Несколько отличных парней
13.12.2009

Несколько отличных парней

Осенью 1998 года возле одного автосалона на Артема я встретил умеренно длинноволосого человека в стильном черном пальто. Не без труда я узнал в нем одного известного донецкого рокера, еще года три назад поражавшего публику своими панковскими выходками. Оказалось, нынче рокер – в автомобильном бизнесе, зарабатывает деньги семье (жена и маленький ребенок). «А как же музыка?» — «Не до музыки теперь, чувак!» — спокойно промолвил отставной рокер. Так – или примерно так – ушли на покой все – или почти все – участники музыкальной группировки «48-я параллель». Самого донецкого по духу рокерского объединения за всю историю города.

Музыкальные коалиции город знал и до «48-й параллели». В середине 80-х при ДК шахтоуправления «Октябьрьское» возникла «Рок-мастерская» — там играли вполне приличные группы «Аэростат» и «Катарсис», а «Дикий мед» имел даже всесоюзную известность . Но «Мастерская» создавалась по формату других советских рок-клубов. Ничего специфически донецкого в ней не было.

А с «48-й параллелью» — совсем другая история. Нигде в другом месте она возникнуть просто не могла.

Дмитрий Юрьевич Чеботков. 1994 год

Свои люди

По версии Черного Доктора (в миру – Игорь Галкин, журналист, киновед и идеолог «48-й параллели»), все началось с самого обыкновенного запора у Дмитрия Юрьевича Чеботкова. Чтобы скоротать время, Дмитрий Юрьевич прихватил с собой в туалет атлас мира. И, листая эту познавательную книжку, сделал для себя потрясающее открытие: оказывается, Донецк расположен точно на 48-й параллели северной широты!

По версии Белого Доктора (в миру – Александр Легенький, продюсер и энтузиаст), открытие было предопределено. Чеботков был маньяком карт и атласов. Рано или поздно он сделал бы открытие насчет 48-йпараллели. Запор, замедлив физиологический процесс, ускорил культурное открытие

Впрочем, зная, как творилась мифология донецкого рока, я могу допустить, что истории с запором вообще не было.

Сейчас Чеботкову – под 40, он – успешный рекламист, живет в Киеве. В 1991-м году был выпускником Донецкого университета (физфак), и Дмитрием Юрьевичем его называли прикола ради. Вообще, он собирался идти работать учителем в школу. Педагог из него мог выйти прелюбопытнейший. Но музыкальный продюсер получился почти гениальный. На старших курсах он уже водил дружбу кое с кем из молодых донецких рокеров. Была, например, троица с математического факультета – Андрей Корниенко («Корней»), Саша Слепушкин («Клэптон») и Олег Анисимов («Анисим»). Начинали они просто: играли на бульваре Пушкина всякий актуальный рок. Там, на бульваре, их заметил Егор Павлов, с которым они сформировали группу «Босяки».

Егор Павлов – мощнейшая личность. Его самобытная музыка с интонациями русского фольклора и шутовской эстетикой, была совершенно непохожа на то, что делало большинство. «Босяки» оказались не только творческой компанией, но и очень веселой компанией. Ну, а Чеботков всегда считался веселым человеком. И они сошлись…

К ним подтянулась группа «Плут & Жмурик», с которой Чеботков пересекался раньше. Эти ясиновтские парни играли совсем другую музыку, но люди оказались подходящие. Вся компания – Егор с «Босяками» и Плут со Жмуриком – стали основой «48-й параллели».

Егор Павлов. Фото начала века

Концепция

Помню осень 1993-го. Праздничная пьянка в издательском доме «Иван», которую устроил глава этой веселой организации Леонид Цодиков, покровительствовавший рокерам. И помню свою застольную беседу с  Чеботковым. С жаром, сделавшим бы честь молодому Аль Пачино, он поразил меня своей концепцией «исключительной донецкой энергетики», доказывая, что вообще мы живем в украинском Ливерпуле. Философия Чеботкова оказалась чистой правдой, правда, понять это можно только сейчас, на отдалении лет.

«Всю легенду придумал Черный Доктор!» — утверждает теперь Дмитрий Юрьевич. Энтузиазма у создателей «Параллели» было много, а вот выстроить идею, нарастить на нее концептуальное мясо – для этого требовался человек совсем иной. Интеллектуал, но такой же раздолбай, как они сами. Игорь Галкин сейчас скромно отказывается от заслуг – говорит, что он ничего особенного не сделал. На самом деле, вся мифология создана им. Галкин создал газетную хронику «48-й параллели», сделал эту рокерскую шатию респектабельной, наградил каждого терминами, о которых неискушенные парни и не подозревали. «Надо же, мы, оказывается, играем медитативный прогрессив-рок!» — изумлялись люди, читая о себе в прессе (настоящей донецкой прессе!). Без текстов Галкина сейчас уже мало кто может точно вспомнить, как все было – забываются фамилии, даты, творческие детали. Даже записи – и те, большей частью, канули в Лету.

Галкин любит Донецк, как может его любить человек, всю жизнь проживший на Азотном. Наверное, благодаря этому «Паралелль» и выглядит на пожелтевших газетных страницах таким отчаянно донецким по духу проектом.

Плут и Жмурик после «48-й параллели»

Чеботков – человек и центр

В начале 90-х рок на глазах «сдувался» как общественное явление. Главные герои устали, продались, эмигрировали. Музыкальный Донецк тоже охватила легкая растерянность. И вот тут-то из ниоткуда вынырнула «48-я параллель». Несколько никому не известных парней. «На нас смотрели, как на посторонних. Мы не были традиционными волосатыми рокерами. И музыка у нас была… ну, как бы не совсем та. На нас смотрели, как на каких-то неправильных конкурентов», — вспоминает Чеботков.

Молодой Дмитрий Юрьевич проявил удивительную при его внешнем легкомыслии хватку и предприимчивость. Делами «Параллели» (концерты, фестивали, безумные вечера) занялся созданный им «Чеботков-центр». Выяснилось, что у Димы – удивительный дар контактировать с людьми, убеждать, вдохновлять. «Мы жили по принципу выжженной земли. Например, договариваемся с теткой из университета, которая отвечает за аренду, и она нам разрешает выступать в актовом зале главного корпуса. Когда после очередного нашего мероприятия количество испорченного имущества превышает критический уровень, ее терпение лопается, и мы оказываемся без площадки. Идем в ДПИ. Потом – в мединститут. Как-то всегда договаривались», — вспоминает Чеботков.

Ему удавалось привозить и посторонних звезд, вроде куртуазных маньеристов из «Бахыт Компота», очень модную группу, у которой именно в Донецке пропал их талисман – киргизская шапка «бахытка». А в 1992 году приехал из Харькова мало кому еще известный Серега Чиграков, будущий Чиж. Его группа тогда называлась «Разные люди», и ее концерт с последующими посиделками еще долго вспоминали местные рокеры. Вспоминали их музыку, их драйв, их тапочки, которые харьковские гости привезли с собой, аккуратно запаковав в полиэтиленовые кульки…

Новое донецкое настроение

Начало 90-х было мрачным временем. Инфляция, «непонятка» с ориентирами, криминальный беспредел, торжество спирта «Рояль». Люди думали о том, как бы выжить. «Параллель» была образцом того, как человек торжествует над ситуацией.

Их резиденцией стала легендарная «Башня» — кафе, примкнувшее к гостинице «Донбасс» на проспекте Гурова. Молодые неформалы всегда тусовались рядом – в сквере возле танка, на бульваре Пушкина. «Башня» оказалась именно тем, чего им не хватало для полного счастья. Кого там только не заседало – панки, металлисты, торгаши… «Параллель» составляла на «Башне» постоянную и уважаемую фракцию. Там, на «Башне», не только много пили — там родилось множество проектов, встряхнувших город.

«48-ю параллель» кто-то сравнивал с декабристами. Ну, потому что – страшно далеки от народа.  В общем-то, это верно – дай бог, чтобы хоть одного процента донецкого населения коснулась их деятельность. Но так почти всегда бывает с явлением, задающим стандарты. «Параллель» не породила манию, она подала пример, который вдохновил очень многих талантливых людей. Кроме того – и это, пожалуй, важнее! – «Параллель» создавала в городе новое настроение, повышала градус оптимизма. Как тут не провести еще одну аналогию с Ливерпулем? Если бы не «Битлз» и поднятая ими волна «мерси-бита», грязноватый английский порт знали бы только как стартовую площадку неудачников-эмигрантов. Молодые музыканты наполнили его весельем. И сделали другой город.

«Параллель» — не «Битлз». Но и Донецк – не Ливерпуль…

Александр «Клэптон» Слепушкин. Победитель в номинации «Тревога года»

Миссия

Подсознательно или сознательно, им хотелось чего-то большего, чем просто сочинять и исполнять музыку. Александр Слепушкин вспоминает начало 1993 года, посиделки в культовом кафе «Семерки» вместе с коллегами по «Босякам» Корнеем (он же – Мертвый Рокер) и Валиком Пайковым. Именно тогда родилась группа «Чеширский мод» — как по мне, самая интересная в «Параллели». Тогда, в «Семерках», эта компания окончательно откололась от «Босяков». Ссоры не было – просто хотелось делать свою музыку, что-то в духе качественного британского попса, с ориентацией на Дэвида Боуи и подобных деятелей. Но не только в музыке было дело. «Мы сочинили нечто вроде кодекса чеширского мода. Мы задумывали не группу, а молодежное какое-то движение. Получился документ достаточно глубокий, полный сюра, и на его создание ушел не один день», — говорит Слепушкин.

Вероятно, они чувствовали себя вправе задавать тон. И на них действительно равнялись. Не сосчитать, сколько нынешних культурных трендов берут свое начало в «48-й параллели».

Почему все закончилось? Да просто время вышло. С «Параллелью» получился тот редкий случай, когда проект закрылся, не успев обрасти негативом. Чеботков объясняет все со свойственной себе простотой: «Резко все надоело». Его можно понять. Тащить огромный ворох организационных разборок не под силу одному человеку, даже если он – неунывающий Чеботков с его неистощимой энергией. Дмитрий Юрьевич ушел в рекламное дело, где достиг  успехов и продвинул некоторые знаковые проекты.

Прощальный концерт, на котором осенью 1994 года выступали Брайан и «Чеширский мод», стал шикарными, хотя и грустноватыми проводами «Чеботков-центра». Сделав свое дело, «Параллель» ушла в историю. Люди, к ней причастные, зажили своей жизнью. «Босяки» и «Плут & Жмурик» до сих пор делают музыку. Брайан и Корней занимаются бизнесом. Олег Чехов («Ее последняя привязанность»)– в Москве, музыкант и авторитетный звукорежиссер, работает с такими корифеями, как «Би-2» и «Ночные снайперы». Кто где…

О начале 90-х вспоминают, как правило, спокойно. «Знаешь, меньше всего хотелось бы возвращаться в это прошлое. Что было, то было», — искренне признается Чеботков. «Ностальгировать – вообще глупое дело. Да я еще и не настолько стар, чтобы начинать вспоминать молодость.  В конце концов, это еще и не такое уж совсем прошлое. Оно еще достаточно живо», — говорит Слепушкин.

Это верно. Все еще ох как живо!


Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. vnick
    vnick 14.12.2009, 08:55
    Спасибо автору за острый приступ ностальгии и упавшую скупую мужскую слезу ;)

    Единственная неточность - Чиж приезжал позже, когда уже существовал "Чеширский мод". Правда, когда именно это было - уже и не упомнишь :(
  2. Ясенов
    Ясенов Автор 14.12.2009, 11:17
    Всегда пожалуйста. Сам рыдал, вспоминая:)
  3. donvalex
    donvalex 14.12.2009, 11:41
    А я бы все таки "украинским Ливерпулем" (или лучше "украинским Сиэтлом") нарек бы славный город Харьков. При всем квасном патриотизме.
  4. vnick
    vnick 14.12.2009, 12:04
    donvalex,

    Вот пускай харьковские авторы и нарекают их славный город, как им хочется. У них свой Ливерпуль, а у нас - свой. Правда, Евгений Юрьевич? ;)
  5. Ясенов
    Ясенов Автор 14.12.2009, 12:14
    Согласен! А то - почему это Харьков?
  6. donvalex
    donvalex 14.12.2009, 12:28
    JohnAdmin
    Почему Харьков? Ну например, Чернецкий, Бабкин, Захар Май., Оркестр Че.
    Тот же Чиж (хоть из Дзержинска родом, но харьковский воспитанник).
    А донецких групп, добившихся уровня признания, как у вышеперечисленных товарищей, собственно и нет.
    Вот пытаюсь упомнить...
    Клип хорошей, но забытой группы "Космозо" на MTV? Что еще? Валов с Михеем? Но это немножко другая история...
    "Дикий мёд"? Давненько было...
  7. Ясенов
    Ясенов Автор 14.12.2009, 21:01
    Думаю, если бы устроить брейн-ринг между донецкими и харьковскими рокерами, они могли бы бесконечно называть группы, внесшие неоценимый вклад...
  8. vit67
    vit67 20.12.2009, 16:51
    ВАУ на какое ностальжи, вас глубокоуважаемый АВТОР пробило )))
    Удовольствие от прочтения 12+ ( по нынешней системе школьного ценообразования)
    От всей души сенкс....
  9. Ясенов
    Ясенов Автор 20.12.2009, 17:50
    Да пожалуйста! Вы к Параллели не имели отношения, часом?
  10. alad0n
    alad0n 21.12.2009, 10:57
    а я все это плохо помню... я аще был маленьким, но вполне сознательным... эх хорошие и задорные были времена....
    Вот, Женя, Вы говорите "Все еще ох как живо!" где???? скажите где и когда!!!!
  11. Ясенов
    Ясенов Автор 21.12.2009, 17:02
    Егор периодически выступает, Плуты со Жмуриками - тоже. И на руках у людей есть записи людей, причастных к параллели. И есть еще много народу, которые при упоминании ее улыбаются и говорят: "Да, это было клево!"
  12. wildcat
    wildcat 13.01.2010, 20:55
    таки да, это было клево... регулярное "рок-посольство" в красной шапке (которой уже нет), кофе на башне, пиво на танке... гудеж у кого ни то на хате, в процессе которого вникак пьяный Плут играет на полуакустике Ермакова и умудряется не порвать ни одной струны, а потом засыпает в шкафу... хорошее было время...
  13. Ясенов
    Ясенов Автор 13.01.2010, 22:25
    В шкафу???

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.