Нерожденная богиня
История не знает сослагательного наклонения. История архитектуры и скульптуры — вполне. Существует множество зафиксированных на бумаге проектов, которые могли бы воплотиться, но судьба не позволила им этого. Один из таких проектов — альтернативный памятник Освободителям Донбасса, романтичный, выразительный, но так и не состоявшийся. О нем — рассказ архитектора Александра Пешехонова.
История нашего монумента началась сразу после освобождения города, когда в 1944 годуперед оперным театром появился предтечавоздвигнутому несколькими десятилетиями позднее в парке 40-летия Комсомола сакральному комплексу. Несмотря на то, что первый вариант памятника задумывался как временный и исполнялся из не очень качественных и долговечных материалов, его размеры и композиционное решение несомненно выделяли его из ряда повсеместно устанавливаемых по стране скульптур воинов-освободителей. Автора этого монумента установить пока не удалось. Но уже тогда возникла идея объединения в одном монументе фигур кадрового военного и шахтера с оружием в руках. Высокая стела за ними была несколько великовата для небольшой площадки перед зданием театра и вместе с установленным невдалеке танком на могиле полковника Гринкевича явно перегружали архитектурное пространство. Через несколько лет он был снесен.
Поскольку проблема восстановления разрушенного города требовала его кардинальной реконструкции, в рамках плана формирования общественного центра города был разработан интересный проект трех площадей – Центральной административной, Театральной и Победы, на которой и предполагалось установить монумент Освободителям. Сохранилсяодин из конкурсных вариантов монумента, выполненный в 1947 году архитекторами А. И. Гладких, А. Д. Кузнецовым и А. П. Страшновым. Он представлял собой композицию из держащих на поднятых вверх руках пятиконечные звезды четырех фигур, из которых на эскизе можно различить только три: солдата, шахтера и женщины. Фигуры располагались на цилиндрическом постаменте, немного похожем на подножие памятника Шевченко. Для круглой в плане площади Победы такое решение монумента было совершенно логичным. Для примерно 100-метровой в диаметре площади Победы высота проектируемого монумента в 16-18 метров также была вполне оправдана. К сожалению, идею анфилады трех площадей так и не удалось осуществить и все дальнейшие попытки возвести монумент Освободителям Донбасса остановились на два десятилетия.
В 1967 году вышло Постановление ЦК КПСС о создании памятника и его выполнением занялся киевский коллектив скульпторов, но параллельно свои разработки выполняли и донецкие проектировщики и скульпторы во главе с главным архитектором города Владимиром Петровичем Кишканем. По свидетельству всех участников проекта, именно Владимир Петрович был основным «генератором» идей, к тому же он обладал исключительной способностью отстаивать перед вышестоящим руководством идеи творческого коллектива. И пусть не обижаются остальные авторы монумента на то, что я уделяю много внимания непосредственно Владимиру Петровичу, но ведь анализируется именно тот самый, «архитектурный» вариант монумента, автором которого Владимир Петрович, несомненно, и являлся.
В отличие от многофигурных композиций предшествующих вариантов, здесь все внимание – на женщину. Она на вершине высокого и тонкого постамента, она вся в движении, она уже соскользнула с него вперед и, повернув голову назад, правой рукой зовет всех за собой. Позади нее в отдалении — перекрестье пяти наклонных остроконечных пилонов, под которыми в таком же пятиконечном обрамлении горит Вечный Огонь.
А какой она должна быть, Победа? Крылатой Никой Самофракийской, легкой поступью скользящей над лестницей Лувра? Или бескрылой Никой Аптерос, так никогда и не покинувшей храма на Акрополе? И почему она всегда женщина? Полуобнаженнная «Свобода на баррикадах» Делакруа, искаженное от крика лицо женщины в «Марсельезе» Рюда, напряженно открытый рот у «Родины-матери» Вучетича… Не сохранилось головы Ники, стоящей в Лувре, отсутствует лицо у Ники Пэония…
Марсельеза Рюда звала на баррикады. Рюд, лепивший ее со своей жены, все время повторял: — «Кричи! Сильнее! Громче!». «Родина-Мать» Вучетича яростным криком поднимала мужчин на битву. Но, вот, битва закончилась. Победа. И ярость крика сменяется на радость. И теперь нужна не амазонка, нужна богиня.
Победа это радостный финал войны — занятия жестокого и преимущественно мужского. Какими средствами выразить трагические и одновременно торжественные эпизоды войны? Знаменитое соревнование двух гениев эпохи Возрождения в процессе росписи зала Содерини явило нам два диаметрально противоположных подхода к изображению накала страстей в битве. Хладнокровный и невозмутимый Леонардо, показывая эпизод схватки за знамя в битве при Ангиари, представил зрителю натуралистические подробности безумия боя, где ярость, перекосившая лица всадников, усиливается не менее яростными мордами их коней. В изображении битвы при Кашине более импульсивный по характеру Микеланджело, предложил иное решение задачи, изобразив прекрасные обнаженные фигуры купающихся солдат, потревоженных сигналами боевых труб, и бросающихся из реки к оружию. Что же в диалоге двух мастеров более впечатляет: фотографическая реальность или тонкая аллегория? Однозначный ответ дать невозможно. С одной стороны, применяемая иносказательность в трактовке задуманного образа выглядит гораздо более сложным и интересным творческим приемом, нежели всем понятная прямолинейность. С другой — мгновенное понимание авторского замысла, невозможность его двоякого толкования, могут значительно усилить исходящую от объекта энергетику.
Прекрасно понимаю, что перед авторами стояла трудная задача. Подобно многим художникам и скульпторам они имели в лице самих себя невероятно строгих судей собственного замысла, чему свидетельство – множество эскизов и набросков, отражающих великое многообразие творческого поиска. С другой стороны, им противостояла серьезная политическая составляющая – мнение весьма далекого от искусства партийного руководства и товарищей из центра, основывающееся на сформированном в течение многих десятилетий классовом понимании методов социалистического реализма.
Известно, что многие талантливые деятели искусства и литературы, испытавшие в своих программных произведениях мощное давление политической цензуры, были вынуждены искать компромиссы, говорить иносказательно, сглаживать остроту ради осуществления собственного замысла. И дотошный зритель или читатель, пытаясь понять и реконструировать то, что автором зашифровано или искусно замаскировано, всегда обращают внимание на черновики и ранние варианты произведения.
Естественно, будет совершенно нелепо искать некую политическую крамолу в замысле столь необходимого и важного для всех нас монумента. Скорее, речь идет о попытке создать нечто, выходящее за рамки общепринятых стереотипов, привнести в традиционные казенные формы нотки человечности и романтизма.
И первое, что следует отметить в этом раннем варианте проекта – это его удивительная пространственная объемность. Композиционный принцип раннего варианта – линия, окончательного – точка. Ранний вариант более архитектурен, его символы более сложны и абстрактны, но они вызывают гораздо большее число ассоциаций и наводят на долгие размышления.
В реализованном же варианте скульптуры статичны и сжаты в один массивный объем, они – точка притяжения, они слишком узнаваемы. Это – принцип реальности Леонардо. Однако, при этом возникло одно стилистическое противоречие – наряду с совершенно естественными для шахтера и воина касками, их руки опираются на несколько неуместный для такого реализма меч.
Нельзя сказать, что в нашем случае авторы пошли собственным, непроторенным путем. Фигура женщины в образе Родины-матери в череде монументов воинской славы с легкой руки Вучетича на долгие годы сделалась своеобразным скульптурным штампом. Непременным атрибутом такой фигуры оказался меч – предмет, явно не соответствующий ее природной женственности и изяществу. Откровенно говоря, меч в монументах у Вучетича – это как автомат в руке у многих тысяч фигур солдат на воинских захоронениях Советского Союза.
Ю. И. Балдиным был разработан и традиционный вариант. Сначала руки воина и шахтера сжимали автомат и отбойный молоток, впоследствии эти аксессуары были заменены на все тот-же меч.
Увы! Даже Владимир Петрович не смог убедить в преимуществах прекрасного и романтичного варианта монумента партийное руководство, твердо стоящее на материалистических и атеистических позициях. Но в то время никто не позволял богам вмешиваться в дела земные.
Что поделаешь… Это была прекрасная, пусть и не удавшаяся попытка. Но в ней замечательно то, что Кишкань, Ксеневич, Порожнюк и Балдин видели в символе Освобождения и Победы не воинственную амазонку, с грацией женщины с веслом и совершенно неженским лицом, а изящную крылатую Богиню, невесомо скользящую над высоким и легким постаментом, способную взлететь и воспарить над нашим городом.
P.S. Несколько кадров об истории создания ныне здравствующего монумента «Твоим освободителям, Донбасс!»
Вариант с автоматом:
Вариант с мечом:
Архитектор В.П. Кишкань на возведении объекта:
Сын Кишканя Роман — он прочерчивал наклонные пилоны несостоявшегося проекта:
Скульптор А. Порожнюк работает над головой в помещении бассейна университета:
Металлический каркас:
Монтаж:
Авторский коллектив. Слева направо Кишкань В. П., скульпторы Балдин Ю. И., Порожнюк А. Н., архитектор Ксеневич М. Я….
Слева Кишкань, справа Ксеневич, рядом с ним в очках конструктор Райгородецкий Е. Л.
Акт приемки:
Приглашение на открытие:
Автор благодарит Романа Владимировича Кишканя,
Александра Николаевича Порожнюка и Константина Кожина
за предоставленные фотографии и неоценимуюпомощь в работе
_________________________________________________________________________
Монумент «Твоим освободителям, Донбасс!» на карте города:
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Интересная история, особенно фотографии. Радует то, что мы ещё ценим подвиги своих отцов и дедов. Бережно сохраняем памятники героям войны. Жаль только, что не везде в Донецкой области.
А представьте, ести бы мы жили в прибалтике. Не было бы памятника и статьи этой не было бы...
Юзовский,
А возможно - и автора этот статьи
И хозяина сайта заодно:)
JohnAdmin,
Ну да. Там настрой не очень... в отношении историков, а также истории... Ничего! Хорошим людям Бог помогает! ;)
Юзовский,
Это да. Но! Сам себе не поможешь - Бог и не подумает
Так или иначе, мы не в Прибалтике. У нас и своего негатива в отношении ВОВ хватает...
JohnAdmin,
Желая чего-либо нужно быть искренним! Искренние желания Богу угодны! (Разумеется чистые). А то, в церкви ходят как на тусовку, для отвода глаз, можно сказать. А по выходу из церкви все чувствуют себя как после здачи экзамена - можно бухать и гулять на пропалую.
Хотя, должен отметить - не каждому Бог помогает! Но. Всё равно должен быть Жуковский позитиффный символизм - Всё будет хорошо!!! - И так будет!
все будет хорошо
Весь вопрос - кому и когда?
***
Господа, мы удаляемся от темы )))
Юзовский,
Искренние желания Богу угодны! (Разумеется чистые)
А как отделить чистые желания от нечистых?
Pabel,
Господа, мы удаляемся от темы )))
А как вы определяете границы темы? Чистота помыслов авторов скульптуры - это по теме?
Кусто,
Кусто,
Очень просто. Хотя бы иногда придерживаться Десяти заповедям из Библии.
Юзовский,
То есть мусульманин, например, не может иметь чистые желания в принципе? Или может, но случайно, если совпадет?
Pabel,
Отож :) Каждая тема имеет несколько слоев обсуждения, поскольку мышление человека ассоциативно. Все они правомерны.
Кусто,
Ну почему же?
1. В Библии: “Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим” (Исход 20:3), в Коране: “И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него” (“аль-Исра” 17:23).
2. В Библии: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…” (Исход 20:4-5), в Коране: “Устраняйтесь же скверны идолов” (“аль-Хадж”, 22:30).
3. В Библии: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…”(Исход 20:7), в Коране: “Не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны” (“аль-Бакара”, 2:224).
4. В Библии: “Почитай отца твоего и мать твою…” (Исход 20:12), в Коране: “И к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – тьфу! – и не кричи на них, а говори им слово благородное” (“аль-Исра”, 17:23).
5. В Библии: “Не убий” (Исход 20:13), в Коране: “Не убивайте душу, которую запретил Аллах” (“аль-Ана’ам”, 6:151).
6. В Библии: “Не прелюбодействуй ” (Исход 20:14), в Коране: “И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога” (“аль-Исра”, 17:32); “Скажи (мужчинам) верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это – чище для них… И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены…” (“ан-Нур”, 24:30-31).
7. В Библии: “Не укради” (Исход 20:15), в Коране Аллах, описывая благочестивых людей, говорит: “И не будут красть” (“аль-Мумтахина”, 60:12).
8. В Библии: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исход 20:16), в Коране о богобоязненных верующих сказано: “И те, которые не свидетельствуют криво” (“аль-Фуркан”, 25:72).
9. В Библии: “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего ” (Исход 20:17), в Коране: “Не желайте того, чем Аллах дал одним преимущество перед другими” (“ан-Ниса’а”, 4:32).
Вспомните кстати, что до Мухаммеда арабы были закоренелыми язычниками. И что ничто не происходит без ведома Бога. Чисто к размышлению.
...ну и лексика(((
а Кусто однажды возжелал моего раба - но напоил меня пивом. Так что это как бы не грех, я считаю.
Пивом напоил не раз, кстати!
Это ж во Благо! Утолить жажду ближего своего... А чем - тут много вариантов... пиво не самый плохой, особенно в такую жару! ))
Zhoock Off,
о богобоязненных верующих сказано: “И те, которые не свидетельствуют криво”
И как бы про пиво...:)
Юзовский,
Ценю ваши библейские познания, но вы не поняли моего вопроса.
Во-первых, при более детальном рассмотрении библейские интерпритации и выдержки из сур при кажущейся идентичности - не одно и тоже, так же как не одно и тоже странствующий дервиш и схимник из пустыни. Взять хотя бы 5-й пункт.
Во-вторых, ваш ответ не универсален. Возьмем более отдаленный в культурном плане буддизм. Или вообще - атеизм.
Кусто,
проклятый пятый пункт
Юзовский,
Возьмем, в конце концов, деизм, пантеизм или пофигизм! Чего там мелочиться!
JohnAdmin,
А также теизм, агностицизм, коммунизм и маржинализм :)
Кусто,
Ярким примером атеизма является предмет этой статьи. Символ торжества победы добра над злом, бедами и разрушениями. Все, кто создавал этот монумент были членами партии - атеистами. Уместен здесь же и пятый пункт - убийство, это страшный грех. По-поводу вероисповеданий - как раз у Будды самый позитивный образ. Он единственный из Богов улыбается. Что уже само по себе приятно.
Вы имели в виду, что каждый должен интуитивно вести себя подобающим образом, не зависимо от вероисповедания? Так это очевидно! Просто не у всех индивидуумов есть устойчивые приоритеты к душе, больше к материи))
Кусто,
К маржинализму тогда уж и имажинизм
Ни фига себе круги пошли! А я всего лишь о скульптуре писал...
Юзовский,
Ярким примером атеизма является предмет этой статьи... Все, кто создавал этот монумент были членами партии - атеистами.
Не знаю, что вас натолкнуло в этой статье на атеизм...Утвержение: все члены партии - атеисты, строго говоря, не верно.Так же как и утвержение: все депутаты - слуги народа.
Уместен здесь же и пятый пункт - убийство, это страшный грех.
Убийство - это насильственное лишение жизни ее обладателя. У меня к вам вопрос: сможете ли вы прожить хоть один день не лишая жизни хоть одно живое существо?
у Будды самый позитивный образ. Он единственный из Богов улыбается. Что уже само по себе приятно
Может потому улыбается, что не обременен 10-ю заповедями и его помыслы нечисты? :)
Вы имели в виду, что каждый должен интуитивно вести себя подобающим образом, не зависимо от вероисповедания? Так это очевидно! Просто не у всех индивидуумов есть устойчивые приоритеты к душе, больше к материи))
У кажого свой подобающий образ поведения. И каждый его считает чистым и богоугодным. Мнение прибалтов на ВОВ отнюдь не чище, и не грешнее мнения россиян или немцев. А в статье как раз и идет речь о неудачной попытке разрыва шаблонов и стереотипов в пользу "человечности и романтизма". Неудачной потому, что самостоятельно незашоренно мыслящих людей жалкое меньшинство. И стереотипы, увы, в основной массе побеждают.
Конечно же стереотипы побеждают!
На момент создания монумента, человек самостоятельный, незашоренный по умолчанию не мог учавствовать в чём либо серьёзном в СССР. Архитекторы, скульпторы, строители были атеистами Библию в большинстве своём, в глаза не видели, в церковь не ходили, претворяли решения партии в жизнь. Условно говоря не придерживались и не знали Закона Божьего.
Сравнение заповедей Библии и Корана я привёл с целью подтверждения, что почти в каждой религии заветы являются основой для существования общества и процветания его. Ведь если бы люди вели себя обратно наставлениям тех же 10-ти заповедям никого бы уже в живых не осталось ))
Проблема каждого - в голове. Не в каждой есть мысли, а если есть не всегда во благо.
Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. И без заветов церкви (или наставлений матери) это сложно сделать.
По Вашему настрою видно, что Вы атеист. Я никоим образом не хотел склонить никого к какой либо вере. Это дело каждого.
Юзовский,
На момент создания монумента, человек самостоятельный, незашоренный по умолчанию не мог учавствовать в чём либо серьёзном в СССР.
Я, конечно, советский союз не люблю, но с таким утверждением не могу согласиться :) Все, что было создано действительно стоящего, было создано людьми самостоятельно мыслящими. И режим был вынужден предоставлять им известную свободу мысли (в отличие от остальных) и скрепя зубами мириться с их свободомыслием, если был заинтересован в конечном продукте. Я про Королева, Сахарова, к примеру. Но так получалось не всегда.
Сравнение заповедей Библии и Корана я привёл с целью подтверждения, что почти в каждой религии заветы являются основой для существования общества и процветания его
Внутри каждой отдельной культуры - да, согласен. Но когда эти культуры сталкиваются, то куда деваются все эти заповеди? Очевидно, что религии не способны обьединить людей. Современный мир не может себе позволить сонм взаимно нетерпимых идеологических парадигм. Поэтому, людям нужна совершенно другая идеология, общая для всех вне зависимости от культурных принадлежностей. И такая непротиворечивая идеология есть.
И без заветов церкви (или наставлений матери) это сложно сделать.
Наставления матери нужны маленькому ребенку, пока он не подрос и не может мыслить самостоятельно. А дальше приходится своей головой пользоваться. Тоже касается и заветов церкви.
Кусто,
Как знаете.
Мы с Вами в этой ветке ушли на почве моей фантазии о изменении географического места расположения монумента к временам Моисея, Мухаммеда, Будды. А памятник стоит и не подозревает, что вокруг него возникла таая дискуссия :) И скульпторы наверное в шоке. Вместо размышлений о свойствах гранита, мы с Вами почти дошли до времени, когда он начал формироваться как минерал))
Юзовский,
Как я уже говорил Pabel-у " Каждая тема имеет несколько слоев обсуждения, поскольку мышление человека ассоциативно. Все они правомерны." Свойства гранита также важны как и свойства мышления того, кто этот гранит обрабатывает. Без этого гранит останется просто гранитом.
Многие соскучились по Ариасону? Могу написать коментарий в его стиле.
По моему, сугубо субьективному мнеию, безмерно далекому от исскуства, первый вариант памятника Кишканя, представляет собой самый банальный архитектурный выдроч.
Что такое архитектурный выдрочь, спросите вы? Так я называю необузданный полет фантазии наших архитекторов, далекий от реальности и от эстетики, понятной простому народу.И это мы не будем затрагивать конструктивную сторону вопроса.
И не надо нам заливать про твердолобость партийных товарищей. Товарищи прекрасно отдавали себе отчет, что кроме 10 тысяч эстетов, смысла в этом проекте не увидит больше никто. Ни тетя Маша с завода, ни дядя Петя с шахты, на которых собственно и расчитывался монумент
А однажды был очень забавный казус. Одни наши приятели жили тогда на Пастуховке, пока не получили жильё на Текстиле. Их 5-летний сын шёл с мамой со стороны Пастуховки гулять в парк. И, указав на едва заметный вдали монумент, спросил: "Мама, это что, дядя-олень?" Этот памятник сзади напоминает некое сооружение с рогами. Так что название дано точное...
Алюрка,
К обыкновенной физиологической "выдрочи" Вы действительно гораздо ближе, чем к искусству.
oksumoron,
+1
Алюрка,
Ne sutor supra crepidam judicet
Апеллес
oksumoron,
Что-то обсуждение статьи взрывоопасное получилось :) Хотя все мы здесь, те, что общаются :
ARCADES AMBO - оба из Аркадии = одного поля ягоды :) просто кто-то более эксцентричен, кто-то менее. Давайте быть терпимее к друг другу!
oksumoron,
Алюрка,
CLAUDITE JAM RIVOS, PUERI, SAT PRATA BIBERUNT - мужчины, закройте оросительные каналы - луга уже достаточно напоены = довольно, хватит (Вергилий)
Давайте жить дружно! Нас всего 10 000 :)
Алюрка,
Так я называю необузданный полет фантазии наших архитекторов, далекий от реальности и от эстетики, понятной простому народу.
Простому народу был бы более понятен памятник, например, Терминатору-Шварценеггеру. Но это не имеет никакого отношения ни к реальности, ни к эстетике :)
Некарасивый он, тяжелый слишком. Не нужен он такой огромный здесь, не к месту. Это ж не Сталинград. Я вне десятины.
Нужно смотреть в корень. Придирки ни к чему.
Я не архитектор и не теоретик. Мне простительно. Многие могут отличить дентикулы от тычков, а построить что-то путное физически не могут. То у них крыши текут, то её сносит.
Юзовский, не обижайтесь! Я, к примеру, и дентикулы отличить могу, и ордеры, и 41 симфонию Моцарта от 40-й, но в эстеты, коим понравился проект Кишканя не попал никаким боком, поэтому, по меткому замечению Пешехонова - ближе к "физиологической выдрочи". Чему и рад, не утратил значит звязь с народом
Алюрка,
Всё нормально. Просто на меня работают хорошие специалисты, которые как раз во всём разбираются, поэтому лично мне разбираться в строительных терминах ни к чему, главное понимать суть дела. Как я и написал выше.
Ф
А А А ! Я ржу, как лошадь! Шо, Сашуля, весенние обострение?
Arkur,
Уж, чья бы корова мычала