Век Горсада
В истории этого места культуры и отдыха было столько столько спадов и подъемов, столько войн и реинкарнаций, столько могил и цветов, сколько, наверное, не знало ни одно донецкое место аналогичногопрофиля. Валерий Степкин при поддержке Анатолия Жарова и посредством Донбасского Географического Общества подробно рассказывает о Горсаде…
До начала 1930-х годов зеленым оазисом в Юзовке-Сталино былобщественный сад Новороссийского Общества (НРО). Парк был заложен в конце XIXвека на берегу искусственного пруда на балке Скоморошина и сразу был обнесеноградой. На плане 1892 года у ограды, выходившую на современную площадь ПавшихКоммунаров, условно обозначена русская баня. В центре сада была круговая аллея,на которой в 1910-е гг. соорудили фонтан. Вода подавалась по водопроводу отводокачки у плотины Первого пруда. Обслуживали сад 2 садовника. На пруду (засадом) находилась лодочная станция и купальни. В саду находился летнийпавильон, где располагался ресторан. От Пожарной площади к общественному садуНРО протрассировали улицу, которую назвали Садовым проспектом.
1905-1907
1907-1908
Сохранились воспоминания видного политического деятеляИзраиля З. Арановича, выросшего в Юзовке в религиозной еврейской семье, как онис братом «посетили» сад НРО: «Однажды мы с братом, который был близок мне повозрасту, собрались «прорваться через забор». В двух смысловых значениях —проникнуть вечером в Городской Сад и вырваться из домашнего «мирка». Поопределению моего отца, Горсад был местом «разврата и проказ». Большим былГородской Сад, и деревянный забор, который окружал его, был протяжённым. Мыбыли маленькими, и нам было достаточно отогнуть две дощечки, чтобы успешновползти на территорию Сада. По тёмным аллейкам мы подошли к освещённойтанцевальной площадке. На ней под звуки музыки духового оркестра пожарнойкоманды танцевали многочисленные пары отдыхающих. Мы, маленькие местечковыемальчишки, вглядывались и всматривались в этот «новый мир» для нас. Этот мирбыл одет великолепно, был вежлив и сияющим, танцующим и праздным. Допоздна мыпровели время в этом освещённом чуде. Возвращались тем же способом, что ипроникли. Уходили под меланхолию звуков». А вот уже о саде НРО Залман делитсявпечатлениями в более осмысленном возрасте: «Каждое лето в Юзовкегастролировала русская театральная труппа. Представление проходило в городскомсаду. Несколько раз я пробирался в дневные часы в горсад и наблюдал репетиции.Актёры, одетые как обычные люди, бегали по сцене, переходили от спокойного итихого разговора к громкому, от смеха, к плачу. Кулачная атака (не дай Бог)сменялась поглаживанием и обниманием. И я не понимал, как объяснить этистранные вещи».
О гастролях артистов в саду НРО сохранилось многопубликаций. Первое из обнаруженных упоминаний относится к 1897 году: «Известныйтенор Нерсес Герасимович Шахламиан предпринял продолжительное концертное турне.Он уже дал с большим успехом несколько концертов в Луганске, Юзове и Мариуполе;затем предполагает посетить Славянск, Бахмут, Таганрог, портовые городаАзовского и Черного морей, в сентябре дать по концерту в Ялте, Севастополе иСимферополе, а в начале октября объедет некоторые города Закавказья и СеверногоКавказа. На обратном пути господин Шахламиан посетит Ростов и Новочеркасск. Вконцертах г.Шахламиана принимает участие молодая пианистка госпожа Н.И. Примо, которая зимою не без успехавыступала в Петербурге».
Следующая корреспонденция косвенно подтверждает, что на 1900год в Юзовке еще не было капитальных помещения (актовые залы учебных учрежденийне в счет) для принятия гастролеров: «Осень наступила уже у нас в свои права.Холода по утрам и вечерам дают себя чувствовать, так что приходится дажепротапливать печи. Но, несмотря на все это, к нам в гости пожаловаламалорусская труппа под управлением г. Науменко, которая предполагает дать рядспектаклей в открытом театре местного сада. Первый спектакль был назначен насреду, 6 сентября, драма «Невольник». Нам кажется, что после первого спектакля,господину Науменко придется невольно оставить задуманный им план и поискатьубежища более приятного и потеплее; в противном случае, ему придется игратьперед пустыми садовыми скамьями. Со своей стороны, мы посоветовали бы г. Науменко поискать более гостиприимногоуголка, нежели наша Юзовка, которая еще находится под свежим впечатлениемгостившей у нас в течении двух месяцев драматической труппы Ростовского на Донутеатра, под управлением г. Чарина, тем более, что при открытии спектаклейтруппы г. Чарина, г. Науменко уже подвизался на подмостках нашей сцены, но,благодаря слишком мизерному составу труппы, не пользовался особенным успехом».
Не обходилось и без происшествий. Тогда уж падкая насенсации пишущая братия старалась вовсю: «Нам передают из Юзовки, что 27 июля втеатре сада Новороссийского общества, во время бенефиса подвязающейся вопереточной труппы господина Потехина артистки И.Н.Пальм, произошел следующийинцидент, закончившийся вмешательством полиции. Когда госпоже Пальм былпреподнесен от кружка ее поклонников довольно ценный подарок, то сейчас жесреди публики нашелся протестующий элемент, очевидно, к тому же, заранееприготовившийся к враждебной демонстрации против бенефициантки. Средисмешавшихся в один невообразимый гул криков: «браво, Пальм!» можно былоразличить сперва слабые, потом значительно усилившиеся вызовы другой артисткитруппы – госпожи Глушковской. Когда последняя показалась на сцене, ей был такжеподан «презент», затмивший своей ценностью подношение госпоже Пальм. В театреподнялся всеобщий гвал и суматоха, течение пьесы пришлось прервать, покудаполиция с трудом, лишь после ареста нескольких человек, не восстановилапорядок».
Или такая зарисовка с места событий: «После отъездатоварищества русских драматических артистов под управлением А.И. Чарина, садсовершенно опустел. Перестали даже показываться к буфету любители «казенноймонопольки», что заставило братьев Давлицаровых серьезно призадуматься. Думали,думали и решили просить базарную контору, наше «гражданское и правительственноеуправление» выписать какую-нибудь труппу, ну хотя «певичек». Идея эта пришласьпо вкусу нашей «правящей конторе» и она снарядила делегатов в Екатеринослав,чтобы пригласить «фарс» г-жи Мухаринской. «Фарс», очевидно понял, что будет чемпоживиться и согласился приехать. Выпустили анонсы, расклеили афиши и ждут.Нетерпеливая молодежь осведомилась в гостинице, не приехали ли «знаменитости»,но получила отрицательный ответ и понурила головы. Еще больше понурили головы и«братья Давлицаровы». Очевидно, «певички» испугались наступающих холодных ночейи отложили приезд до будущего года. Тогда на общем совете решено былопригласить дамско-детский оркестр г. Рухновекарон не имея никакого понятия осоставе решили, что если уже дамы «трубят», то дела безусловно поправятся. Ноне тут то было. Оркестр оказался вполне порядочным и состоящей из одной семьи,т.к. что планы и надежды все рухнули. Оркестр их трех дам, 5 детей и 2 мужчиночень недурно исполняет свой репертуар и вызвал громкие аплодисменты, а послеконцерта шел домой, оставляя пустые беседки». Упоминаемые в корреспонденцииДавлицаровы владели в саду НРО буфетом, доход которого напрямую зависел отколичества публики при торговле горячительными напитками (казенной монопольки).Базарная контора заменяла собой коммунальные службы, поскольку Юзовка все ещене была городом.
Через несколько лет опять упоминается Джихан-Гирей-СелимДавлицаров и опять в связи с крепкими напитками: «23 сентября закончился летнийсезон нашего сада. Предвидя наступающее закрытие сада, наша золотая молодежь впоследние дни старалась вволю насладиться последними прелестями их молодецкой жизни,производя на глазах у всей публики всевозможные антраша и преследуя девицсомнительного поведения. Подобное поведение в общественных местах может бытьдопустимо только у нас, в других городах же эти саврасы были бы немедленноудалены из сада. Сад закрыт и содержатели буфета оставили пустыми беседки ипереехали в гостиницу «Европа». Теперь все их внимание сосредоточено на том,чтобы возможно больше пользы извлечь из «отдельных кабинетов». Расположенные навтором этаже около 25 номеров почти не заняты, т.к. грязь и безобразный гул спервого этажа заставляет приезжающих искать приюта в других гостиницах. Затоуже первый этаж торгует на славу. Здесь глубоко за полночь слышны из «отдельныхкабинетов» громкие голоса распившихся саврасов под аккомпонимент виртуоза,услаждающего слух прекрасной игрой на фортепиано и пленявшего некогда своимискусством жителей и посетителей почти всех линий нашей Юзовки».
Или артисты избаловали местную публику количествомпосещений, или публика была большей частью неплатежеспособной, но в августе1904 года газета «Приазовский край» сообщала: «В начале нынешнего лета сюдаприехала труппа Арматова под управлением Волгина, пробыла здесь некоторое времяи уехала. В результате г. Волгину, благодаря «великолепным сборам», нечем расплатитьсяс одной из артисток (Глинской). Последняя подала в суд, наложила арест на вседекорации. Вся Юзовка, от мала до велика, пойдет в этот раз послушать своихлюбимых артистов – в камере земского начальника.
После Волгина приехала сюда другая драматическая группа.Первый спектакль дал не более и не менее как 6 руб. чистого сбора, а на другойдень сбор был еще менее, так что пришлось возвратить обратно деньги за билеты.Теперь приехала труппа малороссийских артистов. Та имеет сравнительно лучшиеуспехи, но все-таки собирается в путь… Шесть рублей сбора в местечке ссорокатысячным богатым населением!
В начале войны здесь, как во многих городах, сталииздаваться телеграммы Российского телеграфного агентства. Издание, однако,вскоре прекратилось, вследствие недостатка подписчиков.
Отсутствие духовных интересов замечается здесь еще болеевыпукло в общественной жизни».
И на следующий год снова негодование о вкусах местнойпублики: «1 мая начались спектакли малорусской труппы К.И. Ванченко(руководитель Константин Ипполитович Ванченко-Писанецкий) на сцене летнеготеатра «Новороссийского общества». Первые впечатления – в пользу группы. Ксожалению, большая часть юзовской публики, как мне приходилось об этом писать,восприняли культуру развлечений «особого сорта», которую с большим успехомпрививает функционирующий дамский оркестр. Такого рода «развлечения» с картамивключительно, как наиболее знакомые уму и сердцу местного обывателя, составляютздесь приятный досуг большинства ».
Сохранились упоминания о юзовском саде профессора столичногоГорного института Ивана Августовича Тиме. Он по делам службы по несколькомесяцев находился на руднике Ветка и специально приезжал в сад НРО для веселоговремяпровождения. Профессор вспоминал о духовом оркестре, услаждавшим слухпраздно гуляющей публики. За зелеными насаждениями следили два садовника,получавших жалование в заводской кассе. В.И. Захаревичу в 1912 году за его трудплатили 55 рублей, И.Т. Титкову 35 рублей, плюс какие-то наработки, итого 60,97рублей.
Популярностью у юзовцев пользовался и находившийся рядомводоем. Вода была нужна для производственных нужд металлургического завода. Сэтой целью были образованы водохранилища на реках Кальмиус и Скомарошина. Послеперекрытия плотиной Скоморошины, были образованы два водохранилища (Первый иВторой городские ставки). Ёмкость Первого пруда составляла 1 млн. м3.
Пруд, купальня и лодочная станция, 1910-1912
Открытых пляжей тогда не было. В летнюю жару купались вспециально оборудованных купальнях, катались на лодках, ловили рыбу. И здесь,правда, не обходилось без происшествий: «21 мая (1903 г.) у нас произошелследующий печальный случай. Некий А., служивший на местном заводе, отправилсяна лодке в пруд для ловли рыбы. Как только он достиг середины пруда, где оченьглубоко, он нечаянно нагнулся и, потеряв равновесие, упал в воду. Несмотря наего отчаянный крик, стоявшие на берегу люди не могли подать ему никакой помощии он утонул. Лишь на третий день труп его был найден и извлечен из воды. Посленего остались жена и шестеро маленьких детей без всяких средств к жизни».
А потом по Юзовке прокатились ветры классовой борьбы. Сад нанесколько лет захирел, фонтан и система водоподачи частично пришли в негодность.Второе рождение уголок отдыха получил в средине 1920-х гг., когда появилисьсредства на какое-никакое обустройство. Восстановили эстраду, отремонтировализдание буфета, соорудили несколько павильонов. Ограду сада к тому временизаменили на каменную.
Середина 1920-х
Из архива Сталинского окрместхоза нам известно, что вход натерриторию горсада составлял 5 копеек. В начале лета 1925 г. местхоз доводил досведения всех членов профсоюза и горожан, что в горсад и сквер Павшихкоммунаров разрешается бесплатный вход детей в возрасте до 15-ти лет, потомучто «в виду того, что зачастую дети являются в сад и сквер без родителей иливожатых и шалят, а также производят поломку деревьев и выталачивание травы ипрочее, вход одних детей воспрещается, а пропускать будут исключительно совзрослыми членами семьи или вожатыми».
Пресса информировала, что «имеющиеся в саду буфет,биллиардная и т.п. сданы окрместхозом в аренду на летний сезон 1927г. за сумму12 300 рублей. Музыкальная эстрада и помещение буфета оборудуются заново засчет сумм, получаемых от эксплуатации горсада. Плату за вход предполагаетсяустановить – 10 коп. для всех групп населения». Точно не известно была лиустановлена новая входная плата, скорее всего, была, потому что в 1927 году соорудилиновую ракушку эстрады. Постройка обошлась городу в 3000 рублей. Переоборудовалитакже и летний театр.
На территории функционировал, как сказано в рекламе,первоклассный ресторан «Яр», кормивший всех желающих завтраками, обедами иужинами. Обед из двух блюд стоил 70 копеек. И еще информация из рекламы:«Ресторан снабжен французской и туземной кухней под руководством лучшихленинградских кулинаров братьев Новиковых. Во время обеда и ужина играетсалонный оркестр музыки».
Прокладку нового водопровода на территорию горсадапланировали произвести во второй половине 1927 года, но из-за нехватки средств,сделали в начале 1928 г. Тогда жепоявился и обновленный фонтан.
В самый расцвет НЭПа, на летние сезоны 1926 и 1927 годов вгорсад с 1-й линии перебиралось Казино и лото. Казино работало ежедневно с19-00, а по праздничным дням и вторникам(?) с 12-00. Играли в русский ифранцузский шмен-де-фер, преферанс и другие коммерческие игры. Лото начиналоработать с 18-00, как сказано в рекламе, как игра общедоступная, и с 20-00, каклюбительская. Игра сопровождалась выдачей ценных призов. Так в рекламе. Оденьгах ни слова. Тогда казино работало во многих городах Советского Союза подвывеской Общества «Друг детей», но, как обычно, обогащались кто угодно, кромедетей.
Архивы сохранили штат сотрудников Сталинского горсада в1928-1929 годах, насчитывавший тогда 24 человека. Обратите внимание, только наоркестр, игравший в теплое время года, бюджет тратил 9000 рублей. Завсадомполучал 100 руб., билетер — 45, садовник — 75, охранник и уборщик — по 28.
Большая часть работников горсада работала сезонно.
По сообщению «Сталинского рабочего» 13 июня 1937 года вгорсаду открыли дневной санаторий на 100 ребят. По свидетельству очевидцев, этоодноэтажное здание барачного типа стояло приблизительно там, где сегоднянаходится трасса троллейбуса №10 и магазин «Золотой ключик».
1937-1938
В годы индустриализации акцент с горсада, как главного паркагорода, стал переноситься на организованный в 1932 году Центральный парккультуры и отдыха, получивший имя секретаря ЦК КПУ П.Постышева, и ставший послевойны парком имени А.Щербакова. Здесь построили Летний театр, соорудилифонтанно-скульптурные композиции. Но на начальном этапе парк имени Постышевабыл неудобен для посещения горожанами. Так, например, открывшийся в ЦПКиОцирк-шапито, был вынужден переехать в Городской сад, так как сообщение горсадасо всеми районами города было значительно удобнее.
Горсад, цирк в 1936
В оккупацию горсад особой популярностью ни у населения, ни унемцев не пользовался. Заместитель председателя Сталинского горисполкома вгазетной статье весной 1944 года рассказывал о планах властей по озеленению иобустройству скверов и парков города: «В Центральном сквере им.Горького немцыустроили кладбище своих вояк. Из нескольких тысяч деревьев здесь осталосьтолько 60. В сквере Павших коммунаров и прилегающем к нему кинотеатру«Комсомолец» находилась ремонтная база. Сильно пострадал от рук немецких изверговдетский сквер им.Пушкина и сквер им. Дзержинского.
Очистка парков и садов Сталино от следов немецкогохозяйничанья началась в первый же день освобождения столицы Донбасса. Городскойсад должны благоустроить коллективы «Донбассжилстроя», ОСМЧ №303, горноготехникума, облпромсовета, «Зеленстроя» и другие. Вся эта работа по приведению впорядок городских скверов, садов и парков должна быть закончена к 25 мая».
В послевоенные годы горсаду уделяли много внимания.Достаточно вспомнить о знаменитой чугунной решетке, которую по легенде отлилиместные умельцы, вдохновившись решеткой петербургского Летнего сада.
С решеткой связана еще одна легенда: мол, убрали ее поприказу Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Вроде как,посещая родной для него город, Никита Сергеевич увидел это чудомастеров-литейщиков и разразился бранью, что металла в стране не хватает, аздесь столько литья на дерьмо перевели. Небольшая нестыковка получается.Посещал Сталино Хрущев в качестве первого человека Советского Союза только раз– в 1956 году. Ругать-то он, может, тогда и ругал, но без последствий дляоблика города. Сняли Никиту Сергеевича в 1964 году, а ограда была демонтированав 1969-70гг. Потом, еще лет двадцать часть ограды украшала вход кинотеатра«Зеленый» в парке Щербакова и была демонтирована и увезена в неизвестномнаправлении в постперестроечное время.
Ограда горсада после переноса к кинотеатру "Зеленый"
Отпечаток на дальнейшее развитие горсада наложилоприсутствие рядом Южного автовокзала. Для пассажиров были сооружены кафе легкихархитектурных форм, окрашенных в голубой цвет. Потом эти павильоны снесли и наих месте открыли магазин «АТБ», а в связи со строительством комплекса «Золотойключик» — «Макдональдс» на территорию сада перенесли подземные туалеты.
С 1964 года на аллеях сада проходили воскресные встречичленов Донецкого клуба коллекционеров. Периодически разным причинамколлекционеров вежливо просили покинуть территорию сквера, но они сновавозвращались, пока в 1978 году не ушли отсюда окончательно.
В сороковые годы в саду был сооружен цветочный павильон, гдекаждую осень до начала шестидесятых проводили выставки цветов. Со временем этатрадиция проведения выставок переместилась в ЦПКиО.
Пример работы Зеленстроя в 1950-х
После войны на территории Горсада появилось несколько могил.В современном представлении это место находилось между «Макдоналдсом» иподземными туалетами. Скорее всего, первые захоронения были сделаны в 1943году. Тогда в сентябре захоронили советских воинов, погибших при освобождениигорода. Через несколько лет рядом похоронили директора металлургического заводаП. Андреева и начальника Южно-Донецкой железной дороги Лядова. К началушестидесятых провели эксгумацию и перенос могил. Прах воинов перенесли наМушкетовское кладбище, останки Андреева семья перевезла в Москву. Кудаперенесли останки Лядова – наверняка сказать не можем. Более двадцати леттерритория городского сада была свободна от захоронений, пока в горбачевскиевремена сюда не перенесли от школы №3 останки первого русского социологаВ.Берви-Флеровского.
Фото из книги "Донецк-1962"
Фото 1970-х годов
В девяностые, время сплошных рынков, не обошло и горсад. Накаменном парапете от троллейбусной остановки до Южного автовокзала продавали ипокупали разную всячину, начиная со значков-марок-кассет, заканчиваяприватизационными ваучерами. Потом торговцев разогнали, а парапетдемонтировали. Сегодня парапет существует только со стороны ул.Университетской. Последние изменения в облике городского сада произвели в начале2000-х, когда установили памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы,поставили новые лавочки и фонари, а коммерсанты прилепили кафе «Корона»,правда, частично облагородив при этом прилегающую территорию.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Точно так!
Согласно статье А.Жарова "Улица Университетская" на Горсаде был похоронен не Лядов. Летом 1953 года перенесли могилу "бывшего начальника Южно-Донецкой железной дороги (1940-1941 гг., 1943-1950 гг.), депутата Верховного Совета УССР, генерал-директора 3-го ранга Григория Николаевича Ларионова". Не могли же похоронить Лядова, а переносить Ларионова.
Скорее всего, нет:)
Дом с башнями был готов к 1956 году, машина ГАЗ-69А - тоже, книга, где помещён этот снимок, называется "Донецк 1962", так что где-то в этом шестилетнем промежутке. Других датирующих признаков нет.
От южного берега 1-го городского ставка на север. Справа насыпь железной дороги, за забором - деревья Горсада. Вдали не трубы, а станционный пешеходный мост через пути (видимо деревянный).
Это правильно, что так неуверенно. В Донецке может быть что угодно!
Конечно, правильно. За чужой текст я не могу отвечать на все 100 процентов
Котлета по-донбасски
Вот здесь можно примерно оценить покупательную способность садовника в 1913 году.
В общем понятно, на "вино, кино и домино" простому российскому садовнику вполне хватало, при условии наличия своего жилья.
Думаю, на Инфодоне:)
его там нет и вряд-ли будет.
Тогда где?
Чорт!
В смысле - спасибо!
Хуже бывают только бонд'эры.
Это поклонники Бонда?
это секретная информация. Топ секрет.
Тот еще секрет!
поли-шинель-я или поли-ватник-а.
И пусть Жуков не спрашивает меня зачем я тут это написал.