Кисти Фокса
На Гладковке его знают как Фокса. Такое прозвище ему дали еще в детстве. Почему – он уже точно не помнит. «Наверное, из-за житейской хитрости», — говорит, усмехаясь. На Гладковке знают не только его, но и его произведения. Граффити в исполнении Фокса украшают стены многих домов поселка, и даже школы 61. Здесь Фокс учился, здесь он исполнил свою первую официально разрешенную настенную живопись.
Мы с Фоксом и его коллегой-граффитчиком из Ясиноватой Александром Гребенюком – у этой самой школы. Фокс показывает на свое самое первое граффити – жалкое зрелище, угловатое нечто, неотличимое от той мазни, которую исторгает из себя обычный любитель пачкать горизонтальные плоскости, которых в Донецке – на каждом углу. Так начинал Фокс. Нет, портить стены ему не хотелось. Он хотел рисовать.
— Вы были спокойным ребенком? – спрашиваю, ориентируясь на безмятежную манеру Фокса произносить слова.
— Да вряд ли, хотя учился в музыкальной и художественной школе. Но улица всегда тянула. Обе школы – это моя инициатива. Музыкой я тоже занимаюсь, сейчас в Харькове активно общаюсь с людьми из хип-хопа, есть среди них очень известные. В Харькове вообще, надо сказать, культура развита гораздо сильнее, чем в Донецке. Причем что-то постоянно происходит, а не время от времени, как у нас.
В Харькове Фокс заканчивает художественную академию. От рисунка на стене до собственной выставки, которую он сейчас будет готовить – не такая уж большая дистанция, как оказалось.
По мнению Фокса, Гладковка имеет свою творческую изюминку. Здесь, на одном «пятачке» — художественная, музыкальная и хореографическая школы. Народ подпитывается всем этим. Какие-то флюиды в воздухе определенно витают. Из них, из флюидов, видимо, и образовалось желание рисовать.
Перед тем, как исполнить свое первое настоящее граффити – то самое, на стене школы — Фокс каждый день откладывал деньги, которые мама давала на завтрак. За сто дней накопил сто гривен, купил десять баллончиков с краской – те, которые были нужны, исходя из замысла картины. Взял разрешение у директора школы Андрея Васильевича Удовенко, покровительствующего творческим порывам молодежи. Директор оставил Фоксу ключ, чтобы тот взял себе парту как стремянку, предупредил сторожа. Когда работа была закончена, стало очевидно: несъеденные завтраки того стоили.
— Наверное, далеко не все относились к вашей деятельности так лояльно, как Андрей Васильевич? – спрашиваю у Фокса.
— Да, часто нас считают вандалами. Порча государственного имущества и все такое. Хотя мне кажется, что порча и вандализм – это если ты внутри здания, внутри чьего-то жизненного пространства что-то намалюешь. А если снаружи, на унылой серой стене – ну, кому от этого хуже? Мне приходилось сталкиваться с неприятием моих рисунков. Пришлось даже побегать. Как-то работал с партнером возле гастронома «Москва» — решили оживить заброшенный ларек. И тут, откуда ни возьмись — патрульная машина, забитая милицией, еще и с собакой. Ну, ничего, убежал, подготовка, слава богу, позволяет – каждый день бегаю.
— Для таких случаев тренируетесь?
— Прежде всего, для здоровья. Но вообще, каждому гараффитчику советую иметь хорошую спортивную подготовку. На всякий случай.
Впрочем, с милицией у Фокса иногда получается и полное взаимопонимание.
— Однажды подошел участковый, я рисовал на его доме. Спросил, что делаю, я ему показал эскиз, и он, посмотрев, хмыкнул и сказал: «Ну, продолжай!» Там была дама в шляпе, его, видимо, проняло.
Главное произведение Фокса известно уже далеко за пределами Гладковки. Это – картина на стене возле площадки для стритбола. Галерея негритянских баскетбольных физиономий. Надпись Streetball. И длиннющие женские ноги.
— Шикарные ноги! Это на Гладковке такие водятся?
— Нет, это я взял с какого-то рисунка. Просто захотелось разбавить мужскую компанию, украсить ее. Но и на Гладковке есть шикарные ноги, их тут очень много, особенно это видно вечером, когда после 18 часов начинается гуляние по нашей знаменитой стометровке, ее у нас называют «красная дорожка» – вниз от школы по улице Звягильского.
Гладковка воспринимает граффити Фокса как естественный элемент своей внешней среды. Здесь вообще, как ни в каком другом микрорайоне Донецка, развита современная городская субкультура. Здесь проводился городской турнир по стритболу. Здесь прошел фестиваль молодежной культуры «Голос Донецка» — хип-хоп по полной программе, со стритболом, рэпом, брейком и барбекю на закуску.
— У нас тут «мини-Харьков» образовался, — довольно констатирует Фокс.
— Но вообще, в Донецке и окрестностях с субкультурой не очень, — вступает в разговор Александр Гребенюк. — Людей, которые этим занимаются – единицы, всегда так было. Донецк – не молодежный город, в отличие от Харькова того же. Наверное, этим все объясняется. Я сам из Ясиноватой, там еще хуже: кроме меня, может, еще пару граффитчиков наскребется. И это чисто возрастное явление. На Западе люди занимаются граффити, например, с 70-х годов, есть граффитчики уже и почтенного возраста. Но в Донецке вы не встретите человека, который, начав в 90-е, продолжает этим заниматься до сих пор. Наверное, потому, что не имеют, в отличие от Запада, какой-то творческой перспективы. Там у них лучшие уличные художники устраивают уже и персональные выставки в лучших галереях…
А в Донецке даже фестивали граффитчиков как-то сошли на нет…
— Вы вернетесь в Донецк из Харькова, после окончания академии? – спрашиваю у Фокса.
— Я вообще бы хотел немножко поездить по миру. Посмотреть, пожить, поработать. Но Донецк родным останется, в любом случае. И где бы я ни осел, я буду навещать родное место.
— И будете нести ему мировую культуру?
— Обязательно! Я уже пытаюсь это делать. Вот в этот раз привез в художественное училище каталог, который мне подарили за участие в одном конкурсе. Я чувствую, что должен отдавать дань Донецку за то, что он в меня вложил. Хочу, чтобы культурная жизнь здесь стала интереснее. В Харькове я увидел столько замечательного! Например, там проводят Ночь музеев. Это фантастика! Могу только мечтать, чтобы такое когда-либо состоялось в Донецке. Буду стараться что-то сделать для этого. Но тут должны еще и власти, конечно, свое слово сказать…
— Может, они еще не подозревают, что должны это сделать? – задал я риторический вопрос.
И, как на всякий риторический вопрос, ответа не получил…
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
гордись, Харьков, нашими людьми!
Zhoock Off,
Ну, я знал, что Харьков вас зацепит, и даже чуть было не поспорил:)
это с кем бы?)
Zhoock Off,
Есть пассионарии!
Вы б не проспорили, Евгений Юрьевич)
Zhoock Off,
Я в курсе:) Поэтому и не поспорил. Неинтересно. Нечестная игра
Как-то нечестно что статья о Фоксе, а Саша остался в тени. Он не менее талантлив, может не настолько амбициозен как Фокс.
Livona,
Когда-то я учил Сашу возводить стены. Надеюсь, что когда-нибудь он будет расписывать свои собственные.
Livona,
Почему нечестно? Просто встреча была с Фоксом, а Саша просто составил ему компанию. Речь шла о Гладковке прежде всего, а Саша к ней имеет слабое отношение. Кстати, мне он показался отличным человеком
Не, Фокс - мужик зажиточный...но не фраер - это точно (С)
Для всех: Первый из четырех своих рисунков на школьном дворе Фокс (а для меня Саша Бритцев) действительно начал рисовать в 5 часов утра (чтобы советами не замучали), поэтому пришлось предупредить сторожа, что это не хулиганство, а творчество и его надо не гнать, а охранять! Мы с Сашей обсуждали его эскизы заранее. А вот знаменитое панно на стритбольной площадке он рисовал три дня и для всего поселка это действо стало творческим откровением ("процес" разошелся немеряным количеством фото и видио по мобильным телефонам, Вконтакте, по E-mail). Кстати, под графити баскетболистов(2009 г.) Саша "похоронил" свой же рисунок футболистов (2003 г.). Директор школы Удовенко А.В.
Для Фокса: Саша, у нас предстоит большая реконструкция, а , возможно, и строительство, так что будет возможность продолжить создание твоей авторской галереи как на улице, так и внутри школы. Мы еще увидим и "Алису в стране чудес" и многое другое!