Чрево Донецка
В 1961 году столица Донбасса пережила два культурных шока. Первый — город во второй (и, надеемся, последний) раз сменил имя и из Сталино стал Донецком. Второй — достроили Крытый рынок. Явной взаимосвязи между ними не было, но ведь и мало кто знал тогда, что своим рождением один из приметнейших и оригинальнейших архитектурных памятников города отчасти обязан Иосифу Виссарионовичу, чье имя носил 37 лет.
Началось все за 12 лет до этого. 18 мая 1949 года в полуразрушенном еще после войны Сталино, заседал исполком горсовета во главе с тогдашним своим председателем Василием Ферапонтовым. Разбирали понятную, но далеко не простую задачу — необходимо было решить вопрос о строительстве в областном центре крытого рынка. За год до этого Академия Архитектуры УССР по поручению республиканского Совмина поставила в план научно-технических работ ряд перспективных тем, среди которых были и проекты крытых рынков в Киеве и Сталино. Но, если в столице Советской Украины решить проблему строительства нового крытого Сенного рынка (знаменитый Бессарабский уже не справлялся в одиночку) было не так уж и сложно, и в 1949 же году начались первичные работы, то областному центру пришлось подождать. Причина задержки была банальна — не хватало средств, и чтобы получить их, следовало заручиться поддержкой уже на союзном уровне.
Как видно из станограммы того майского заседания исполкома Сталинского горсовета, в нем принял участие и старший научный сотрудник Академии Архитектуры К. Фельдман, ставший «отцом» Донецкого Крытого рынка. А это значит, что предварительные разработки киевский архитектор уже имел, или по крайней мере, «пристрелялся» не местности. И у него появилось время на совершенствование своего проекта.
Пока не дал приказ товарищ Сталин…
Бюрократические жернова мелют медленно. Василия Ферапонтова в кресле градоначальника сменил Георгий Ефименко, когда ровно через три года, в мае 1952 года дончане узнали о постановлении Совета министров СССР за номером 2420. Он было довольно пространным, касалось большого круга проблем, но имело весьма оптимистическое название «О мероприятиях по дальнейшему развитию городского хозяйства г. Сталино на 1952-1953 г.г.». Четвертым пунктом в нем было записано: «Предоставить Сталинскому облисполкому право приступить, начиная с 1953 года, к строительству в г. Сталино здания крытого рынка за счет посупления в местный бюджет отчислений от разовых сборов с рынков области». Все правильно — рынки вложились в рынок. Кстати, не по теме, но интересно — этим же пунктом давалось разрешение на достройку известного памятника стратонавтам за счет областного бюджета. И подписи под Постановлением: «Председатель Совета Министров Союза ССР И. Сталин, Управляющий делами Совета Министров ССР М. Помазнев».
Но одного московского разрешения, пусть даже и начертанного рукой всесильного диктатора, было мало, требовалась еще и санкция республиканского руководства — таков был советский порядок. Ее ждали до февраля 1954. Постановление Совета Министров УССР было более детальным: кроме утверждения проектного задания, были определены и основные размеры будущего сооружения, и количество торговых мест (а именно 706), и стоимость одного торгового места — 19 с копейками тысяч рублей.
Уникальный проект
И вот весной пятьдесят четвертого началось строительство, верней, пока еще подготовка к нему: снос магазинов и палаток «Сенного рынка», располагавшегося на выбранной для Крытого территории. К тому мэром Сталино стал знаменитый устроитель областного центра пятидесятых Алексей Бахаев, но забегая вперед, заметим, что и при нем рынок в эксплуатацию не сдали. Случилось это уже при председательстве в горсполкоме не менее знаменитого Василия Миронова.
В общей сложности наш Крытый рынок, который первоначально в городских и областных документах значился как Ново-Колхозный, возводили почти семь лет. В иных публикациях по истории Донецка этот срок подается, как архидлиный. А это как сказать: вышеупомянутый киевский крытый «Сенной рынок» строили 8 лет (1949-1958), а ведь у столицы куда больше и средств, и рабочих рук. Так что нормальный срок, особенно, если учесть, что архитектор Фельдман вместе со своими коллегами архитекторами Набережных и Беднарским поставили перед собой трудную, но благородную задачу — создать в городе шахтеров и металлургов не просто очередную торговую точку (пускай и больших размеров), а произведение искусства. Сегодня мы знаем, что с задачей они справились виртуозно — в Донецке давно и прочно устоялось мнение, что второе такое здание стоит где-то под выцветшими от зноя ближневосточными небесами, а больше нигде и нет такого. Не знаю, насколько это утверждение соответствует истине, но вот, что касается Востока, то это да — гигантский купол донецкого Крытого рынка может ввести в заблуждение неискушенного зрителя: мечеть, обсерватория Улугбека, мавзолей древнего владыки, музей в конце концов, картинная галерея, да? — но никак не рынок, место приземленное и вполне материальное. Такова сила искусства. Но технически воплотить проект строителям того времени было не так уж и просто.
Новшество на новшестве
Позволю себе немного утомить читателя строительной терминологией. Всякий архитектор, приступающий к проектированию крытого рынка знает, что у него есть три варианта композиционного решения — центрическое-компактное, блочное и павильонное. Центрическая композиция более удачна, она требует значительно меньшей площади участка, сметная стоимость здания меньше, она более экономична и по текущим затратам. Проектирование залов пространственной безопорной структуры с крупнопролетными покрытиями повышает на 7—10% экономичное использование площадей. Авторы проекта сталинского рынка при выборе принципиального решения решили создать сборное покрытие, монтаж которого осуществлялся бы без применения лесов и опалубки. Покрытие решили делать в виде сферической облочки, возводимой отдельными, последовательно монтируемыми кольцевыми ярусами из сборных панелей. На одном из старых журнальных снимков вы можете видеть кран, собранный прямо внутри здания — он помогал решать трудную задачу.
Об отдельных решениях купола Фельдман и Беднарский рассказывали в последнем номере журнала «Строительство и архитектура» за 1959 год. Послушайте, это любопытно: «Для освещения центральной части главного торгового зала в панелях нижних восьми ярусов предусмотрены 768(!) круглых отверстий диаметров 65-40 см. После монтажа в отверстия заделываются круглые стекла из «сталинита»».
«Сталинит» служит и по сей день, равно как и вся надежная консрукция купола, а сами архитектурно-строительные решения, в том числе и те, которые по ходу дела изобретали смекалистые монтажники треста «Донбасстальконтрукуция», до сих пор во многом являются образцовыми.
И наступил тот день, когда новый Центральный рынок Донецка распахнул свои двери. Историк донецкой торговли Михаил Резников в своей книге «Донбасс торговый» привел мнение тогдашенего начальника горуправления рынками Алексея Желоедова:
— Тогда это было большим событием в жизни областного центра, город получил от строителей один из лучших крытых рыноков и по архитектурному исполнению. И по его оборудованию.
Надо ли говорить, что и жители города и гости его долго еще ходили на Крытый, как на экскурсию?
…В 1986 году рынок был капитально отремонтирован, небольшим изменениям и ремонту здание подвергалось и позже, но в целом донецкий архитектурный уникум и сегодня выглядит так, как его задумали пол века назад создатели — стройно, торжественно, солидно. А то!
Олег ИЗМАЙЛОВ
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Не-не, это не мне спасибо, а Измайлову!
Ну, за Здание Рейхстага я уже писал раньше (очень похоже), еще немного на Собор Святой Софии в Стамбуле (Айа-София) без минаретов. Не хочу врать, но по-моему, где то я видел что-то похожее на территории бывшего СССР...
Про него даже в ГДРовской книжке писали в свое время.
Склероззз...
Цирк в то время только строился .
А вообще довольно интересный концепт. Построить храм для продажи огурцов с помидорами. Так и чудится под самым куполом "А что же у вас огурцы желтые? - А вы помидоры берите, они как раз зеленые"... Неужели не могли никакого другого предназначения придумать. Неиспользуемость пространства здания просто ошеломляющая.... А каким бы оно было красивым выставочным павильоном, или планетарием, зимним садом, концертным залом или на худой конец бассейном... архитекторы я думаю придумали бы еще кучу более эстетичных или культурных применений