Правда о белом Ленине
21.12.2011
комментариев 66
Поделиться

Правда о белом Ленине

Одна из самых загадочных фигур нашего городка – белый Владимир Ильич Ленин. Тот, который стоял в сквере Первомайский,начиная с 1951 года. О нем многие помнят, но его исчезновение из сквера – вопрос темноватый. Как-то не уделяется внимание этому моменту, да и вообще самому памятнику. А ведь с ним связан целый пласт из жизни Сталино 50-х годов. А еще — один миф. Он популярен в Донецке, этот миф. Разговор о нем мы начинали на прошлой неделе и заканчиваем сейчас более или менее полным развенчанием.

Согласно версии, распространенной в сети, белый Ильич был убран из Первомайского сквера в 1966 году, в связи с глобальной реконструкцией площади Ленина в канун 50-летия Великого Октября. По этой же версии, именно тогда, в 66-м, его перенесли на площадь Победы в Петровском районе. В самом деле, сходство двух Ильичей – несомненно, если не считать окраса:

 

И насчет даты сомнений особых не возникало. Мы ведь привыкли верить печатному слову, даже если оно пропечатано в Интернете.

Но вот неделю назад попалась мне в руки книжечка, которую подписали в печать в декабре 1964 года. Это туристический буклет «Донецк» издательства «Мистецтво» (Киев, Свердлова, 19). Автор текста – Б.Герценов, фотографии Л.Азриэля, редактор А.Шустер, корректор А.Лютик. И что же мы видим на одной из страниц буклета? Видим такой текст: «Строится, обновляется не только центр города, но и его далекие окраины. Так выглядит недавно созданная площадь Победы в Петровском районе».

И видим такую панораму:

 

Немного приближаемся:

 

И концентрируемся на монументе:

 

Если это не Ленин, пусть в нашедшего фотографию бросят камень, заключили мы тогда, неделю назад. И сделали три вывода:

1.    В 1964 году Ленин на площади Победы уже стоял.
2.    Убрали его из Первомайского сквера, скорее всего, в том же году, синхронно со сносом Совбольницы – все это пространство действительно расчищалось для создания будущей огромной площади, где предполагался циклопический памятник вождю.
3.    Верить печатному слову в Интернете нельзя. Даже если под текстом стоит фамилия, которая считается общепризнанно авторитетной. Более того, как специалист по печатному слову, скажу: лучше не верить ему (слову) вообще.

Констатировав это неделю назад, мы выразили уверенность, что вся правда о белом Ленине еще ждет своего рассказчика. С тех пор многие высказались по этому вопросу. Заметим, что с первым и третьим пунктом никто не стал спорить. А вот по второму пункту кое-что специфическое сказано было. В частности, известный активист сайта "Донецкий" Dima вспомнил, что в глубоком детстве (примерно в 1966 году) еще видел белого Ленина в центре города, на привычном месте. Отсюда следовало, что, несмотря на очевидное сходство двух Лениных (назовем их условно "городским" и "петровским"), все-таки это — не один человек, а два разных. Правда, доказательств своих воспоминаний Dima не смог предоставить, поэтому мы приняли их лишь как рабочую версию.

 

Прошло еще несколько дней — и версия из рабочей превратилась в основную.Благодаря жителю Петровки Владимиру Кутепову, мы получили такой снимок:

 

Здесь мы видим потрясающую картину: петровский Ленин стоит на будущей площади Победы еще в 50-х годах! Привязка к времени бесспорная: вокруг будущей площади — ни одной пятиэтажки, один частный сектор. В эти годы городской Ленин преспокойно стоял в Первомайском сквере и ни о чем таком не думал. Тем самым, версия о двух Лениных может считаться доказанной. Почему они так похожи? Да потому, скорее всего, что в Союзе была широко развита скульптурная штамповка, благодаря которой, каменные близнецы-братья распространились по всей огромной стране. И выходит, даже могли оказаться в пределах одного города. В данном случае, как подсказывает нам коллега Ариасон, мы имеем дело со штамповкой известного монумента авторства скульптора Сергея Меркулова (которого, правда, иногда называют Меркуровым). Вот два похожих изваяния. Первое поставили в Киеве напротив Бессарабского рынка, второе — в Новосибирске:

 

Причем, что характерно, на территории Новосибирска аналогичных Лениных тоже обнаруживается два! 

 

В общем, почти разобрались. Таким образом, открытым остается лишь один вопрос: когда из Первомайского сквера убрали городского Ленина? Ну, и еще полвопроса: куда его дели? Коллектив сайта "Донецкий" не сомневается, что ответы он получит в свое время и немедленно поделится с вами. Оставайтесь на связи!


Ясенов

Ясенов

66 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Zhoock Off
1

это Фонтан Мира

sembond
2

Таки да! Похож. Типовой проект? Если так, то должен же быть еще и третий, и четвертый памятник. И куда пропал совбольничный? Соберем всех донецких Лениных? И проведем им очную ставку:)

3

Верить печатному слову в Интернете нельзя. Даже если под текстом стоит фамилия, которая считается общепризнанно авторитетной. Более того, как специалист по печатному слову, скажу: лучше не верить ему (слову) вообще

Я давным давно это утверждал. Верить никому нельзя. Дажепечатному слову, которое можно пощупать набумажке

Ясенов
4
Ясенов

Aryason,
Удивительное совпадение в наших ощущениях!

5
Sergey Pugachov

Hey! U menya est klassnaya statya pro Lenina,sorry eto konechno nichego obshego s saitom i ego soderzimim ne imeet, no prosto interesnie fakti. Kuda pereslat??? A to ya tut pitalsya kak bi v komentarii zagruzit, tak nichego ne vihodit, silno bolshoy obem

6

А кому нужна статья про Ленина, на сайте посвященном городу Донецку?

7

Доброе утро.Всё не так.Если,подписано в печать в 1964 году,то снимки могут быть более ранних периодов.Белого Ленина я видел из окна квартиры моих бабушки и дедушки,которые жили по ул.Постышева,129 в первом подъезде (от пр. Ильича).Далее:А я 1964 года рождения.Но,что-то подсказывает мне,что на пл.Победы была реконструкция памятника в 70-х-80-х.

Ясенов
8
Ясенов

Dima,
"Все не так":) Смешно

Дима, дорогой, никогда не бывает "все не так". Вот вы точно вспомните, в каком году вы видели из окна белого Ленина. В 1967? Тогда память вас сильно подводит: не было его уже там в 1967-м, посмотрите фотографии площади ленина этого года. Что касается срока подписи брошюры в печать, то вы это вообще к чему? Если к тому, что памятник мог появиться на площади Победы раньше - то кто ж с этим спорит? Никто. Речь только о том, что он не появился там в 1966-м. Следите за логикой

9

А вообще. эти памятники очень и очень типовые. Не факт, что наш куда-то переносил. Запросто могло и два памятника Ильичу стоять

10

JohnAdmin,водку,вино и пиво я тогда,ещё, не пил.В 66- 67-м было строительство памятника-там колёсный экскаватор стоял.Таких сейчас нет уже,разве только,в музеях.Открытие я описал на Инфодоне.Но,опять же:у меня картина возникает-белый Ленин на месте серого (до реконструкции).Возможно,его временно туда поставили-пока сносили совбольницу.Ведь вы не будете утверждать,что на месте серого Горького,не было белого?А он был.Допустим,совбольницу не помню.Но,10-й трамвай,на котором с бабушкой ездили на Путиловку-помню.Остановка была около поворота на пр.Гурова,а в сторону ДМЗ-напротив болота,которое в сквере.Ещё остановки около "Театрального" были.Не кафе-гастронома.Вот.

Ясенов
11
Ясенов

Dima,
Есть фотография площади уже без Совбольницы, но еще без серого Ленина. И на его месте никакого белого не стоит! Вот, смотрите:

 

 

Хотя, конечно, можно нафантазировать, что за деревьями притаился маленький белый Ильич:)

 

Вообще, Дима, рекомендую очень осторожно относиться к своим воспоминаниям в возрасте 2-3 лет. Цена им невелика. По себе знаю. И не только по себе

 

 

12

JohnAdmin,бабушка с дедушкой жили на пл.Ленина,по ул.Постышева,129,в первом подъезде-почти напротив белого Ленина,затем стройки,затем открытия,затем серого Ленина.Вы будете сомневаться,но зря.ВОЗМОЖНО,белого туда временно поставили,пока сносили совбольницу.Её не помню.А Ленина-каждый должен помнить.

Ясенов
13
Ясенов

Dima,
Ладно, пусть будет и такая версия. Чем больше версий, тем лучше, до определенного момента:)

Zhoock Off
14

давайте введем в нашу историю еще одного Ленина. Скажем, серебристого.

15

JohnAdmin,добрый вечер.Это не версия.Это-реальность,хоть,и давняя.

 

Ясенов
16
Ясенов

Dima,
Реальность - это то, что доказано, а не то, что вспоминается

17
Дмитрий

Интересно, уберут Ленинов перед ЕВРО 2012? Вон в Харькове ролик рекламный для евробуржуев сварганили. Так там площадь центральная есть, а Ленина нет. Значит или уберут или (скорее всего) рекламой закроют.

18

JohnAdmin,как я могу помнить белого Ленина до 1964 года?

Ясенов
19
Ясенов

Dima,
Вообще никак. А что, кто-то вас подозревает в том, что вы можете помнить белого Ленина до 1964 года? Я - точно не подозреваю

20

JohnAdmin,это -к вопросу о реальности.

Ясенов
21
Ясенов

Dima,
Каким, интересно, боком? Мы говорили о том, что было ПОСЛЕ 1964 года, а не ДО. Мы говорили о том, что вы не можете адекватно помнить то, что было на площади с 1964 по 1967, поскольку были слишком малы (как и я не могу помнить то, что видел в возрасте 2-3 лет, и никто не может. Так устроен человеческий мозг). Дима, прошу вас, внимательнее следите за разговором и своими аргументами

22

JohnAdmin,адекватно:белый Ленин,строительство,открытие.Может быть,с расположением белого напутал.Но,ведь он был!!!

Ясенов
23
Ясенов

Dima,
Конечно, был. Но когда его оттуда вывезли?

старый
24
старый

Dima,
Ленин жил. Ленин был. Ленин будет быть!

Ясенов
25
Ясенов

старый,
Аминь!

26

Добрый вечер! А не проще ли, чем ломать копья по вопросу был-не был обратиться в городской совет за разьяснениями касаемо дат сноса-переноса-переездаlaughing  Думаю уважаемый Евгений Юрьевич имеет там достаточный вес, чтобы ему открыли истину тамошние архивы!

Ясенов
27
Ясенов

provizor,
Вы серьезно думаете, что в горсовете есть какие-то архивы? Пробовал я их однажды там найти. Не смог. Сказали, что нет ничего. Врут, наверное:)

 

И потом, здесь правду искать интереснее, чем в горсовете

Zhoock Off
28

provizor,
давайте попросим Евгения Ю.!!!

а я пока мотнусь в Москву, в Мавзолей. Попробую там уточнить.

 

JohnAdmin,
как пойдете обращаться в горсовет, передайте им, пользуясь достаточным весом, от меня - В.Б.Х.! Пожалуйста, правда. Больше ничего не прошу.

Ясенов
29
Ясенов

Zhoock Off,
Я только что оттуда. Говорят - Жуков совершенно истратил какой-то там кредит. Доверия, что ли? Впрочем, не уверен

30

JohnAdmin,
Может мне попытаться? Четко сформулированный вопрос - когда убрали белого Ильича с площади? И если уж совсем повезет - куда его потом дели? Благословления жду!wink  Вдруг получится?

Zhoock Off
31

JohnAdmin,
так, они уже неразборчиво говорят? чОрт!!!

Ясенов
32
Ясенов

provizor,
Благословление есть!

33

Эх, наивные - откуда в горсовете могут знать, что какой-то там памятник Ленину куда-то перенесли или убрали когда-то лет 40 или 50 назад. Я вот недавно, искал эталон первого герба Донецка образца 1968 года, который по распоряжению исполкома горсовета должен был находиться на вечном хранении у секретаря исполкома, то бишь нынешнего управляющего делами. Обошел все отделы, даже спрашивал у начальника организационного отдела, в принципе заведующего хозяйством, мож где-то хотя бы в подсобке видели эталон... но увы - никто не вспомнил. Сказали спрашивай у махмудова, который был сразу после развала СССР. а вы говорите о каком-то памятнике

Zhoock Off
34

Anatoliiz,
у Звягильского тоже можно спросить

35

Эти памятники Ленину   - две из многочисленных копий скульптуры, изготовленной в 38 году скульптором Меркуловым С.Д. для международной выставки в Нью-Йорке 39 года. В 46 году оригинал был установлен в Киеве, и сделался образцом для подражания по всему Союзу.

Ясенов
36
Ясенов

Aryason,
Это да. Но куда дели памятник с площади Ленина?

37

Сдаётся мне, что тут два варианта. Либо при демонтаже памятник так пострадал, что его уже не восстанавливали,  либо  "ушёл" куда-нибудь в райцентр. В Донецке он бы, наверное, уже где-нибудь обнаружился.  А куда подевали Ленина от входа в парк им.Щербакова ?

Ясенов
38
Ясенов

VASYL,
Скорее всего, туда же. Но это уже совсем другая история

39

Но куда дели памятник с площади Ленина?

На Ларинский полигоне ТБО. :-) Можно быть уверенным. что никаких торжественных похорон Ильичу не устраивали, и хранить его не собирались. В любой скульптурной мастерской заготовок под подобные изваяния имелись горы, и скульпторы, пропустив рюмашку, зачастую собирали очень оригинальные скульптуры, вроде Ленина с двумя поднятыми руками, или двумя опущенными руками с кепками...

Ясенов
40
Ясенов

Aryason,
Или не на Ларинский

Zhoock Off
41

из него сделали Фонтан Мира

Ясенов
42
Ясенов

Zhoock Off,
По времени не получается. Из него сделали часовенку

Zhoock Off
43

JohnAdmin,
согласен на часовенку!
а из Сталина щербаковского тогда фонтан, хорошо?

Ясенов
44
Ясенов

Zhoock Off,
Та не, еще одну часовенку

Zhoock Off
45

да Вы кого угодно уговорите!))

опять соглашусь, городу надо много часовенок. Хороших и разных.

46

Zhoock  Off, а  и уговаривать некого не надо - не могли из Ленина сделать скульптуру фонтана мира, т.к. ее специально изготавливали в Москве

http://infodon.org.ua/stalino/829">http://infodon.org.ua/stalino/829

Ясенов
47
Ясенов

Anatoliiz,
Анатолий, конечно, не могли:) Мы же тут уже установили, что из Ленина сделали часовенку!

Zhoock Off
48

JohnAdmin,
Anatoliiz,
а часовенку можно из чего угодно!

49
Sid Misious

Не там вы все ищите...   wink  Вот он какой - Ленин! И находится он естественно... на Гвардейке!  lol Обратите внимание - это белый Ленин! 


 
Пардон, на голове снег. Под ногами - возложены цветы. Фото сделано вчера.

 

Ясенов
50
Ясенов

Sid Misious,
Называется: другая правда о белом Ленине!

51
Sid Misious

JohnAdmin,
Кстати, на Гвардейке есть еще один "Белый Ленин" посимпатичнее... Но другой!


 
И тоже цветы у ног, и тот же снег на голове, и фотка тоже вчерашняя!

 

Ясенов
52
Ясенов

Sid Misious,
Симпатичность относительна, кстати

53

Кстати, на Гвардейке есть еще один "Белый Ленин" посимпатичнее... Но другой

Это тот, что у администрации шахты Феликса Конна?
Шо, кусты вокруг вырубили? в 2001 году, мне этот Ленин больше всего кустами, росшимим вокруг него сплошной стеной, и нравился wink

54
Sid Misious

JohnAdmin,
Ну скажем так: "Второй больше похож"!  wink

Aryason,
Нет, это тот, что у администрации бывшей шахты 6/14 (Рогатый террикон помните)? lol  

55

Нет, это тот, что у администрации бывшей шахты 6/14 (Рогатый террикон помните)?

  Во, блин, попутал Гвардейку с Гладковкой. Пора на пенсию...или на проофилактику, или лучше в санаторий в Крым. Последнее всетаки лучше

старый
56
старый

Ленин на 6/14, Ленин на Гвардейке, да мой Кировский р-н чемпион по количеству Лениных. Даже в кустах, под высоковольтной ЛЭП возле ш-ты Кировская стоит, точнее сейчас кусты вырубили. Так что,  Aryason, Ленин в кустах на Ф. Конна (почти в Разливе) не одинок.

57

не знаю, но может быть эта информация и поможет раскрыть тайну "белого" Ленина с Первомайского сквера?

вот такое есть решение №281 от 19.08.87 года Донецкого горисполкома (протокол №12): докладчик - зав. горотделом культуры В.И. Куцокин

"о разрешении переноса памятника В.И.Ленину в Петровском районе"

Рассмотрев предложение исполкома Петровского районного совета народных депутатов о переносе памятника В.И.Ленину, расположенного в сквере Петровского управления жилищно-коммунального хозяйства п/о "Донецкуголь", исполком горсовета решил:

1.Согласиться с предложением исполкома Петровского районного совета о переносе памятника В.И.Ленину.

2.Просить исполком областного совета разрешить в установленном порядке перенести памятник В.И.Ленину из сквера Петровского управления жилищного хозяйства п/о "Донецкуголь" в центр поселка Угледар.

3.Контроль за выполнением настоящего разрешения возложить на зам. предисполкома горсовета т. Лысенко Ж.Т.

Зам. председателя горисполкома  В.С.Мищенко

За секретаря исполкома М.М.Пселов.

 

ГАДО, Ф-Р279, оп.4, д.2096, л.141

еще в дополнение к этому документу

 

в материалах к протоколу №12 от 19.08.1987 года (ГАДО, Ф-Р279, оп.4, д.2097, л.285)

имеется письмо от 03.03.1987 №01-103 зам. председателя Петровского райисполкома Т.Г.Старовойтовой к зам. преду горисполкома Лысенко Ж.Т.:

Исполком Петровского районного совета ходатайствует о переносе памятника В.И.Ленину, установленного в сквере управления жилищно-коммунального хохяйства в поселок Угледар.

Памятник включен в перспективный план ремонта, реставрации и реконструкции памятников и памятных мест на 1986-1990 годы с выполнением работ в 1987 году.

Памятник тиражированный, изготовлен из железобетона в 1959 году. В результате развития района памятник В.И.Ленину оказался у проезжей части дороги, рядом с автобусной остановкой.

В центре молодежного поселка Угледар, насчтивыющего 14 тыс. жителей, нет ни одного памятника или памятного знака для проведения мероприятий в праздничные дни.

теперь надо бы узнать, где этот сквер Петровский возле управления жкх, мож кто и помнит этот памятник, и вспомнить был ли в центре Угледара памятник Ильичу и как он выглядел

Ясенов
58
Ясенов

Думаете, белого Ленина убрали в Петровское управление жилищно-коммунального хозяйства п/о "Донецкуголь"? Почему тогда пишут, что он изготовлен в 1959?

59

думаю про 1959 - это год установки, а остальное надо проверять все

Ясенов
60
Ясенов

Anatoliiz,
Ну, там написано - изготовлен в 1959. А если имеется в виду год установки, то опять-таки, это не белый Ленин с площади - он там гарантированно стоял еще и в 1963

61

поэтому и нужно узнать, где был сквер петровского возле управления жкх и узнавать о памятнике у местных жителей Петровки и Угледара

Ясенов
62
Ясенов

Anatoliiz,
Это в любом случае будет интересно, пусть даже и к белому Ленину не имеет отношения

63

Петровкое управление ЖКХ надодилось  в  здании возле  бывшей  шахты №10  Чекист. Недалеко  от  этого места, сейчас  находится  Петровский  водоканал.  Ленин  там  действительно стоял. Но переносить  его  никуда не переносили. Стоял какое-то время  с  отбитой  рукой, а потом  его вообще  демонтировали. Сейчас  остался  только  постамент,  используемый в  виде клумбы.

64
Харьковский

это возле остановки напротив здания? есть такая клумба, я так и думал, что кто-то там стоял)

65

Ну  да, дальше в сквере остатки танцплощадки, и памятник воинам  освободителям. Остались  еще  от  шахты 10 Чекист. Дальше, в  сторону  Трудовских,  мотобольное поле. На нем в советские времена  даже матчи первенства Союза проводились. Ну и  когда-то  давно  была вся  инфраструктура : ДК, садик, Школа  сохранилась- Школа  № 110

ВЛАДИМИР ЛУГОВСКОЙ
66
ВЛАДИМИР ЛУГОВСКОЙ

Один серый другой белый

Добавить комментарий

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.