Сказка о Троцке
25.12.2011

Сказка о Троцке

Казалось бы, глупо в очередной раз дискутировать о том, назывался Донецк Троцком или не назывался. Пока не представлено хотя бы одного документа в подтверждение этой гипотезы, все разговоры о ней – как бы, сотрясение воздуха. Но парадокс в том, что проблема существует! После нескольких газетных публикаций, в разные годы, но с одинаковым удовольствием распространивших гипотезу о Троцке, она живет уже отдельно от логики и здравого смысла. И, как я недавно убедился, даже вполне культурные и эрудированные  люди уверены: было!

Гипотеза о Троцке живет, что бы о ней ни говорили. Может, и правда есть нечто, не дающее ей протухнуть окончательно?

Что было

В свое время я предпринял тщательное исследование местных документов и публикаций за 1923 год. Помню неподдельное изумление сотрудницы областного архива, когда я объяснил ей свою задачу. Гипотезу о Троцке она восприняла как анекдотическую, а увидев мою серьезность — как спекулятивную. Но с документами помогла. И что же?

Ни одного постановления о переименовании в 1923 году не обнаружилось. Ни одной инициативы на эту тему в горисполкоме не зарегистрировано. Ни одной публикации о «смене вывески» в главной газете города – «Диктатура труда» — не нашлось. Тут тему можно было закрыть окончательно, если бы в архиве хранились ВСЕ постановления и публикации. К сожалению, это не так. 1923 год зияет серьезными пробелами. Такой архив… Ну, то есть, архив хороший, но военные передряги нанесли по нему серьезный удар, и поэтому мы имеем сейчас не историю города, а ее обрывки. Кое-что определенное оттуда все-таки проглядывает. Например, что 7 марта 1923 года Президиум ВУЦИК издал постановление об административно-территориальном делении Донецкой губернии, по которому образовывался Юзовский (!) округ (уезд) с центром в г.Юзовке. В составе этой территориальной единицы была Троицко-Харцызская волость, но это, согласитесь, «не совсем оно». Есть «постановы» от 14 мая и 22 декабря, где тоже фигурирует название «Юзовка»…

В общем, нужно понимать: документа, подтверждающего гипотезу о Троцке, нет, и найтись он может разве что каким-то чудом. И строить гипотезу на фундаменте «если бы да кабы» — как-то не очень научно. Еще более глупо выводить серьезную историю из художественной литературы. А это тоже делают. Ссылаются на книгу Владимира Успенского «Тайный советник вождя». И что там говорится о нас? Читаем: «Свистопляску с переименованиями начали Троцкий и Зиновьев. Вскоре после революции Лев Давидович потешил свое самолюбие, добившись того, что город Гатчина превратился в Троцк. Такое же название обрела Юзовка на Украине, после Октября, дабы укротить претензии украинских националистов, по велению Ленина переданная из состава Российской Федерации в распоряжение Украинской республики». Это — доказательство? Это — художественная литература, квази уно фантазии. Писатели еще более безответственные люди, чем журналисты, и верить им на слово…

Итак, никаких следов реального Троцка пока не обнаружено. Но самое любопытное, что основания для гипотезы о нем есть! В таком городе, как тогдашняя Юзовка, что-то такое вполне могло случиться.

Что могло быть

Уже давно не секрет, что до 1924 года (а может, даже чуточку дольше) наш городок был оплотом троцкизма. Почитаем Теодора Фридгута, его книгу «Юзовка и революция»: «Следует подчеркнуть влияние Троцкого на коммунистов Юзовки. Еще до смерти Ленина, политика Троцкого вызвала раскол в партии. В 1923 году идеологические и управленческие разногласия усилились из-за соревнования за власть, вызванного болезнью Ленина. Долго развивавшийся кризис разразился осенью 1923 года…». Троцкий и его сторонники выступили с «Заявлением 46-ти», где атаковали Сталина и его союзников в партии. Но к тому моменту в руках Сталина уже был весь партийный аппарат, по всей стране. И, пойдя для вида на уступки Троцкому, Иосиф Виссарионович спустил на места команду: изолировать троцкистов, выдавить их с руководящих постов!

В Донбассе эту борьбу возглавляли такие проверенные товарищи, как Квиринг, Петровский и Чубарь. Борьба против троцкистов шла по всем фронтам, и Юзовке, как оплоту оппозиции, уделялось особое внимание. Вот как описывает участие в кампании конца 1923 года генерал Петр Григоренко в своих мемуарах «В подполье можно встретить только крыс»: «Однажды меня пригласили в город, в клуб совторгслужащих. «Там будет дискуссия с троцкистами», — сказал член бюро райкома. Haс встретили очень любезно, предоставили лучшие места. Но вот началась дискуссия. И первого же оратора от троцкистов наша компания встретила свистом, шумом, гвалтом. Затем затеяли драку. Нас с трудом удалили из зала… В заводских партийных организациях троцкисты не сумели завоевать заметное положение. Здесь ни слова вымолвить не давали. Для меня это выглядело единством, и от этого было радостно».

Итак, к концу года, как подчеркивает Фридгут, борьба с юзовскими троцкистами была в основном завершена – реального влияния они лишились, и осталась лишь некая традиционная «симпатия масс» к Льву Давидовичу, этому герою революции. Но до того, как это случилось, в течение всего 1923 года, его поддержка в Юзовке имела совсем не эфемерные очертания. Уильям Таубман в монографии о Хрущеве свидетельствует: двенадцать из семидесяти девяти членов юзовского горкома партии были явными троцкистами. Они могли совершенно открыто, не нарушая никаких законов, и даже наоборот, агитировать за своего вождя, стремясь подтянуть к себе колеблющихся, свободно выступали на всяческих собраниях. Вполне можно себе представить, как на каком-то первомайском митинге 1923 года какой-нибудь левацки настроенный член горкома выдвигает инициативу назвать Юзовку Троцком («Довольно носить позорное имя английского капиталиста! Назовем наш город в честь вождя нашей революции!»).  И, разумеется, в ответ – буря оваций: засвистывать и захлопывать троцкистов Сталин своим подчиненным на местах еще не скомандовал, а Троцкого в массах любили.

Вот в такую версию «сказки о Троцке» поверить легко. Но такая инициатива, даже если она и была – далеко не официальное постановление о переименовании. А вот его, как уже говорилось, нет. А значит, встретив где-то сделанное всерьез заявление о том, что «Донецк в течение нескольких месяцев 1923 года назывался Троцком» — понимайте, с чем имеете дело, и не позволяйте делать из себя дурака.

 

Написано по заказу сайта062Донецк



Ясенов

Ясенов

Комментарии

  1. sembond
    sembond 25.12.2011, 17:09

    материальные артефакты приветствуются.

  2. Aryason
    Aryason 25.12.2011, 17:10

    понимайте, с чем имеете дело, и не позволяйте делать из себя дурака К сожалению подобное можно сказать о многих аспектах истории Донецка

  3. Библиотекарь
    Библиотекарь 25.12.2011, 20:23

    Вполне возможно, что В.Д. Успенский чего-то не дочитал. Вот, например, в 3-м томе "Политической биографии Сталина" Н.И. Капченко (2009) речь идёт о практике присвоения в 1923-1924 годах имён партийных деятелей городам (не говоря уже о заводах и фабриках). Цитирую: "И здесь Троцкому принадлежит роль первопроходца: в 1923 г. Гатчина под Петроградом была переименована в город Троцк. В следующем году "свои" города получили Сталин и Зиновьев. Юзовка в Донбассе была переименована в город Сталино, а Елизаветград- в город Зиновьевск". Как видим, авор не пишет, что Юзовка была тоже переименована в Троцк. Примерно то же самое пишет и Е.М. Поспелов в книге "Географические названия России" (2003). Правда, он упоминает ещё и о переименовании Енакиево в Рыково.

  4. Zhoock Off
    Zhoock Off 25.12.2011, 20:59

    Елена З.,
    спасибо за подтверждение!

  5. Sid Misious
    Sid Misious 25.12.2011, 22:34

    В каждом городе должны быть свои мифы! 

  6. Aryason
    Aryason 26.12.2011, 05:29

    В каждом городе должны быть свои мифы!
    Донецк в этом плане - ну очень мифический город

Написать комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.