Футуризм профессора Сальникова
06.05.2009

Футуризм профессора Сальникова

Во дворе дома номер 16 по Университетской с конца 70-х годов существует техногенная площадочка. Это – дело рук одного отдельно взятого энтузиаста, профессора института искусственного интеллекта Ивана Сергеевича Сальникова. Еще немного – и неподражаемый городской прикол рассыплется в прах.

Самого Ивана Сергеевича нам с моим партнером Евгением Калиновским застать дома не удалось. Отсутствие удивительного человека мы компенсировали беседой с двумя соседями, которые долго рассказывали, как профессор собирал по окрестным свалкам всякие подходящие элементы – обрезки труб, крышки от кастрюль, вентили и прочее. Как потом мастерил из этого композиции, имеющие скрытый внутренний смысл. Как после развала Союза бомжи начали растягивать профессорские скульптуры на металлолом (и, хотя окна квартиры Сальникова выходят непосредственно на площадку, уследить за шустрыми «металлистами» было нереально). Как картину всеобщего распада в нынешние времена довершили наркоманы, которые приходят сюда «догоняться», отоварившись спиртным в близлежащей «Обжоре».

Потом мы побеседовали с сыном профессора – Иваном Сальниковым. Он рассказал, как участвовал в сооружении отцовских конструкций, разъяснил смысл некоторых (от соседей по дому концепция ряда скульптур до сих пор ускользает). Вспомнил, как на рубеже эпох тогдашний председатель горисполкома с типично донецкой фамилией Мигель распорядился обустроить площадку – тогда и появилась здесь красивая плитка. Младшему Сальникову, конечно, грустно наблюдать за тем, как время пожирает идею его отца. Обидно стало и нам. Может, выдающейся художественной ценности сооружения профессора и не представляют, но это – интересный штришок к портрету Донецка. Технологическая поэтика в индустриальной столице. Кустарный футуризм. В общем, еще один элемент донецкой оригинальности. Уважающие себя города такими вещами дорожат, холят их, пестуют и лелеят, чтобы при случае показать приезжим (которые, не сомневайтесь – оценят по достоинству!).

Может, площадку Сальникова еще спасут, реконструируют и поставят под охрану. Пока мы можем наблюдать только за тем, что осталось.

«Антидвигатель». Концепцию молодой Сальников объяснил нам так: собранное из деталей реальных двигателей нечто, что двигаться не в состоянии.

 

 

«Пирамида Хеопса». Уменьшенная копия знаменитого чуда света, вытянутая по вертикали строго по какой-то формуле.

 

 

«Гриб». Судя по всему, искаженный по той же формуле.

 

 

Еще один грибок – на самом деле, сляб с металлургического завода, установленный на столбик.

 

 

Верхнюю плоскость этого сляба используют в общепитовских целях всякие личности.

 

 

Конструкция, назначение которой может объяснить только Создатель.

 

 

Та же конструкция в деталях.

 

 

«Улитка» (имеющая несомненное родство с логотипом газеты «Салон дона и Баса»). Спираль, изображающая раковину, ушла за кадр, на «теле» улитки — надпись «Автоматические котлеты», явно выходящая за границы авторского замысла.

 

 

Композиционный центр всей площадки – «Дон Кихот, атакующий мельницу».

 

 

Сама мельница. В свое время на ней были крылья, павшие в неравной борьбе с «металлистами».

 

 

Сложная система сочленений и связок, принайтованных к «Дон Кихоту».

 

 

«Колодец». То, на чем развешано бельишко – центральная его стойка. По первоначальному замыслу профессора, вокруг него был сооружен деревянный сруб. Уж сруба нет…

 

 

Микросхема из-под телевизора «Шилялис», намертво привинченная к бревну для сидения. Должна, судя по всему, символизировать конечность всякого дурнопахнущего телешоу. На бревне в момент нашей вылазки сидели две девицы и мирно употребляли напиток розовой масти.

 

 

Для удобства употребляющих товарищей имеется также кружка.

 

 

И унитаз – правда, никуда не подключенный.

 

 

Евгений Калиновский запускает любопытную руку в недра непостижимой конструкции из множества железяк. По его предположению, там должен был найтись чемодан с золотом партии – действительно спрятать внутри можно любую контрабанду. Но Жеке не повезло…

 


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. криг
    криг 07.05.2009, 08:06
    Буду в Донецке, обязательно приду посмотреть
  2. Ясенов
    Ясенов Автор 07.05.2009, 08:10
    Картина грустноватая, но, как развалины Карфагена, поучительная
  3. Валерий
    Валерий 07.05.2009, 10:49
    Это просто реквием по техницизму!
  4. Ясенов
    Ясенов Автор 07.05.2009, 10:51
    Реквием по энтузиазму, скорее
  5. Валерий
    Валерий 07.05.2009, 10:54
    Фточку! Там видно, что последний энтузиаст что-то пытается наладить или кому-то отправить:)))
  6. Ясенов
    Ясенов Автор 07.05.2009, 12:31
    Как уже было сказано, он пытался найти золото партии...
  7. Евгений
    Евгений 08.06.2009, 16:12
    О, много раз там был, всегда было интересно, кто же это соорудил и зачем . Теперь все знаю. Спасибо :).
  8. Ruslan
    Ruslan 10.06.2009, 12:02
    Был там недавно, мне страшно там было ходить. Выглядит как творение рук человека душевно больного. Лепить такое... это десть. И что интересно одно дело слепить на соплях, так нет там и варили, сверлили огромными бурами на сколько мне довелось рассмотреть всё это.
    Если присмотреться на втором фото на самом верху висит "сухой" это наверно тоже творение профессора))))
    На фото и ля тех, кто не видал это всё, может показаться симпотным, но в действительности это всё выглядит ужасно мягко говоря.

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.