Есть такой скульптор… Александр Скорых
Продолжается в меру бесконечный цикл Леонида Шиманского, посвященный донецким скульпторам. Сегодня — рассказ об очередном мастере и показ его работ…
Скорых Александр Митрофанович родился 27 января 1939 года в Дружковке. В 1960 году закончил Луганское государственное художественное училище. Член национального союза художников Украины с 1975 года. Являлся председателем Донецкого отделения Национального союза художников Украины. Является главой правления Донецкого союза художников.
Александр Митрофанович автор таких работ в Донецке, как…
Памятник Джону Юзу. Открыт 8 сентября 2001 г. Памятник был заказан “Индустриальным союзом Донбасса” и лично Виталием Гайдуком. Расположен возле 3 корпуса ДонНТУ напротив недостроенной библиотеки. Первоначально памятник Джону Юзу стоял ближе к улице Артема, а в августе 2009 года был подвинут ближе к входу в библиотеку. Фигуру Джона Юза в человеческий рост скульптор решил установить на низком постаменте, подчеркнув тем самым человеческие качества отца-основателя донецкой промышленности.
Варианты памятника
2001 г. – открытие памятника
Памятник Анатолию Соловьяненко (совместно с архитектором — Виталием Евгеньевичем Вязовским). Во время проведения II международного фестиваля «Золотой Скиф» был заложен камень, на месте которого предполагалось установить памятник. Был проведен конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе принимали участие десять скульптур. Участвовали Александр Скорых, Александр Порожнюк и другие скульпторы. Конкурс выиграл проект Александра Скорых. Вот что говорит сам скульптор про свою работу: «Сомнений практически не было в одном, — рассказывает Александр Митрофанович. – Поскольку уже после первого выступления Анатолия Борисовича в опере Верди “Риголетто” его стали называть “шахтерским герцогом”, то и в памятнике он должен был воплотиться в герцогском обличье. А вот с обликом самого выдающегося артиста пришлось повозиться. Долго изучал фотографии, не раз встречался с вдовой певца: все искал черты характера, которые надо было передать сначала в глине, а потом — в бронзе. Да так, чтобы не исказить, не нарушить целостности образа. Принимать памятник приезжала вдова вместе с известным скульптором из Киева. В общем, приемная комиссия дала высокую оценку моей работе. Кстати, еще в самом начале эскизы памятника были выставлены в фойе театра оперы и балета, и каждый желающий мог высказать в письменном виде свои замечания. В окончательном варианте некоторые из них тоже учитывались. Памятник отлит из бронзы и покрыт сусальным золотом. Это было пожелание заказчиков, которые специально ездили в Австрию, смотрели там памятник Штраусу и после этого приняли такое решение. Работу по золотому покрытию нанятые специалисты выполняли впервые и только потом они поняли, что на лицо, на плечи надо было наложить матовые пластины. Тогда не произошло бы такого кажущегося искажения образа».
Открыт 31 мая 2002 г. в рамках IV международного фестиваля «Золотой Скиф» и находится в Ворошиловском районе Донецка, в Театральном сквере возле Донецкого государственного академического театра оперы и балета, который тоже носит имя Соловьяненко. Скульптура стоит на постаменте круглой формы, который опирается на цилиндры, символизирующие театральные колонны. Высота памятника 3,5 метра. На постаменте памятника также написано на украинском языке: «Гордість України — Анатолій Солов’яненко — «Шахтарський герцог»
2002 г.
Современный вид
мемориальная доска в честь Василия Петровича Миронова (архитектор Бучек В.С.). Открыта в январе 2005 г. и находится на здании Донецкой городской администрации
памятник Александру Зиновьевичу Астраханю. Открыт 21 августа 2007 года в начале улицы Университетской возле конторы треста «Спецшахтобурение», руководителем которого и был Александр Зиновьевич
памятник Григорию Васильевичу Бондарю. Открыт 18 июня 2015 в Буденновском районе г. Донецка возле областного противоопухолевого центра, расположенного по улице Полоцкой, 2-А. «Над памятником ему я работал больше года, – рассказал А.С. Скорых, – С Григорием Васильевичем был знаком еще со студенческих лет. Много раз бывал в его медицинском центре, наблюдал его в деле. Это и помогало мне в создании монумента. На пьедестале он предстанет во всем величии человека, который многое сделал для того, чтобы научиться побеждать болезнь века»
Бюст Карпову – бывшему генеральному директору “Азовстали” в Мариуполе
Бюст деятелю советской угольной промышленности Е. Т. Абакумову. Установлен в 1967 г. возле шахты имени Абакумова треста «Рутченковуголь»
Не реализованные проекты:
памятник Льву Толстому. Планировалось, что бронзовый памятник писателю будет установлен за театром оперы и балета
памятник Сергею Прокофьеву. Вот что вспоминает об этом памятнике его автор: «Сначала у меня была идея сделать Прокофьева за роялем, на котором сидит соловей. Эту солидную композицию, которая уже и конкурс выиграла, намеревались установить в донецком аэропорту, носящем имя композитора. Но не хватило средств. А в 2011 году, когда отмечалось 120-летие со дня рождения Сергея Сергеевича, я сделал вот этот гипсовый бюст, — показывает он на белоснежного Прокофьева, примостившегося рядом со своим куда большим глиняным воплощением. Мэр Донецка, Александр Лукьянченко, видел его тогда на выставке, посвящённой юбилею композитора и дал добро на то, чтобы именно эта моя работа, только увеличенная, была установлена у областной филармонии, концертный зал которой носит имя Прокофьева. Высота его будет 2,2 метра плюс гранитный постамент, — поясняет мастер. — А самого Сергея Сергеевича отольют из бронзы. Работаю по десять часов в день. Тороплюсь. Очень хочется, чтобы в конце августа, ко Дню города, скульптура заняла своё место и радовала жителей Донецка и его гостей»
Композиция «Все на футбол!»
Представляет собой динозавра, на спине которого сидит мальчуган, а за руку гиганта ведет еще один паренек — с мячом. Автор композиции предлагает данную композицию (только намного больших размеров) установить на пересечении улицы Челюскинцев и проспекта Мира, возле сада камней. Динозавр символизирует связь далекого прошлого и современных величественных сооружений: «Донбасс Арены», гостиницы «Виктория», музыкального парка. Гигант, идущий в сторону стадиона, также отражает силу и мощь футбольного зрелища.
Участвовал в конкурсе на памятник женщинам-шахтёрам (даже выиграл в нём, но условия конкурса поменялись, и выиграл другой), а также в конкурсе на памятник Ватутину (где занял 2 место).
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.