Дело Красика
В начале 1890-х годов в Юзовке появился сообразительный молодой человек. Он прибыл из села Славянка Екатеринославской губернии в поиске новых шансов. Юзовка была нашпигована этими шансами, как рождественский гусь – райскими яблочками. Молодой человек был уверен в себе и знал, с какой стороны подступиться к делу. Устроился мальчиком в мясной лавке и так потрафил хозяину, что тот через несколько лет предложил взять паренька в долю. Так начиналось юзовская эпопея молодого еврея Ильи Красика.
Очень скоро Илья отделился от хозяина, открыл собственное дело, занялся продуктовым бизнесом. В конечном итоге, выиграв что-то вроде тендера, стал одним из поставщиков юзовского дома. И дело пошло! Образовалась целая сеть продуктовых лавок. И, говорят, не только продуктовых.
— По семейным преданиям, у него была еще ювелирная лавка, а кроме того, он то ли владел кипричным заводом, то ли арендовал его, — говорит донецкий журналист Татьяна Орел, правнучка Ильи Самуиловича Красика.
Семья Красиков. Илья Самуилович — в центре кадра.
Большой дом
Подтверждений ювелирной и кирпичной деятельности Красика у местных краеведов получить не удалось, хотя некоторые операции в окрестных каменных карьерах прослеживаются. В любом случае, можно не сомневаться: Красик был человеком авторитетным, заметным в Юзовском деловом сообществе. И домиком владел соответствующим.
Сейчас «дом Красика» входит в комплекс управления областной милиции — двухэтажное западное крыло этого большого здания, хотя и основательно перестроенное после войны. По некоторым воспоминаниям, здесь была биржа труда, которую в конце 1942 года подожгли, и пожар сильно повредил старую постройку. Впрочем, если присмотреться, в западном милицейском крыле все еще можно увидеть следы характерной юзовской кладки. Изначально это было не крыло, а отдельное здание. И владел им Илья Самуилович лично. Об этом Татьяне Орел рассказывал старейший донецкий краевед, покойный Михаил Альтер.
— Альтер еще мальчиком часто бывал в нашем доме, когда им действительно владели Красики, — говорит Татьяна. – Мама Михаила Савельевича и моя прабабушка были двоюродными сестрами. Он рассказывал мне, где там у нас стоял рояль, где патефон. Помнит, что в доме постоянно пахло вкусным ванильным печеньем. И помнит, что, если случалось проходить мимо по улице, бабушка Маша обязательно бросала ему из окна конфетки.
Откуда она взялась, эта бабушка Маша?
Большая семья
По семейной легенде, свою жену Марию Морозову Красик присмотрел в доме Юза. Она, уроженка одного из сел Екатеринославской губернии, молоденькая, прилежная девушка, работала там белошвейкой. Там ее Красик увидел – и, можно сказать, экспроприировал. Лишил юзовское хозяйство ценного кадра. Свою Машу Илья очень любил, делал ей царские подарки. Когда они под руку шли в театр, Маша сверкала, как новогодняя елка – вся была увешана изысканными драгоценностями.
Супруги жили счастливо, одного за другим родили пятерых детей – дочерей Соню и Мину, сыновей Лазаря, Юрия и Александра. Детки учились в престижных школах Юзовки – девочки, например, в знаменитой гимназии госпожи Ромм, исчезнувшей впоследствии с угла Садового проспекта и Первой линии. У детей были пони, на которых их вывозили в город. Не стоит и говорить, что семья имела настоящий собственный выезд с чистопородными рысаками – ретро-вариант «шестисотого мерса».
— Дети Ильи Самуиловича очень дружили с детьми Кроля, другого известного юзовского купца, и эта дружба сохранилась надолго. Моя бабушка Соня была не разлей вода с Лизой Кроль, ходили в гимназию как шерочка с машерочкой. Не так давно умерла внучка Кроля, с которой поддерживали отношения бабушкины дети, — свидетельствует Татьяна Орел.
В домена Пожарнойустраивались шикарные новогодние елки. Вообще, очень много было там гостей, их всегда с удовольствием принимали.
Большой добряк
Илья Самуилович сохранился в семейных преданиях исключительно добрым, отзвычивым, человечным. Ему как-то удавалось сочетать это с деловой хваткой и предприимчивостью.
Есть, например, такая легенда. Однажды две дочки, Соня и Мина, во время прогулки встретили на улице жалкого плачущего старика. Сердобольные девочки привели его домой. Красик посмотрел на несчастного, оставил под своей крышей, подлечил. В конце концов, где-то в сельской местности нашлись родственники старика, забрали его домой. Но семьи впоследствии продолжали дружить и даже в 30-е годы еще обменивались подарками. В лучшие годы Красика его карманы были набиты деньгами, которые он, не раздумывая, раздавал направо и налево – всем, кто, по его мнению, в деньгах остро нуждался.
Любопытно, что Красик служил в армии. Как еврей, он не мог претендовать на офицерское звание. Но служил достойно, и в порядке исключения унтер-офицера ему все-таки дали. Кто-то из зауважавших командиров записал его русским.
А еще о нем помнят как о комфортном и неконфликтном человеке. Все это вкупе с практичностью, вероятно, и помогло уцелеть после революции. Он вовремя понял, что с нажитым лучше вовремя расстаться. И отдал все, чтобы сохранить главное – жизнь и спокойствие близких. Хотя и погромы пришлось пережить. Впрочем, тут не обошлось без своеобразного триумфа. Рассказывают, что махновцы, зайдя в дом Красиков и уже изготовившись «грабить награбленное», увидели фотографию Ильи Самуиловича (его самого дома не было). И один из них, уроженец села Славянка, вскричал: «Це ж наше сонечко!». Он вспомнил, что Красик регулярно помогал бедным односельчанам…
Махновцы развернулись и ушли грабить дальше.
Большая жизнь
А потом приходили «красные». И отобрали все подчистую. Причем не только материальные ценности. Один из визитов закончился тем, что Красик потерял дочь. Правда, к полному удовольствию ее самой.
Однажды утром к Красику явился молодой комиссар Яков Цирульский. Вытаскивая из закромов остатки купеческого добра, он заметил молоденькую Соню, старшую дочку вражеского элемента. И навсегда был пленен ее, как сказали бы тогда, огненными очами. Цирульский был известен Соне: она с Миной присутствовала на его выступлении в клубе, и их необычайно веселило, как бритая наголо голова молодого комиссара пускала по всему клубу солнечные зайчики. Так странно начиналась большая любовь, которая с Софьей и Яковом останется на всю жизнь.
Цирульский был хрестоматийным большевиком: кожанка, маузер… Тогда еще — убежденный партиец. Правда, в 50-е годы он, как бы предвидя печальные события, связанные с евреями, перестал платить партийные взносы и был из партии исключен. Но на заре советской эры он занимал важные должности. Окончив в столичном тогда Харькове юридический институт, стал бухгалтером Нацбанка. Это был настоящий самородок, из простой семьи с десятком детей, но очень толковый и грамотный. В Юзовку он попал из Енакиево, куда вся семья переехала из Гуляй-Поля. Отец Якова Цирульского был известным в Енакиево часовщиком, часы ему несли со всего города…
Ну, а что же старый Красик? Избежав худшего, он смог как-то приспособиться к советской жизни. Во время войны вся большая семья Красиков-Цирульских выехала в эвакуацию – в Киргизию, в Ош. Вернулись вскоре после освобождения. Жили на Девятой линии, в районе пересечения с проспектом Маяковского, во дворе, буквально уставленном жалкими халупами. Потом старик Красик (можно считать, чудом) смог устроиться заведующим хозяйственной частью в ДПИ. Получил квартиру в доме на углу Артема и проспекта РККА. И умер, как вспоминает правнучка, «в день смерти Сталина, но несколькими годами позже».
Точно в день смерти старика у его сына Александра родился сын Илья. Таким образом, получилось, что Илья Красик как бы и не умирал…
P.S.
В современном Донецке живут прямые потомки этого видного в нашей истории человека. Есть «боковые» родственники – вскоре после Ильи в Юзовку приехал его младший брат, который занялся производством безалкогольных напитков. Это оказалось семейным делом – сын брата в ранние советские времена стал одним из управляющих менеджеров на «безалкогольном» заводе. Линия брата прослеживается в Донецке уже на протяжении века.
Век назад Красики были людьми из юзовской элиты. Сейчас фамилия эта в истории города практически не фигурирует – забывать у нас умеют отлично. И озабоченные милиционеры, торопясь по коридорам западного крыла своего областного управления, даже не подозревают, что век назад здесь были пони, елки, ванильное печенье и много-много денег…
Bonus. Загадка имени
В истории Юзовки обнаруживается два купца с фамилией «Красик». Одного зовут Бенцион Шмуцер, второй идет под инициалами И. С. Первый числится, например, среди крупных поставщиков рогатого скота. Или как хозяин продуктового магазина на Рутченковских копях. Второй – как деятель оптово-розничной мучной и бакалейной торговли в рекламе из путеводителя по Поднепровью за 1914 год. Получается, в Юзовке было два купца Красика?
Не будем торопиться с выводами. Обратим внимание на то, что во всех случаях компаньоном Красика (как бы его ни называли) выступает А. М. Лившиц. А значит, можно предположить, что Илья Самуилович и Бенцион Шмуцер – это просто два варианта одного и того же человека.
В стремлении прояснить ситуацию мы добрались до Галины Юрьевны Диненштейн, старейшей внучки Красика, живущей сейчас в Белоруссии. Она вспомнила, что имя Бенцион как второе имя деда фигурировало однозначно (и полностью оно, в таком случае, могло звучать так: Элиа Бенцион Красик). Но что такое Шмуцер? Тут ничего, кроме гипотез, родственники предложить не могут. Ситуация прояснилась после бесед со специалистами по еврейству. Суть в том, что у евреев, особенно хасидов (а именно они жили на территории Украины), существовала практика присвоения прозвищ, которые впоследствии употреблялись вполне официально. «Шмуцер» нам перевели с идиш как «нахал», но с позитивным оттенком – как «пробивной, общительный парень». В общем-то, вполне соответствует тому образу Ильи Красика, который получается по семейным воспоминаниям…
Текст написан по заказу сайта 62.ua
_________________________________________________________________________
Примерное место расположения дома Красика на карте города:
_________________________________________________________________________
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Евгений Юрьевич, интересный материал получился!
Anatoliiz,
Спасибо за помощь в его подготовке!
Всегда, пожалуйста!
JohnAdmin,
У евреев, как, впрочем и у христан, существует практика наречения ребенка вторым именем - типа запутать дьвола-искусителя. Только у христан оно дается по святкам крестными родителями при крещении, а еврейских мальчиков одаривает вторым именем сандак (аналог христианского крестного отца) во время брисс-миллы.
С уважением
Замечательная публикация. Как я понимаю, благодарности заслуживают два человека. Спасибо, Евгений Юрьевич!
Спасибо, Анатолий!
старый,
Да, Анатолий мне здорово помог сориентироваться в делах Красика, а Степкин и Пешехонов - в локализации дома. Я уже не говорю про Татьяну Орел, без которой этого текста просто не было бы. Так что причастных лиц, заслуживающих благодарности, гораздо больше, Анатолий Валентинович!
JohnAdmin,
Остаётся поблагодарить ВСЕХ причастных!:)
JohnAdmin,
В адаптированной версии это будет звучать так -
"Еврейский крестный назвал Элиа Красика "Бенционом" .
Зато могу четко установить день, когда сие поименование произошло. Ибо именно на 8-й день после рождения еврейский мальчик становится легче на несколько граммов
=ВАРЯГЪ=,
С Бенционом-то более-менее ясно, не о том вопрос, речь о том, как к нему прилепилась кличка Шмуцер, то есть - как вообще выглядела практика присовения таких имен-кличек
...И потому один из великих русских поэтов 19-го века при крещении получил имя, отличное от того, которое у всех на слуху почти 200 лет. В этом тоже виноваты коммунисты, и, естественно, евреи - куда ж без нас-то...
Может быть я где-то и ошибся в формулировках - так кто там без греха - пусть бросит в меня камень.
А если кому не нравится, что некоторые традиции христанства взяты из иудаизма - так сгоняйте в Ершилаим - там все слишком близко одно от другого
Да, чуть не забыл - пан Алюрка, "Хана бредни" - это идиш или иврит?
Овва, Богдан Зиновий Хмельницкий был евреем.
Да, на этом сайте умеют делать сенсации!
Статья хорошая. Только, что сделал для города этот еврей? Для своей семьи - понятно. За пригретого дедушку - отдельное спасибо. Обычный коммерсант, вот и всё.
Дружище =ВАРЯГЪ=, просто не договорил, что Христианство и чудесный бестселлер Библию, собрали из 52 книг Талмуда. А теперь этой книгой вбивают в мозги всего мира, гвозди рабского поклонения перед евреем Христосом. Тем самым ломая личности людей и насаждая безнравственное раболепие перед чужими Богами.
Посчитайте, сколько в Христианской вере еврейских Богов, а сколько Русских, Украинских (Славянских).
Почему, когда православный батюшка венчает двух влюбленных людей, он предлагает невесте: “И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
А юноше: “Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
Почему Русский , Украинский (Славянский), человек должен походить на Сарру, Рахиль, Исаака и пр.?
Бред!
Я хочу походить на лучших из своих предков, а не на евреев, как бы божественны они не были!
JohnAdmin,
Вот уж чего не знаю - так это каким макаром давались"погонялы" в Юзовке в начале 20-го века. Самый мой старый дядька - 1937 года рождения, так что сомневаюсь, что он что-то знает. Максимум, что могу сделать для Вас - это выделить резервную кипу и завести в кабинет к ребе Пинхасу - може он в курсе?
Юзовский,
Сан НиколаичЪ, при всем уважении к Вам - ну не надо мне ничего приписывать. Я сказал, что хотел, а кто там что захотел услышать - не мои проблемы. Хотя, ИМХО, христанство - адаптированная версия иудаизму - и можете забросать меня подушками, табуретками и тапочками.
С уважением
Алюрка,
Да мне как бы НЕинтересно идти к православному священнику - нету у меня к нему вопросов. Как, впрочем нету у меня вопросов ни к мулле, ни к раввину. Ну не верю я ни в какого Б-га, атеист я.
=ВАРЯГЪ=,
Юзовский,
не гоните)
и забросайте меня таблетками, а?
И я про это. Зачем же Вас тапочками-то?
Просто я расширил немного Вашу мысль.
finkelstein,
Зачем же таблетками? Лучше шашлыками!
JohnAdmin, как все-таки звали Красика - Ильей Самуиловичем или Ильей Соломоновичем? Разночтения в тексте-)
+++Христианство и чудесный бестселлер Библию, собрали из 52 книг Талмуда+++
dolzhnik,
Какие такие разночтения? Нет никаких разночтений!
Почему сразу не в мой первый "Букварь" с хорошим фото старика Л.И.Брежнева? По этому вопросу "Википедия" и "Букварь" - это одно и тоже...
В Талмуде осталась более-менее реальная информация картины мира до Р.Х. Переведены только шесть томов с большими сокращениями. Остальные 46 томов известны лишь верхушке Левитов высоких ступеней посвещения и то не всем.
P.S.
Может, еще почитаем в Википедии про книгу Иббур?
Юзовский,
дело не в том, что он для города сделал, а просто история дома и семьи там проживающей, и это очень интересно.
Спасибо за статью.
Алюрка,
Ваще-то я по понедельникам играю в преферанс с уважаемыми людЯми, а не читаю лекций о различии промежду национальностью и вероисповеданием. Так что можете продолжать упражнения в калиграфии. Кому, как не Вам - строителю - знать, что на заборах можно начертать многА букаФ
я с вас со всех тащусь
с уважением, конечно, делаю это. И надеюсь на взаимность.
JohnAdmin, ты исправил уже-)))
dolzhnik,
Как докажешь?
Юзовский, в Талмуде нет картины мира до Р. Х. Талмуд это всего лишь частные ТОЛКОВАНИЯ к еврейской части Библии, которые писались чуть ли ни до Средневековья - это что-то вроде комментариев, например, к данной статьей Ясенова-)
JohnAdmin, а если у меня скриншот сохранился?;-))
А лысого дядечку в форме на фото заметили? Между прочим, НКВДешник... Из среднего начсостава. Примерно 1935 - 1937 гг. О принадлежности к сей серьезной организации говорят пуговки на планке воротника гимнастерки (в РККА такие пуговицы были потайными) и петлицы с характерным серебристым продольным сутажом. Да-с, любили представители богоизбранного народца служить там...
А мне наоборот интересно история отдельного человека, отдельной семьи - ведь из таких отдельных историй складывается история в целом, пусть даже такой человек, или семья ничего выдающегося и не сделали для истории, а просто жили, работали, растили детей. И мне интересна допустим история касающаяся не только моей семьи или каких-то моих родственников но и абсолютно посторонних мне людей.
Юзовский, к стати, если бы он не был евреем, для вас тогда история этого человека и его семьи было бы интересна?
dolzhnik,
Как знаете.
P.S.
Если о чем - либо не написано в Википедии - значит этого не существует!
Если написано - это истина!
А зохен вей!
Зачем запускать тесты в комментариях? Мне всё равно, если бы этот еврей был не еврей или еврей. Не люблю еврейской наглости и суперпродуманности. Если этого нет, то - все хорошо.
В еврейской традиции принято при рождении давать мужчине руф номэн – имя, которым вызывают в синагоге, поминают в молитвах. Обычно руф номэн – это имя из еврейской Библии или Талмуда. Используется оно чаще всего в культовых церемониях, а в прочих случаях евреев называют по имени матери. Детей часто называют в честь старших родственников. Делается это в соответствии с представлением о Книге жизни, в которую вписываются все люди. Такая традиция приводит к тому, что небольшое количество имен в семье передаются из поколения в поколение. В разных направлениях иудаизма могут быть разные представления о том, в честь каких родственников – живых или умерших – называть ребёнка. Но в любом случае евреи верят, что ребенку, названному в честь знаменитого представителя его рода, перейдут его качества, и младенец будет находиться под его покровительством.
Помимо основного имени – руф номэн – у евреев принято давать ребенку и второе, светское имя. Большая часть вторых имен заимствована из других языков. Например, Хаим-Виталь означает «жизнь» на иврите и латыни. Имя Хаим имеет отдельную историю. Когда-то это имя давалось больным в магических целях, дабы обмануть Ангела Смерти.
Некоторые имена образовались благодаря поверьям. Например, имя Алтер или Олтер буквально означает «старик». Отсюда же происхождение фамилии известного донецкого краеведа. Когда-то так называли любого младенца в течение его первого месяца жизни, чтобы оградить его от опасностей со стороны злых духов. Постепенно это иносказание превратилось в обычное имя, однако ему всегда сопутствует второе.
Более подробно обо всём этом можно почитать на сайте, посвящённом именам, а также в электронном варианте "Еврейской энциклопедии".
=ВАРЯГЪ=, Вы только не падайте в обморок от того, что прочтёте ниже, но должен по секрету признаться, что Dedushka в университете два года при филологическом факультете учил иврит. Кроме самого языка нам также читали лекции по иудаике. Причём преподаватель из Израиля. Очень интересный предмет. Кроме всего прочего, конечно, имею подтверждающий документ. Пусть это не сочтут хвастовством, но чтобы прояснить какой-нибудь вопрос в сфере еврейской истории и культуры совсем не нужно ходить к ребе Пинхасу. Dedushka готов дать любую консультацию.
Dedushka,
Уважаемые знатоки истории Донецка! У меня есть вопрос о купечестве. На одном из снимков базарной площади есть несколько вывесок с фамилией Ратнер. Может кто-нибудь встречал эту фамилию в документах? Родной брат моего отца был женат на Ольге Эдуардовне Ратнер, а её отец, Эдуард Моисеевич был купцом. Она давно умерла, и никакой истории о её предках мы не знаем!
Dedushka,
Та ясно насчет второго имени, в этом интриги и не было! Повторяю и вам тоже: интрига - в прозвище Шмуцер. Можете объяснить, что означает оно?
Идиш представляет из себя, по сути дела, один из диалектов средневекового немецкого. Такую фамилию он мог получить в момент принудительного поголовного присвоения искуссвенных фамилий австрийской государственной администрацией в ХІХ веке (до этого у евреев фамилий не существовало). В результате трёх разделов Польши его предки стали подданными Российской Империи. Его еврейское имя — Элиа (или Элияhу), второе имя — Бенцион, а Шмутцер — фамилия. В России он мог взять себе новую фамилию — Красик. Вполне распространённая история в среде российского еврейства.
Dedushka,
Спасибо, вполне убедительно, как рабочая версия!
Dedushka,
У меня - крепкая психика, так с чего бы мне падать в обморок? И такое в жизни бывало. И не такое - оно тоже бывало. Вы ж НЕ срываетесь в истерику по поводу и без. Просто как по мне - то чем искать Дедушку Джеральда по столицам сопредельных государств проще подергать за бейцы ребе Пинхаса, который каждый день проходит мимо меня минимум два раза - ибо живет через дорогу. Да, кстати - сегодня, если верить "одноклассникам.ру" - День Дедушки, так что примите поздравления
Юзовский,
Я Вас услышал, Александр Николаевич!
=ВАРЯГЪ=,
Понял. Сегодня, еще к тому же, международный день объятий.
С уважением.
Юзовский,
Тока на будущее поимейте ввиду - у меня тоже с продуманностью все аколь беседер, а наглостью, если вдруг кому не хватает, я и поделиться могу за долю малую-воровскую
С уважением
А я вот, на рассылку подписался на http://www.calend.ru/ Интересный сайт, всем рекомендую.
В Донецком архиве Вы сможете запросить сведения из фонда синагоги о браке и рождении родственников, основываясь на данных, которые Вам известны. Будьте готовы, что Вас попросят документально подтвердить родственные отношения, в противном случае на основании "Закона о персональных данных" Вам ничего не покажут. Если нет документов, подтверждающих Вашу родственную связь с Ольгой Эдуардовной, нужно сначала получить их, затем на основании документа о её рождении — данные, где будет указан её отец и так далее. Журнал записи о браке и рождении вёлся на 2-х языках: левая страница на русском, правая — на еврейском, так что ничего особо сложного там нет. Заказ поиска стоит ок. 100 грн. работниками архива по письменному заявлению. Самостоятельно — бесплатно, но не все документы могут быть Вам выданы, всё зависит от конкретного дела.
JohnAdmin,
Кстати, в дореволюционных справочниках фамилия Красик пишется через "е" — Красек.
Dedushka,Cпасибо! Обязательно воспользуюсь советом.
JohnAdmin,
Ну, вот, в Адресс-календарях за 1912 и за 1916 гг. тот Красик, который в Мариуполе был колбасным королём, пишется как "Красек".
Dedushka,
А наш в Путеводителе по Приднепровью - как Красик
JohnAdmin,
Наверное, всё же это — один и тот же.
Dedushka,
Я не знаю, но, как видите, с написанием фамилии не так однозначно, как вам кажется. Есть еще прочие документы. в которых Красик именуется Красиком, в не Красеком
Ой, вей, что ж так форум-то тормозит...
Коллеги, таки к вам вопрос.
Правильно ли я понимаю, что описанньій в статье дом Красика - єто та 2-єтажка на Пожарной площади восточнее здания пожчасти, которую видно на многих панорамньіх фото Юзовки со стороньі завода?
Таки да?
И есть ли другие фото данного дома?
Правник,
Таки да!
Правник,
JohnAdmin,
А какое фото имеется ввиду и где на этом фото "дом Красика"?
Sid Misious,
Вот это (дом Красика - двухэтажный справа)
JohnAdmin,
Спасибо! Пожарная каланча на месте 6-го корпуса ДПИ?
Sid Misious,
Да, примерно там
JohnAdmin,
Спасибо за подтверждение.
Как-то даже странно - один из "центровьіх" домов посёлка, а других его фото (с близкого расстояния) даже и не встречается. Ни до переворота, ни после оного...
Правник,
Но рассказы о нем есть, и из разных источников
Так это же "...молодой комиссар Яков Цирульский. ...Цирульский был известен Соне: она с Миной присутствовала на его выступлении в клубе, и их необычайно веселило, как бритая наголо голова молодого комиссара пускала по всему клубу солнечные зайчики. Так странно начиналась большая любовь, которая с Софьей и Яковом останется на всю жизнь."