История одного места. Террикон шахты № 5-6. Прошлое
23.06.2014
комментария 33
Поделиться

История одного места. Террикон шахты № 5-6. Прошлое

По инициативе Леонида Шиманского, продолжаем знакомиться с метами Донецка, показавшимися ему интересными по той или иной причине. Начал он со Свято-Николаевской церкви, теперь предлагает остановиться на терриконе шахты № 5-6, которому в последнее время на сайте "Донецкий" уделается подозрительно пристальое внимание…

Для начала совсем немного истории.

Шахта № 5-6

Шахта была открыта в 1915 г., в составе Макарьевского рудника Екатериновского горнопромышленного общества (бывшие Рыковские рудники). В 1926 г. вошла в состав треста «Сталинуголь» (позднее «Донецкуголь»). За право существовать боролась аж до 1959 года. С середины 1960-х — участок № 3-5 шахты «Игнатьевская» (им. Калинина).

Террикон

Сам террикон сейчас принадлежит шахте им. Калинина, высота 28 м, площадь основания 58000 м2, объем отходов: 900 тыс. м3, количество отходов: 1620 тыс. т, усеченный конический, озеленённый, не действующий. В 1963 году по решению Донецкого облсовета из-за опасности обрушения террикона была закрыта, а затем снесена Свято-Николаевская церковь. В 1984 году начинается массовый снос домов шахты №5-6 и № 7-8, в том числе и знаменитого Шанхая. На их месте с бешеной скоростью вырастали новые панельные девятиэтажки. Под застройку также передаётся северная часть площади Калинина, и дома вокруг Роддома №3. Нечто грандиозное планировали возвести и на месте террикона шахты № 5-6. Вывоз породы продолжался до начала девяностых, но не был окончен по причине наступившего экономического кризиса. Но всё же был ликвидирован один из терриконов шахты 5-6 на Калиновке (там сейчас промзона между улицами Ходаковского и Харитонова, точнее – ее часть).

А вот теперь все фотографии, которые я только смог найти в интернете. Если кто-то сможет что-то ещё добавить, то буду только рад.

АФС 1941 года

Фото от 04.11.1941 года. На среднем плане справа полицейская тюрьма в Сталино. На заднем плане террикон шахты 5-6.

Наш террикон по центру на заднем плане

Начало нынешнего пр. Ильича (в то время Больничного)

Пересечение современного пр. Ильича с ул. Горького.

Пересечение современных пр. Ильича и ул. Постышева

Кадр из кинофильма «Это было в Донбассе» 1945г.

Вторая половина 50-х г.

Фото предположительно 1956 года

1962 год

Мне кажется, что и на этой фотографии на заднем фоне наш террикон, а дата фото скорей всего довоенная.

В следующей статье «История одного места. Часть 2. Террикон шахты № 5-6. Настоящее» мы увидим вид сверху с этого террикона.


smit_2010

smit_2010

со мной можно связаться по электронному адресу - leonid_shimanski@mail.ru

Комментарии

  1. Юзовский
    Юзовский 23.06.2014, 11:50

    Добавлю, что шахта №5-6, после преворота 1917 г. начала работать в 1933 году. №7-8 работала исправно. Но, зато при возобновлении работы в 1933 году, шахта №5-6 в два раза превысила добычу угля ( 141,5 тыс т./год), чем соседняя №7-8( в среднем 70-80 тыс.т./год). Марка угля, добываемого щахтой №5-6 в тридцатых годах была "К". №7-8 - "ПС". (Шахты №5-6 и №7-8 вырабатывали разные пласты.) Станция погрузки шахт - Щегловка.

    После ВОВ, шахта №5-6 была восстановлена в 1950-м году и вышла на годовую добычу в 180 тыс. т. Соседняя №7-8 была восстановлена  в 1952-м году с годовой добычей в 170 тыс.т. 

  2. Ясенов
    Ясенов 23.06.2014, 18:19

    Юзовский,
    Браво! Какие ТТД!

  3. Юзовский
    Юзовский 23.06.2014, 18:50

    Ясенов,
    Всегда готов помочь.

  4. Алюрка
    Алюрка 23.06.2014, 19:01

    Для начала совсем немного истории. Истории можно было гораздо больше накопать, и покрайней мере, давно пора знать, что шахта 5-6 носила имя Калинина еще до пуска Инатьевской.

    Основные источники информации Викимапия и "История Рыковки" Ариасона?  Так себе источники.
     
    все фотографии, которые я только смог найти в интернете.   А чего так плохо искали?

    Юзовский,
    Откуда дровишки? Мэтр донецких шахт, Дмитрий Марчекно когда-то давал другую инфу

  5. smit_2010
    smit_2010 Автор 23.06.2014, 19:12

    Юзовский,

    спасибо за информацию!

     

    А чего так плохо искали?

    да вот надеялся, что и Вы что-нибудь добавите. Уверен, что у Вас есть что сказать)

  6. Алюрка
    Алюрка 23.06.2014, 19:26

    smit_2010,
    Совершенно верно но мне лень

  7. smit_2010
    smit_2010 Автор 23.06.2014, 19:27

    Алюрка,
    если это в инете, то скажите где лежит и я сам возьму)

  8. Алюрка
    Алюрка 23.06.2014, 19:30

    Вы уже взяли

  9. Froid
    Froid 23.06.2014, 19:37

    Вы уже взяли

  10. Юзовский
    Юзовский 23.06.2014, 20:05

    Откуда дровишки?
    Я тоже немного интересуюсь шахтами.
    Например, вот отсюда. 

     У меня очень много печатного материала по нашим шахтам, начиная с Юзовского периода и заканчивая периодом СССР.

    что шахта 5-6 носила имя Калинина еще до пуска Инатьевской.

    Совершенно верно.
    Но по состоянию на 1933-й год она называлась вначале  "Рыковка №5-6", впрочем, как и "Рыковка №7-8",

     

     

    по состоянию на 1.10.1960 "им.Калинина" называлась не только эта шахта, но и соседняя  ( №7-8)
     

    При этом, нынешняя шахта им.Калинина была просто "Игнатьевской". Им.Калинина она стала позже.
    Вот "Игнатьевская"


    По Рыковкам -Калиновкам, можно предположить присхождение топонима "Калиновка":

    так как, на одном месте, сразу две шахты назывались по имени бывшего землевладельца и капиталиста( а может и парт. деятеля, позже утратившего актуальность). ( поселок тоже назывался так же - "Рыковка") то после переименования шахт в "им. Калинина" ( две шахты, как и им. Ф.Кона на другом посёлке Донецка) посёлок постепенно стал называться по имени этих шахт - Калиновским или Калиновкой.  ИМХО.
     Но сейчас - не об этом.

  11. Алюрка
    Алюрка 23.06.2014, 21:00

    по состоянию на 1.10.1960 "им.Калинина" называлась не только эта шахта, но и соседняя  ( №7-8)
    Я знаю, у меня там куча родичей работала, на 7-8.

    При этом, нынешняя шахта им.Калинина была просто "Игнатьевской". Им.Калинина она стала позже.
    Это произошло в 1970 году, после закрытия шахты 7-8.

    По Рыковкам -Калиновкам, можно предположить присхождение топонима "Калиновка":
    НЕТ, НЕТ, НЕТ!!! Все пошло от попа Калиновича и Калиновой балки! Это стопудово.

    шахта №5-6 была восстановлена в 1950-м году и вышла на годовую добычу в 180 тыс. т.
    Есть сведения, что произошло это в сентябре  1954 года



  12. smit_2010
    smit_2010 Автор 23.06.2014, 21:09

    Алюрка,
    отличное фото! и как это я его пропустил на нашем сайте)

    а ещё есть?

  13. myasnik
    myasnik 23.06.2014, 21:19

    И все-таки "недействующий" пишется слитно... Хотя, возможно, я и ошибаюсь...

  14. Юзовский
    Юзовский 23.06.2014, 21:21

    Все пошло от попа Калиновича и Калиновой балки! Это стопудово.

     Однозначно! С этим спорить просто глупо!
    Есть сведения, что произошло это в сентябре  1954 года

    Всё может быть. У меня сведения об этом периоде, из методички под грифом: "для служебного пользования", с тиражом в  59 экземпляров... 
    Но повторюсь - всё может быть в нашей жизни.
    P.S.
     фото - супер! 
  15. Алюрка
    Алюрка 24.06.2014, 06:15

    всё может быть в нашей жизни
    А в нашем городе и подавно. Как тут любят приговаривать - такой город.

  16. Юзовский
    Юзовский 24.06.2014, 08:02

    Алюрка,
    Конечно!

    Если кому-либо нужно, то по пластам:
    №5-6 разрабатывала в 1930-33 гг. пласт h10;
    №7-8 - h6-1; h8 - не разрабатывался шахтой в эти годы.

  17. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 24.06.2014, 11:13

    smit_2010,
    А за "полицейскую тюрьму" можно и по заднице получить .
    Еще раз объясняю - "пересыльная" !

  18. smit_2010
    smit_2010 Автор 24.06.2014, 11:59

    Еще раз объясняю

    Валерий Юрьевич, понял, запомнил, не забуду :)

  19. Алюрка
    Алюрка 24.06.2014, 18:12

    А за "полицейскую тюрьму" можно и по заднице получить
    Еще раз поясняю, для тех кто в танке - "На среднем плане справа полицейская тюрьма Сталино" дословная подпись на приведенной фотографии, оставленная Эрихом Зоммером, начальником отряда фельджандармерии 1-й горной дивизии



    №5-6 разрабатывала в 1930-33 гг. пласт h10;
    Вот Вы сами себе уже и наперечили 

  20. smit_2010
    smit_2010 Автор 24.06.2014, 18:48

    =ВАРЯГЪ=,
    Алюрка,
    ну вы уж определитесь кто прав) я то фото с подписью брал у Алюрки.

     

  21. Алюрка
    Алюрка 24.06.2014, 18:54

    smit_2010,
    Да все правы. Тюрьма женская, пересыльная, подписанная фрицем "полицейская"

  22. smit_2010
    smit_2010 Автор 24.06.2014, 21:10

    Алюрка,
    Да! Ну ладно, значит так и запишем)

  23. =ВАРЯГЪ=
    =ВАРЯГЪ= 25.06.2014, 10:11

    Алюрка, smit_2010,
    Оно как бы наверное неудобно напоминать правила русского языка относительно цитат?

    И желательности единоприменения в пределах одного текста

     

  24. Юзовский
    Юзовский 25.06.2014, 18:48

    Алюрка,

    Вот Вы сами себе уже и наперечили

     

    Почему?

  25. Алюрка
    Алюрка 25.06.2014, 19:29

    №5-6 разрабатывала в 1930-33 гг. пласт h10;
     При том, что шахта начала работать с 1933 года?

  26. Юзовский
    Юзовский 26.06.2014, 00:24

    Алюрка,
    Ах, это!

    Всё правильно. Я ничего не перепутал. Просто данные в документе за 1930-33 годы. Поэтому я и написал так. А по шахте№5-6 данные есть с 1933-го. Причём, по всем шахтам данные есть за все эти годы, а по №5-6 - нет. Т.е. только начиная с 1933-го.

     В комменте №16 к данной статье, следовало бы написать: по шахте №5-6 - в 1933 году, а по №7-8 1930-33. Простите, что неправильно выразился.

  27. Алюрка
    Алюрка 26.06.2014, 06:26

    Юзовский,
    Может провал по шахте 5-6 объясняется её реструктуризацией? Той самой, в процессе которой хотели запустить 4-4бис и даже забетонировали ей устье и поставили новый копер?

  28. Юзовский
    Юзовский 26.06.2014, 11:46

     

    Может провал по шахте 5-6 объясняется её реструктуризацией? Той самой, в процессе которой хотели запустить 4-4бис и даже забетонировали ей устье и поставили новый копер?

    Может и так.

     

    По №4-4 и №4-4бис, можно попробовать прояснить ситуацию, по двум трагическим моментам в её истории ( я имею в виду техническое описание трагедии 1908 года (как конкретно всё происходило в выработках шахты на момент аварии). И второе - подсчёт погибших, за окупационнный период, с техническим обоснованием сечений ствола, его точной глубины и др. технических документальных источников).Вы же в курсе. Мы с Вами обсуждали эти моменты.

     

     

     

  29. Алюрка
    Алюрка 26.06.2014, 19:07

    И второе - подсчёт погибших, за окупационнный период, с техническим обоснованием сечений ствола, его точной глубины и др.
    Как и раньше, так и сейчас я задам один единственный вопрос: "А СМЫСЛ?"

  30. Юзовский
    Юзовский 26.06.2014, 19:12

    Алюрка,
    а почему бы и нет? На всякий случай)

  31. Алюрка
    Алюрка 26.06.2014, 19:25

    Юзовский,
    Да было уже такое разбиралово. В Горизонтах правды 2. Там конечно не было точных ТТХ шахты, но в результате жесткой полемики и Д. Марченко и А. Карташову и мне стало понятно, что слишком много неизвестных, влияющих на результат подсчета.

    Про аварию - да, можно и нужно написать. Только сделать это надо как-то так сочно. Что бы зевота не одалела на средине опуса. 

    А трупы надо считать по отчетам фашистским. У них очень это дело было хорошо налажено - отчеты писать. Правда храняться они все больше у америкосов, но сейчас постепенно просачиваются в открытый доступ. Так вот согласно отчетам оперативной команды 6, в Сталино было уничтожено 3500 евреев, а все остальные цифры от лукавого

  32. Юзовский
    Юзовский 26.06.2014, 19:46

    Да было уже такое разбиралово. В Горизонтах правды 2

    Я помню. Но тогда не было много данных. Да и с "соточками" сейчас пробой. Самое время бросать камни) Вот приеду уже скоро и можно обновить разбор.

     

    в Сталино было уничтожено 3500 евреев, а все остальные цифры от лукавого

     

    Очень похоже на правду. И то, может количество и завышено. Некуда их было бросать.

  33. Алюрка
    Алюрка 26.06.2014, 19:58

    Некуда их было бросать.
    Ну, чисто технически, часть из них расстреляли и зарыли, а часть действительно сбросили в 4-4 бис. Но, как говорят антисимимты, не одними евреями мир полнится, и доля иудеев в числе захороненных в шахтном стволе не столь вилика, как сейчас об этом рассказывают. Да и наполняли ствол уже совсем иные организации

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.