Новая Юзовка
Обновление старых юзовских объектов путем превращения их в современные и актуальные, с сохранением стилевой оригинальности – такой метод сохранения истории города предлагает архитектор Олеся Светличная.
Функция, способная вдохнуть
Цитируем автора:
— Сегодняшняя современная жизнь города характеризуется его вполне естественным развитием и формированием, а так же, как следствие этого, постоянно возникающие противоречия при попытках сдерживать или регулировать этот процесс. Такое не простое положение дел еще больше усложняет необходимость сохранения культурного наследия, во многом усложняет решение ряда градостроительных проблем, которые и раньше были далеко не простыми. Включение исторического центра в проблематику современной городской жизни, выявление специфических параметров и свойств, сложившихся в течении длительного исторического периода, определяют пути сохранения и адаптации историко-архитектурного наследия.
Разработанная ею программа так называемой "ревалоризации" (то есть, переоценки ценностей, смены функционального назначения) старого юзовского фонда предусматривает комплексную работу с таким количеством объектов, какое только будет возможно охватить. По ее словам, объемы в 50-60 объектов совсем ее не пугают – для каждого из зданий обязательно найдется новая функция, полезная для города и способная вдохнуть в здание новую жизнь. Но для начала она намерена разработать "пилотный проект" на примере трех всем хорошо известных строений – Братской школы, гостиницы "Великобритания" и дома Кроля.
— Сложность заключается в том, чтобы, формируя целостный завершенный ансамбль, необходимо вовлечь даже самый маленький участок городской среды с архитектурно-историческим объектом в общий функциональный процесс и экономический оборот. В основе этого единства лежат не только стилистические признаки, масштаб, родство материалов, но и пространственное и функциональное единство, — продолжает аргументировать автор.
Ну, а если все свести до уровня конкретики? Как можно осуществить теорию на практике имеющихся юзовских объектов?
— Для того, чтобы разработать конкретное предложение по каждому из зданий, нужно тщательно изучить его внутреннее строение, его планировку. Надеюсь, в ближайшее время это удастся сделать, после чего будет предложено три детальных плана, — говорит Олеся Светличная.
Quasi uno fantasi
Тем не менее, по нашему предложению, она сделала "несерьезный" прогноз – без учета всех обстоятельств, которые выявит исследование. Три абстрактных проекта по трем "пилотным" зданиям могли бы выглядеть так.
В Братской школе, создававшейся как большое учебное заведение (и спланированное соответствующим образом) могла бы разместиться элитная донецкая школа, преподавание в которой велось бы по методике легендарного донецкого педагога Виктора Шаталова. Его приемы в советское время считались революционными, не потеряли они своей эффективности и сегодня. К Братской школе Шаталов имеет самое непосредственное отношение – его педагогическая карьера начиналась в 50-е годы именно здесь (тогда в этих стенах действовала средняя школа №6).
Гостиница "Великобритания", не меняя профиля, могла бы в результате переустройства изменить свой статус и имидж. Из нее, допускает Олеся Светличная, можно сделать хороший современный недорогой отель, по-настоящему привлекательный для туристов, с имиджем "первого отеля города". Внутренние интерьеры, в этом случае, приобрели бы стилизацию под модерн – оформительский стиль начала прошлого века.
Наконец, из дома Кроля вполне мог бы получиться музей юзовского быта. Поскольку это – типичный пример купеческого особняка, то в его интерьеры должно вписаться все, что было свойственно тогдашнему быту. Конечно, такой музей изначально должен создаваться как суперсовременный, интерактивный, с максимальным вовлечением посетителя в экспозицию – так, как это делается в лучших музеях мира. То есть, по сути, создать востребованный туристический аттракцион.
— Еще раз подчеркну – это не проекты, а только идеи. От которых, после изучения планов и интерьеров, придется отказаться. Ведь могут обнаружиться, например, какие-то исторически ценные элементы, которые необходимо будет сохранить – и это сделает невозможной реализацию идеи, — объясняет архитектор.
Что есть — то есть
Надо сказать, что практика перепрофилирования юзовских зданий под объекты актуального назначения отнюдь не нова. Таким образом, было обеспечено беспроблемное существование как минимум трем известнейшим объектам. Два из них обновили и содержат банковские структуры – речь идет об "английской школе" на Ларинке и "доме Горелика" на Садовом проспекте. Третий объект – бывшая усадьба помещиков Рутченко на поселке Боссе, которая получила новую жизнь благодаря одной коммерческой структуре.
О. Светличная считает все эти объекты успешным примером того, что она называет "ревалоризацией". Однако она обращает внимание на весьма существенную деталь. Все эти объекты были облагорожены в результате спонтанных усилий отдельных организаций. Ее предложение – возвести этот процесс в систему, охватить им все важные сооружения юзовской эпохи.
— Включение исторических центров в проблематику современной жизни, выявление специфических черт, сложившихся в течение длительного исторического периода городов способствуют их сохранению и адаптации, — объясняет архитектор.
"Вот пусть докажут!"
Проект выглядит красиво, но насколько он реалистичен? Ведь "перепрофилирование" старых зданий может натолкнуться на сопротивление (пассивное или активное) их нынешних владельцев. И вряд ли возможно разработать механизм, который бы предусмотрел решение этой проблемы во всех возникающих ситуациях. О. Светличная понимает это и дает такой комментарий:
— Конечно, в каждом конкретном случае решение будет особым. Тут важно соблюсти два принципа. Первое: владельцы должны быть материально заинтересованы в модернизации здания. Второе: город должен чувствовать здесь свой интерес и взять на себя руководство программой. Во всем мире подобные проекты находятя под муниципальной опекой. Наши власти много говорили о своей заинтересованности в сохранении культурного наследия. Им предоставляется прекрасный случай доказать, что их слова не расходятся с делом.
По словам автора идеи, принципиально в ней – желание видеть город имеющим собственное лицо, способность пойти на разумные компромиссы ради будущего, а точнее – найти решения, позволяющие "мобилизовать опыт прошлого в интересах наступающего". Недостаточно сохранить лишь внешнюю оболочку старой городской застройки. Самое важное – активно включать исторические районы в современную жизнь. Тогда обновление будет органичным и долговечным.
Архитектор Светличная уверяет, что ее "модель ревалоризации" исторической застройки Донецка разработана впервые и учитывает все градостроительные положения и нормы, действующие в Украине. Возможно, это – самый реалистичный вариант реализации того, о необходимости чего мы говорили в свое времяв фильме "Неприкасаемые".
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
я в десять лет мыслил ровно так же. Это прекрасно. Сейчас мне уже 11, но взглядов своих я не поменял.
Очень понравились фраза "наши власти много говорили (о своей заинтересованности)" и термин ревалоризация.
Спасибо.
М-да... Ну, может быть. А может быть и нет... иными словами "фонарь отфонарный"(с).
Но это мое субъективное мнение.
Кстати, а никто ничего не слышал про планируемый переезд Краеведческого музея?
Мне кажется это утопия, но хотелось бы ее реализации.
Понаехавший,
нет, а шо?
Согласен.
Олеся, кстати, весьма привлекательная мадам, а как говаривал Ницше устами Заратустры, для красивых женщин нет ничего невозможного.
Ясенов,
и вам за это приз полагается. В знак благодарности. Невысокой ХЦ. Заходите, как будет возможность. Я вам заодно покажу, как одно заинтересованное лицо при минимальных материальных затратах поддерживает комплекс вполне исторических зданий в центре города. Пусть в неудовлетворительном состоянии - но поддерживает, и иногда даже состояние это делает более удовлетворительным.
Я возненавидел слово "ревалоризация", когда начинал писать диссертацию об историческом центре Юзовки... И это явилось причиной того, что я послал эти дурацкие термины вместе с диссертацией к ... .... и стал ее просто виртуально восстанавливать. Владельцы этих исторических зданий прекрасно понимают, что прибыль от такой "ревалоризации" - ноль целых с нулем в периоде. Я уже переболел этой архитектурной романтикой. Подозреваю, что Олеся уже вступила на эту тропу...
Обновление старых юзовских объектов путем превращения их в современные и актуальные, с сохранением стилевой оригинальности – такой метод сохранения истории города предлагает архитектор Олеся Светличная
Лет 25 назад (плюс-минус пару лет), я разговаривал с тогдашним руководством горисполкома о том, что неплохо бы сохранить в Донецке уголки старой Юзовки, на меня тогда посмотрели как на идиота и сказали, что "Нехрен сохранять старьё!"
Господи, что за бред!!!
А сейчас эти здания тупо простаивают и поэтому в них надо чего-то там размещать? В Братской школе, что не учебное заведение? Или размещение там элитного учебного заведения, автоматически вернет зданию презентабельный вид и оградит от вмешательства в него?
Вопрос стоит не в "перепрофилировании" юзовского наследия, оно и так давным давно переэтосамое. Вопрос в том, что нет архитектурного обоснования ОБЯЗАТЕЛЬНОГО сохранения аутентичного облика зданий.
Все остальное - казуистика и упражнения для ума, без какого-либо реального выхлопа
Возможно, по форме коммент Алюрки излишне эмоционален, но по содержанию соглашусь с ним
Вот дом Октябрьская 31: http://www.panoramio.com/photo/16495634
А вот это старое здание проспект Лагутенко(возле автостанции Центр) после того как его отделали современным пластиком потеряло свою притягательность. http://www.panoramio.com/photo/45033909