коммунаров открыли в 1957 году, к 40-й годовщине революции. Но в фотоальбоме за 1962 год вместо этого памятника мы, почемуто, лицезреем снимок в другую сторону, на улицу Артема
Возникает вполне закономерный вопрос - откуда у редакторов альбома такая аполитичность, что находясь у вполне идеологически выдержанного памятника, они предпочитают его не замечать?
Ответ может дать другя книга
Мы, с Вами по этому поводу не дискутировали...
slavomir,
Совершенно верно, с этого и начинался отчет о прогулке по Нестеровке:
http://donjetsk.com/progolki/1097-nesterovka-lavka-drevnostey.html
slavomir,
Правы, как обычно! Об этом в настоящем материале и сказано
Алюрка,
Александр, не ищите черную кошку в белой комнате. Вот публикация из "СоцДонбасса" за ноябрь 1957 года, где четко говорится об открытии памятника в сквере Павших, и даже фото есть:
JohnAdmin,
Постараюсь за сегодня просчитать высоту бутафории.
oksumoron,
Ждем-с. Но, собственно, это может доказать только то, что Венеру поставили в сквере между 1913 и 1934, что мы и так предполагали:)
Проверил грубо - высоты явно не хватает! Значит, Венера появилась не раньше 1934 года. А дети помещаются.
oksumoron,
Дети вносят в эту историю дополнительную интригу!:)
Там чётко не видно, но за звездой может находиться скульптура Венеры, а дети - под куполом. Вокруг Венеры могли сделать, нечто вроде направляющих из досок и из тех же досок сделать звезду. И не забываем про левый край от борта фонтана. Он такой же ширины как и на снимках с фонтаном.
Если бы на снимке была ровная площадка, тогда всё было бы понятно, а так зачем городить такую конструкцию на таком маленьком пятачке? Плюс опять же борт фонтана, или клумбы. Но тут сразу же вопрос. Если клумба, тогда почему такая высокая- около двух метров, при среднем росте человека 1м65 см, кто на такой высоте увидит цветы? Там определённо должна быть скульптура, которую задекорировали, на время праздника.
Мне одному этот неработающий фонтан более симпатичен, чем все новые и современные светодинамические поделки?
Хотя, если откровенно, в Донецке последнее время появилось много новых фонтанов, ремонтируются и старые. Может, наконец, назрела новая тема, где пусть и не сразу, но будет рассказано о новых и старых фонтанах, их описание и история (если есть)? Ведь только в центре, не особо напрягая память, можно назвать больше двух десятков самых разных фонтанов! Сегодня, например, наблюдал новый фонтан у входа в Скай-Сити, довольно необычный, без чаши, хотя похожие фонтаны уже довольно давно работают у Драмтеатра...
Давайте вместе попробуем составить их список? Для начала: парк Ленинского комсомола - 4, парк Щербакова - 3, бульвар Пушкина - 7 или 6 (считая 2 у театра), площадь Ленина - 2, Белый лебедь - 1, Горсовет - 1, негробанк - 1, Облсовет - 3 (и еще 1 засыпан), Скай-Сити - 1, ДМ Юность - 1 (не работает), Облстат - 1 (не работает), за часовней св. Варвары - 1, сквер у Киевского райсовета - 1, снесён при установке памятника С. Бубке - 1, снесён у ИПММ - 1, брызгобассейн во дворе станции переливания крови - 1 и т.д. и т.п.
Voler,
Посмотрите, вот тут о фонтанах немножко
http://donjetsk.com/enciklopedia/842-fontany.html
JohnAdmin, спасибо, что-то я эту тему прозевал! Но в любом случае, её много чем можно дополнить!
Voler,
Безусловно!
Ту тему дополнили этой. Получается - нашли за последний год, ещё один фонтан дореволюционной поры. Интересно, что будет через ещё один год.
Юзовский,
По логике - еще один дореволюционный фонтан
JohnAdmin,
Так я за что!
случайно сегодня наткнулся на пару строк - речь видимо идет о нашей Венере
из протокола №10 заседания научно-технического совета при Сталинском горкомхозе
9 апреля 1935 года
(ГАДО, Ф-Р279, оп.1, д.1213, л.5)
вопрос 28. слушали: рассмотрение сметы на постройку фонтана в сквере Павших Коммунаров и детском
рекомендованная сета составила 2348 рублей 74 коп.
не тогда ли, в 1935 году, перенесли из имения Бальфура в сквер Венеру? маленькая сумма на постройку фонтана говорит, что это могло было быть
в том же году дважды рассматривали смету на постройку фонтана в парке культуры и отдыха им. П.П. Постышева
смета на строительство фонтана в парке 20 тыс.365 руб.32 к
Anatoliiz,
Ну, кстати, первая реальная дата в ранней истории Венеры, спасибо, Анатолий!
Anatoliiz,
Я как раз сидел за следующим столом позади Вас, когда Вы это дело смотрели в читальном зале. Вы ещё Ольге в нём что-то показали.
Хоть город и большой, от сайта "Донецкий" вообще никуда не спрятаться — агенты кругом.
ага та я и не прячусь то.. просто они там в архиве тоже просили еси шо интересное найду и им показывать.. так они например не знали о желании переименовать 1-ю линию в улицу Фрунзе.. ну и так далее... еще вчера Евгению Юрьевичу рассказал в беседе, что в том же 1935 году в парке культуры и отдыха им. Постышева проектировали строительтство велотрека с хранилищем велосипедов, а также в парке должна была появиться Аллея ударников и аллея ГАМАКОВ (это очень прикольно! )
ну дык, КАЧАТЬСЯ на гамаках целая аллея таких качающихся - МЕЧТА!