Загадочная стела
На этом фото — загадочный объект, тайну которого пока не смогли разгадать даже донецкие старожилы. Ко мне этот кадр попал из музея троллейбуса, открывшегося недавно в честь 70-летия этого вида транспорта в нашем городе. В распутывании этой детективной истории почуаствовала масса народа. И похоже, что мы таки нашли разгадку!
Вот первоначальное фото:
Итак, что мы видим? Бесспорно, здание оперного театра. Справа от него — здания складов-пакгаузов, создававшие центру Сталино его отвратительную специфику до середины 50-х годов. А прямо перед фасадом, у самой Первой линии, наше внимание привлекает некий памятник. Упоминаний о нем мне не встречалось. Старожилы, как уже упоминалось, совершенно не в курсе. Выглядит он не вполне соответственно эпохе — слишком уж современно. В композиции участвуют какие-то солдаты, и вроде — с автоматом ППШ в руках. Это мог быть фотомонтаж, если бы фото не экспонировалось во вполне благопристойном музее троллейбуса. Кому там надо было делать монтаж, скажите на милость?
В общем, как казалось изначально — тайны бургундского двора.
Консультации в краеведческом музее не дали четкого результата, но дали несколько версий. То есть, для всех сотрудников, с которыми удалось пообщаться, фотография оказалась сенсацией. Никто из них ни о чем таком не слыхивал, никто не видел никаких таких фотографий. Но как люди, знающие предмет, они подсказали ряд ценных мыслей.
Мысль первая. В послевоенное время было крайне популярно устанавливать где попало сляпанные на скорую руку памятники из «быстрого» материала. Именно тогда появился «первый Ленин» на центральной площади (белый бюст в саду позади больницы). А еще, например, стоял гипсовый памятник советским воинам где-то в районе нынешней гостиницы «Украина». Вся эта бижутерия бесславно исчезла по мере роста города. Наша композиция со стелой могла быть точно так же съедена временем.
Мысль вторая. На стеле сбоку есть надпись. Зоркие глаза одного музейного работника углядели там следы слова «Сталин». Понятно, что скульптура не имеет к Иосифу Виссарионовичу никакого отношения, но в сопроводительном тексте упоминание его светлого имени могло быть. Когда пришло время разбираться с наследием Вождя, рубанули все атрибуты, с ним связанные. Вот так и исчезла стела с солдатами.
Мысль третья. Она не оригинальная. Монтаж. Ну, об этом ничего нового уже не скажешь…
И, наконец, не мысль, а деталь. Склады справа от здания театра, по утверждению сотрудников музея – не склады, а все-таки жилые дома поселка Дальний, павшего в неравном бою при организации бульвара Пушкина в 40-50-х годах.
Для оживляжа — несколько фотографий искомого места, сделанных в разные годы. Источник — сайт Infodon:
В период оккупации
Начало 50-х
1953 год:
1954:
1957 (перед зданием уже просматривается газон):
Потом появилась новая версия. Один мой старший товарищ расспросил маму, молодость которой как пришлась на послевоенное время. Так вот, мама утверждает, что сразу после войны перед театром оперы (и балета, разумеется) стоял памятник борцам против фашизма в городе Сталино. В его композиции участвовало два персонажа: боец красной армии и шахтер-подпольщик. В нашей иллюстрации мы видим полное соответствие этому рассказу.
И буквально через несколько часов благодаря пользователю DotZZ, он же — Дмитрий Доценко, пришло подтверждение этой версии. Он прислал фотографию, сделанную 30 октября 1944 года и хранящуюся в областном архиве. Сделана она с другой точки, с видом на кинотеатр Шевченко, но на ней более или менее четко просматривается композиция «солдат-шахтер», привязанная к стеле. Таким образом, существование памятника мы посчитали доказанным. Теперь оставалось ответить только на вопрос — куда он делся…
Благодаря самоотверженным сотрудницам библиотеки Крупской – зав. отделом периодики Елене Згинник и библиотекарю 1-й категории отдела краеведения Елене Кучерявой, перелопатившим подшивки послевоенного «Социалистического Донбасса», мы продвинулись еще на шаг вперед в этом детективе. Вот две фотографии.
Это – 28 июля 1947 года. Бригадир каменщиков И.П.Матюшин, выполняющий дневное задание на 200 процентов – на строительстве жилого дома «Углемашстроя» по улице Артема. Он – на переднем плане. Из-за спины его напарника ясно вырастает наша старая знакомая – стела.
А это – август 1948 года. Вид на Театральную площадь со стороны библиотеки Крупской (пардон за качество – газеты старые, печать паршивая). По идее, в ближнем к нам углу должна быть злосчастная стелы. Но стелы нет!
Таким образм, мы получили еще одно подтверждение, что после войны в районе оперного театра был установлен памятник, скорее всего, советским воинам и шахтерам-подпольщикам. Но к концу 1948 года его уже снесли. Почему? В отделе краеведения библиотеки Крупской подсказали интересную версию: возможно, памятник прославляя деятельность шахтерских формирований, впоследствии подвергнутых суровой критике партии…
Но все оказалось гораздо проще.
Ответ пришел от фундаментального знатока истории Донецка Валерия Петровича Степкина. А ему эту историю рассказал Олег Демьянович Крицын, который в первые послевоенные годы вроде бы работал в оперном театре помощником главного бутафора. Так вот, Олег Демьянович утверждает, что памятник со стелой был установлен в сентябре 1944 года, в первую годовщину освобождения Донбасса от немцев. Руководил работами главный бутафор театра Здыховский (такая же фамилия была у главного режиссера театра — ну, наверное. родственники). Памятник выполнили очень быстро, потому что и задумывался он как временный. Базовый материал — глина, которую взяли из Евдокиевского карьера. Ее привезли к театру, загрузили через боковое окно в мастерскую. Потом соорудили каркас из проволоки. Этот каркас «начинили» глиной». Сверху все покрыли проолифленной материей и потом — бронзянкой. Памятник был готов! «Временный» монумент простоял несколько лет, гораздо больше, чем предполагалось. И убрали его потому в первую очередь, что он стал мешать движению транспорта.
В общем, поздравляю вас с разгадкой. В ближайшее время планирую встретиться с Олегом Демьяновичем и поговорить с ним о стеле и о делах вокруг стелы. Результаты разговора, разумеется, будут немедленно доложены!
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Судя по углу падения теней от солнца на колоннаде театра, тень от стеллы (большей частью скрываемая самой стеллой) должна хоть чуть-чуть, но быть видна на земеле, а этого нет.
Я думаю, это все-таки монтаж, но сделанный не сцелью какой-либо фальсификации, а, например, как часть строительного проекта той же стеллы. То есть, наглядное изображение того, как запланированное (и не осуществленное) строение вписывается в городской ландшафт.
А в музее троллейбуса фото очутилось просто потому, что он там есть (троллейбус).
Еще один вариант - может, это и не Сталино вовсе? ;) Возможно ли, что в другом городе есть театр, очень похожий на донецкий?
А вообще-то тень есть,под солдатами видно маленькое пятно на асфальте!
И если судить по углу падения тени на колоннаде театра можно сделать вывод, что большая ее часть скрыта за самой стелой!!!!!!!!
а какого примерно десятилетия сделано фото? если 40-е, попробую узнать, если раньше, уже будет труднее...
А троллейбус без стекол и без фар или мне только кажется?
И еще.. раньше по Артема ходили трамваи (не помню, до какого года). Не видно рельс. Или их там нет (еще нет? или уже нет?)
троллейбус был пущен в ночь на 1 января 1940 года. Значит, раньше 40-го это быть никак не могло. Один старый архитектор высказал предположение, что это таки довоенное фото
deni,
Фары у троллейбуса точно есть, наличие стекол на фотографии отслеживается с большим трудом. А вот трамвайных рельсов действительно не видно, хотя в этом месте трамвай точно ходил вплоть до 1962
Именно! Таже мысль мне пришла после просмотра фото :)
Я видел фотографию строительства театра, на ней нет памятника напротив стройки. Возможно памятник предусматривал проект строительства? Так сказать ансамбль. Нужно искать проект, возможно в архиве какого-нибудь "Донбассгражданпроекта".
JohnAdmin
Возможно там еще что-нибудь и слева стояло. Для симметрии ;)
не исключено. что снимок сделан во время немецкой оккупации г.Сталино1942-1943 гг.
Не секрет. что оккупационная администрация в начале лета 1942 года запустила в городе троллейбусное сообщние... В частности, по Интернету активно бродит снимок 2-ой половины 1942 года, посвящённый именно этому событию.
соответственно и памятный знак установлен оккупационными властями.
В принципе это и объясняет тот факт, что такое существеное сооружение осталось вне памяти современиков...
с уважением. Дмитрий Марченко.
Их серийное производство началось в 1941 году.
Остается выяснить поступили ли они в Сталино до войны.
Что до версии памятника, поставленного оккупационными властями, то в войну в оперном театре располагалась биржа труда, а на фото не видно ни военных, ни нагладной агитации, типа свастики.
Если это монтаж, то очень качественный - прорисованна контактная сеть и провода
В советских архитектурных и градостроительных организациях исполняли очень качественные фотомонтажи при составлении проектов. Так что нет ничего удивительного в тонкой прорисовке проводов и прочего. Пока из всех версий именно вариант проект-монтажа выглядит самым убедительным
в нашем случае таковой не видится - объекты обрезаны, вертикали завалены, песпектива в целом серьёзно искажена. да и формат снимка. мягко говоря не представительский...
в целом фотка выглядит сделанной на скорую руку, из под полы. навскидку...
что касается отсутствия военных, субъект в нижнем левом углу здорово смахивает на Макса фон Штирлица в лучшие свои годы... Длиннополая шинель, фурага с высокой тульей...
да и сама фактура памятника какая то динамичная, ура-патриотичная
не стоит забывать. что Сталино в годы оккупации находилось в сфере досягаемости советской аваиации, а директивы немецкого командования предписывали избегать ознакования объектов в условиях опастности воздушных налётов..
многое бы прояснили надписи, ну и аппаратное восстановление цветовой гаммы по оттенкам серого
расматривал версию применения фотомонтажа для создания иллюзорного проектного снимка..
но стела - согласовываемый объект и в пол-роста... несерьёзно...
Обрезанность объектов и завал диагонали объясняется тем, что фото переснималось в музее любительски, с диспропорциями, так что это учитывать не стоит
Вот ссылка на фото оперного в период с 1941-1943 г,как видим стеллы здесь уже нет.Если стелла и была,то по моему мнению она стояла в период с 1940 г по1941 г.А вообще история интересная,и до правды надо докопаться.
http://gortransport.kharkov.ua/routes/ps.php?ps_id=51
Из статьи следует,что два экспериментальных троллейбуса ЯТБ-4А были построены в 1939 году.Возможно один был отправлен в Сталино,серийно он стал выпускааться с 1941 г.
Цитата:
Странник,
троллейбус был пущен в ночь на 1 января 1940 года. Значит, раньше 40-го это быть никак не могло. Один старый архитектор высказал предположение, что это таки довоенное фото.
Если исходить из версии что это экспериментальный троллейбус,то он мог находиться в Сталино и в 1939 г.Тогда у нас появляеться еще один год.
http://forum.tr.ru/read.php?3,300823
Довоенные поставки ЯТБ были в следующие города:
ЯТБ-4
Москва, Ленинград, Ростов на Дону, Харьков ( 05.05.39), Донецк, Одесса
ЯТБ-4А
Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса
Если исходить из версии, что памятник представляет из себя фигуры двух советских солдат,идущих в атаку,то в руках у них ППШ,а этот автомат был изготовлен в 1940 году.Значит памятник могли построить только после войны.
Теперь не смогу заснуть,что-же это?монтаж или реальная фотография.
А Штирлиц в левом нижнем углу как две капли воды напоминает дядю Сеню, нормировщика с шахты 8 "Ветка"! Он посил такое же прямое пальто и такую же фуражку с высоким околышем
Богдан,
Надо спать, причем можно спать до вторника. Во вторник у меня свидание с краеведческим музеем, там, может быть, откопаем правду. Если нет - дойдем до госархива, управления архитектуры и до бога, в конце концов!
Чтобы товарищам было яснее, о чем мы, сделаю видимыми ссылки на вид театра во время оккупации и в середине 50-х. Как видим, стелой и не пахнет:
Версия вторая - это не то что бы монтаж, а какой-то брак в процессе фотографирования. ну два раза экспонировали одну и ту же пластину. Или по частям экспонировали одну и ту же пластину. где-то что-то не провернулось :-)
Версия третья - любая другая ТЕХНИЧЕСКАЯ причина.
Почему так думаю? Ну сопоставляя все исторические моменты - другие фото этого места, время создания ППШ, троллейбус на улице Артема, трамвай (который по идее должен там быть) на улице Артема, получается, что памятник простоял недолго - пару лет, максимум пять. Мне кажется мало вероятным, что посреди города соорудили такой памятник с таким смыслом ("борцам за советскую власть"/" против оккупантов в ВОВ" или что-то подобное) и через пару лет снесли без следа. Абсолютно! без следа в истории города, театра, улицы.
И очень не правда подобна версия, что это не донецкий театр...
Тогда возникает вопрос: что же это все-таки за памятник с другого кадра?
оружие похожее на ППШ которое держит солдат, скорее всего им и есть. ППШ поступил в серию в 1941, но с 1939-40 использовался в качестве экспериментального оружия (но не секретного), может быть, если это несохранившийся памятник бойцам революции, архитекторы намеренно изобразили это оружие, хоть неправильно исторически, за то красиво))
кстати, вовсе не обязательно что бы это был памятник именно революции, если подумать, то с 1917 по 1941 советские войска участвовали во многих более локальных конфликтах(Халкин-Гол, Финляндия, Испания и др.)
А вот насчёт стеллы - ничего сказать не могу. Может быть, правда, фотомонтаж?
А если присмотреться, на памятнике у фигуры слева есть только ноги. Можно предположить, что остальное "отвалилось" в результате военных действий.
По поводу происхождения ("донецкости") здания прошу взглянуть по упоминавшейся уже ссылке http://infodon.org.ua/time/252 на фото (2, 3, 4) с разных точек: дома (склады) справа точно такие же, как и на обсуждаемой фотографии.
И еще, в те годы перед театром уже стояли 2 фонаря и с такого ракурса один из них должен был попасть на фото! И где он?
тут уж правда, то ли это брак фото, то ли памятник сочли ненуждним для восстановления, все таки после войны проблем хватало и без него...
ни на одном снимке "двуцветка", кроме "гитлеровского" не присутствует...
сегодня встречался с одним человеком, рисуется какая то неопределённая картина, что немцами якобы устанавливался памятный знак в Сталино в память о совместных действиях против большевиков кайзеровской армии и гайдамацких частей гетмана Скоропадского в 1918. Не напоминает ли головной убор правой фигуры гайдамацкую папаху...
После освобождения города памятник оперативно взорвали советские сапёры
Какой он был, где находился сведений нет...
С уважением, Дмитрий Марченко.
1. На фотографии театра оккупационного периода никакой стелы не видно (хотя снимали с такой позиции, что она непременно попала бы в кадр)
2. В руках у солдата с каской - нечто в высшей степени короткоствольное. Могло ли быть такое оружие в то время, когда немцы воевали с гайдамаками?
Соображение "за":
1. Если барельеф на боковой части стелы в высоком разрешении сильно увеличить и включить воображение, там можно увидеть всадника на коне...
А время фото похоже после освобождения. На темной стелле видны белые выбоины от пуль и осколков. Эту версию поддерживает отсутствие информации по стелле в советских источниках.
Ключевая деталь эмблема светлой половины. чем-то на трезубец еще похожа....
Что касается возражений против этой версии.
Снимки театра времен оккупации не имеют точной даты или хотя бы приблизительной, оккупация продолжалась с октября 1941 по начало сентября 1943 года. При немецких технологиях и организованности, а также то, как немцы относились к пропаганде, возведение стелы не видится таким грандиозным трудом, поэтому ссылаться на снимки времен оккупации стелы достаточно необъективно. Вот если бы имелось несколько фотографий разных периодов 1942-1943 годов, можно было бы говорить о том, что эта версия необъективна.
P.S. По правде говоря, разочаровали сотрудники краеведческого музея... всё таки не сто лет прошло и правильно пишут посетители сайта, что её живы свидетели тех событий, которые при желании могут пролить свет на тот период времени, да и документы хоть какие то есть.
Нашел на итальянском сайте памятник Ленину.
Утверждают, что стоял в Сталино
http://www.ruska.it/edu/geo/immagini/russia_ukrajna.ep#indice
http://www.ruska.it/foto/gissi/stalino_monumento_lenin.jpg
Не надо новых загадок, по поводу троллейбуса ЯТБ-1, со знаменитой фотки, гуляющей в интернете.
На ней изображен троллейбус ЯТБ-4, без фар. Ошибка закралась в подпись к фотке.
Для сравнения, сходите сюда
http://www.internirussia.ru/archives/4596.
На одной из фоток изображен траллебус номер 55, марки ЯТБ-4, в том же ракурсе, что и на ввевшей всех в оману. Сравните их "радиаторные" решетки, обводы и форму лобовых стекол.
Ни же на сайте, отреставрированный ЯТБ-1. Который напроч отличается отувиденного
Есть ещё одно интересное фото троллейбуса без одной фары http://www.gruzovikpress.ru/article/annivers/2008_09_A_2009_02_02-14_18_55/?p_co
l2=20 Он бегал во время войны по нашему городу. Похож? Наша дискуссия, конечно, интересная, но, наверное, всё-таки, надо вернуться к загадочной стеле
Вообще насколько я понимаю, монтаж в те годы, за неимением тех. средств – работа практически ювелирная. Логично было бы для этой задачи выбрать более идеальный снимок. С ним и работать было бы легче и результат был бы привлекательней. Фото, как будто снимали в движении (или в падении) могли ли в те годы таким способом скрывать погрешности самого фотомонтажа?
О фотомонтаже. Люди, занимавшиеся проектированием, говорят, что в обычных НИИ были специалисты, творившие в этом деле чудеса. Так что тонкая прорисовка проводов на нашем снимке - совсем не что-то такое уж невероятное
Вот фотография, сделанная 30 октября 1944 года, вид на кинотеатр Шевченко, справа наблюдаем эту стеллу
http://dotzz-arthouse.at.ua/191.jpg
или переместили в парк Ленинского комсомола, а потом заменили на более крутую стеллу
Спасибо вам от меня лично и от всех заинтересованных дончан!
Собственно довольно много непонятных вещей заметил, перебирая старые фото.
Да простит меня Автор, допущу небольшой оффтоп...
Не подскажите, откуда перед нынешнем Мин.Угля могли взяться рельсы(1947)?
http://dotzz-arthouse.at.ua/210.jpg
Сдается мне, это не трамвайные рельсы, а подъездные пути складов, которые тогда загромождали весь бульвар Пушкина
Кстати, может быть, представитесь полным именем? Мне кажется, город должен знать своих героев Впрочем, на ваше усмотрение. На сайте по ссылке я, вообще-то, увидел ваши данные...
P.S. Теперь я смогу, спокойно спать:)
PS. Когда появлялся новый комментарий, я откладывал новый роман роман Акунина, потому что здесь было интересней.
Но, меня гложет еще одна тайна, о которой я хочу рассказать и показать. Не знаю будет ли она столь занимательна как эта. Если позволите, то я сброшу снимок для обсуждения.
Конечно, сбрасывайте!
Памятник Великой Отечественной войны в г. Сталино. Первая премия, рекомендация к строительству, 1947г. Архитектор - Иосиф Каракис
Роман В. Манекин
насчет памятника http://karakys.by.ru/Virtual/40/Stalino_Monument/Stalino_Monument.html
Гениально!
Anatoliiz,
К сожалению, на этой странице ничего, кроме собственно проекта памятника, и нету...
А все таки что случилось со стелой возле Театра оперы и балета? Не совпал с дальнейшей архитектурной композицией, или был разрушен в результате использования плохих стройматериалов?
Все обнажили головы. Торжественно звучит траурный марш. Председатель горисполкома тов. Матяс снимает красное покрывало с небольшого постамента. На нём мраморная дощечка: "Здесь будет воздвигнут памятник воинам-героям Красной Армии, погибшим в боях за освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. 9 сентября 1945г." Секретарь обкома КП(б)У тов. Мельников, тов. Струев, генерал-майор Косенко, командир Артёмовск-Берлинской Краснознамённой ордена Суворова дивизии генерал-майор Фомиченко, знатная трактористка Паша Ангелина укладывают первые камни фундамента памятника. Траурный марш сменяется Гимном Советского Союза".
Общая концепция памятника весьма напоминает "Твои Освободители Донбасс" в Парке ЛКУ...
Понятно, что в связи с сооружением более качественого, фундаментального и грандиозногопамятника необходимость в первоначально сооружённом монументе отпала. Однако, монумент в Парке Ленкома был сооружён значительно позднее того момента когда стела на Артёма у театра уже была демонтирована /не хочется употреблять слово снесена /.
В месте расположения стелы не проводились какие то серьёзные градостроительные преобразования, которые могли бы как то обосновать покусительство на Святое, поэтому скоре всего сказались недолговечность материалов и спешка военного времени - памятник элементарно стал саморазрушаться... Вот такие мысли...
Вы совершенно правы. Движение троллейбусов по Артёма, согласно информации в газете "Соц. Донбасс" за 1944 год, было восстановлено в апреле 1944 года.
Вчера просмотрела газету "Соц. Донбасс" за январь-август 1946 года. На одном из снимков изображён Донецкий музыкальный театр (именно так назывался оперный). На переднем плане девушка, которая вышла на субботник наводить порядок в городе. Она загораживает своей фигурой часть фото, но мне кажется, что памятника не было.
В номере за 6 апреля небольшая заметка начальника Сталинского областного отдела по делам архитектуры Е. Краснянского. В ней говорится об объявленном республиканском конкурсе на лучший проект памятника воинам Красной Армии, павшим в боях за освобождение Донбасса. "По условиям конкурса, в памятнике должны сочетаться глубокоидейное содержание и эмоциональная выразительная форма. Человек-воин, поднявший свой праведный меч на борьбу с тёмными силами фашизма и одержавший победу над мировым злом, - такова основная идея, которая должна быть воплощена в памятнике освободителям Донбасса. В памятнике должны найти отражение героическая борьба воинов Красной Армии..., героизм партизан, действовавших в тылу врага, самоотверженный труд и готовность к самопожертвованию всего народа".
Интересно, что памятник должен быть сооружён на площади возле сквера им. Горького по оси ул. Артёма, т.е., как я понимаю, именно там, где закладывался первый камушек в 1945 году. И ещё в этой заметочке промелькнула интересная информация: "Недалеко от площадки сооружаемого памятника в ближайшее время начнёт строиться новый драматический театр. Перед участниками конкурса стоит задача - композиционно связать памятник и театр, создать единый художественно-архитектурный ансамбль.
Памятник должен быть сооружён из долговечных материалов: естественных камней, чугуна, бронзы, стали. Желательно использование местных гранитов: каранского - светло-серого и чардылыкского - розового".
Далее следует перечисление фамилий заинтересованных в проекте лиц и сообщение о том, что последний срок предоставления проектов памятника - 15 мая 1946 года. За лучшие проекты присуждаются три премии: в 50, 40 и 25 тыс. рублей.
В газете за 11 июня есть сообщение о том, что жюри конкурса на днях начнёт рассмотрение поданных проектов. Конкурсные работы будут вынесены на широкое обсуждение общественности столицы Украины и Донбасса. В конце июня откроется выставка проектов памятника воинам, павшим в борьбе за освобождение Донбасса, а затем она будет перевезена в Сталино. Очевидно, что этот конкурс выиграл И. Каракис. Но впрочем дальнейший поиск впереди. Попробуем всё-таки найти разгадку
"Второй проект работы тт. Иванченко, Фридмана и Рожба интересен по замыслу и, пожалуй, наиболее полно отвечает теме: внизу три фигуры - сталевара, шахтёра и женщины, выражающие скорбь о павших, а на вершине памятника жизнеутверждающая фигура воина-победителя, устремлённого вперёд. Эта фигура как бы подчёркивает, что дело, за которое отдали жизнь герои, будет жить вечно". Фото этих проектов представлены в публикации. И тут же они раскритикованы: "Жаль, что оба этих хороших проекта не лишены недостатков. В варианте тт. Каракис и Муравина пьедестал диспропорционален относительно фигур. В варианте тт. Иванченко, Фридмана и Рожба пьедестал разрешён совсем уж неудачно и напоминает какое-то гидротехническое сооружение. Но эти недостатки устранимы при доработке проектов".
Лена, а насколько я помню, площадью Победы называли после войны пространство как раз перед вашей библиотекой Крупской. Нет?
Теперь немного о реконструкции ул. Артёма в послевоенное время и о том, откуда взялось упоминание Площади Победы. В публикациях "Соц. Донбасса" за 1946 г. (6 сентября и 6 октября) и за 1947 год (17 июня) описываются 2 проекта планировки улицы - проект "Гипрограда" (республиканского института по проектированию городов), над которым работали архитекторы Теплицкий, Сидоренко, Бойченко, Гузенко и Табачник, и проект архитекторов Сталинского "Облпроекта" Ильевского, Кузнецова и Страшнова. Оба проекта просто поразительны! Оба приняты во внимание, как сейчас уже понятно, но оба не завершены. Площадь Победы, которую предполагалось спланировать, как мы поняли с коллегой, в районе сегодняшней Соборной Площади, так и не создана
Извините, Евгений, я не видела Вашего сообщения. всё-таки мне кажется, что это теперешняя Соборная площадь. Вот отрывок из публикации И. Ильевского, архитектора "Облпроекта" (С.Д. -1946. - 6 окт.): "За широким бульваром, пересекающим улицу Артёма, следует новая площадь, называемая площадью Победы. В центре её будет воздвигнут памятник бойцам Красной Армии, павшим в боях за освобождение Донбасса. Справа на площади уже в этом году будет заложено здание нового драматического театра, над проектом которого работает Герой Советского Союза архитектор С. Тутученко. Слева будет сооружено подковообразное здание областного музея. Форма Площади Победы - круглая". Широкий бульвар - это ведь бульвар Шевченко.
Ну, в общем, это все равно недалеко от библиотеки Крупской
Я думаю, тогда и в самых смелых фантазиях ее не могли протянуть до вокзала!
Сейчас так называется маленькая площадь перед кафедральным Свято-Преображенским собором. До 30-х годов - площадь рядом с тогдашним одноименным собором
Как я понял речь идет о пл. которая была до 1966(67) гг за памятником Шевченко и на которой был фонтан со скульптурной композицией - Женщина в окружении детей запускает голубя? А где же бойцы Красной Армии? Если это так, то дальнейшее описание мне не понятно
Какой театр?.... Справа там всегда был трампарк. Не вяжется, а вот далнейшее где то, как то похоже
Там ведь (в здании б. Крупской) в самом деле был краеведческий музей. И его здание подковообразной формы. Есть кстати редкий снимок этого фонтана. Если надо могу поместить.
Насчет площади Победы - все не так. Она должна была получиться там, где сейчас собор и гостиница Украина. но не получилась. Это один из великих нереализованных проектов Донецка, о которых я собирался вскоре рассказать
А там вообще не было площади. Это был перекресток бульваров Шевченко и Пушкина
Ну, я тоже хорош - конечно, этот пятачок назывался площадь Мира!
Простите, но версия о "немецком" происхождении памятника не состоятельна. Итак:
На втором фото ясно видно, что в руках у солдата ППС (характерный магазин). Немцы НИКОГДА не изображали на памятниках своих солдат с автоматическим оружием, исключительно с карабином 98к (можете убедиться в интернете). Тем более, они не могли допустить такую ошибку по памятнику 1918-ому году. Ни какого памятника сотрудничеству с РОА летом 1943-его тоже еще не могло быть - идея РОА только оформлялась.
Кстати, солдат и на первом и на втором фото идентичен.
Тем более, немецкий памятник не мог стоять напротив изображения вождей, да и снесли бы еще при штурме.
Дальше, на первом фото со стелой, возле домиков справа (или слева ?) от театра, НЕТ деревьев. На фото 1953-ого они уже есть.
Дальше на втором фото - Сталин в фуражке. Очень сильно смахивает на его маршальскую (т.е. 1944-ого минимум) форму. Рядом с ним довольно много портретов других вождей, очень не значительно отличающихся по размерам - до 1941-ого это не возможно. Ну и наконец, левый плакат - стилизованный, но тем не менее узнаваемый Т-34.
Итак, подводим, итог. Если эти фото не постановочные (что маловероятно, судя по второму), то в Сталино в период 1945-52 существовал памятник борцам с фашизмом - солдат+шахтер. Памятник имеет явно низкую культурную ценность и построен на скорую руку (судя по месту). Соответственно, как только жизнь начала налаживаться - его снесли.
С уважением, Кирилл
Еше раз прошу меня простить - не заметил, что диспут ушел далеко вперед! :)
Неплохо было бы вернуться в год 43-44.
Мы имеем конкретный временной промежуток, когда памятниу уже стоял, следовательно надо искать его корни гораздо раньше чем в 46 году.
В полне вероятно, что открытие памятника состоялось 1 мая или 8 сентября 44 года.
Дай им бог здоровья и дальше!Не сомневаясь в их здравомыслии, мы все же покопаемся в этой теме до конца
Есть идея... Может стоить поинтересоваться у дорожных работников.... или у тех кто там памятник нашему балерону ставил... Может они встретили там фундамент старой стелы.
В 2004 году мы перекапывали проспект Гринкевича прямо за Драмтеатром, и на глубине в метр натолкнулись на два солидных бетонных блока. Что там было осталось загадкой.
А в окрестных дворах, вырыли разбитую капитель коринфского ордера. К сожалению не от древнегреческого храма, а от здания на Университетской и Комсомольского проспекта.
Так ведь никто не помнит, в том-то и интрига! Скорее всего, люди не запомнили, потому что очень недолго это хозяйство простояло. Но, кстати, некоторые старики помнят, что был памятник в том районе
Но почему здесь... Штаб одной из них располагался в нынешнем Дворце культуры им.И.Франко. что на Рутченковке, мемориальная табличка и поныне там, кажись...
А восприятие боевых действий этих стрелковых формирований действительно впоследствие подвергалось серьёзной ревизии... Но подвергать критике и сомнению боевой путь воинских формирований вплоть до сноса монумента - жестковато...
Кстати, действительно похоже, что в руках солдата на фото Д.Доценко. датированном октябрём 1944-го явно просматривается пистолет-пулемёт Судаева обр. 1943 /ППС 43/, так что здесь явно не срастается хронологическая цепь. Массово в линейные фронтовые части ППС-43 пошёл в 1944-ом, и то не в стрелковые подразделения, а в основном в специальные и во вспомагательные, из-за простоты /блокадная разрабртка/, дешивизны /минимум деталей с прецизионной станочной обработкой/ и компактности /складывающийся металлический приклад/
Если это памятник так называемым "чёрным" шахтёрским дивизиям то вооружение явно нетипичное... можно списать этот факт на военно-историческую вольность авторов монумента...
Классическим оружием советской батальной скульптуры является ППШ-41 непременно с дисковым магазином.
Надо обращаться за информационной помощью в Донецкий обком Компартии. там то к памятникам ВОВ относились по особому , с трепетом, да и ветеранов масса...
Я тоже по старикам прошёлся - не всплывает эта стела...пока...
А стела скорее всего попросту пришла в негодное состояние из-за скорого возведение. Сооружение всетаки не из простых, принимая во внимание высоту, да и вес конструкции. Под такую серьезный фундамент нужен, да и отливали ее скорее всего не из бетона, а сложили из кирпича.
Как вариант - временный монумент. Стела - каркас обшитый фанерой, статуи из гипса.
Ведь это всетаки 44 год. Город в руинах, промышленость не оклемалась. Отлить памятник дело не простое, и саму стелу возвести не раз плюнуть. Ту так просто никто денег не даст, к тому же любой памятник - это как минимум конкурс.
2. Место расположения памятника нерационально - троллеи не дают возможности сфотографировать памятник "в полный рост". Лучше всего было бы сдвинуть стеллу ближе к театру - на место елки на фото 1953 г.
3. Подобный памятник (высокая стелла) требует или круглой площади, или же большой квадратной с четкими границами со всех четырех сторон, или же открытого пространства на возвышенности.
4. Отсутствует место для возложения цветов.
5. Фигуры и вся нижняя часть непропорционально высоте стеллы - хотя бы 1/3.
Вывод: монтаж (проектное предложение).
Что касается фотографии с каменщиками, так это может быть стойка строительных лесов (для штукатуров), поскольку сечение ее постоянное, а у стеллы просто обязано быть переменным, или же увенчиваться чем-то типа четырехгранной пирамиды со звездой.
Отлично! А как же фото из областного архива - там, где этот памятник снят с другой точки - сзади и с близкого расстояния? Тоже монтаж? Зачем он понадобился?
Вот то-то. Думаю, правда откроется в архивах Управления архитектуры, куда я надеюсь со временем плодотворно проникнуть
Ещё одно любопытное постановление "Про організацію Академії Архітектури УРСР" от 21 июня 1945 года. Постановлением утверждён Устав Академии, в котором есть строка о том, что именно Академия организовует и проводит архитектурные конкурсы. В отделе периодики есть "Вісник Академії Архітектури УРСР", но, к сожалению, конца 40-х годов. Информации о стеле я там не нашла. Из публикации в газете "Соц. Донбасс" за 6 апреля 1946 года ясно, что республиканский конкурс на лучший проект памятника воинам Красной Армии , павшим в боях за освобождение Донбасса,, был объявлен в начале 1946 года, но решение Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У было вынесено в 1945 году. В статье подчёркивается, что памятник должен быть сооружён именно в сквере им. Горького, то есть там, где закладывался камень в сентябре 1945 года. И ещё обращается внимание, что памятник должен быть сооружён из долговечных материалов! Не исключено, что наша стела была недолговечной. Просматривая газеты, мы с коллегой Еленой К. обратили внимание на то, что все значимые мероприятия в городе проходили на Театральной площади, то есть на площади перед Оперным (тогда музыкальным) театром. Там люди праздновали Победу, там же собирались на празднование второй годовщины освобождения Донбасса, туда шли сформированные колонны на демонстрации 1 мая и 7 ноября. То есть площадь была центром всех событий в Сталино. Поэтому, наверное, и памятник там стоял. Вот такие мысли
Просмотрев в отделе некоторые сохранившиеся журналы за 1944 год, я не обнаружила ни одного упоминания о памятниках вообще. И думала, что всё-таки первые памятники в Донбассе начали появляться уже после Победы. Но не тут-то было! Ещё одно подтверждение тому, что стела могла стоять 30 сентября 1944 года, как обозначено на дате фотографии Д. Доценко я нашла в журнале "Украина" за январь 1945 года. В ней рассказывается о легендарном месте в окресностях Ворошиловграда - Острой Могиле. В годы войны она была местом жестоких боёв с немецкими оккупантами.
Было ещё мнение, что наша стела - это выставочный образец, который поставили на Театральной площади ненадолго, чтобы привлечь внимание общественности. Но, как говорится в нескольких статьях, проекты не делались в натуральную величину. Они выставлялись в закрытых помещениях. В октябре 1946 года 35 вариантов памятника были выставлены в доме комбината "Сталинуголь", ул. Артёма, 79. А что касается проектов памятников, посвящённых восстановлению Донбасса в Ворошиловграде, то они были выставлены, очевидно в 1944 г. в круглом зале клуба им. Ленина
1. Постанова Ради Міністрів УРСР "Про проектування і спорудження пам"ятників і монументів на Україні" від 7.08.1946 // Збірник постанов і розпоряджень уряду УРСР. - 1946. - №15. - Ст.124;
2.Зорін І. Памятник воїнам, що полягли в боях за визволення Донбасу: Підсумки республіканського конкурсу проектів // Рад. Донеччина. - 1946. - 31 жовт.- С.4;
3.Архитектурные конкурсы на Украине: [в т.ч. на сост. проекта памятника в Сталино]// Архитектура и строительство. - 1946. - №17/18. - С.24;
4.Памятник Отечественной войны в Сталино // Архитектура и строительство. - 1947. - №1. - С.24;
5.Северин С. Реконструкция городов Донбасса // Соц. Донбасс. - 1947. - 17 июня. - С.3. В статье есть такие строки: "В недалёком будущем полностью будет отстроена Театральная площадь, центром которого будет существующее здание Оперного театра".
6.Берберов Л.Л. Стройки Донбасса ждут проектов // Архитектура и строительство. - 1947. - №6. - С.23. Разгромная статья главного архитектора г. Сталино в адрес местных и республиканских проектных организаций, которые запаздывают с восстановлением города.
7. Остапенко М. Архитектура Советской Украины // Архитектура и строительство. - 1947. - №14. - С.12-16. Автор - участник конкурса проектов. В статье упоминается Сталино, и в частности, есть фото и описание здания оперного театра.
8. Былинкин Н. Сталино - сегодня // Архитектура и строительство. - 1948. - №10. - С.15 - 16. Речь в статье идёт в основном о застройке района коксохима, но есть пару строк и об улице Артёма и восстановленных домах.
Но, просматривая Протокол№5 заседания правления Архитектурного фонда Сталинского отделения Союза советских архитекторов от 15.12.1950 года обнаружил следующую информацию:
п.3 Слушали: О проведении областного товарищеского конкурса на монумент тов. Сталину И.В. и на сооружение ОБЕЛИСКА (выделенно мною) с исправлением трубы разрушаемого кирпичного завода.
Постановили: Считать целесообразным проведение областного товарищеского конкурса на сооружение монумента тов. Сталину и обелиска. Ответственым за проведение конкурса назначить т. Северина А, Шараненко Ю. Считать необходимым перед конкурсами провести общее собрание архиткеторов и художников. Предложить тов. шараненко подготовить и размножить к 20.12 программы конкурса. Собрание провести не позднее 25.12. Отвественным за проведение собрания назначить тов. Ильевского И.А.
ГАДО, Ф-Р6725, оп.1, д.19, л.14
О, новый поворот! Спасибо! Только при чем тут труба кирпичного завода?
Благодаря усилиям зав. отделом периодики библиотеки Крупской Елене Згинник в
подшивке газеты «Социалистический Донбасс» за 1951-й год в информации о новостройках в городе Сталино удалось выяснить, что кирпичный завод располагался в самом начале Институтского проспекта, и там в 1951 году начали строить ДС "Шахтер". Только вот непонятно как труба (видимо с этого завода) имеет отношение к обелиску.
Его тут НЕТ по следующим причинам:
1.Если это и монтаж то Монтаж очень высококлассной работы - не смотря на то что фото старые- а третье вообще скан из газеты - и технически их легко подделать - но все нюансы сделаны просто первоклассно - тени - блики- полутона- переходы -фон - и наложения и прочее прочее - все мелочи учтены - а это может только высококлассный мастер да и на современном оборудовании - - которого во временна данных фото не было. P.S. - теоретически монтаж возможен - практически думаю нет - по многим причинам.
2.Три фото с памятником разных происхождений - не верю я в то что кто то ради чего то подобными фальсификациями заниматься.
МОЕ МНЕНИЕ - данный монумент был - но по каким либо причинам (может в нем допустили какую то ошибку - или случайно в монументе кто то выявил что от антисоветское - ведь раньше такое часто случалось) -Его в Экстренном темпе - демонтировали - а дабы не выносить сор из избы и прикрыть свою шкуру - это дело или уничтожили или утеряли - не удивлюсь что кого нибудь и наказали.
Очень здравая версия - и я думаю, очень близкая к реальности!
Затем было вынесено решение и объявлен республиканский конкурс в 1946 году на установку памятника освободителям Донбасса на площади Победы. Зачем его объявлять, если бы такой памятник стоял? Значит, его не было. Уже не было, или ещё не было? Если посмотреть на третье фото за июль 1947 года (кстати, такое же фото напечатано в журнале "Огонёк" в тот же период), то на нём не совсем понятно, стела ли это. Вполне возможно, что это не она.
В июле 1950 года в "Соц.Донбассе" опубликована статья "Генеральный план реконструкции города Сталино". В ней говорится, что 30 июня 1950 года исполком горсовета с архитектурной общественностью обсудил генеральный план развития и реконструкции столицы Донбасса. В статье есть такие строки: " Между областной библиотекой и Студенческим городком создаётся площадь Победы. В центре её будет возвышаться монумент воинам Советской Армии - освободителям города Сталино". То есть до 1950 года всё еще планировалось создать эту площадь и поставить на ней памятник. Дальше идут интересные строки, не относящиеся к нашему поиску: "Площадь украсят художественно оформленные здания украинского драматического театра, Дома горняков и другие. В районе Студенческого городка и посёлка Гладковки раскинется новый огромный парк культуры имени Горького с городским стадионом на 40 тыс. зрителей". Почти так и случилось
Рассуждения, в принципе, вполне логичные, если не считать, что на фотографии из "СоцДонбасса" за 1947 года из-за плеча строителя выглядывает стела...
Вот ссылка на документ на сайте Госархивов Украины http://www.archives.gov.ua/Sections/Vyzvolennya/CDAVO/index.php?42
Здесь совпадает время 1944-1945, и авторы указаны проекта, и то, что первую и вторую премию решено не присуждать - значит не сильно нравился проект. Хоть какое-то продвижение вперед, а значит памятник БЫЛ!!!!
Правда там указан Горсад, но ведь могли и в центре поставить?Об этих авторах нам тоже ничего неизвестно.
Вот здесь о архитекторе Катерноге http://kiev-necropol.narod.ru/KaternogaMT.html
Катернога Мусий Тимофеевич
(1912-1998)
Архитектор-художник. Кандидат архитектурных наук (1959).
Родился 26 сентября 1912 года в селе Мошурив Черкасской области. В 1940 году окончил Киевский художественный институт (ныне Украинская академия искусств). В 1960-1991 гг. – его преподаватель, с 1969 года – профессор. Жил в Киеве. Скончался в 1998 году. Похоронен на Городском кладбище "Берковцы".
Сооружения: павильон "Животноводство" на Выставке достижений народного хозяйства УССР (ныне Национальный выставочный центр; 1956-1957), станции метро "Киевская радиальная" (Москва; 1953) и "Черниговская" (Киев; 1968), административное здание министерств на улице Воровского № 22 (Киев; 1956). Обелиск городу-герою Севастополю (1977), памятник Герою Советского Союза Нине Сосниной на станции Тетерев (1978). Автор архитектурной части ряда памятников в городах Украины. Создал ряд произведений в области станковой акварели и графики. Автор научной работы: "Формирование архитектурной школы на Украине" (1994).
Архитектор Косаревский занимался парковой архитектурой, в т.ч. Государственном завоведнике "Софиевка"
Это в продолжении темы
http://www.archives.gov.ua/Sections/Vyzvolennya/CDAVO/index.php?55
а также
http://www.archives.gov.ua/Sections/Vyzvolennya/CDAVO/index.php?58
Да, это может быть началом истории! Теперь - найти бы конец!
"В 1947 году снесли гвоздильный завод, на месте которого в дальнейшем построят здание драматического театра[3]. В 1949 году снесли ветеринарную лечебницу. В освободившемся месте создали сквер имени Ленина, где установили памятник Ленину и небольшой фонтан[6]. Постамент памятника из-за нехватки строительных материалов был облицован красными плитками из горелых пород[7]. Такими же красными плитками из горелых пород облицовано здание, в северо-восточном углу площади (угол улицы Постышева и проспекта Гурова)."
Как по-мне причин сноса стелы несколько. 1)Постройка более важного, на тот момент, сооружения. 2)Недостаток стройматериала(гранита) на проведение этих работ. 3)Попытка разделить символы борьбы(стела) и символы культуры(театр). 4)Неудачное исполнение фрагмента стелы, фигуры солдата и шахтера.(Мне кажется, что для изготовления фигур, использовался железобетон, что не придавало "изысканности" композиции.
Есть вариант, искать гранит, с нашей стелы, в районе Площади Ленина или изучить историю постройки зданий в этом месте.
Ведь это всетаки 44 год. Город в руинах, промышленость не оклемалась. Отлить памятник дело не простое, и саму стелу возвести не раз плюнуть. Ту так просто никто денег не даст, к тому же любой памятник - это как минимум конкурс. ,
Действительно оказалось все просто и даже уже озвучено.
Каварные бутафоры задали загадку.
Сколько позади бессоных ночей, раздумий и бесед, сколько литров Корвалола выпито и жмень валерьянки проглочено...
А ведь любой загадке приходит разгадка - жаль, что у нашей истори разгадка оказалось глиняной на проволочном каркасе, но открылась Истина Истории, рассыпавшаяся в прах, когда то вместе с истрескавшейся глиной Памятника Памяти...
Не факт. В горячке 1944 года могли обойтись и без конкурса
Спасибо за сайт и работу!
Он ответил, что ничего подобного не помнит, зато помнит небольшой, метра 3-4 высотой и около 1х1 м. в основании обелиск, стоявший на площади прямо перед входом (или "по оси" входа) в оперный театр. Вроде бы поверхность этого обелиска была стилизована, как если бы он был сложен из кусков угля.
Годы приблизительно совпадают с описанными.
При этом отец добавил, что память человеческая - штука не совершенная и он не ручается на все 100% за точность своих воспоминаний, но каких либо скульптурных фигур на том обелиске не припомнит.
Если он помнит "какой-то" памятник в том месте, то ни о каком другом памятнике и речи идти не может!
Скорее всего, так оно и есть, а память человеческая на самом деле не совершенна. И не все запоминает одинаково. Например, отец хорошо помнит подбитый немецкий самолет, который прошел довольно низко с востока на запад над ул.Горького и упал где-то в районе нынешней КПЗ или несколько дальше. А было это на несколько лет раньше упоминаемого памятника.
А по какому именно инету гуляет эта фотка?
По поводу памятника имел разговор с семейным патриархом. Никакого памятника на том месте собеседник - не помнит. По всей видимости - если этот памятник и был, то время его существования исчисляется не годами, а месяцами (неделями).
На счет фотки сбитого самолета - хотелось бы поподробнее.
Сегодня лично проверял в областном архиве: первая фотография сделана в октябре 1944, последняя - в середине 1946 года. Так что как минимум два года памятник стоял. Почему не помнит патриарх - вопрос другой
Фотки самолета скоро будут
Интересно мнение специалистов, относительно формы стелы и материалов, которые могли использоваться при ее постройке. Для большей устойчивости конструкции, стела к верху, должна была сужаться, а наша имеет прямую, не зауженную форму.
Как я понимаю, наша стела имеет большую "парусность" и поэтому должна была иметь хороший фундамент, тем более, если она изготовлена из фанеры, сильный порыв ветра мог бы опрокинуть ее в любой момент. Кроме того, на первой фотокарточке, если присмотреться, видна растяжка от троллейбусной(и/или трамвайной?) линии, которая прикреплена к стеле, что тоже дает на нее нагрузку. Значит в жесткости конструкции были уверены, хотя могло сработать и русское "авось", не факт.
А вот деревянный каркас, обтянутый материей - вполне возможно. Этим объясняется и ребристый вид стелы - ветер подул, ткань каркас и облегла.
Если сооружение временное, то не возникает никакой необходимости в сооружении фундамента, достаточно утяжелить нижнюю часть конструкции. Самый элементарный способ - мешки с песком, или сделать корыто и засыпать землей.
То что было принято за крепление траллей к стеле, попросту стяжка. Зачем крепить траллею к памятнику, если в нескольких метрах от него она закреплена на столбе?
Кстати технология изготовления самого памятника совершенна стандартна. Все скульптуры по такому принципу делаются. А слой из проолифеной марли необходим, для защиты необоженной глины от влаги. Такую технологию рекомендовали во всех пособиях по моделированию тех лет. В последствие олифу заменили на эбоксидную смолу.
http://transphoto.ru/photo/267503/
Явно видна растяжка, которая идет к проводам, скорей всего к трамвайной линии...
Извнияюсь за оффтопное направление обсуждения. По поводу самолёта, я уточнил у отца. Самолет пролетел в западном направлении очень низко прямо у него над головой (он жил по адресу ул.Горького или 8-я Линия, дом 8). Упал самолет приблизительно в районе ОЦКБ. Год не помнит. Точно был период оккупации немцами, причем какой-то достаточно "спокойный" период, если этот термин применим к периоду войны. Скорее всего самолет был немецким, похоже, тянул к аэродрому, который был где-то в направлении его полёта.
Теперь точнее видно, что от левой фигуры только ноги
Стоит мужик в шахтерке с поднятой рукой. Свет просто так падает. А на второй фотке хорошо видна и рука, и что-то в ней зажатое
1. Количество портретов на здании - 8, НО! - поскольку снимок сделан немножко сбоку, слева от Сталина так и просится еще один (обратите внимание - там явная асимметрия).
2. А теперь, Политбюро ЦК КПСС с 22.03.1939 по 18.03.1946: Андреев, Ворошилов, Жданов, Каганович, Калинин, Микоян, Молотов, СТАЛИН (естественно в центре), Хрущев. ДЕВЯТЬ.
3. 18 марта 1946 г. ввели Берию и Маленкова, но тогда портретов было бы 11, т. е. снимок сделан до марта 1946 г.
4. Почему члены Политбюро ЦК КПСС? К сожалению, снимок не четкий и увеличение ничего не даёт (кроме портрета Сталина). Но, если представить силуэты, то очень многие похожи (портреты перечисленных личностей найти не проблема).
И последнее, снимали здание кинотеатра им. Шевченко, но если снимок делать правее или левее стеллы то солнце бьёт прямо в объектив камеры, поэтому снимали можно сказать из-под стеллы (естественная приграда солнцу).