Покушение на аптекаря Лаче
Анатолий Жаров продолжает исследовать недоступные для нас источники и вытягивать оттуда подробности юзовской старины — не всегда милой. Вот очередная история, связанная с одним известным всем аптекарем…
Провизор Иван Иванович Лаче считается самым известным юзовским аптекарем, благодаря сохранившейся до наших дней открытке с изображением здания его фармацевтического заведения, где так и записано «Аптека Лаче». Биография самого же провизора до сих пор изобилует множествами тайн, но одну из них все-таки извлечь на «свет Божий». 20 октября 1902 года на этого уважаемого в местечке Юзовка человека было совершено покушение.
Топор для провизора
Об этом случае стало известно благодаря сохранившейся в Донской публичной библиотеке подшивки ростовской газеты «Приазовский Край». Так в номере №286 за вторник 29 октября 1902 года была опубликована заметка корреспондента под инициалами С.Б. из Юзовки, в которой он и рассказал о преступлении, потрясшем умы практически всех жителей этого промышленного местечка в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии:
«20 октября, около 11 часов ночи, было совершено покушение на убийство владельца местной аптеки, провизора И.И.Лаче, с целью ограбления кассы аптеки. Преступление совершено учеником аптеки Францем Домениковичем Колосовским, юноше 19 лет. На допросе выяснилось следующее.
Часов около 11 ночи, когда оставались в аптеке провизор Лаче и ученик Колосовский, рабочие спали в помещении лаборатории, а старший служащий, провизор И.И.Фукс, находился во втором этаже, ученик Колосовский заявил своему патрону, что рабочие крадут керосин, и предложил ему пойти в сарай осмотреть, сколько пропало керосина. Господин Лаче спросил, если кто-нибудь из рабочих в сарае и, получив утвердительный ответ, вместе с учеником отправился через двор в сарай, где помещались медикаменты, а за перегородкой по соседству и склад взрывчатых веществ. Пройдя в сарай, Лаче нагнулся посмотреть на следы утечки и кражи керосина, но вдруг почувствовал сильный удар сзади по голове. Ученик, воспользовавшись удобной минутой, нанес своему патрону сильный удар топором, разрубил череп и несчастный потерял сознание. Тогда Колосовский запер на замок сарай и возвратился в кабинет, чтобы взять находившиеся в кассе около 700 рублей. В это время в аптеку зашла женщина за лекарством и помешала ему. Не успел Колосовский отпустить лекарства, как в аптеку вошли рабочие (из гостиницы Давлицаровых) и заявили ученику, что у них во дворе кто-то стонет. Колосовский убеждал их, что им показалось. Рабочие проникли во двор, взломали двери сарая и перенесли из него раненого. В это же время начальник почтово-телеграфной конторы Шевченко проходил мимо аптеки, услышал шум и зашел узнать, в чем дело. Увидев такую картину, он немедленно сам отправился к приставу Левицкому, который первый из властей явился на место происшествия. Сейчас же явился судебный следователь и было произведено следствие.
Приставу в последующие дни удалось вынудить Колосовского сознаться. Он сообщил, что имел намерение поджечь оба сарая со складами взрывчатых веществ и масла, чтобы совершенно скрыть следы преступления, но ему помешала зашедшая в аптеку женщина. Совершение этого ужасного преступления совпадало с отъездом провизора господина Фукса, на которого, скорее всего, могло бы пасть подозрение. Господин Лаче немедленно был доставлен в больницу Новороссийского общества при заводе, где ему сделали перевязки. Рана очень глубока и затронула мозг. Есть надежда на излечение, если не будет воспаления. Больной находится все время при полной памяти, дает распоряжения, но чувствует себя слабым.
Ученик Колосовский заключен предварительно в местное арестное помещение и на-днях будет препровожден в бахмутскую тюрьму.
Этот случай произвел на всех ужасное впечатление. Многие сомневаются, чтобы юноша 19 лет мог пойти на подобное преступление с целью грабежа 700 рублей, и предполагают здесь другую какую-нибудь причину».
Латыш лютеранской веры
Современные донецкие историки и работники Донецкого краеведческого музея всегда считали и до сих пор продолжают утверждать, что Иван Иванович (имя провизора Лаче было адаптировано на русский лад) был бельгийцем. Якобы тому яркое подтверждение его фамилия. Однако дореволюционные документы категорически опровергают такой вывод. Тогда в империи ежегодно выпускался «Российский медицинский список», в котором был напечатан алфавитный список медиков, имеющих полное право на производство в России врачебной практики, а также давалась информация обо всех аптекарях и провизорах. Так вот, в книге на 1891 год указывается, что в Екатеринославской губернии в местечке Юзовка существует аптека при заводе Новороссийского общества каменноугольного и железного производства. Ее управляющим является провизор Иван Лаче (латыш лютеранской веры). Эта же национальность фигурирует и в других аналогичных справочниках за последующие годы. К тому же, пару лет назад донецкий генеалог Сергей Фазульянов, изучая в нашем архиве метрические книги одной из римско-католической церквей нашей местночти, узнал настоящее имя провизора Лаче – Иоаннес. Как видим, Бельгией здесь совсем и не пахнет. Так раскрылась еще одна тайна самого известного юзовского аптекаря Лаче.
Надо сказать, что после такого страшного покушения и тяжелой травмы юзовский провизор выжил и еще долгие годы занимался аптекарской практикой в нашем промышленном местечке. 19.07(27.10)1913 года в 5 час утра он стал крестным отцом Бем Аннеллы Маловины Анны (Bohm Annelle Malwine Anna), дочери Фридриха Вильгельма Бема, германско-подданного, живописца, проживавшего в Юзовке, и его жены- Анны Доротеи, урожденной Кречмер. Вместе с Лаче крестной матерью этого ребенка стала Мальвина Курневич, урожденная Янушкевич. Обряд крещения был совершен в школе Новороссийского общества пастором Грегориусом (ГАДО, Ф-392, оп.1, д.4, лл.170об-171).
А вот что стало с аптекарем в предреволюционные годы и в годы Гражданской войны, сведений пока найти не удалось. Известно только, что в здании аптеки Лаче в 20-е годы прошлого столетия несколько лет располагался горсовет Сталино. Это некогда симпатичное двухэтажное здание старой Юзовки сохранилось и до сегодняшних дней. Оно расположено по улице Артема,5, напротив автозаправки в районе конечной остановки троллейбуса маршрута №2 возле металлургического завода. Правда, оно имеет сейчас довольно непривлекательный вид от того, что несколько лет назад его обезобразили достройкой третьего этажа по современной стеклянной моде и просто забыли о нем. Но это уже совсем другая история.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Поди знай, что имел в виду репортер. Уровень статьи оставляет желать лучшего. Кстати, можно вспомнить, что в связи с Кролем тоже говорили о складе взрывчатых веществ. То ли то были химикаты, нужные в каком-то производстве, то ли он покровительствовал боевой группе эсеров...
Вы не верите журналистам?
За последние 100 лет отсчёт времени неоднократно менялся: вводилось "декретное", зимнее и летнее время, затем оно отменялось и снова вводилось. В пересчёте на современное время "около 11 часов ночи" означает что-то в районе 9 вечера.
Его контора находилась на 2-й Линии (ул. Кобозева).
Жалко бедного Лаче, но голова у него, надо заметить, крепчайшая! Другой бы уже 10 раз помер.
Больше верьте журналистам. Они вам из обычной бытовухи мировой конфликт раздуют
Это он ещё свино - бобы не пробовал... А вообще - железный человек... Определённо, он достоин уважения...