Утопия на Первой линии
В общем, дело было так…
Животворная рука и закрытый конкурс
То, что осталось на месте улицы Артема после ухода немцев, можно было назвать «улицей» только из вежливости. Полностью уцелело два здания – кинотеатр Шевченко и оперный театр. Как восстанавливать разрушенное, толком еще мало кто понимал. Масса вопросов, неразрешимых в условиях экономики военного времени. Что за деньги можно будет потратить? И, собственно, на что тратить? Немцев еще даже не прогнали с территории страны, и городить планы мирного строительства вроде еще не пришло время. Однако – что характерно – уже в 1946 году планы были. Причем, как уже отмечалось, сразу два.
В начале 1946 года Управление по делам архитектуры при Совете министров УССР объявило закрытый конкурс реконструкции и застройки улицы Артема. Откликнулись две группы: республиканского института «Гипроград» и сталинского «Облпроекта». В октябре 1946 года с их идеями ознакомили широкую публику – проекты с иллюстрациями опубликовала газета «Социалистический Донбасс».
Нельзя сказать, что до этого времени на улице Артема ничего не происходило. Как отмечалось в том же номере «СоцДонбасса», «сегодня нет уже на всем ее протяжении, от завода до Студгородка, буквально ни одного дома, которого не коснулась животворная рука строителя. Но благородная задача восстановителей – не слепо копировать довоенное, а сделать улицу намного краше и величественней, чем она была прежде». Два проекта рисовали такую красоту и величие, что буквально дух захватывало. И не во всем они так уж противоречили друг другу.
Например, в обоих вариантах предполагалась установка громадного памятника воинам-освободителям Донбасса. И украсить он должен был именно площадь Победы.
На «соборном» месте и вместо «Украины»
Свято-Преображенский кафедральный собор, гостиница «Украина» — всего этого не было бы в случае реализации любого из проектов. Место для площади отводилось именно здесь, между проспектом Богдана Хмельницкого и бульваром Шевченко (которых еще не существовало).
У группы «Облпроекта» получалась более монументальная картина. Их площадь Победы была круглой. В центре оставался островок с газоном – как раз под тот самый памятник. Транспорту предлагалось этот островок обтекать с обоих сторон (можно себе представить, какие заторы при нынешнем количестве машин это породило бы!). На месте нынешнего собора – драматический театр, абсолютно в той же стилистике, в какой его, в конце концов, построили на площади Ленина. По обоим сторонам театра, к северу и югу – симметричные скверы, скрытые за симметричными полукруглыми колоннадами. На месте гостиницы «Украина» — громадное подковообразное здание областного музея.
К тому моменту уже вовсю шел другой конкурс – на памятник воинам-освободителям. Там толкотня была гораздо активнее – за первенство боролись 35 проектов. По обрывкам публикаций трудно понять, почему в конце концов рухнула сама идея. Один из старых архитекторов рассказывал мне (не в этой связи, а вообще), что тогда в городе среди людей его профессии наметилось расслоение, приведшее к жестокой конкуренции. Кто-то ориентировался на «угольного» министра Засядько, кто-то – на Никиту Сергеевича Хрущева, сталинского «вице-короля» по Украине, кто-то – на других сильных мира сего. И активно толкали друг друга локтями: деньги под проекты выделялись немалые, и воевать ради них стоило.
Смешно, но в результате ни площади, ни памятника так и не случилось. Только через 35 лет поставили огромный монумент в парке Ленинского Комсомола. А площадь Победы – она так и осталась на пожелтевших чертежных листах. И не только она.
Голландская ратуша и «зеленый барьер»
Площадь Ленина, в принципе – гордость Донецка. Простор, свет, воздух, фонтан… Но, представьте себе – это лишь тень того, что могло получиться, реализуйся проект «Гипрограда».
На месте драмтеатра планировали воздвигнуть монументальное здание горсовета. Авторы пытались, как сказал бы Шелленберг, убить одним ударом двух вальдшнепов: соединить сталинский ампир с общемировыми традициями. Поэтому в проекте, горсовет выглядел как симбиоз ВДНХ и ратуши города, допустим, Утрехт: из могучего здания со стройной колоннадой выпирала высокая тонкая башня со шпилем в духе европейских мэрий. По обеим сторонам от горсовета гипроградовцы рисовали два симметричных здания – областного совета и областного же исполкома. Вокруг – скверы, скверы и еще раз скверы. За ними – шестиэтажные здания и еще раз шестиэтажные здания. С уродским частным сектором, который стоял там уверенно и, казалось, непоколебимо, обещали покончить раз и навсегда.
А вот другая идея умерла в полном объеме. Речь идет о Заводской площади. Из нее, собственно, и должна была вытекать улица Артема. Сейчас на этом месте «закругляются» троллейбусы второго маршрута. Что могли бы мы получить взамен? По проекту «Гипрограда» — «подковообразное здание заводоуправления, увенчанное куполом». Вокруг – «обширный «зеленый барьер», деревья надежно защитят центральную часть города от дыма и копоти». По версии «Облпроекта» — «парадный вход к металлургическому заводу имени Сталина, весь комплекс административных и общественных зданий завода. Должен быть также архитектурно оформлен и вход на переходной мост, соединяющий центр города со Сталинозаводским районом» (так тогда назывался Ленинский район – то есть, планировался какой-то грандиозный путепровод, соединяющий центр с Александровкой).
В итоге, идея совершила путешествие в пространстве, и административный комплекс металлургического завода сгруппировался на Ларинке, вокруг площади Ивана Ткаченко. А «зеленый барьер» между заводом и ЦУМом, увы, остался утопией. Но кое-что из ботанических идей все-таки воплотилось.
«Отложенный» парк и переплюнутый Крещатик
Бродя по аллеям слегка умершего парка Ленинского Комсомола, вряд ли кто воспринимал его как отрыжку сталинских времен. Между тем, приблизительно здесь предлагали организовать зеленый массив еще в 1946 году.
Надо сказать, оба проекта были серьезно «заточены» под экологический момент. Особенно этим отличался вариант «Гипрограда». Однако идею большого парка на северной окраине (тогда за Студгородком застройка заканчивалась) выдвинули мужчины из «Облпроекта». Они предлагали продлить улицу Артема приблизительно до уровня нынешнего РСК «Олимпийский», построить где-то там большой Дворец физкультурника, и пристегнуть к нему грандиозный парк, спускающийся к Кальмиусу. Как видим, история расставила все примерно по тем же местам.
Между прочим, их конкуренты-«гипроградовцы» предлагали завершить улицу гораздо раньше, сразу после площади Победы. То есть – перед Студгородком. Комментируя эту идею, вышеупомянутый Л.Берберов всячески ее поддержал, заметив: «Это создает цельность и завершенность ансамбля улицы. Кроме того, улица Артема и так исключительно длинна (ее протяженность – 3 километра. То есть вдвое больше киевского Крещатика)».
«Ну и что?» — мысленно возразили Берберову последующие отцы города. И продлили улицу Артема не «еще чуть-чуть», а туда, куда Берберову и не снилось – аж до вокзала. В итоге наша центральная магистраль переплюнула не только Крещатик, но и парижские Шанз-Элизе, и лондонский Стрэнд, и берлинский Унтер-ден-Линден. Будет чем похвастаться перед гостями Евро-2012. И будет что показать на нашей главной улице. Хотя, в случае воплощения послевоенных утопий, она выглядела бы еще презентабельнее…
Автор благодарит Елену Згинник, Елену Кучерявую и их коллег из библиотеки имени Крупской за самоотверженную помощь в поиске документов для материала.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Ну, вы ж понимаете: в данном случае - особенно взаимно!:)
А где-то слышал, что путепровод ввиде большого моста, соединяющий Сталинозаводской район с центром все-таки был.
Хорошо бы теперь бы докопаться и до логического конца в истории с загадочной стелой.
http://www.segodnya.ua/news/14119254.html
http://www.salon.donetsk.ua/actual/11157.php
"завод претензионной оснастки" ? ну-ну :))
Теперь-то уж придется
http://govorit.donetsk.ua/prinyat-generaln...a-donetska.html
Notorious Thames намного оперативнее хозяина ресурса, на котором мы сейчас находимся!