Эти слова о тебе, «Москва»!
Неутомимый Максим Коновкин выступает с новой идеей. Он намерен рассказывать о каких-то аспектах Донецка советских времен. Начинает он с гастронома "Москва", в котором каждый из нас хоть раз в жизни, да побывал (а многие еще и причастились)…
Начинаю новый цикл публикаций. И это не совсем отдельные рассказы и очерки. Это главы будущей повести о Донецке советских времён. Сегодняшний материал посвящён одному из культовых гастрономов города – «Москве», именуемого в народе «первым» (он и правда был таковым не только по порядковому положению в «Гастрономторге» до постройки универсама «Украина», но и по ассортименту).
Располагался он на пересечении улицы Артёма и проспекта 25-летия РККА. Двухэтажный продуктовый магазин с замечательным ассортиментом. Селёдку почти все годы продавал симпатичный пожилой еврей, во время потягивания соков молодёжь конца 80-х обсуждала вышедших из подполья рок-певцов, а интеллигенция – новый цикл пластинок с записями концертов скандального таганского актёра. В кондитерском отделе вплоть до 2000-го года упаковывали продукцию в традиционные для советской торговли бумажные кульки-конусы. А в пору дефицита периодически появлялись давки с руганью при реализации тортов! Лестница с витражами вела на 2-й этаж, где в те времена работал кулинарный отдел – спасение для голодных студентов-политехников! Однажды на 1 мая там звучала музыка и танцевала буфетчица комплекции Натальи Крачковской.
Со стороны улицы Постышева был вход в маленький хлебный отдел с висевшей на стене статьёй великого хлебороба Александра Гиталова «Дума о хлебе». После распада «нерушимого» собирались большущие очереди с ночи, люди писали на руках номера. Теперь там – маленький обрубочек гастронома.
А со стороны Артёма – ресторан с двумя залами, где можно было комплексные обеды поесть. Верхний зал чаще всего использовался как свадебный.
Кафе-мороженое «Москва» в обиходе называли «зверинец» из-за того, что оно огорожено клеткой. В вечерние часы оно привлекало посетителей неоновой эмблемой на крыше – тюленем, несущим на носу вазочку с мороженым. Кстати, легендарная «Арктика» с них и скопировала. В конце 80-х в помещении «зверинца» начало свою работу кафе «Вдохновение», где продавали вкуснейших цыплят-гриль. Оно и поныне существует, но под «историческим» названием.
Торговый комплекс «Москва» породил немало слов в донецком фольклоре. Вышеупомянутое кафе в народе называли «Подмосковье», а корпус ДПИ на Кобозева – «Бологое» (поскольку он между «Ленинградом» и «Москвой» — гастрономами).
Вот и промчались годы. В помещении гастронома ныне бутик «Терра-Нова», «Хумана» и «Эльдорадо». На месте ресторана – интернет-клуб. Лишь чудом уцелевшие витражи в окнах напоминают о прошлом.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
А кто слышал подробности о громком споре, коснувшемся
крыльца главного входа гастронома?
Это когда учитель одной из донецких школ с него принародно малую нужду справил? Звали Виктор, фамилию и отчество сразу не припомню... По моему, преподавал толи литературу, то ли историю...
"Вот и промчались годы... ... Лишь чудом уцелевшие витражи в окнах напоминают о прошлом."
Какие грустные, давящие на сердце грузом лет слова. Лично я при посещении гастронома "Москва" почему-то всегда испытывал состояние праздника. такое же как и в ЦУМе. А, уже успевшие стать историческими прогулки в 60х по ул. Артёма от гастронома до площади Ленина... Одна часть людей шла в направлении площади по правой стороне тротуара и возвращалась обратно по другой. Таким образом невозможно было, как говорится разминуться с друзьями и знакомыми. Но, всё движение начиналось у гастронома "Москва". Как многолюдно и празднично было по вечерам на этом отрезке улицы Артёма особенно в субботу и воскресенье. Я так же делал там свои первые шаги во взрослую жизнь. Мне было 16 и столько же девочке Любе Потаповой которая училась во 2й школе и жила в доме слева от театра оперы и балета, (по-моему Артёма 80а). Я почему так подробно о Любе,- может кто-нибудь из посетителей сайта Донецкий её знал. Хотелось бы узнать о её судьбе. Но, как говорит Леонид Каневский в известной передаче,-"это уже совсем другая тема".
slavomir,
Да, был спор. Только результат был не маленький...