Как в Сталино кино снимали
11 июля 1945 года состоялась всесоюзная премьера художественного фильма «Это было в Донбассе».
Режиссер фильма Леонид Давидович Луков – человек, глубоко не чуждый нашим краям. Родился в Мариуполе в семье известного в городе фотографа. При этом окончил рабфак, знал цену физическому труду, испытывал глубочайшее уважение к шахтерам. Много и успешно снимал про героев штреков и забоев. Правда, однажды шахтерский фильм вышел Лукову боком – речь идет о знаменитой второй части «Большой жизни». В сентябре 1946 года этот необычно искренний фильм, рисовавший донецкие реалии без особых прикрас, с темными, но и светлыми моментами, был подвергнут уничижительной партийной порке. Вышло специальное постановление ЦК, где досталось всем: и композиторам, и сценаристам, и актерам. Но больше всего, конечно, режиссеру, не распознавшему истинной сущности трудового Донбасса. И фильм положили на полку до 1958 года.
«Это было в Донбассе» — совсем другая история. Фильм имел благополучную историю, вышел в нужный момент и имел нужную тональность. Честно говоря, сам я его так и не видел, но ни одного худого слова о нем в советской печати не обнаружил. Как пишут в киноэнциклопедиях, «фильм рассказывает о героической советской молодежи, бесстрашно сражавшейся в годы Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками в оккупированном немцами Донбассе». Трудно было сделать что-то антисоветское на такой базе, тем более, когда в основе сценария – текст классика пролетарской литературы Бориса Горбатова (еще одного уроженца наших мест).
Приезд Лукова со съемочной бригадой стал заметным событием в светской жизни города. Весной 1945 года, когда тут у нас шли съемки, под «светской жизнью» следовало понимать посещение кинотеатров, где уже начинали крутить трофейные фильмы, но основным зрелищем было все-таки свое родное кино. Поэтому, разумеется, появление знаменитых актеров всколыхнуло умы. Особенно – девичьи: юные жительницы Сталино искали в кино все то, чего им недодала реальность.
Главной звездой фильма «Это было в Донбассе» была Татьяна Окуневская. Роскошно красивая по меркам времени женщина, любовница Константина Симонова, которому предпочла знакомого нам писателя Горбатова (жила с писателем сугубо из меркантильных соображений, в чем впоследствии легко признавалась). На ее счету также – роман с Иосипом Броз Тито и еще кое с кем из небезызвестных людей эпохи. Сталинские девочки ловили каждое движение ее стрельчатых бровей, изучали каждую складку покроя ее платьев. Бабушка одного из моих друзей, дай бог ей здоровья, вспоминает, как ежедневно ни свет ни заря 20-30 любительниц «великого немного» собирались у гостиницы «Октябрь» (нынешняя «Великобритания»), где квартировала съемочная бригада. Приходили с «тормозками» — потому что ждать иногда приходилось долго: смена у актеров могла начаться и часов в 12, если накануне спать легли поздно. Девочки мечтали попасть в статистки. В тот раз так и не удалось. Получилось через года, в «Большой жизни» – бабушка друга со своими подружками сыграла радостных девушек, вручающих цветы героях подземных трудовых битв. Правда, увидеть себя на экране они смогли только в 1958-м…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
А в фильме присутствует город. И все сильно узнаваемо. Хороший фильм.