
Вековые деревья
Когда-то, гуляя со Славомиром по Ларинке и Масловке, мы наткнулись на дерево, возраст которого Славомир определил лет в 130-140. Ну, поговорили и пошли дальше. А есть люди, которые дальше не идут, а останавливаются и фиксируют донецкие деревья-долгожители. Один из этих людей, Максим Сергеев, сегодня предлагает нам результаты изысканий, рассказ о вековых деревьях города.
Максим Сергеев — научный сотрудник Донецкого ботанического сада, по специальности энтомолог, работает в отделе дендрологии. Идея с деревьями принадлежит ему, но он просит отметить, что активную помощь ему оказывал товарищ — Макс Нецветов, тоже научный сотрудник ботанического сада и того же отдела.
Итак, отчет.
Цель нашей работы — поиск вековых (или старовозрастных) деревьев на территории Донецка и его пригородов, определение их состояния. Наличие и анализ состояния таких деревьев делает возможным оценить перспективность и долговечность конкретных пород для озеленения промышленных городов. Эти сведения могут позволить проследить процесс трансформации естественной растительности в условиях города, а также провести анализ ассортимента пород деревьев, которые были использованы для озеленения в первые десятилетия после основания города. Особенно выдающиеся экземпляры должны быть внесены в списки «природно-заповедного фонда Украины» в качестве «памятников природы». Некоторые деревья могут оказаться свидетелями важных исторических событий, например, оккупации и освобождение города, а возможно, и более ранних.
В настоящее время на территории Донецка произрастает не менее 200 видов деревьев и кустарников, которые включают как виды местной флоры, так и виды-интродуценты (то есть завезенные из других ландшафтно-климатических зон). Однако далеко не все породы способны достигать векового и более возраста в условиях степной зоны и тем более в условиях крупного промышленного города.
Поэтому в качестве объекта исследования нами использованы те породы, которые способны достигать в наших условиях возраста более века либо размеров, значительно превышающих средние. «Зачетными», то есть заслуживающими особого внимания, считали деревья таких пород и размеров: робиния псевдоакация с обхватом ствола более 3 метров, тополь черный — 5 метров, дуб черешчатый — 2 метров. Кроме того, нами учитывались также деревья и других пород, которые выделяются особенно крупными размерами.
Поиск деревьев проведен прежде всего в наиболее старых районах города, примыкающих к Донецкому металлургическому заводу — в так называемом «историческом центре», в районе старых железнодорожных станций (Мушкетово, Рутченково), а также местах, где сохранилась естественная древесная растительность — парки и лесопарки, созданные на основе старых байрачных лесов (парк им. Ленинского комсомола, Путиловский лесопарк). Кроме того, обследована территория в верховьях реки Кальмиус от парка Ленинского комсомола до центрального городского парка Ясиноватой.
Белые акации
Первая находка была сделана на ул. 50-летия СССР у дома №12.
Это — акация белая, или робиния псевдоакация, родина которой — Северная Америка. В Донецке она один из первых интродуцентов, входила в состав искусственных насаждений Юзовки. Отличается высокой устойчивостью к природно-климатическим условиям Донбасса, в природе долговечность этой породы 200–250 лет. Самые старые экземпляры с достоверно известным возрастом произрастают на родине Джона Юза в Великобритании (Королевские сады Кью) и во Франции (в Париже — сквер Рене-Вивиани–Монтебелло). Лондонская робиния имеет свое имя — «Старый лев», она посажена в 1762 году. В Париже дерево высажено в 1601 году Жаном Робеном, в честь которого и назван вид. Обхват ствола Парижской робинии 3,85 м. Ствол донецкого дерева «патриарха» имеет более 3 метров в обхвате, т.е. около 1,10 м в диаметре. Предположительный возраст дерева не менее 100 лет. Как видно на фотографии, робиния находится в удовлетворительном состоянии, несмотря на большую трещину в стволе оно остается живым и плодоносит.
Местными жителями разлом ствола с успехом используется как естественная урна. Стяжка из проволоки в данном случае является очень ненадежной защитой от дальнейшего разлома ствола. В перспективе дерево нуждается в более квалифицированной помощи и лечении.
Следующая «зачетная» робиния находится на ул. Буденного недалеко от парка возле кинотеатра «Березка».
Обхват ствола данного экземпляра составляет 3,20 м, возраст — не менее 100 лет. Состояние дерева можно охарактеризовать как хорошее, однако ствол робинии имеет продольную трещину, неопределенной глубины, в которой с успехом посеялся и вырос ясень.
Очередная «столетняя» робиния найдена нами во дворе больницы №5. В обхвате ствол имеет 2,97 м, что несколько не дотягивает до необходимого минимума, однако дерево находится в отличном состоянии, по сравнению с двумя другими. Возраст его также не менее 100 лет.
Очень старая робиния с «зачетными» параметрами отмечена нами в районе поселка Щегловка по улице Марковникова. Дерево имеет ствол в обхвате 2,96 м, общее состояние хорошее, как и дом, возле которого оно посажено. Возраст не менее 100 лет.
Закрывая тему с робиниями или, попросту, с белыми акациями, следует отметить, что крупных и старых деревьев с обхватом ствола в 2–2,5 м на территории города еще немало. Среди них акации в 3 и более метров, вероятно, не редкость. Находки таких экземпляров возможны в районах с частным сектором на территории старых шахтных поселков либо вдоль старых железнодорожных веток, которые соединяли(-ют) старые шахтные выработки.
Черные тополя
Следующая находка была сделана на железнодорожной станции «Мушкетово».
Об этом дереве (тополь черный) уже шла речь в одном из прошлогодних репортажей на сайте «Донецкий». Экземпляр действительно обладает выдающимися параметрами — при обхвате ствола в 5,20 м его высота не менее 25 метров. Нами проведены измерения еще не менее двух десятков тополей в разных районах города – например, парк Энергетиков, станция «Рутченково»,
площадь им. Ткаченко
и др. Обхват стволов измеренных деревьев составил от 3,20 до 4 м. Таким образом, тополь на Мушкетово в настоящий момент является самым крупным среди тополей города Донецка и, возможно, самым крупным деревом в городе. Обращает на себя внимание состояние дерева — нами не отмечено никаких серьезных внешних повреждений. Возможно, дерево такого размера имеет внутри полости, что характерно вообще для тополей, однако в целом общее состояние можно оценить как очень хорошее. Точный возраст дерева определить довольно сложно, но можно утверждать, что он составляет не менее 70 лет. Тополь черный в Донецке можно считать аборигенным видом, а его предельный возраст в естественных условиях — около 200 лет.
Дубы
Дубы на территории города встречаются как в искусственных насаждениях, так и на территориях старых байрачных лесов, каким является, например, лесопарк «Путиловский».
Для наших исследований наибольшую ценность представляют именно остатки естественных байрачных дубрав, где дубы могут достигать и достигают солидного возраста и размера. Дуб, как и робиния, характеризуется слабым приростом годовых колец, иными словами, нарастает в толщину очень медленно, не более 1 см диаметра в год. Так, на срезе дубового ствола в «Путиловском» парке диаметром в 50 см мы насчитали около 130 годовых колец.
На следующем снимке — один из наиболее крупных дубов, растущих в настоящее время в парке.
Обхват его ствола на высоте 1 метр от земли составляет около 3,20 м. Примерный возраст — не менее 250 лет. Состояние дерева можно оценить как отличное. Однако далеко не всем дубам удастся достигнуть такого почтенного возраста.
На снимке виден один из наиболее характерных способов развлечения местного населения — в естественную полость внутрь ствола дерева, например, в дупло, запихивают различный мусор и поджигают. При этом дерево может оставаться живым еще не один год, до тех пор, пока совсем не рухнет. Выводы и пожелания каждый сделает сам.
Ясени обыкновенные
Кроме дубов, в «Путиловском» парке нами отмечены также вековые ясени. Среди них с «зачетными» параметрами найдены два.
Первый имеет обхват ствола около 3,20 метра, второй — около 3 метров. У первого огромная полость в стволе, которую необходимо пломбировать во избежание дальнейшего разрушения. Состояние обоих деревьев можно оценить как удовлетворительное и хорошее, соответственно. Возраст этих деревьев не менее 70 лет, а возможно, и 100. Ясень обыкновенный является обычным представителем как в байрачных лесах, так и в парковых насаждениях города. Однако действительно крупных размеров и векового возраста дубы и ясени достигают только в естественных насаждениях, в благоприятных условиях, например, в пойменной дубраве в окрестностях Святогорска.
Еще парочка
И напоследок еще пара деревьев с «зачетными» данными. Айлант высочайший, интродуцент из Китая, в парке им. Ленинского комсомола, находится практически возле памятника Освободителям.
Ствол имеет около 3,20 м в обхвате, состояние отличное. Растет в группе более молодых деревьев, которые являются корневыми отпрысками «патриарха».
Дерево, безусловно, является достопримечательностью парка.
Липа крупнолистная в центральном парке города Ясиноватая имеет обхват ствола в основании 3,60 м. В данном случае развилка стволов находится ниже, чем 1 метр от поверхности земли, поэтому учитывается обхват каждого из стволов. Правый (на фотографии) ствол в обхвате 2,30 м, а левый 2,15 м.
Общее состояние дерева отличное. Липа является по ряду показателей «зачетной», однако в самом парке она не сразу бросается в глаза. Дело в том, что центральный парк в Ясиноватой является немного трансформированной естественной байрачной дубравой, в которой проложены дорожки и установлены фонарные столбы. Большая часть древесной растительности — естественного происхождения, и многие представители достигают солидных размеров, как например дуб, в обхвате ствола 3,10 м (Рис. 19). Для сравнения, самая старая известная липа в Украине растет возле руин Десятинной церкви в Киеве, ее возраст точно не известен, но не менее 350 лет, обхват ствола около 3 м.
На этом первую часть обзора вековых деревьев считаю оконченной. По мере дальнейших находок мы представим накопленный материал. Особую благодарность хочу выразить своему товарищу и напарнику Максу Нецветову, который участвовал со мной во всех «вылазках» по Донецку и предоставлял необходимую информацию и фотографии.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
К такому дереву, как на Мушкетово, неплохо и громоотвод приделать. Думаю в нем все 30 м будет.
Багато вікових дерев під час усіких "реконструкцій" Пожарної повирубували.
я тоже было что-то подобное задумал. Поменяю формат.
Не надо там ни каких громоотводов. Вы видели когда нибудь как молнии рвут вековые дубы в Святогорске? Такие деревья вообще без надобности лучше не трогать. Ну в крайнем случае оградить заборчиком.
Не факт, что они были вековые. Но в Донецке, вообще с деревьями одни крайности. Одни уже в аварийном состоянии стоят - вот-вот гляди, чтобы кому-то на голову не грохнулось, а другие сносят особо не церемонясь. Вот шикарный пример сверик возле дворца пионеров на бульваре Шевченко или возле ДК "Заперевальная". Я уже не говорю про гениальное решение "побрить" перед Евро весь практически бульвар Шевченко. И т.д и т.п. не буду о "занозах"....
Относительно зелёных насаждений в юзовское и доюзовское время.
Встретилась странная фраза в мемуарах хирурга В.С. Карпенко: "За поселком [Ветка] было несколько балок, засаженных вековыми дубами. Большой лиственный лес, преимущественно дубовый, был на Путиловке. Старожилы говорили, что раньше в Донбассе было много дубовых лесов. Но во время строительства заводов и шахт лес часто вырубали. Усиленное строительство промышленных объектов требовало притока рабочий силы. Рабочих вербовали всюду, завозили в Сталино, но жить людям было негде, строительство жилья отставало от потребностей, условия жизни ухудшались." (55 лет в хирургии. – К.: Навч. книга, 2002. – С.38)
Что-то на карте Шуберта никаких лесов, кроме Путиловского, не наблюдается. Скорее всего сказки про лес — это просто народный фольклор.
Вот же интересно, буквально на днях я с коллегами обсуждал тему старых деревьев Донецка, вспоминая историю с "Пойманной венерой"... http://donjetsk.com/retro/1433-k-state-rozhdenie-venery.html А тут раз и статья о старых деревьях!
товарищ Сергеев,
Интересно, какой возраст того тополя, что на пл.Ткаченко?
Ясень он такой, везде прорастет!
vagan,
Ясен пень!
А что такое байрачные леса? И еще хотел сказать что в поселке Мемрик, что недалеко от Карловки есть старый дуб, возраст которого 300-500 лет. Есть фото конца сороковых годов , где мой дедушка с бабушкой и моей маленькой мамой стоят на его ветках. Он и сейчас там стоит, хоть и не в городе конечно...
Тут момент такой. Весь практически Донецк и все территория области на восток, северо-восток находится в пределах Донецкого кряжа. Это такая небольшая возвышенность, до 300-400 м.н.у.м. густо изрезанная балками и оврагами на дне которых испокон веков рос лес. Точнее с последнего оледенения, т.е. когда на широте Киева была тундра, а у нас паслись мамонты. Потом, после очередного потепления тундра и лес отступили на север, но на территории Кряжа лес остался по оврагам и балкам, в местах где сохранился специфический микроклимат и влажность. На всей остальной территории образовалась безлесная степь. Пример, кто был на Саур Могиле, или в районе г. Красный Луч - вот это самый что ни есть Донецкий Кряж. и лес по таким оврагам очень даже приличный - в смысле размеров и состояния. Так что расказы о том что вокруг Донецка местами был лес - несказка , а быль. Путиловка как раз такой островок старого естественного байрачного леса. Вот карту Шуберта не видел честно говоря, но представляю примерно что там может быть. Если есть где посмотреть карту - подскажите.
Тополь на Ткаченко вероятно послевоенной посадки. Ну и возраст соответственно. Если можно было фотографии поискать тех времен с видами улицы Ткаченко, о возрасте можно было бы говорить с большей точностью
А еще нам обещали показать дерево гинкго, которое живет до 2500 лет:
http://donjetsk.com/news_n/1761-a-city-less-ordinary.html
Легко))
Вот они, кружочками обозначены, внутри зелёных
Вообще, если в городе такими темпами будут рубить деревья, то наши внуки своим детям не смогут показать 100 летние деревья.
Фото сделано сегодня, но они там давно уже все пилят и строят:
Я длительно размышлял, кто такой "м.н.у.м.", и вдруг понял, что это — "метры над уронем моря".
Dedushka,
товарищ Сергеев,
"У Лукоморья дуб спилили,кота на мясо запустили,златую цепь воры стащили..."(из детских сочинительств).И всё это на вершинах до 400 метров Донецкого кряжа , котрые выше горы Могила Мечетная (367 м) .
Где-то во дворе дома №46 по улице Советской оно должно быть.
хотелось бы уточнения, это по стратонавтов или по политбойцов?
busol,

Отмечено на карте, только Вы его сейчас можете и не узнать. Оно хоть и родственник сосны и ели, но лиственный покров всё же сбрасывает, а самое интересное в этом дереве — именно листья.
Байрачный лес - это реликтовый лес, восновном из дуба и ясеня на дне оврага или глубокой балки. По дну такого оврага может протекать ручей или небольшая речуха. Ближайший пример леса в Ясиноватой и окресностях. Да, реликтовый - значит сохранившийся с древних времен, в случае с байрачными лесами это со времен последнего оледенения. Тут чтобы понятней было не деревья с последнего оледенения, а в целом леса.
А за информацию большое спасибо. Постараюсь добраться до Мемрика, обязательно надо посмотреть этот дуб. Он возможно тоже из остатков байрачного леса.
То по превычке термина и абревиатура выскакивают. Научная работа сама по себе требует соответствующего изложение. Поэтому иногда на автомате чего-то загнеш ... Так, что если что-то непонятное увидите - спрашивайте - расшифрую
Гинкго можно увидеть почти на пороге биофака на Щорса 46. По моему две штуки там ростут. Есть еще у нас в Ботаническом саду. Приезжайте -покажу. Хотя как по мне ничего внем такого. Все последнее время сума сходят от, вроде бы, его лекарственных свойств. Это примерно как в анекдоте про корень жень-шеня....
Интересно, что тополь станции Мушкетово, хорошо видно на фото пролетевшего фашиста и в 41 году он уже довольно большой.
Еще здоровенный тополь есть в поле за микрорайоном Донской, но он до ста лет скорее всего не дотягивает.
Спасибо за карту. А какие это года, и кто такой был этот Шуберт?
Первая треть ХІХ века.
По ул.Тушинской и ул.Прокатчиков сечас спиливают тополя стоявшие вдоль брусчатки Юзовских времен по размерам не уступающим тем которые на фото!