Протокраеведы
На почтовый ящик сайта "Донецкий" пришло письмо от Ольги Татаренковой. К письму этому прилагается две фотографии. Все вместе иллюстрирует одну маленькую, но важную страничку в истории города, причем, учитывая нашу специфику, особо важную для нас. Читаем, смотрим…
Здравствуйте, уважаемые краеведы!
В моем семейном альбоме сохранилась фотография членов кружка любителей-краеведов, датируемая 1926 годом.
На этой фотографии моя бабушка (справа, первая в верхнем ряду), две ее родные сестры и несколько друзей — студентов ДИИ. Как говорила бабушка, эта группа явилась чуть ли не инициаторами краеведческого музея нашего города. Не знаю, считают ли эту группу таковой, но со слов бабушки, знаю, что какие-то старинные предметы, такие, как серебряная кружка, которой за хорошую работу на металлургическом заводе был награжден мой прапрадед Казимир Булаш, они передали в фонд музея.
Я не знаю, интересно ли для вас это фото, но мне, действительно хотелось бы узнать о тех людях, которые стоят у истоков Донецкого краеведческого музея.
Есть ли у вас такая информация, поделитесь, пожалуйста.
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Интересная информация и фотография. Странно, что, именно 1926 год.
Юзовский,
Странно? Хотя да, странно
Спасибо! Ещё раз убеждаешься, что лица людей на фотографиях давних лет, а значит и эти люди, выглядят по- современному. Меняются костюмы и способы фотографирования, "аппаратура".
"– Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая...
– Аппаратура! – подсказал клетчатый.
– Совершенно верно, благодарю, – медленно говорил маг тяжелым басом, – сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
– Да, это важнейший вопрос, сударь."
Pavelech,
На этот вопрос у мага тоже был ответ. Вы, конечно, помните, Павел Григорьевич:)
Ясенов,
– Как прикажете, мессир? – спросил Фагот у замаскированного.
– Ну что же, – задумчиво отозвался тот, – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...
Pavelech,
Вот-вот:) Я именно это имел в виду
Эту фотографиию надо было отрпавить в "кружок" краеведов, что окопался в крупской.
А вот где серебрянная кружка делась, надо еще разобраться!
Знаем, знаем мы этих краеведов! И что они в своих кружках изучали...
Старушка, где же кружка?
Неожиданно я нашла информацию, которая имеет отношение к фотографии кружка любителей-краеведов.
На сайте http://revolution.allbest.ru/culture/00283481_0.html обнаружила работу "Науково-дослідна робота музеїв України у 20-30_ті роки ХХ ст." В ней, со ссылкой на Денисенко Е.И. ("Дорога длиною в восемьдесят лет // «Донбас». Спец. випуск. Донецьк, 2004.), написано:
"Історія створення музеїв у місті Сталіно (колишнє селище Юзівка) була майже типовою для того часу. У 1924 р. за ініціативою відділу народної освіти Донецького округу було прийняте рішення про створення у місті окружного музею краєзнавства. Спочатку він існував на громадських засадах завдяки невтомній праці групи, що складалася з вчителів, журналістів, студентів, робочих (А. Ольшанченка, М. Гранберга, В. Лавриненка, сестер Наргелло та ін.). Звісно, вони не мали фахової освіти, але були справжніми ентузіастами своєї справи. Перші експонати надійшли до музею з власних колекцій мешканців міста, зі шкіл, від окремих громадян. Це були предмети нумізматики, гербарії, чучела тварин, а також фото і документальні свідоцтва про революцію та громадянську війну. Вже 1927 р. у музеї нараховувалося більше 3 тис. експонатів, які переважно мали випадковий характер. Згодом тут виникли також музей революції та антирелігійний музей.
27 листопада 1930 р. президія Сталінського міськплану прийняла резолюцію «Про положення та перспективи розвитку Сталінського музею», яким фактично визначила концепцію розвитку краєзнавчого музею та тематику комплектування його фондів. Зокрема, у резолюції вказувалося, що «одним з головних завдань музею є відображення у експонатах історії промислової техніки та робочого побуту Донбасу.» Крім того, наголос був зроблений на «репрезентації багатої етнографії краю, а також вивченні історії та археології, оскільки Донбас є одним з найбільш цікавих районів завдяки своєму географічному становищу».
Как видно, в материале упоминаются фамилии, указанные на оборотной стороне фотографии кружковцев.
Значит, я правильно поняла и запомнила рассказ бабушки и, история с серебряной кружкой является правдой.
Меня радует, что на вопрос о людях, стоявших у истоков создания Донецкого краеведческого музея, нашелся ответ.