Как на божьем месте фазанов поселили
Этим днем датировано последнее документальное упоминание о храме – записка заместителя Сталинского горисполкома. Вот ее текст, цитируемый интернет-ресурсом «Инофодон» (infodon.org.ua): «Отзыв. Выдан взрывному технику Всеукраинского отделения Взрывоенпрома тов. Кондратьеву Я.И. в том, что порученные ему взрывные работы по взрыву собора г.Сталино производились им технически грамотно и вполне хорошо, результатом чего получено до 80% годного стройматериала». В переводе на нормальный язык, это значило: на месте главного культового объекта Сталино теперь высится груда мусора.
Кстати, несмотря на величайшую потребность бешено растущего города в строительных материалах, куча на месте храма оставалась неразобранной свыше полутора лет. Только в середине 1933 года до нее дошли руки. Замечательный юзовский кирпич был повторно пущен в дело, а на месте собора возник по-своему замечательный сквер с фонтаном и фазанами в клетках.
Собор умирал не сразу. Сначала, в 1930 году, с него сняли колокола. Все еще опасаясь реакции все еще религиозных масс, власти вынуждены были провести соответствующую подготовку. Съем колоколов мотивировался нуждами цветной металлургии, а освятили это мероприятие тотальными собраниями, проведенными на всех предприятиях. «Рабочая масса в основном своем большинстве предложение о снятии колоколов приняла единодушно при единогласном голосовании и приподнятом настроении», — докладывали партийные чиновники.
Уничтожение Свято-Преображенского собора было одним из тысяч эпизодов всесоюзной кампании по борьбе с религией. Ее развернула партии параллельно с грандиозной программой индустриализации. Логика верховной власти была проста: самый религиозный класс в стране – крестьянство. Для успеха индустриализации его нужно лишить корней, направить в город и подорвать привычную мораль. Последнюю задачу и должна была обеспечить анитрелигиозная кампания.
Мой дед Михаил Васильевич, приехавший на заработки в Сталино двумя годами позже, рассказывал, что одной из главных проблем для него и его братьев был не голод, как в деревне. Нет, с питанием на новом месте проживания как раз все было в порядке, из-за хорошего прокорма сюда и ехали. Проблема подкралась с той стороны, которая, казалось, существовала незыблемо, как небо и земля. В городе не было священника. Братья молились на дому, втихаря, продолжая чтить праздники церковного календаря – так, чтобы соседи не заметили и не «настучали». Так они жили до самой смерти.
А вокруг развалин старого храма еще долго кружили дезориентированные верующие города Сталино. В архивных документах отражена удивительная растерянность городских властей — они никак не могли придумать, что сделать с этими тетками, которые приходят к куче строительного мусора и крестятся на нее. «Обеспечить порядок с привлечением дворников и сил милиции», — бесцветно предписывает резолюция. Однако полный порядок, похоже, пришел только с фазанами…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
В Москве, например: храм-бассейн-храм.
В Донецке: храм-фазаны-памятник Горькому-храм.
А вообще, фазан - птица сильно донецкая. Даже с застройкой новых районов не хочет покидать родные места. И неизвестно еще, что органичнее смотрелось бы на гербе города: пальма или фазан.
Лозунг "Россия - родина слонов" давно пора адаптировать под донбасский гарнир.
Не покидает крамольная мысль. что если бы не англичане с их трепетным отношением к истории в целом, нам бы вовек не увидеть лика Юзовки даже на фотографиях...
Встречал скан британской книги по Юзовке начала 90-х годов, ребят, мысленно апплодирую братьям по разуму с Туманного Альбиона и мысленно благодарю...
По рассказам стариков в районе храма находился свечной завод.
Может быть кто-нибудь располагает информацией о нём.