Была ли жизнь до Юза?
Считают, что Донецк основан исключительно приезжими людьми. Истина, однако, глубже и шире. До того, как в Дикой Степи появился Джон Юз, на территории будущего города жили люди. И жили давно. Город их впитал в себя – легко, как губка впитывает влагу. Но нельзя сказать, что они так уж безропотно этому подчинились. Совсем нет – они вошли в город со своим духовным багажом, они дали городу ощущение свободы, дали то, чего не имели пришлые люди, подрядившиеся работать на заводах и шахтах, продавшие себя в известную неволю. Зато «пришлые» несли другие ценные вещи – потрясающую работоспособность и здоровый консерватизм. Так вот и сформировался наш характер – противоречивый, но тем и сильный.
Самая распространенная версия начала нашей истории выглядит просто и не очень интригующе. Джон Юз высадился в голой степи, застолбил участок – ну, совсем как Смок Беллью на Клондайке. И понеслось: на ровном месте возник поселок, за сто лет разбухший до масштабов миллионного города. Но ведь была жизнь до Юза. И увидеть ее мне помогала сотрудница областного краеведческого музея Вера Мирошниченко.
Кто кого основал?
Но сначала – об одном научном споре, в котором, похоже, уже никто никогда не разберется.
В годы независимости возникла теория, основным профессиональным пропагандистом которой выступал профессор исторического факультета Донецкого национального университета Василий Пирко. Согласно ей, основание Донецка следует датировать не 1869 годом (основанием металлургического завода «Новороссийского общества»), а 1779-м. Почему? Потому что именно в 1779-м было создано первое стабильное поселение на территории города, существование которого подтверждается документально: слобода Александровка. Это благое дело совершил поручик Ефим… то есть, Евдоким Шидловский, которому царским указом был дарован надел земли в верховьях Кальмиуса.
Версия скорее понравилась городским властям, чем нет. Ну, в самом деле, приятно же стоять во главе города, которому не 100 с хвостиком, а 200 с лишним! Донецкая мэрия обратилась в Кабинет министров с просьбой официально передвинуть дату основания (такие вопросы, чтоб вы понимали, не решаются на уровне местной громады – иначе региональные патриоты завтра захотят быть древнее Рима). Киев посчитал, что оснований для переноса даты нет – потому что отсутствует проект и документ о начале строительных работ Александровки. А у поселка металлургического завода он есть.
Нет ничего глупее, чем встревать в эту тему: как известно, из двух спорящих историков правы оба. Но помнить о том, что задолго до Юза на территории города существовало поселение – обязательно стоит! Причем, поселение существовало даже не одно – Александровка просто была крупнее прочих. И надо понимать, что предприимчивый валлиец прибыл не в такую уж Дикую Степь, что с первых же дней пребывания на этой благодатной для него земле он стал контактировать с местными жителями, которые «слили» ему массу ценной информации, очень пригодившейся при постройке завода.
А значит, мы просто обязаны посмотреть, какой же она была – жизнь до Юза. Из уважения к самому Юзу. Да и к Донецку заодно, «портрет» которого в таком случае получается более объемным и чуточку более правдивым.
«Костюм» и «ездец»
Евдоким Шидловский, кстати, основал свою Александровку тоже ведь не на пустом месте. До него в верховьях Кальмиуса были зимовники запорожских казаков, и есть основания полагать, утверждает Вера Мирошниченко, что их жители влились в состав Александровки. По данным переписи, проведенной уже в александровский период, мужское поголовье значительно преобладало над количеством женщин – это косвенное свидетельство присутствия запорожцев (в их зимовниках, как и в любых военных поселениях, с женщинами был дефицит). Приток «пионеров», конечно, облегчил задачу Шидловскому: он получал жизненно важные на первом этапе сведения о землях, погоде, нравах, угрозах, способах обогатиться.
Нормальных хроник о жизни и быте Александровки нет, но мы можем судить об этом по аналогии с другими казацкими поселениями. На территории области таких мест достаточно – Маяки, Казачья Пристань, даже в Славянске вела раскопки команда краеведческого музея в компании с местными коллегами. На территории Александровки археологией заниматься затруднительно – там сплошная застройка, частный сектор, свой огород никто не отдаст на растерзание группе вежливых энтузиастов, выясняющих обстоятельств давно минувших дней. Но вряд ли Александровские реалии как-то отличались от того, что историки знают о быте других поселений области того времени.
Наверняка, жили в каких-то саманных хатах. Пользовались очень распространенной в крае керамической посудой, прошедшей несколько стадий эволюции: сначала вся семья угощалась из одного большого горшка, потом появляются миски для индивидуального пользования с красивым орнаментом. Причем, что характерно, уже тогда в оформительском стиле нашего края – пограничного, как ни крути – стала появляться пестрая смесь украинских и российский традиций. К нам ее занесли из Слобожанщины, откуда родом, кстати, вообще весь восточноукраинский сеператизм…
Развитие технологий и рост достатка позволял приобретать в хозяйство сосуды, украшенные «поливой» — глазурью желтых, коричневых, зеленых оттенков. К началу александровского периода она из роскоши становится уже повседневным бытовым атрибутом. Большой популярностью пользовались «костюмы» — набор макитр, вставляемых друг в друга. Эта конструкция считалась очень хорошим подарком для хозяйки и на ярмарках уходили «на ура».
Внутри жилища украшались скупо, и одним из немногих ярких элементов интерьера были печные изразцы. Производили их, как правило, местные умельцы в гончарных мастерских. Из ряда изразцов складывали какое-то сюжетное изображение, в центре которого мог быть смачный композиционный акцент – чаще всего, всадник. Иногда – в виде Георгия-Победоносца с царской короной на голове (такая фигура называлась выразительно – «ездец»). На севере области удалось откопать даже керамическую плитку с изображением двуглавого орла – еще одно свидетельство смешения русских и украинских мотивов в наших Палестинах. Скорее всего, это не было свидетельством какой-то пропаганды или служебной показухи – просто в России, откуда приезжали служить в военные городки на севере области, такие плитки считались модными. Как в советском мещанском быту – ковры с цветочно-лиственным узором или, скажем, фотообои.
Угольная прелюдия
Задолго до Юза в Донбассе начали и уголь добывать. По нынешним временам, размах работ выглядит смешно: «копальни» на частных участках, рекордная глубина – двадцать пять метров. Добыча угля носила вспомогательный характер в хозяйстве – это был побочный промысел, типа охоты, пчеловодства, рыболовства. Дело, которым для «поддержания штанов» занимались в свободное от серьезных дел (земледелие, скотоводство) время. Но потребность в угле была – в каждом поселении функционировали кузни.
Чуть позже, в 1841-м, в Александровке возник уже и настоящий рудник. К тому времени у земли появился новый владелец – князь и Новороссийский губернатор Михаил Семенович Воронцов. Землю он арендовал у внука Шидловского, Ивана Ивановича, и, по договору, отдавал хозяину с каждого добытого пуда угля 2 копейки серебром. Воронцов развил рудник до уровня одного из крупнейших на Юге России.
Но, несмотря на все это, без Джона Юза Александровка могла бы так и остаться каким-нибудь «поселком городского типа» вроде Марьинки или Курахово. Появление металлургического завода «Новороссийского общества» изменило не только ландшафт, но и социальный климат. Со всех концов необъятной империи в Дикую Степь потянулись люди, очень сильно отличавшиеся от обитателей донецкого «пограничья».
Свобода и осознанная необходимость
Впрочем, и свободолюбивый «пионерский» контингент наших степей тоже сильно изменился. В частности, запорожские казаки, потянувшиеся сюда после разгрома Сечи, за полвека общения с плугом растеряли свои залихватские навыки и все больше превращались в стандартных крестьян. Хотя свобода самовыражения на осваиваемых территориях все-таки допускалась на порядок большая, чем в глубине империи. Во всяком случае, хозяйство селянам пограничья разрешали вести по своему усмотрению, и с повинностями не было так сурово.
Но по сравнению с новоприбывшими пролетариями – вот тут уже была большая разница. Приезжали ведь не от хорошей жизни. Приезжали те, кто почему-то отчаялся, выпал из системы, не мог получить у себя на родине земельный надел и надеялся заработать деньжат, чтобы поскорее вернуться домой победителем.
Пример классической юзовской семьи – предки моей собеседницы Веры Мирошниченко. Ее прабабушка была младшей сестрой в семье, где мать «служила» кормилицей у дворян. После смерти родителей девочка осталась на иждивении у сестер, которые уже вышли замуж, и в этом сообществе она оказалась не очень-то нужной. Сначала просто пошла работать к хозяевам, потом услышала, что где-то на юге можно хорошо заработать. Приехала в Юзовку и устроилась на шахте ламповой. Прадедушка Веры тоже был сиротой, воспитывался у дядьки и имел классическую мечту: заработать денежку, вернуться, обзавестись землей и построить свое хозяйство. Узнал о Юзовке, двинул «на юга», стал работать на металлургическом заводе. В поселке и познакомился со своей будущей женой. Еще несколько лет они всерьез надеялись вернуться и зажить на своей земле. Но потом город засосал. Появились дети, и заработка хватало уже только на то, чтобы как-то прожить и прокормить малышей. Попытались было построить дом в Юзовке, но случилось несчастье: на заводе прадедушка получил тяжелую травму, долго болел и умер совсем еще не старым…
Можно себе представить, какой стресс переживали люди, приехавшие из российского села в юзовскую «молотильню». Деревенская жизнь – она ведь какая была? Все время занят какой-то работой, с утра до вечера. С точки зрения жизни духа тоже все четко – общинная мораль дает точные ориентиры, не позволяет выбиться за рамки и потерять себя.То есть, полная определенность по всем направлениям. В городе – совсем не так. Большое количество абсолютно незнакомых людей, собравшихся из разных земель с разным укладом. Изнурительная работа на износ, совершенно не похожая на то, чем занимался раньше. После работы – никакого досуга, никакой хотя бы возможности вести свое приусадебное хозяйство, чтобы ощущать связь с прошлым. В итоге, люди постоянно находились в состоянии стресса. Отсюда — и легендарное юзовское пьянство (о нем, впрочем – отдельный разговор).
Новоиспеченные пролетарии были изначально очень зависимы от тех денег, которые получали на производстве. А значит – зависимы от работодателей, властей, полиции, особенно в первые годы своего пребывания в Юзовке. Каждый из них понимал, что очень уязвим, что может быть лишен средств к существованию в любой момент. И человек на работе вел себя, как шелковый. А рядом, в степи, на расстоянии нескольких верст – люди совсем другого замеса, привыкшие сами решать свою судьбу. Пройдет несколько десятков лет – и они сольются, чтобы образовать тот странный психологический симбиоз, который называется – «донецкий характер».
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Просто, доходчиво, хоть и не бесспорно. Для семейного чтения. Внукам.
Вобщем, и до Юза тут жизни не бьіло (разве єто жизнь?)
лично мне больше нравится когда Шидловский Ефим, а не Евдоким.
Оно как-то по-библейски, когда пионэром является Фима Шидловский.
И попрошу не исправлять.
froid ,сразу виден донецкий характер - держит хвост пистолетом)
автору спасибо за интересную статью!
Юр_,
такими темпами в Ефимы переименуют скоро и нашего лучезарного Ермолая Жукова. Зачем так жить?
по поводу "неизвестного Шидловского":
finkelstein,
Слог, стиль и орфография как у Александра Юрьевича. Исторические традиции нерушимы.
Froid,
это из прекрасной книжки "Неизвестный Харьков", 2006 г., "Первая Столица"
finkelstein,
А упомянутьій Шидловский бьіл замом Сабурова. Речь идет о разборке по поводу некогоего манифеста против ига "клятих москалів" и их царя - Павла Петровича.
А вот нетушки. Исправим на Евдоким.
Евреев в то время в России практически не было.( В 1779 г.)
Они массово заселились с присоединением Польши.(1793-1795гг.)
По-библейски - не всегда правильно. Там много нестыковок.
не обязательно же человек еврей, если его как-то зовут. Немецкая фамилия Финкельштейн вообще ни к чему не обязывает, например.
Юр_,
именно!
finkelstein,
Да не против я евреев. Я против формы подачи их культа. Она часто ущемляет Славянские интересы. Если не ущемляет - тогда Ок!
Юзовский,
я вообще против культов и интересов:)
Киев посчитал, что оснований для переноса даты нет – потому что отсутствует проект и документ о начале строительных работ Александровки. А у поселка металлургического завода он есть.
Отлично! По логике официального Киева, видимо, есть проект и документы о существовании поселения в IV веке на берегах Днепра на месте современного Киева, от которого город исчисляет свой возраст 1600 лет. Хочу на это взглянуть :)
Кусто,
есть. И у меня есть копия этого документа. С подписью.
Кусто, А донецкий наш народ - он всегда идет вперед. От Европ не отстает ! Оп!
""У меня есть коньяк. Хотите?
- Спасибо. У меня тоже есть коньяк.
- Зато, вероятно, у вас нет сала.
- У меня есть сало.
- Значит, мы с вами хлебаем из одной тарелки, - сказал генерал,
наблюдая за тем, что доставал Штирлиц из портфеля"".
Юзовский, Друзья! Прекрасен наш - свой- ЮЗ!
У нас есть свой взгляд на... сало всё!
Любопыт,
Pavelech,
Хорошая цитата. Только в оригинале - НЕ сало, а САЛями
=ВАРЯГЪ=,
У Юлиана Семёнова в книге генерал и Штирлиц говорят именно о сале. Салями появилась в фильме у Лиозновой, который не разукрашенный. Разукрашенного не видел. В нём, очевидно, салями превратилась в какой-нибудь баварский окорок.
Юзовский,
Прошу прощения за то, что использовал Ваше фото.
Pavelech,
Согласен, имеем еще одно разночтение книги и фильма. Разукрашенный фильм тоже не смотрел - но по слухам в звуковую дорожку никто не лез и она осталась аутентичной.
С уважением
Dedushka,
Хотя, если постараться... Это же не в проблемах мотивации поступков Юза определиться.
Так и Григорьевка же была, и Любимовка, и Катериновка, и Авдотьино. И Рутченковские владения с первыми рудниками. Много чего было. Но все-таки, думаю, правильно, что отсчет города ведется с Юзовки. Потому что до нее ничего похожего именно на город здесь не было.
Зато Макеевка вон считает основание города от села Землянки - которое черт знает где от центра города находится. Смешно выглядит, по-моему.
Немного была похожа Александровка ( нынешняя Шидловка- Щегловка). Крупная шахта. Больше тысячи человек официально переписанного населения. Чем не город или пгт?
Юзовский,
Да, согласен, немного неправильно я расставил акценты. Дело, скорее, не в "похожести" на город, а в том, насколько современный город генеологически, так сказать, связан с различными старыми населенными пунктами.
На примере Юзовки/Сталино/Донецка такая связь прослеживается, по-моему, вполне очевидно. Был создан посёлок Юзовка - совершенно новое образование, хоть и граничащее с некоторыми старыми сёлами. А уже потом, в несколько этапов к нему были присоединены другие населённые пункты - в том числе, и более старинные.
Когда там та же Щегловка была присоединена к Сталино? В 1926 году, кажется. И если мы будем считать, что дату основания Донецка нужно вычислять по "дате рождения" первых сёл на его территории - странные вещи получатся:
Вот был у нас населённый пункт Юзовка, основанный в 1869 году. А потом к нему присоединили Щегловку - и он вдруг, каким-то магическим образом, "постарел" почти на сотню лет. Нелогично получается, согласитесь.
petrowsky,
Так то оно так, но я не могу понять, почему, наш город ведёт счёт от создания завода. Всё равно, здесь был бы в последствии город, может та же Макеевка или Дмитриевск. Но город был бы! А все города начинались с сёл, затем их начинали городить. И т.д. и т.п. ИМХО
Вот к примеру:
<!--[if gte mso 9]> 12.00
14 мая 1923 г
Из протокола заседания президиума Юзовского окрисполкома о слиянии Макеевского волисполкома с Дмитриевским горисполкомом
...Слушали: О слиянии Макволисполкома с Дмитриевским горисполкомом в одну административную единицу.
В целях сокращения и уменьшения административных центров Юзовского округа, считаю возможным произвести слияние Макволисполкома с Дмитриевским горисполкомом и создание Макеевского райисполкома с нахождением в г. Дмитриевске ..
Постановили: Принимая во внимание высказанные соображения предокрисполкома т. Шкадинова признать необходимым для пользы дела произвести слияние Макволисполкома с Дмитриевским горисполкомом в одну административную единицу с местонахождением в гор. Дмитриевске...
С уважением.
Алюрка,
На Буденновке вон товарища раскопали, благодаря которому, можно приписать не пару, а все четыре тысячи лет!
Во-во! Где тот дядька, что пальму в герб протащил? Пусть и город наш состарит, что бы киевлянам стало обидно
Оно понятно.
Я, хоть и Юзовский, но против того, чтобы завод/Юз, давал дату начала образования города. Также я против датирования возникновения города по найденым древним костяшкам. Правильная дата, на мой взгляд - 1779 год.
Юзовский,
А на мой взгляд, это неправильная дата. Когда Юзовка получила статус города, поселение Александровка (Щегловка) к ней не имело отношения. Последняя была присоединена позже. Современный центр города Юзовка/Сталино/Донецк формировался, конечно, позже - но в своем развитии он отталкивался именно от центра старой Юзовки, а вовсе не Александровки или других старых поселков. Историческое ядро города (сохранившиеся от дореволюционных времен капитальные постройки - здания учебных заведений, театров, крупных особняков и проч.) опять же, осталось от Юзовки. И смысла "удревнять" ее историю я не вижу.
Чтобы было понятно - приведу более яркий пример. Все мы помним город Припять, основанный в 1970-х-80-х годах для работников Чернобыльской атомной станциии. Вполне целостное образование, которое не вызывало никаких сомнений в вопросе о дате его основания (все было, естественно, задокументировано). Но можно вспомнить, что территория города Припять включила в себя и значительно более старые населенные пункты - поселок Янов и село Семиходы. Оба топонима сохранились - дав название железнодорожным станциям на территории Припяти. И, если не ошибаюсь, какие-то старые постройки от этих сел тоже остались. Скажите, дает ли это право современным исследователям "удлинять" историю Припяти до датты основания села Семиходы?
А теперь экстраполируйте эту ситуацию на историю Юзовки/Александровки/Донецка.
Вот именно! К черту Юза и Юзовку! Я имею в виду первый посёлок на нашей территории ( Шидловского). Без него, и Юз сюда бы не пришёл никогда. Никогда бы он не пришёл и без Нестеровых. Без Нестеровских шахт, Юз, в первое время, никогда бы не смог начать выпуск металла.
Нужно абстрагироваться от Юза. Юзу, Юзовка нужна была только, чтобы тупо делать свой бизнес. Всё, что он делал на нашей земле делалось только в рамках его личных интересов (НРО). И мне не нравится, как его позиционируют. Чуть ли не Бог пришёл на нищую, пустынную землю. И до него, ничиго здесь не было.
Прям мессия какой-то!
И пришел ОН.
И создал ОН, на третий день завод свой, в пустыне каменной.
И посадил Он деревья.
И выкопал пруд руками своими.
И заселил ОН землю.
И сказал своему народу: - Дети мои! Вы теперь живёте на сей земле и должны вы создавать в ней, на реке Кальмиус, реку жидкую, тяжелой, огненной воды.
Я вам покажу, как из неё делать дороги железные, дороги для Росии - вашей матушки!
А от той дороги железной, мне в карман пойдёт денюшка немалая.
Но не дам я вам статус города - никогда и ни за что, иначе, я не смогу единолично контролировать умы ваши неокрепшие.
Живите и работайте на Меня и НРО.
Пока я вам любезно разрешаю это делать.
Аминь.
P.S.
Я вижу, что у нас с Вами, полярные точки зрения по данному вопросу. Я уважаю ваше мнение, но не могу с ним согласиться.
С уважением.
petrowsky,
Скажите, дает ли это право современным исследователям "удлинять" историю Припяти до датты основания села Семиходы?
Дело в том, что это право уже давно есть и активно используется. Достаточно вспомнить Киев, Рим, Афины, Ереван или Новгород-Ладогу, где возраст городов считают от возраста первых поселений на данной территории. Так что данный вопрос сугубо волюнтаристский и относительный. К тому же, с логической точки зрения, линия преемственности Юзовка - Сталино - Донецк выглядит не так уж и убедительно, как может показаться на первый взгляд. Город, получивший название Донецк имел совсем другую территорию, чем Юзовка. По сути, Юзовка и Донецк - это разные города, хотя и связанные родственно. Согласитесь, что дата рождения ваших родителей и ваш день рождения несколько отличаются. А у Донецка, очевидно, было несколько "родителей". Строго говоря, или мы должны признать дату основания с даты его наименования, или имеем полное право выводить дату от первого поселения на данной территории.
Кусто,
Вы не совсем правы. Возраст того же Киева рассчитывается по дате основания поселения под названием Киев, находящевося, к тому же, на месте центра нынешнего Киева - а не где-нибудь на левом берегу. Да, понятно, дата эта - очень спорная вещь, и даже, отчасти, мифологизированная. Но тем не менее. С Римом и Афинами, в принципе, та же история.
C Юзовкой/Сталино/Донецком, в принципе, я тоже не вижу особых противоречий. Есть четкая история переименований и развития города - которое, изначально, отталкивалось от структуры старой Юзовки. Да, в 1926 и 1938 г. город серьезно "укрупнили", присоединив к нему множество старых поселков. Но вы же не думаете, что Донецк не стал бы Донецком, если бы окраинный поселочек Щегловка присоединили не к нему, а, например, к Макеевке (где у Щегловки имеется тезка)?
petrowsky,
Возраст того же Киева рассчитывается по дате основания поселения под названием Киев, находящевося, к тому же, на месте центра нынешнего Киева
Так я ж об этом! Давайте считать возраст Донецка от даты основания города с таким именем :) Да и с датой основания именно города с именем Киев все совсем не просто. Известно, письменность у полян появилась не раньше VIII - IX веков. А город, как бы, датируют на 400 лет раньше. Даже если и был город в то время на том месте - где гарантия, что он назывался именно Киев? Да никто, на сколько мне известно, и не утверждает серьезно, что поселение-родоначальник называлось именно Киев. Нет ничего, кроме легенды про Кия, Щека и Хорива.
То, что Донецк отталкивается от структуры Юзовки совсем не значит, что Донецк и Юзовка или Сталино одно и тоже. Я уже говорил об этом. Дети тоже отталкиваются от своих родителей. Город - это нечто большее, чем просто рабочий поселок вокруг завода или шахты. Это совсем иное качество. Все шахтерские городки сразу пришли в запустение, когда закрылись градообразующие предприятия. Донецк может прекрасно обходиться без ДМЗ, потому он прекрасно обходится и без Щегловки :) Так что, как и говорено ранее, все варианты подсчета возраста равноправны, имеют логичное обоснование и прецеденты в истории. Принятие существующего варианта - не более чем формальность.
Так от нее и считается! От даты основания города Юзовка, который впоследствии был официально переименован в Сталино, а потом Донецк. Нет здесь противоречия. А вот Александровка (Щегловка) в эту преемственность ну никак не вписывается.
" Я уже говорил об этом. Дети тоже отталкиваются от своих родителей..."
Давайте, все-таки, не придавать городам антропоморфные черты - иначе мы чересчур далеко зайдем) Есть официальные правила регистрации населенных пунктов - в соответствии с ними и происходили все переименования/присоединения начиная от Юзовки и дальше. И я не вижу причин, по которым город, официально основанный в 1869 году, должен вдруг "постареть" на сто лет от того, что в городскую черту включили окраинную деревеньку.
petrowsky,
И я не вижу причин, по которым город, официально основанный в 1869 году, должен вдруг "постареть" на сто лет от того, что в городскую черту включили окраинную деревеньку
Это существенное и показательное замечание. И это при том, что я абсолютно не спорю с Вашей точкой зрения. Она такая же верная как и все остальные. Да и какая окраина может быть в "городе без окраин"? :)
Кусто,
А, ну да, точно. Раз у нас город без окраин - значит Донецк это только то, что между горсоветом и парком Щербакова. А всё остальное - это Дикое поле, о котором и говорить-то нечего :)
Из протоколов:
12 февраля 1960 г.
Решение Сталинского облисколкома о выделении поселка городского типа Александро-Григорьевка из состава Авдеевского района
Исполком облсовета депутатов трудящихся РЕШИЛ:
Выделить поселок городского типа Александро-Грирорьевка из состава Авдееского района, включить его территорию: … восточную часть поселка от реки Кальмиус – в черту г. Макеевки.
2 октября 1989 г.
Указ Президиума Верховного Совета УССР о расширении границ города Донецка Президія Верховної Ради Української РСР постановляє:
Включити в межі міста Донецька південно-західну частину Червоногвардійського району міста Макіївки загальною площею 202,2 гектара.
Юзовский, Алюрка,
А, так получается, в 1960 г. это был Авдеевский район. И причем здесь, в таком случае, Донецк?
petrowsky,Dedushka,
Донецк - как смерч - медленно, но уверенно засасывал в себя территории рядом расположенные. Интересна хронология и что, кому принадлежало. Всё сразу не помещается.
19 февраля 1925 г Из протокола заседания Донецкой губернской административно-территориальной комиссии о переносе районных центров и их переименованиях СЛУШАЛИ: Об изменениях в районировании Сталинского округа...
ПОСТАНОВИЛИ:
8. Организация рудничных сельских советов на рудниках:
в) Чулковском Макеевского района;
г) Буденовском Макеевского района;
д) Щегловском Макеевского района;
е) Раковском Макеевского района.
10 сентября 1926 г.
Из протокола заседания окружной ликвидационной комиссии о расформировании Сталинского района и установлении городской черты г. Сталино 1. Территорию Сталинского района распределить между следующими 4 районами: Стыловским, Марьинским, Авдеевским и Макеевским и часть этого района передать Сталинскому горсовету, а именно:
Макеевскому району передать территорию с с/советами и их населенными пунктами.
1/Авдотьинский с/совет с 11 населенными пунктами, а именно:
а/Авдотьино
б/Воровской карьер
в/ж.д.. будки
г/Караванная и Ольгино
д/Красная звезда хут"
е/Красный работник арт
ж/Мандрыкино .
з/Рутченково-Чеганенко...
и/Манжос .
к/Широкий /быв. Кир./....
л/Шлях
2/ Григорьевский № 1 с-совет с 2 населенными пунктами
а/ Григорьевка № 1
б/ Дурная балка
3/ Из Н-Смоляниновского рудсовета передается Макеевскому району шахта ''Ольга" Макеевскому райисполкому передается 2 сельсовета и один населенный пункт шах. «Ольга» из состава Н.-Смоляниновского рудсовета, а всего 14 населенных пунктов.
Юзовский,
Ух ты, Рутченково и Смолянка в составе Макеевского района это интересно. Макеевка в тот год, получается, вообще кольцо окружения вокруг Сталино почти замкнула)
А что такое, кстати, Чеганенко (которое через дефис с Рутченково), Манжос и Раковский совет?
Лично я - не в курсе.
Будённовку присоединили:
22 сентября 1930 г Из постановления Президиума ВУЦИК о включении Буденновского поссовета в состав Сталинского горсовета Президія Всеукраїнського Центрального Виконавчого Комітету постановила:
1. Через приєднання сільських місцевостей до міст, що їх вилучено як окремі адміністративні одиниці, підпорядкувати Сталінській міській раді Буденівську селищну раду, вилучивши її з підпорядкування Дмитріївській раді...
А Макеевка оказывается, раньше называлась Дмитриевск - Сталинский! Я лично такого не знал!
5 апреля 1931 г Из протокола заседания Президиума ВУЦИК о переименовании г. Дмитриевска в г. Макеевку ... Обговорювали:
9. Про перейменування міста Дмитріївськ - Сталінського на місто Макіївку.
... Постановили:
9. Вважаючи на те, що на території УСРР є кілька залюднених пунктів, що мають назву Дмитріївське, перейменувати місто Дмитріївськ – Сталінський на місто Макіївку…