Еще одна статья Леонида Шиманского в еще одном его цикле о творческих людях, так или иначе украсивших Донецк. Новый рассказ — о человеке, чье имя известно действительно многим…
Продолжаю цикл статей о скульпторах, которые принимали участие в застройке нашего города по аналогии с циклами о фотографах и архитекторах. Надеюсь, что к этому циклу также будут присоединяться и другие авторы.
Балдин Юрий Иванович
(на фото Юрий Балдин с мини-вариантом своего самого известного творения)
Родился Юрий Иванович 23 февраля 1932 года в Ленинграде.
В 1941 г. девятилетнего Юрия вывезли из блокадного Ленинграда через Ладогу в детдом Ярославской области, а его двоюродную сестру — в другой. Позже его мама собрала их вместе. В 1942 их переправили на Урал, а в Ленинград они вернулись лишь в 44-м, где погибли оставшиеся там бабушка и тетя, но выжили две мамины сестры. Почти сразу же Юрий пошел во Дворец пионеров — в автомобильный кружок. Потом занялся фехтованием. И лишь на третий год потянуло к изобразительному искусству и лепке. Преподаватель рекомендовала ему продолжить обучение в художественной школе при Академии художеств, куда он впоследствии и поступил.
— Во время учебы нам, студентам, очень помогал один из преподавателей, Игорь Крестовский (его отец написал знаменитые «Петербургские трущобы»). Он руководил всеми реставрационными работами в Ленинграде, направлял нас то туда, то сюда, что, конечно, поддерживало материально, — делится Балдин. — А еще был изумительный человек — Михаил Керзин. Он лично знал Репина, в императорской академии получил за дипломную работу оплачиваемое заграничное турне на два года. Командировочные составляли пять тысяч рублей золотом, так что объехал Грецию, Италию, Францию, Германию, Англию, совершенствуя свое мастерство. Жиденькую глину так — хвать! И вылепит потрясающе «живой» глаз.
Дипломную работу, скульптуру Николая Островского в шинели и с палочкой, Юрий делал под руководством народного художника СССР, Героя Соцтруда Владимира Аникушина.
— Когда ходил к нему в мастерскую, он как раз бился над Пушкиным, который теперь стоит на площади Искусств перед Русским музеем. Переделал множество вариантов, но комиссия никак не принимала… Уже и бросить думал, но всё же довел дело до конца. Точно такая эпопея повторилась у меня годы спустя с мемориалом «Освободителям Донбасса».
В 65-м Балдина сманили из Питера в Донецк, пообещав дать квартиру и обеспечить работой «по самое не хочу». Так и вышло… И хоть сменил не одну мастерскую, а делать пришлось даже велосипеды, коляски и модели резиновых игрушек, на скульптурном фронте Юрий Иванович поударничал — будь здоров!
— Первое более-менее масштабное дело — голова Зои Космодемьянской. Ваяли ее с моей гражданской супругой Татьяной Ивановой для одного из пионерлагерей Славянского района. В постамент заложили бутылку водки на счастье, — улыбается автор. — Потом Константиновский завод «Укрцинк» заказал две фигуры рабочих, которые держат цинковый блок. Высота 6,5 метра — раньше с таким не сталкивался. Лепили их из глины на территории бетонно-растворного узла. Стояла такая жара, что фигуры приходилось постоянно поливать. Порой возникало желание самому броситься в вагонетку с водой и никогда уже не выныривать. Зато на полученный гонорар сразу обставили квартиру.
А дальше — пошло-поехало. Памятник работникам Горловского химзавода, павшим в годы войны (фигура воина, выходящего из камня),
Памятный знак в честь журналистов и писателей региона, погибших всё в той же Великой Отечественной и умерших после (дата установки 1984 г., скульптор Ю.И. Балдин, архитектор В.П. Кишкань),
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Мемориальная доска Василию Гроссману (установлена на здании городской больницы № 1. Мемориальная доска из красного гранита установлена в 1995 году на фасаде со стороны улицы Артема.),
Бюст писателя Виктора Шутова,
(на фото: Майя Калиниченко, руководитель Дома работников культуры, читает книгу Шутова «Свет Куинджи» у бюста писателя работы скульптора Юрия Балдина)
памятник Владимиру Высоцкому возле Дома Связи в Мариуполе (совместно с Ефимом Харабетом, дата установки 1998 г., снесён в 2003 г.)
— Очень люблю Володарский район, — признается скульптор. — Недавно делал там галерею местных уроженцев — Героев Соцтруда и Советского Союза. А в селе Республика стоит памятник моей работы. Говорят, в годы гражданской войны там махновцы порубили многих… Вот правоохранители и заказали мне четыре фигуры: красноармеец, мальчишечка, крестьянин, еще кто-то… Над ними должно было развеваться знамя. Но потом оказалось, что на него у заказчиков не хватает денег. Поставили без знамени — не смотрится. «Ладно, — говорят, — с финансами разберемся. Возвращайте его». И мы с Татьяной прямо на месте начали сооружать знамя из меди. Крутили, варили, боролись с ветром… Победили.
Если некоторые свои работы мастер вспоминает с улыбкой, то другие — чуть ли не со слезами на глазах. Так, два его донецких рельефных шедевра уничтожены:
18-метровый медный горельеф «Игра» на фабрике игрушек (дата установки 1971 г.)
и шестиметровый бетонный горельеф «Связь» на «Быттехнике» (посвящался работе первой в мире промышленной установки непрерывной разливки стали, которая появилась на ДМЗ в 1960 году, дата установки 1986 г.)
А самую крупную фронтонную фигуру в Донецке — музу трагедии Мельпомену, установленную в марте 2005-го на здании областного музыкально-драматического театра, сам Балдин называет неудачной. Мол, подпортили это 3,5-метровое изваяние весом около тонны те, кто взялся наносить бронзовое напыление
Над «Освободителями Донбасса» Балдин вместе со скульптором Порожнюком, архитекторами Кишканем и Ксеневичем, инженером-конструктором Райгородецким бились шесть лет, начиная с 1978-го. Самый большой памятник Юго-Восточной Украины (общая высота монумента вместе с постаментом и знаменем — более 30 метров), он же — главный мемориал Великой Отечественной (в комплекс входят площадка военной техники, сквер ветеранов, стела партизанам-подпольщикам, колокол памяти) изначально мог быть совсем другим.
— Вот что было у нас затеяно, — протягивает Юрий Иванович старое фото. — Террикон, поставленный на «голову». Скульптуры, словно парящие посередине этого треугольника. Но министр культуры сказал: много архитектуры и мало скульптуры. Забраковал. У нас руки опустились, — вздыхает Балдин. — Так хотелось чего-то оригинального, а тут… В общем, вспомнил я фигуры рабочих, которых сделал в Константиновке. Ну и, отталкиваясь от них, предложил новую модель. Ее приняли, только забраковали имеющийся у солдата автомат, а у горняка — отбойный молоток. В итоге тот и другой держат руки на мече. Знамя же за их плечами в виде пятиконечной звезды всем пришлось по вкусу.
Двухметровые головы солдата и шахтера в течение года лепились из гипса и покрывались медью… на дне строящегося бассейна Донецкого госуниверситета. Для полых фигур монумента на машзаводе им. Ленинского комсомола изготовили каркас. Там же покрывали медью (ее привезли с Артемовского завода цветных металлов), делали гигантский меч, который при варке крутило во все стороны. Но приноровились.
— При установке действовали огромные краны. Выгнали четыре здоровенные стальные конструкции, словно колонны. По ним поднимался своеобразный мост, — вспоминает Балдин. — Ставили монумент по частям: первый венец, второй и так далее. Головы поднимали специальным японским краном… Открытие хотели приурочить к сорокалетию освобождения Донбасса, но к сроку не успели. Так что церемонию провели 8 мая 1984 года, накануне не самой круглой даты — 39-летия Победы. В первые годы медный монумент блестел, как новая копейка. Сейчас он уже темный, с зеленым налетом. Воздух, сами понимаете, у нас какой, вот окисление и происходит.
(фото с открытия из архива А.Б. Виткова)
В двухтысячных Юрий Иванович создал памятники главе Донецкого обкома партии Владимиру Дегтяреву (дата установки 2001 г., архитектор А.Л. Лукин)
Исцелившемуся больному (дата установки 2001 г., скульпторы П.В. Чесноков и Ю.И. Балдин)
Жертвам чернобыльской катастрофы (дата установки 2006 г., скульптор Ю.И. Балдин, архитектор В.С. Бучек)
и Холокоста (дата установки 2006 г., скульптор Ю.И. Балдин, архитектор — П.И. Вигдергауз)
А ещё Юрий Иванович гордится, что в начале 60-х ему довелось поработать бок о бок со знаменитым Евгением Вучетичем, создавшим «Воина-освободителя» в берлинском Трептов-парке, монумент «Родина-мать» в Волгограде.
— В начале 60-х я в числе питерских скульпторов помогал Вучетичу создавать мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане. Объект курировал маршал Василий Чуйков, особо отличившийся в Сталинградской битве. Есть в мемориале и его фигура, будто восстающая из водной глади с гранатой в руке, — рассказывает Балдин. — Когда проходишь мимо нее, там две стены памяти, к одной из которых приложил руку и я. Нам разводили гипс, мы его набрасывали куда надо, нарезали нужные фрагменты. Потом придумали брать готовые гипсовые куски со старой мельницы, расположенной на берегу Волги.
По словам донецкого скульптора, Вучетич был вполне демократичен: вместе с молодыми коллегами пил пиво, с удовольствием поедал свежесваренных раков. И деньгами не обижал.
— Я получал по тем временам баснословную сумму — 600 рублей в месяц, — уверяет Юрий Иванович. — Когда приехал в Донецк, в конструкторском бюро имел 200. Такая же зарплата была у начальника этого бюро.
Список других известных работ Балдина
Мемориальная доска на доме, где жил Николай Васильевич Ясиненко, дата установки 2002 г., находится по адресу г. Донецк, улица генерала Антонова, 9, на доме, где располагалась мастерская
Памятник Ф.И. Толбухину, дата установки 1995 г., скульптор Ю.И. Балдин, архитектор А.Л. Лукин
Скифская композиция (фото А. Бутко), дата установки 2003 г., пектораль из кургана Толстая Могила, скифский воин («Золотой скиф») и скифский шлем (скульпторы В.Г. Киселёв и Ю.И. Балдин)
Мемориальная доска В. Высоцкого на ДК «Искра» по пр. Ильича, дом № 143 в г. Мариуполь (дата установки 1998 г., авторы: Е.В. Харабет и Ю.И. Балдин)
мемориальная доска Исааку Бабелю в Горловке – фото найти не удалось.
В статье частично использовано интервью Андрея Кривцуна.
пока неизвестно(( я не нигде не смог найти эту информацию.
но в фейсбуке обещали узнать. так что будет информация - добавлю в статью.
и, честно говоря, я думал он ещё жив.
Я его видел перед войной, живого и здорового, он собирался уезжать к детям, мне показалось, что на время.
Он показал мне два макета мемориальной доски Кишканю В.П., предлагал разместить на доме, где отец жил (по б. Пушкина, 29). Потом все как-то замерло, возможно, война внесла свои коррективы.
Мемориальная доска Гройсману, там буквы отец делал, он был классным шрифтовиком!
Роман Владимирович, думаю Вам надо присоединиться у циклу статей "Был такой архитектор" и написать про своего отца. Уверен, что лучше Вас этого никто не сделает.