Вскрытие Театра Тудоровских
Обшарпанное здание на Кобозева, 62 вряд ли может привлечь внимание прохожего. Разве что чудовищными трещинами по фасаду и облупившейся штукатуркой. Между тем, это одно из интереснейших зданий города. Таковым оно было в начале века, когда его построили. Тем более, таковым оно остается и сейчас. Это здание до революции называлось «Театр Тудоровских», потом его упоминали также как «Клуб Тудоровских». В дождливый апрельский день я с неоценимой помощью соратника Сергея Горбункова совершил паломничество в этот артефакт старой Юзовки. Для иллюстрирования наружности, правда, пришлось использовать кадры, сделанные в более светлые дни:
Но сначала – о самом здании. Увы, мне о нем мало что известно. Как выяснилось в процессе изысканий, не только мне. В истории здания – грандиозные провалы. Сообщается, что построили его в начале века братья Тудоровские, купцы еврейского происхождения, занимавшиеся в Юзовке обувным бизнесом. Когда-нибудь подробнее о них напишет историк Анатолий Жаров. Судя по объему, здание было многофункциональным. Но в его актовом зале (как сказали бы сейчас) устраивались балы и разнообразнейшие увеселительные музыкальные мероприятия. После революции театр-клуб еще какое-то время использовался как очаг культуры. Потом в него заселили совучреждения. В частности, три комнаты занял краеведческий музей. Пожив здесь три года, в конце 20-х, он тихо удалился в иные места.
Во время войны в театре Тудоровских вновь возникло заведение «по профилю»:варьете «Пестрая сцена». Немцы развлекались в привычном стиле. Об этом как-нибудь позже можно написать целое эссе. После войны целомудренная советская власть варьете сохранять не стала и вновь отдала театр Тудоровских для бюрократической деятельности. А потом, потом…
В начале 70-х в здание на Кобозева, 62 вселили экономико-технологический техникум. С тех пор профиль его (о чудо!) не изменился. Именно туда мы с Сергеем Горбунковым и пришли как более-менее желанные гости. А любезно сопровождала нас в походе по гулким этажам чуткая, отзывчивая Любовь Семеновна Зикунова, ведущий специалист техникума.
Увы: об истории здания его нынешние обитатели знают немногим больше моего. Нет никакого намека на внутренний музей. Да и кому бы пришло в голову устраивать музей там, где нет решения вышестоящих органов о признании объекта архитектурным памятником? Там, где хозяин менялся чаще, чем меняются японские премьер-министры? Есть предположение, что дом построен в 1904. По скромной версии работников техникума, именно эти цифры угадываются на этой колонне:
По нашей альтернативной версии, тут можно также нащупать цифры 1901, равно как предположить, что на колонне просто обозначен инвентарный номер. Рассказывают, что когда-то пытались химическим способом сделать цифры более явными. Но эксперимент не удался. Вот колонна в полном объеме. При взгляде на нее возникает желание немедленно пролистать томик Северянина:
Колонна находится в библиотеке. Раньше, во времена Тудоровских, тут был холл. Попадали в него через дверь в угловом закруглении здания, на перекрестке Кобозева (Второй линии) и Садового проспекта. Закругление и сейчас просматривается, но на месте двери – угловое окно:
В библиотеке есть еще и арочные окна. Это остатки былой роскоши, когда-то украшавшей фасад:
Теперь вход в техникум находится на улице Кобозева. Слева от него – зоомагазин. Обследовав с разрешения администрации его закрома, мы обнаружили вот такую арку тудоровского стиля и конструктивного назначения:
Там же. Просматриваются некоторые секреты юзовской строительной техники:
Там же. Санузел. Пронзительным салатовым цветом обозначены характерные признаки дореволюционного строительного стиля:
А вот нынешний вход. Вид изнутри:
А вот нынешний холл, куда попадают посетители. Выглядит весьма парадно, в нишах – выставка достижений техникума:
Подвальное помещение активно используется в педагогических целях. Здесь мастерские и кое-что еще. От тудоровских времен (а может, и от более поздних, как знать) уцелел ряд зеркал в характерных рамах. С разрешения руководства, девочки-модельеры украсили стекла высокохудожественными рисунками:
Там, где стекла убиты временем, рисунки заменили их в принципе:
Обилие зеркал и планировка помещения натолкнули нас на мысль, что здесь мог быть ресторан. Почему нет? Взгляд из подвала на Садовый проспект и дончан, утомленных бесконечными осадками:
Следы старой юзовской кладки. В подвале она проступает в нескольких местах. Глядя на все это, задаешься вопросом – за счет какой силы все это еще стоит?
Все еще подвал. Взгляд в сторону гардероба (пугливые гардеробщицы при виде фотоаппарата моментально слились со стенами). Уходящий немного вдаль подземный коридор когда-то смыкался с ветвистой системой ходов, устроенной под зданием областного военкомата. Говорят, они достигали аж парка Щербакова:
Ступеньки, ведущие на улицу Красноармейскую. Театр Тудоровских занимает целый квартал:
А вот и главное помещение театра Тудоровских – зрительный зал. Мерцающий полумрак, люстры, балконы… Трудно не вообразить здесь лорнирующих ловеласов и лорнируемых прелестниц:
Карниз главного зала. Античность:
Окна зрительного зала. На них – какие-то штуки, которые мне бы хотелось назвать ламбрекенами, если бы я не боялся ошибиться:
Вид из окон зрительного зала. Внизу – все тот же Садовый проспект. По стилистике, оконные переплеты напоминают те, что были установлены в летней кухне моей бабушки Матрены Поликарповны. Напрашивается замена их на что-то более приличное. Однако не похоже, что это случится слишком скоро:
Колонна зрительного зала. У меня есть один друг, который вычислил, что все евреи – масоны. Судя по символике, представленной здесь, он прав хотя бы частично:
Еще колонна зрительного зала. Декадентские финтифлюшки:
Вид на сцену из-под балкона. Как видим из плаката на сцене, стиль развлечений за истекший век сильно изменился. Но разве трудно представить здесь нечто вроде возрожденного «Юзовского благородного собрания»? Только возрождать пока некому:
В коридорах техникума. Юзовский стиль отсюда почти испарился. Разве что устаревший тип строительных конструкций всколыхнет в душе отголоски «серебряного века»:
Последний этаж существенно ниже всех остальных и воспринимается как половина этажа:
Житейский этюд. Многие после посещения кабинета социальной работы, наверное, испытывают желание немедленно наведаться в туалет:
Вид во внутренний двор, где притаился древний пингвин, замаскированный под урну. В советские времена, такие можно было встретить в самых разных местах Донецка. Как нам сообщили, их сконструировал какой-то умелец с ХБК:
На одной из площадок между этажами выставлены образцы творчества студентов специальности «Моделирование и конструирование промышленных изделий» (кажется). Глядя на это, рука (будь на ней глаза) опять бы потянулась к Северянину. Именно таких женщин, наверное, и можно было увидеть в театре Тудоровских до наступления диктатуры пролетариата:
По всему зданию можно без труда обнаружить трещины. Иногда, глядя на них, вообще не можешь понять, почему до сих пор здание не распалось на молекулы. Крепко строили братья Тудоровские:
Ну, и попытка резюме. Нельзя сказать, что Донецкий государственный экономико-технологический техникум влачит жалкое существование. И конкурс в это заведение приличный. И есть перспектива эволюции его в промышленно-экономический колледж. Но состояние здания, известного как «Театр Тудоровских», таково, словно оно доживает последние месяцы. Слава богу, это не так. Строили в Юзовке действительно крепко. Но сколько еще простоит этот дом?
Совсем недавно ходили слухи, что здание могут снести и построить на его месте гостиницу под Евро-2012. Похоже, проект отпал – уже явно не успевают. Но разве это обезопасило «Театр Тудоровских» от дальнейших поползновений? В реестр архитектурных ценностей он не внесен. Значит, формальной причины сохранять его нет. Значит, в любой момент могут прихлопнуть без особых колебаний. Защитить эту милую старину, которой в городе осталось совсем мало, просто некому, кроме сотрудников техникума. Но если в дело вступят большие деньги, вопрос будет решен в мгновение ока. Надеюсь, в этом никто не сомневается.
На вопрос: «Да кому она нужна, эта рухлядь?» — вынужден ответить: к сожалению, никому. Город, не знающий цену своей истории – разве он может ее сохранить?
Ещё статьи из этой рубрики
Комментарии
Написать комментарий
Только зарегистрированные пользователи могут комментировать.
Евгений Юрьевич, как говорится сейчас, - респект и уважуха за хороший материал. А вот я с фотокором как-то не додумались включить свет в актовом зале для наглядности. Мне еще в зоомагазине сказали, что современные перестройки нарушили систему вентиляции Театра Тудоровских - жарковато и душновато у них летом.
Один из магазинов братьев Тудоровских находился прямо напротив аптеки Лаче (скорее всего на месте автозаправки).
Я думаю, что здание построено все-таки после 1901 и 1904 года (где-то в 1910-е годы).
Зеркала не для ресторана - а для репетиций актеров.
А насчет архитектурных памятников! Как сказал недавно во время телеэфира на ТРК "Донбасс" начальник управления архитектуры и градостроительства Станислав Ващинский - "все архитектурные памятники Донецка выявлены в 70-е годы прошлого века". Все - точка. А каком таком театре каких-то Тудоровских речь идти то может? Ну, только в архитектурные памятники можно поставить нынешние новострои - ту же Грин Плазу,например. Не зря же ведь делали ее. А термин такой "как вновь выявленный объект культурного или исторического наследия" для наших чиновников не существует - уж сильно хлопотное это дело, да и прибыли оно то не приносит.
Мне как-то не вспоминается никаких особых трещин по фасаду - строили всю юзовскую старину реально на совесть. Всю, несмотря на относительное несовершенство материалов, особенности основания, поздние перестройки, снующие уже полвека трамваи и тяжелые грузовики и полную/частичную бесхозность.
А угробят одним махом, это легко. Что делать? Фотографировать и записывать.
А мне вот в последнее время все больше и больше хочется узнать, кто первым начал кричать о юзовском модерне, да так, что теперь у нас возникло стойкое мнение, что все обитатели Юзовки были приверженцами именно этого стиля?
по моему скромному мннию - доминирующим в застройку Юзовки был всетаки ново-русский стиль, ну и стиль барака, конечно
Aryason
А фиг его точно знает какой был доминирующий стиль в архитектуре Юзовки. Ведь имена тех же дореволюционных архитекторов неизвестны, окромя финских архитекторов и одного шведского, умершего здесь летом 1917 года якобы от холеры (так было записано в некрологе финского архитектурного журнала), которые с 1916 по 1917 годы проектировали строительство завода и поселка возле него на Путиловке.
Например, усадьба Рутченковых (там сейчас расположен офис ФК "Олимпик") точно сделан в русском стиле. А дома в стиле модерна пошли у нас где-то, наверное, с 1902 года (я думаю, что в 1905-1906 годах в связи с первой русской революции строилось зданий немного). Ну то, что модерн все-таки больше уцелел сегодня - это да!
коллеги. мы так в модерн шо хочешь введем.
у нас сохранились типичные вещи южнорусской традиции начала Ха-Ха века в архитектуре особняков и классика "кирпичной" пром. архитектуры.
Это очень ценно, несмотря на практически полную неуникальность, и нуждается в сохранениии (и реконструкции для этого). Что конечно в Донецке никому нафиг не надо, за редчайшим исключением.
А щас мое спорное и частное мнение: новорусский стиль (в монументальных сооружениях граничит с неовизантийским) - дело сильно эклектичное и размытое, принято в нашей литературе туда лепить всякие башенки-луковицы и кирпичные штуки типа щипцов и полуарочек разного радиуса, тяги неожиданные перегруженные и т.п.
Так что к архитектуре сохранившихся юзовских особняков подходит как нельзя лучше (где-то на 90%).
Пусть со мной не согласятся....))
Ну, для опеделения стиля совсем не обязательно знать имена архитекторов.
То, что сохранилось много зданий стиля модерн - тоже верно, но вот театр Тудоровских - это явный новорусский. И по Павших, там где остановка трамвая - тоже. а судя по старым фотографиям - так вообще весь Новый свет застроен домами в новорусском стиле
Это потому - что этот стиль и был доминирующим в Юзовке. спутать с ним модерн - просто не возможно. Гляньте на дом кроля, или того же Горелика
ну здесь, признаюсь, что в архитектуре я полный непрофессионал, а стили были разные - южнороусские и новорусские, и "кирпичный" стиль - всего хватало
Aryason,
кроль и горелик - это характерные арки и растительные орнаменты, да.
у горелика офигенные консоли - как для особняка юзовского. класс.
раститльные орнаменты? У Кроля?
попутал)) я имел ввиду напротив Кроля - тот муляж нынешний.
Я в пути и отвлекаюсь, сорри.
Anatoliiz,
Анатолий, спасибо за высокую оценку! Но один вопрос. Почему ты решил, что зеркала - непременно для репетиции актеров?
в перестроечные времена бытовало мнение, что то - тоже Кроль, если я не ошибаюсь.
Репортаж наиболее подробный, хотя есть ощущение некой недосказанности, наверное стоит там побывать самому для полноты эмоций.
Урны в виде пингвинов встречались в городе повсеместно. Один экземпляр был замечен в Амросиевке. Скорее это был стандартный шедевр коммунального хозяйства.
А двор закрытый, или с улицы в него заглянуть можно?
Zhoock Off,
Так есть данные, что это и был Кроль. Одному человеку никто не мешал иметь два дома, тем более, если у него было немного лишних денег от бобруйской плитки
sembond,
там везде можно, только лицо надо правильное делать)
как впрочем и везде.
sembond,
Ощущение недосказанности может быть, но оно возникает не от того, что автор чего-то недосказал, а от того, наверное, что здание слишком больше.
Во внутренний двор, по-моему, посторонний не попадет. Но зайдя в холл, любой посетитель получает доступ к окну, из которой внутренний двор просматривается
JohnAdmin,
тада вопрос - а охранность с того особняка по четной стороне сняли перед сносом? или они вообще не охранялись толком, Вы не в курсе?
Zhoock Off,
Ни один из Кролей не охранялся, насколько я понимаю
JohnAdmin,
как и Тудоровские...
а что это кого то останавливало? Яркий пример гостиницы "Донбасс"
Aryason,
ну за нее возмездием будут вечные насмешки над авторами и владельцами.
вот интересно, в начале прошлого века так же критиковали тот же модерн, а?))
чето я не понял - этот вопрос всязан с гостиницей донбасс? или отдельны пунктом идет?
Женя, насчет зеркал говорили сами в техникуме мне и я, в принципе, с ними согласен, - ведь где-то актерам и артистам надо было репетировать. А для репетиций нужны зеркала - ну это когда стоять у станка. Даже не артисту балета или варьете - нужно оттачивать свое мастерстов с помощью зеркала - жесты, мимика и т.д. Напомним, что центральный вход в театр с другой стороны - а с другой стороны свободно могли артисты заходить в зал. Ну, эт конешно, тока мое предположение.
Aryason,
отдельным уже, как бы возвращаясь к теме Тудоровских и вообще)
Anatoliiz,
Толик, у работников техникума - ни одного факта, но масса предположений. Это я понял отлично из разговоров с ним. И, поскольку зрительный зал аж на третьем этаже, то я считаю, что вряд ли репетиционное помещение было так далеко от него
JohnAdmin,
нескромно настаиваю на "ресторанной версии", потому как романтичнее!
...а в развитие оной, репетиционные помещения прошу вынести в подвальные помещения облвоенкомата!))
Zhoock Off,
Как версия принимается, потому что недостаток информации делает достоверной любую версию!
JohnAdmin,
тут наверное, не самое удачное место для развлечений моих, но уж тема больно близкая.
извиняюсь если что.
Неорусский стиль получил свое развитие в начале 20 века. Причем, он был гораздо ближе к модерну, чем к весьма распространенной в это время эклектике. В нем просматривалась тенденция к "северному" модерну (это хорошо видно на вытянутой башне дома Горелика).
Луковичное (маковичное) завершение баши дома Тудоровских - единственое, что связывает его архитектуру с "псевдорусским" и "неорусским" стилями.
Все юзовские дома слишком малы по своим размерам, чтобы точно отнести их к тому или иному стилю. Появление только одной или двух характерных деталей не всегда является поводом для точной идентификации. Тем более, что модерн, эклектика или неорусский стиль имеют недостаточно точные границы.
Как писал в свое время Бабель - трудно понять, где кончается полиция и начинается Беня Крик.
алекс,
очень убеждающе прозвучало, спасибо.
Я не стал бы так категорично это заявлять.
Достаточно поближе взглянуть на оформление фасада этого здания, что бы убедиться, в том, что не только купол связывает театр тудоровских с неорусским стилем
Треугольные фронтоны окон первого этажа - чистая классика. Завершение окон второго - традиционное для все Юзовки и ничего общего с русским стилем не имеет. Арочное завершение с замковым камнем окон третьего - то же самое.
Части парапета, примыкающие к башне - не имеют аналогов в русской архитектуре и характерны для модерна. Завершение карниза по ул. Кобозева - разорваный циркульный фронтон - традиционное решение фасада дома, зажатого с двух сторон другими, - опять же приближает его к модерну.
Можно говорить о некоем приближении к неорусскому стилю двухэтажного фрагмента фасада, но кирпичный декор простенков и части карниза не имеют характерных его черт - узкиз окон-бойниц, "пузатых" колонн. Вообще, весь кирпичный декор домов старой Юзовки диктовался размерами кирпича, а, поскольку плоскости фасадов были явно недостаточными для размещения крупноразмерных архитектурных деталей, характерных для того или иного стиля, то речь может идти скорее о примитивном (упрощенном) декорировании, нежели о полноценном стилевом замысле.
Не буду спорить с преподавателем Донбасской академии, хотя, желею что мы там не встречались в свое время.
Дивно только, что никто еще не озаботился серьезным анализом Юзовской архитектуры
Aryason,
Надеюсь, в этом году закончу компьютерную реконструкцию старой Юзовки. Рассматривая отдельные готовые фрагменты, плачу от жалости - какой красивый город мы потеряли.
Во! Я бы глянул одним галзком. Да чего там -глянул бы двумя сразу
алекс,
Aryason,
я сразу четырьмя буду рад!)
Для того чтобы сохранить отдельно взятые сооружения старой Юзовки, которые когда-то принадлежали частным лицам, а потом были национализированы, необходимо произвести так называемую реституцию. Возможно тогда ностальгирующие правовладельцы наведут необходимый лоск! Пора инициировать принятие закона о реституции!
Классное предложение. Получит, скажем, бывшая графиня работающая уборщицей, здание в три этажа. и каким боком она сможет его отстоять?
Я лично знаю бывшего потомка бывших владельцев заводов и пристаней в Риге. Что то этому реституция не помогла
А я знаю в Праге! У них все в "шоколаде"!
Sid Misious,
У нас же всетаки не Прага :-).
Так и работает бывший владелец простым жестянщиком, с окладом в 2500 грн, которого, по мнению местных властей, достаточно для нормального существования
На снимке колонны зрительного зала якобы декадентские финтифлюшки. Никакие это не финтифлюшки однако, а очень даже масонские знаки - циркуль и треугольник. Точно такие же, как и на главных фасадах индустриалього техникума, пятого корпуса ДПИ и филфака университета.
Aryason, слишком микроскопический размер предмета анализа.
Федор,
Вы что-то перепутали. Там, где фото с циркулем - там и написано про масонские знаки!
в смысле микроскопический?
И так:
1.Колона в библиотеке и дата основания - этот вопрос меня задел - а точнее задело бездействие обитателей здания и полное отстутствие любопытства последних к возрасту здания - поэтому имея выходы на руководство техникума - а также знакомого рестовратора и умение убеждать, планирую в ближайшие дни - устроить попытку рестоврации таблички с надписью и предположительно датой постройки, все рассходы возьму на себя - кто поможет буду только рад.
2. Недосказаность - она имеет место но только по одной причине - здание скажем так не маленькое, и наш экскурс был в полном смысле слова экскурс - если задатся целью его изучения - и провести в нем дни в компании специалистов - то думаю только в таком случае можно говорить о полноте информации. лично я бы еще раз прошелся бы по нему и думаю нашел бы много чего интерестного чего не заметил в первый раз.
3.Зеркала - или колоный зал - вот именно, зеркала расположенны в колоном зале - и репетировать актерское мастерство было бы не удобно а варьете невозможно. а с учетом того что в данное помещение был отдельный вход со стороны Садового, а рядом много подсобных помещений то я как человек побывавший практичесски во всех ресторанных заведениях города (сугубо рабочий интерес) - и во многих хороших ресторанах Украины, и имею представление о основных требованиях к залу ресторана - без раздумия предположил что именно тут был ресторан( ну или как он там назывался во времена Тудоровских). Хотя я могу и ошибатся.
4.Загадка - на сегоднешний день я не разу не слышал о подземных ходах в Юзовке, Сталино, Донецке - но по утверждению сотрудников техникума в подвальном помещении есть люки ведущие в более глубокие помещения из которых в неизвестном напралении уходят или затопленные или полузатопленные хода. Но провести туда нас с Евгением на отрез отказались сославшись на строгую женщину завхоза ( якобы по возрасту чуть ли не одногодку здания) которая в свои владения вообще никого не допускает. Так что это за подземные тонели и куда они ведут - или вели остается загадкой.
P.S. Я бы не обратил внимания на информацию о подземных ходах - НО буквально на следующий день я встретил одного человека занимающегося строительством который по чистой случайности мне поведал - что при строительстве здания во дворе первой городской больницы - при подготовке котлована для фундамента - на глубине трех метров строители натолкнулись на небольшой тонель - формой арки - и кладкой из старого кирпича - уходившего ! в гулбь ! - но поскольку строить надо было быстро - и заинтересовавшихся людей не оказалось в числе строителей - его заложили и присыпали. ВОт и вопрос а есть ли жизнь под городом ? (а точнее между поверхностью и шахтами). Но думаю это тема для отдельной статьи.
Сергей Горбунков,
Насчет подземных ходов. В Донецке есть диггеры, они могут много чего по этому поводу порассказать
Сергей Горбунков
насчет подземных ходов. Диггеры есть - это точно! только о тех подземных ходах, которые вы упоминаете и которые находятся поблизости - навряд ли они расскажут! Легенды и тайны о ПОДЗЕМНОМ МИРЕ города ВСЕГДА должны оставаться до конца нераскрытыми.
Да, ходы заинтерессовали. Попробую узнать.
Гр. Монте-Кристо (предисловие - аббат Фариа) "Как прорыть подземный ход из Дома Тудоровских к Первой Горбольнице". Донецк, 2011
ismaell,
кажется, тайные подземные лазы юзовских типа времен стали в Донецке и Сталино милой пошлостью:)
я "помню" еще подземный лаз из подвалов гастронома Москва вглубь застройки между Постышева и Горького
Zhoock Off,
А я - из Дома Советов в направлении завода. Говорят, там целая железнодорожная ветка
JohnAdmin,
...надеюсь, паровозы всё ещё под парами?))
Zhoock Off,
Даже не сомневайтесь!
Вот уже сколько лет говорят о том, что для художественного музея нужно отдельное здание. Так почему же нельзя перевести его в это помещение, а для техникума построить новое на том же Текстильщике, где студентки проходили бы практику на ХБК? Как раз для музея это здание, если его довести до ума, было бы весьма подходящим: в старой части города, с особой аурой.
Максим,
это очень дорого.
да и ХБК нет. Да и техникума в сущности нет.
Да и вообще ауры нет.
И денег нет.
Никому не надо.
Вообще, надо уточнить - есть ли еще музей?
Максим,
Достойная мысль
JohnAdmin,
Вы с этой мыслью и Максимом подойдите в техникум к упомянутым в статье женщинам)
Zhoock Off,
Та не
Какая позитивная аура у Дома Тудоровских оказалась - милый материал вызвал не менее милую и остроумную... даже не дискуссию, а джигитовку словами верхом на фактах из юзовской истории. )))
ismaell,
аура еще та.
хорошо, что традиции сайта не позволяют мне публиковать мне собственные факты вскрытия дома господ Тудоровских.
Так музей уже в Макеевку перенесли. Зачем Донецку культура и памятники?
JohnAdmin,
Ну да, конечно. Извиняюсь, я соотнес надпись не с тем снимком.
Zhoock Off,
Какой музей вы имеете ввиду? Краеведческий донецкий? Так он в полном здравии. Был посещен мною неделю назад. Трех с половиной часов не хватило. Нужно устроить музейный выходной, совместив с музеем на стадионе.
sembond,
любой
На поселке Смолянка рассказывают насчет подземного хода от Куйбышевского райисполкома в направлении центра. Куда-то к городским ставкам. Наверное, все райисполкомы имели подземные ходы
Да, Павел Григорьевич, оживили помещение!