Ноябрьский Донецк кажется очень мрачным. И дома, и улицы, и люди – все невесело и насупленно. Но это ноябрь. «Мы не мрачные, мы сосредоточенные. Когда под окном гремит артиллерия, поневоле концентрируешься», — объясняют мои друзья.
Но не сразу. Сначала бросим взгляд на Ветку. Это знаменитый гиперпроект – реконструкция ДК имени Звягильского, то есть Горького. Как видим, здесь успели даже соорудить крышу из первоклассного листового железа:
А вот и центр.
Об отношении властей ДНР к украинскому языку говорить не станем. Не то место и вообще не тот случай. Отметим лишь, что следов украинского на улицах города осталось предостаточно. Вот один из множества примеров – магазин этно-сувениров рядом с «Изумрудом»:
А вот – симбиоз взаимоисключающих вещей в подземном переходе на проспекте Мира. Такое впечатление, что тема стыка культур в данный момент не слишком-то актуальна:
Украинские реалии отступают неохотно. Гривен нет, но они как бы присутствуют. Может быть, нет времени снять устаревший антураж, может – нет желания, может, есть какой-то дальний расчет. Место съемки – трамвайная остановка на пересечении Гурова и Челюскинцев:
Улица Артема, рядом с проспектом Панфилова. Заведение, которое, если верить табличке на входе, скоро откроется. Название довольно претенциозное, не сильно соответствующее моменту – но как знать? Кстати, количество открывшихся за последние месяцы магазинов и вообще бутиков впечатляет:
Аллейка у областной травматологии. Одно из самых атмосферных мест в городе – странная, неестественная тишь и гладь рядом с беспокойной улицей Артема. Настроение тут всегда особенное. Встретившаяся группа молодежи громогласно смеется:
В ключевых местах города появились такие доски объявлений. Они помогают выживать. Поизучив их, понимаешь, какие вещи действительно волнуют сейчас дончан:
Впечатляет заполненность донецких рынков. Причем людей полно везде – и на Привокзальном, и на радиорынке, и, например, на Соловках. Последний сейчас мне рекомендовали как лучший по сельскохозяйственной продукции – туда особенно активно приезжают окрестные селяне, привозя качественный и не самый дорогой продукт. Один мой приятель, любитель сам делать консервации и соленья, каждую субботу отправляется на Соловки и каждый раз возвращается с замечательным уловом для будущих кулинарных операций. Но фото – совсем не оттуда, фото – из-под Крытого рынка:
За газонами в центре следят. Вот один из них – с тыла бывшего кинотеатра «Красная шапочка»:
Благоустроителей в центре много. Что они только не делают – чистят, скребут, асфальтируют, убирают, сносят. Возле «Юзовской пивоварни» группа мужичков утилизировала группу деревьев. Им помогал стоявший рядом памятник страховому инспектору, на время принявший в свои руки инвентарь коммунальщиков:
Две хрестоматийные картинки проспекта Мира:
Машин мало, несмотря на разговоры о том, что многие дончане вернулись и возвращаются. Этот парадокс объяснил таксист Володя, который вез меня на Щегловское кладбище: «Бензин найти трудно, а газ за два дня подрос почти вдвое. Вот машины и стоят, тут неважно уже, сколько народу вернулось…»
Такой ноябрь у «Рамады»:
А такой – с моста по бульвару Шевченко. Народное движение за присвоение этому мосту имени «Семеновский» так и не успело толком развернуться:
Парк Победы, который успели превратить в оазис. На переднем плане – памятник невинно убиенным детям, самый последний объект этого парка:
Набережная Кальмиуса. Боец в увольнении не теряет времени даром:
За спиной фотографа – Калиновка, один из самых спокойных районов города. Там снимают запасные квартиры даже те, кто живет в относительно необстреливаемых местах – например, в Каменке. На всякий случай…