Остались без искры
В свое время, при обсуждении проекта Донецкой травматологии, благодаря нашему завсегдатаю Юрию Червакову мы получили информацию об одном нереализованном проекте конца 60-х – начала 70-х. Его отцом был знаменитый в Томске и гораздо менее известный у нас архитектор Николай Яковлев.
В Донецке Яковлев проработал девять лет – с 1963 по 1972 год. Был начальником одной из проектно-планировочных мастерских института «Донбассгражданпроект» — весьма значимая должность в структуре этой организации, типа командира батальона в полку. Николай Константинович участвовал в разработке Генплана 1972 года, был одним из координаторов проекта «Македонии» (объединения Донецка и Макеевки).
Вот он с коллегами – авторская группа, занявшая второе место во всесоюзном конкурсе на проект центра Донецка (первый слева):
А вот и сам проект:
Буквально несколько слов о биографии этого человека. Родился 26 декабря 1925 года в Лубнах (Полтавская область). Отец – финансовый ревизор, мать – руководитель художественной самодеятельности. Перед самой войной семья переезжает в Чернигов, откуда в 1941 году с громадными проблемами отправляется в эвакуацию, в Актюбинск. Оттуда Николая призывают в действующую армию. Воюет, берет Берлин. Еще до войны увлекается рисованием, после победы пытается пойти учиться по этому профилю, но лишь в 1952 году поступает на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Учится там шесть лет. По окончании направляется в Новокузнецк, откуда (как пишет автор монографии о нем А. Герасимов – «по семейным обстоятельствам») переводится в Донецк.
И здесь оставляет по себе разнообразную память. В том числе – и нематериальную, в виде нескольких проектов, которые так и не были реализованы.
Например, был у Яковлева проект реконструкции Путиловского парка. Как мы знаем, в 1970-е годы этот зеленый массив таки претерпел радикальные изменения к лучшему. Там появились дорожки и мостики, были оптимизированы площадки и пляжи. Яковлев прикладывал к этому руку. Однако, как видим на его рисунке (бумага, тушь), парк должен был выглядеть еще иначе:
Но не это самое любопытное. Как можно понять А. Герасимова, именно в Путиловском парке должен был появиться грандиозный музей освоения Донбасса. Впрочем, донецкие реалии этот автор, проведший большую часть жизни в Томске, представляет не очень хорошо. Может, музей и не имел никакого отношения к Путиловскому парку. В любом случае, проект реализован не был. А жаль. Выглядеть это могло так:
Герасимов описывает идею шершавым языком биографа: «Здание с конусообразным срезанным объемом в центре, где стела завершается металлической конструкцией в виде искры». В общем, весьма и весьма эффектно.
В 1972 году Яковлев покинул Донецк, переехав в Томск, где занял должность главного архитектора города. И уж там ему никто не смог помешать воплотить идею с искрой на стеле:
Так выглядит там, в Томске, Дом нефти.
А Донецк так и остался без музея. И без искры.Впрочем, скоро она появилась на поселке Энергетиков. Но это уже совсем другая история…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Эта искра напоминает мне некоторые творческие находки Ляписа-Трубецкого.
oksumoron,
О! Я ждал оценки специалиста:)))
В принципе, эта композиция отлично вписывается и в ленком, так что может там и планировалась. Тем более что постановление о его строительсве вышло как раз в указанный период.
donrace,
Вполне может быть, что и в Ленком, это гораздо логичнее, чем помещать такое на Путиловке
donrace,
Я имел в виду то, что нельзя переносить во второе место то, что задумывалось для первого.
oksumoron,
торжественный комплект. А Яковлевка за Путиловским лесом - это поэтому?
Всегда удивляло - сделаешь нереальный бесперспективный проект - и хоть фотографируйся на его фоне - все зрители смущены и уважительно радуются.
А напишешь какую-нибудь глупость в комментариях - так еще и обругают.
finkelstein,
Думаю, что нет.
oksumoron,
жаль. Было бы красиво - в свете открывшихся широкой публике обстоятельств.
Откровенно говоря я никогда не был сторонником таких бессмысленных архитектурных форм. Ведь этот бесполезный гигантский факел и фигурный барельеф сопоставимы с объемом самого музея. А название парка из букв в человеческий рост!! Мышление (ударение на первый слог) , как говаривал Михаимл Сергеевич.
oksumoron,
Что-то вроде этого:
JohnAdmin,
Как модельная туфля не по размеру - красивая, но жмет, сволочь!!!
oksumoron,
Где-то так:) Кстати, когда на нее смотришь с близкой дистанции, выглядит фантастически почему-то
http://fotki.yandex.ru/users/al-peschehonov/view/648535/
oksumoron,
Это Бидструп?
JohnAdmin,
Он самый. Когда-то у нас в художественном музее была его выставка - оригиналы. Со следами белил (правка рисунка). Потрясающе!!!
oksumoron,
Ну что ж, аргумент неопровержимый!
На фотографии "авторской группы" узнал двоих - первый слева во втором ряду Бучек Владимир Степанович, а четвёртый слева в первом ряду Кишкань Владимир Петрович.
Нет, её назвали в честь дедушки Константина Яковлева, в начале 1800-х г.г.