Накануне праздника Освобождения Донбасса самоотверженный историк пожарного дела города Николай Ранга рассказывает о том, как это дело налаживалось сразу же после ухода немцев…
Первые подразделения Советской Армии вошли в Сталино 8 сентября 1943 года. В этот период многие здания города были уже сожжены специальными немецкими отрядами саперов. Они обливали здания горючей жидкостью и поджигали. Сильному разрушению подверглись заводы, фабрики и шахты, а также дома и постройки, в том числе и пожарные депо. В городе и за его пределами необходимо было в кратчайшие сроки восстановить пожарную охрану и наладить противопожарную оборону. Стали восстанавливаться пожарные команды, отстраиваться заново разрушенные здания пожарных депо.
Решения по борьбе с огнем и налетами вражеской авиации
С этой целью исполком Сталинского горсовета депутатов трудящихся принял постановление №8-а от 20.09.1943г. «Об организации пожарной охраны гор. Сталино».
В соответствии с вышеуказанным постановлением ставился ряд неотложных задач, которые необходимо было решить в самые кратчайшие сроки. Так, только в Сталино необходимо было организовать 3 городских пожарных команды согласно штатов, существовавших до оккупации города. Пожарную охрану подлежало создать и на предприятиях. Для этого не позднее 25 сентября 1943г. директорам означенных объектов предписывалось выполнять указания органов Госпожнадзора УНКВД.
Еще одной немаловажной проблемой, которую необходимо было решать в короткие сроки — организация мер борьбы с пожарами, возникающими в результате бомбардировки вражеской авиации или от других причин.
Для этого начальникам районов (председателям райсоветов) и объектов, директорам предприятий, руководителям учреждений и организаций не позднее 1-го октября 1943г. предписывалось организовать местную противовоздушную оборону (МПВО). Вышеуказанные противопожарные формирования в обязательном порядке создавались на предприятиях как объектовые команды, по улицам — квартальные, в крупных домовладениях — домовые команды. На мелких предприятиях, учреждениях, школах и больницах организовывались противопожарные звенья. Для этого, по согласованию со штабами МПВО и Госпожнадзором, устанавливались противопожарные посты непосредственно на своих местах нахождения.
А уже с 25 сентября 1943г. необходимо было на предприятиях и учреждениях, организациях и домоуправлениях ввести по улицам круглосуточные дежурства граждан.
Директоров предприятий, руководителей организаций, учреждений, домоуправлений обязали не позднее 1-го октября 1943г. привести весь пожарный инвентарь, пожарное оборудование в исправное боеспособное состояние. Для этого предписывалось подготовить источники пожарного водоснабжения, наполнить водой всевозможные емкости, устроить проезды и подъезды к водоисточникам и к зданиям. Кроме этого, имеющиеся в наличии ручные пожарные насосы необходимо было установить на конные и автохода, оборудовав их соответствующим пожарным инвентарем.
Также ставилась задача не позднее 25 сентября 1943г. для борьбы с зажигательными авиабомбами, применяемыми противником, установить у всех зданий снаружи и на чердачных помещениях и лестничных клетках (многоэтажных зданий) бочки с водой имея к ним ведра, ящики с сухим песком и лопатами.
Контроль за выполнением постановления возлагался на орган Государственного пожарного надзора и непосредственно на начальника отдела пожарной охраны УНКВД по Сталинской области ст. лейтенанта госбезопасности Жихарева В.А. Организация пожарного дела
После освобождения Сталино пожарная охрана города начала восстанавливаться с самого начала. Вновь были созданы ГПК-1 (на Пожарной площади) и ГПК-2 (пос. Стандарт). С декабря 1944 года началась их военизация. Так, ГПК-1 была преобразована в ОВПК-1. Начальником пожарной команды был Гречина. В 1945 году была военизирована и ГПК-2.
Что касается ГПК-3, то ее создание затянулось на многие годы. Пока же тушением пожаров в городе занимались две городские пожарные части, а также объектовые подразделения, созданные на предприятиях и шахтах.
После оккупации, в городах и районах тушение пожаров усложнялось тем, что повсеместно не хватало пожарной техники, К тому же она оставалась примитивной. Вооружение состояло из ручных насосов и бочек с водой, которые вывозили вручную на специально изготовленных повозках. Пожарные хода комплектовались ведрами, баграми, топорами, лопатами и приставными лестницами. Условия службы были тяжелыми. В пожарных частях наблюдалась большая текучесть кадров. Из-за отсутствия бумаги вся служебная переписка велась на газетах. В этот период в пожарных частях было очень трудно работать, помещения не отапливались, в зимнее время вода в емкостях замерзала.
В области в крайне неудовлетворительном состоянии находились и пожарные депо, так как многие были частично или полностью разрушены. Больше всего пострадали городские пожарные части в Артемовске, Горловке, Константиновке, Енакиево, Краматорске, Славянске и Мариуполе.
Кроме того, подверглись разрушениям здания и постройки, которые занимали до оккупации пожарные формирования объектовых частей Енакиево, Донецка, Макеевки и других городов. К примеру, сохранились фотографии, сделанные в декабре 1945 года, фасада и тыльной стороны пожарного депо пожарной части завода №107 (совр. Донецкий казенный завод химических изделий). На них хорошо просматриваются стены противоположной стороны здания, а также видно женщину в белом платке рядом со смотровой башней.
В областном центре здание ГПК-1 в целом не пострадало. Что же касается пожарного депо ГПК-2, то оно подверглось серьезному разрушению. Известен факт, что феврале 1943 года в здании вышеозначенной пожарной части в одном из складов от временной железной печки возник пожар. Немцы не разрешили тушить его. В результате здание пожарного депо полностью сгорело.
В сентябре 1943 года на базе ГПК-1 было создан Отдел пожарной охраны области (ОПО). Первым начальником становится ст. лейтенант госбезопасности Жихарев В.А. На этой должности в октябре 1944 года его меняет подполковник Николаев Б.С. Уже с образованием отделов при ОПО, в 1945 году, начинает работу Управление пожарной охраны (УПО).
Городская пожарная команда №2
Городской пожарной команде №2 нужно уделить еще немного внимания. Доподлинно известно, что в административных помещениях пожарного депо размещались помимо собственно личного состава пожарной части также немецкая комендатура лагеря смерти. Также, в квартирах на втором этаже, где ранее размещались работники пожарной части, проживали немецкие солдаты. Сам лагерь военнопленных красноармейцев размещался на территории бывшего дворца культуры им. Ленина (совр. Центр Славянской культуры). На втором этаже пожарного депо в одной из комнат размещался карцер для так называемых «непокорных» советских военнопленных и граждан из лагеря смерти. После освобождения города на стенах были обнаружены надписи: «Мы умираем, за нас Родина отомстит!», «За Родину, за партию – вперед на разгром немецких зверей!», «Наше дело правое, мы победим!». Там же были обнаружены и карикатуры на немецких захватчиков.
До февраля 1944 года ГПК-2 возглавляли лица, не имеющие необходимого опыта и технической подготовки. На вооружении был ручной насос и бочка с водой, установленные на тачке на ручном ходу. При возникновении пожара эту повозку личный состав доставлял к месту пожара вручную. Размещались пожарные в одной комнате, так как пожарное депо было сожжено. В апреле 1944 года пожарные г. Кемерово в порядке помощи подарили старую пожарную машину АМО-4 с некоторым вооружением.
Борьба не только с пожарами
Известно, что еще в октябре 1941 года из городских пожарных депо в глубь страны было вывезено наиболее ценное пожарное оборудование. То, что не удавалось забрать, а это пожарный инвентарь и имущество, оставляли на шахтах в надежде на скорое возвращение. Некоторая часть пожарной амуниции в период оккупации была забрана в пожарные части, но не вся. С освобождением города началась работа и по возвращению пожарного имущества. Забирать приходилось с большим трудом, так как пожарного инвентаря не хватало повсеместно. Так, известен факт: в ноябре 1943 года на шахте №16 треста «Рутченковуголь» находилось пожарное оборудование, принадлежащее пожарной охране НКВД г. Сталино. На все просьбы вернуть пожарный насос и гидравлический пресс администрация шахты не реагировала. Пришлось через горисполком напомнить чье же это на самом деле оборудование. Сохранился протокол № 96 от 19.11.1943г. В нем в частности говорилось; «В случае не возврата оборудования в 48-часовый срок с момента получения настоящего постановления, обязать начальника 6-го отделения РК милиции НКВД в административном порядке изъять это оборудование и передать его пожарной охране».
О питании бойцов и командиров городской пожарной охраны
С 1944 года пожарные Сталино начали регулярно получать питание. Так, согласно постановления исполкома Сталинского горсовета депутатов трудящихся от 10 февраля 1944 года «О передаче Тресту столовых, имеющейся столовой при пожарной охране г. Сталино» указанная столовая вошла в Трест, где получали питание исключительно бойцы и командный состав городской пожарной охраны.
Женщины-пожарные
Из-за отсутствия мужчин, которые воевали на фронте, в пожарных частях служили женщины. Так, после освобождения Сталино во вновь созданной ГПК-2 из 70 человек, 30 были женщины-пожарные.
Фотографий того времени осталось крайне мало. Однако в соседней от областного центра Макеевке сохранилась уникальная фотография пожарной части пос. шахты №28 (совр. Горняцкий район Макеевки). Возле грузового автомобиля, переоборудованного под пожарный — стоят три женщины. В центре Александра Антоновна Галаган (до замужества Пономарева), левее – София Александровна Кузнецова (Хриенко). Кто третья женщина — остается только догадываться.
Женщины-пожарные внесли большой вклад в дело защиты городов от огня. Они дежурили в пожарных частях, работали на тушении во время вражеских налетов, спасли жизни многим людям, обеспечивая бесперебойную работу на предприятиях и шахтах.
Добровольные пожарные общества
В помощь в организации пожарного дела создавались добровольные пожарные общества, как по области, так и в Сталино. Согласно постановления №9 от 20.09.1943г. исполкома Сталинского горсовета депутатов трудящихся в целях содействия развития и укрепления пожарной охраны Сталино было организовано добровольное пожарное общество (ДПО). Было утверждено Оргбюро ДПО в составе председателя тов. Христич и членов Оргбюро тт. Филимонова, Безрукавного и Пешего. Последние две фамилии были достаточно известны, так как Безрукавный А.П. и Пеший К.И. до войны в разные периоды возглавляли пожарную охрану города. В обязанности ДПО города входили ремонт пожарного инвентаря и оборудования, а также изготовление мелкого пожарного инвентаря. Для этих целей было предоставлено помещение по 5-й линии (совр. Первомайская) дом №53 (склад медбазы).
Работы по восстановлению пожарных частей и пожарного дела в целом, организация снабжения пожарных частей и личного состава необходимым оборудованием и обмундированием и многое другое проходили достаточно долго. Война, а вернее ее последствия, внесла коррективы в установленные сроки по восстановлению пожарной охраны на уровне довоенного времени. Не хватало как личного состава, так и квалифицированных специалистов. Не раз пожарным приходилось собственными руками практически из руин восстанавливать пожарные депо, ремонтировать и переоборудовать под пожарные хода приспособленную технику. Но об этом и многом другом в следующей истории…
Я извиняюсь за оффтоп. Может быть у кого-то из участников есть возможность отсканировать книгу "Жизни, отданные за уголь"? Книга посвящена шахтерам, погибшим на шахтах Донецка и напрямую связана с тематикой сайта. Находится в читальном зале библиотеки им. Крупской. Полные данные: Жизни, отданные за уголь [Текст] : памяти погибших шахтеров / ред. кол. Н. Х. Дмитриева [и др.]. - Донецк : ИПП "Промінь", 2007 .
drovosekk, я не по поводу интересующей Вас книги. Просто вспомнил, что Вы интересовались авариями на шахтах. Вот еще такой справочник есть на сайте "Шахты и рудники Донбасса", может Вы его и видели:"Выбросы угля, породы в шахтах Донбасса в 1906-2007 г.г."